Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ





СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

 

Основным источником, обогащающим детей представлениями об окружающем мире, является организуемое учителем наблю­дение. Начиная с I класса ребёнок путём наблюдений приучается вычленять характерные признаки и свойства предме­тов, выявлять причину изменений в природе, Так, например, учащиеся I класса могут понять, что таяние снега, появление зелёного покрова — явления, связанные с наступлением тёплых весенних дней. Показывая природу такой, какова она на самом деле, школа воспитывает в детях правильное понимание при­родных явлений.

Чтобы составить чёткое и ясное представление об объектах живой и неживой природы, умственно отсталому ребёнку необ­ходимо не только видеть, но в той или иной форме воспроизвести изучаемый им предмет.

Преподавание естествознания связывается с рисованием, леп­кой, изготовлением коллекций, плакатов и даёт вследствие этого богатейшие возможности для развития навыков ручного труда.

Проводя экскурсии в природу, на которых учащиеся непо­средственно знакомятся с растениями и животными своего края, знакомя их с литературными произведениями о родной природе, организуя просмотр научно-популярных кинофильмов, учитель создаёт в воображении детей картины неисчерпаемых богатств нашей великой страны, в сознании учащихся крепнет гордость своей Родиной, растёт любовь к ней.



Изучая природу, ребёнок наблюдает разнообразные ланд­шафты, яркую или нежную окраску растущих растений, пёстрый узор окраски насекомых, птиц, их полёт, сильные и ловкие дви­жения. Природа пробуждает чувство красоты, понимание её, воспитывает эстетическое чувство.

Помимо общих задач обучения и воспитания, перед учителем-дефектологом стоит и особая задача: работа над компенса­цией дефекта ребёнка.

Современная советская олигофренопедагогика, опираясь на учение академика И. П. Павлова и мичуринскую биологию, раз­вивает оптимистические взгляды на компенсаторные возможно­сти ребёнка, перенёсшего мозговое заболеване. Но для этого не­обходимо создать соответственные условия. Правильно органи­зованные занятия по естествознанию дают богатейшие возможности.



Умственноотсталые дети, как и все дети, проявляют интерес к природе. Учитель использует этот интерес в учебной работе. Организует ли учитель изучение развития насекомого или сезон­ного изменения в природе, он ставит ученика в положение на­блюдателя, заставляет напрячь и сосредоточить внимание на наблюдении определённого процесса—создаются условия для упражнения и развития познавательной способности детей. Явле­ния в природе протекают в стройной последовательности, всегда имеют свою причину и следствие. На основании собственных наблюдений за явлениями природы (организуемых и направляе­мых педагогом) школьники приобретают возможность ответить

на вопрос почему? А это является начальным звеном, веду­щим к умению рассказать, делать простейшие выводы. Напри­мер, почему весной деревья становятся зелёными? Весной больше солнечных дней, становится теплее, почки на ветвях, со­гретые солнцем, лопаются, из них развиваются зелёные листочки.

Так, базируясь на конкретном и понятном материале, уче­ники, связывая два-три природных явления, начинают устанав­ливать причинные связи. Формирование правильных представ­лений и понятий о предметах и явлениях реального мира яв­ляется основой развития мышления и речи.

Изучение природы учитель использует и для развития уме­ния учащихся самостоятельно работать. Уже в I классе можно дать небольшое индивидуальное задание: уход за комнатным растением, наблюдение за тем, как передвигается галка, ворона, воробей и др.; во II и III классах — вырастить овощное расте­ние, собрать материал для монтажа какого-либо плаката и др.



Сообщение знаний по теме «Охрана здоровья», увязанное с развитием санитарно-гигиенических навыков, и одновремен­ная связь предмета естествознания с работой по сельскохозяй­ственному и ручному труду укрепляет физически ослабленный организм умственноотсталого ребёнка.

ПРЕДМЕТНЫЕ УРОКИ

Содержание предметных уроков

Первые представления и понятия по естествознанию даются учащимся на предметных уроках в I, II и III классах. Предмет­ные уроки — это уроки по развитию речи, но осуществляемые при некоторых особых условиях. На предметном уроке непо­средственно изучается предмет природы: живое растение, живое животное, натуральные ископаемые (песок, глина, торф и т. д.). Первоначальные сведения по естествознанию непосред­ственно связаны с уроками русского языка, с объяснительным чтением. Конкретные представления учащихся о предметах и явлениях природы обеспечивают впоследствии подлинную созна­тельность чтения статей учебника по естествознанию.

Содержанием предметных уроков-в I, II и III классах явля­ются растения, животные, неживая природа, строение тела че­ловека.

В течение трёх лет обучения умственноотсталый ребёнок обо­гащается знаниями о природе. Год от года преподносимый ма­териал в процессе обучения расширяется и углубляется. Мате­риал каждого предыдущего класса является как бы базой к вос­приятию нового материала в последующем классе.

Поэтому работа учителя в I классе должна быть особенно продуманной и чёткой. В I классе в основном идёт уточнение «собственных» сведений детей о природе, но наряду с этим

школьники приобретают и новые знания. Так, все дети знакомы; с морковью, свёклой, но они не знают, что это овощи. Каждый ребёнок много раз играл с кошкой и собакой, смотрел на них, ощущал под руками шерсть, но только в школе он узнаёт, что-кошка или собака — это домашние животные. В школе он учится видеть существенные признаки отдельного животного или опреде­лённой группы животных (например, травоядные, хищные и пр.).

Возможно, что и названия некоторых деревьев тоже зна­комы детям. Используя эти знания, учитель обращает внимание школьников на строение дерева: у каждого дерева есть корень, толстый и прочный ствол и ветки, на ветках листья.

Учитель организует познавательную деятельность школьников. I класса, направляет их внимание на те изменения, которые происходят в природе в связи со сменой времён года. Под ру­ководством преподавателя учащиеся привыкают наблюдать погоду, отмечая в календаре природы при помощи условных зна­ков солнечные и пасмурные дни, включают в свою обиходную-речь новые слова: ясно, пасмурно и др. Например, весной, уточ­няя представления детей о граче и скворце, педагог даёт поня­тие «перелётные птицы». К концу первого учебного года круг элементарных представлений об окружающих предметах и явле­ниях природы не только уточняется, но и значительно расши­ряется. Соответственно увеличивается и словарь учащихся.

Во II и III классах естествоведческий материал сообщается, учащимся также в связи с сезонными изменениями. Новый ма­териал органически связывается со старым, даётся на основе повторения и закрепления уже знакомого.

Так, осенью учащиеся II класса ведут наблюдения за изме­нениями в природе, их внимание обращается на увядание трав, отлёт птиц, отмечается не только самый факт листопада, а и его начало и конец — впервые фиксируется время.

В I классе весной школьники ознакомились с перелётными
птицами, осенью во II классе в начале учебного года эти знания закрепляются. В III классе эта тема снова повторяется пу­тём новых наблюдений для расширения объёма знаний учащихся.

Во II классе увеличиваются виды деревьев, с которыми зна­комятся дети, и в то же время они узнают, что на ветках де-.ревьев есть почки, из них развиваются листики, что «носики» на клёне, жёлуди на дубе — это плоды дерева. Во II и III клас­сах, продолжая работу с овощами, учащиеся узнают, какие орга­ны у разных растений употребляются в пищу, например: у репы и свёклы — корень, у лука — листья и стебель, у помидора и: тыквы — плоды и т. д.

Изменяется и форма работы: школьники сами выращивают овощи и сами делают заключения на основании собственной ра­боты и наблюдений. Дети знакомятся и с семенами растений (свёклы, моркови, гороха и др.). Приобретаются навыки по производству сельскохозяйственных работ. В III классе учащиеся знакомятся и с хвойными деревьями (сосна, ель), с кустарни­ками (малина, смородина и др.), с растениями поля (пшеница или рожь). Рассматривая все эти растения^ находят у них об­щее— корень, стебель (ствол), листья, цветки, — учащиеся под­водятся к обобщающему понятию «растения».

Работа на пришкольном участке и изучение растений в клас­се подводят учащихся к пониманию того, что урожай зависит от человека, что хозяином природы является человек.

Во II классе учащиеся, расширяя scboh знания о животных, приобретают новые понятия «дикие животные» (ёж, белка), «до­машние птицы» (куры, утки, гуси). В III классе эти понятия закрепляются. Прибавляются и новые — «зимующие птицы», «рыбы».

Все перечисленные понятия о растениях, животных и пред­метах неживой природы, полученные детьми в младших клас­сах, дают учащимся необходимую подготовку к усвоению систе­матизированного курса естествознания в старших классах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.