Сделай Сам Свою Работу на 5

На тему: «Этнос, нация и народ»





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУЛИКИ КАЗАХСТАН

ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА __ТПиПИЯ__

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине: Этнопедагогика

на тему: «Этнос, нация и народ»

Оценка: _________ Выполнил (-а): студент (-ка) гр.ИЯ-202(а) Бычкова Александра

 

Павлодар, 2016 г.

 

Содержание:

 

1. Основная характеристика понятия «Этнос». Исторические изменения;

2. Основная характеристика понятия «Нация»; Национализм.

3. Основная характеристика термина «Народ»; Отличия понятий «Нация» и « Народность»

4. Сравнительная характеристика;

5. Список литературы.

 

Введение:

В понятии "народ" часто объединяются представления о таких социальных группах, как племя, народность, национальность, нация. Оно далеко не столь простое, как может показаться. Что объединяет людей в народ?

 

В качестве факторов, обусловливающих существование народа как социальной общности людей, прежде всего упоминают единство происхождения, места проживания, языка, культуры. Однако ни один из них сам по себе еще не является необходимым и достаточным. Понять, что скрепляет народ в одно целое, можно только на основе исторического подхода, т.е. рассматривая его в процессе исторического развития. Характеристики народа при его развитии изменяются. Но сам исторический процесс их трансформации и обусловливает его сохраняющееся единство. Что общего между стариком и тем ребенком, которым он когда-то был? И все же это один и тот же человек! Объединяющим фактором является запечатленная в его памяти биография. По тому же принципу происходит объединение народа - он цементируется в единое целое своей историей, которая сохраняется в социальной памяти (культуре). Важным элементом этой памяти выступает, в частности, самоназвание: оно выделяет представителей народа среди других людей и позволяет им фиксировать различие между "Мы" и "Они". С самоназванием связано и самосознание - сознание своей принадлежности к "Мы", к данному народу.



 

Исторический подход приводит к необходимости выделить по крайней мере два различных значения, которые приобретает понятие "народ" в разных контекстах: народ как этническая (этногенетическая) общность и народ как этносоциальная общность.



 

1. Этногенетическая общность, или этнос, - это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание - сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о своем происхождении. Он сознает себя принадлежащим к определенному этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поколений предков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поколение передается память о предках. В результате образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса.

Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действительная генетическая связь, сколько представление о ней. Для этнического самосознания важно, чьим потомком считает себя человек, а не чьим потомком он является на самом деле. Поскольку любой этнос объединяет в себе генетически разнородные семьи, роды, племена (иногда даже из разных рас) и постоянно пополняется за счет межэтнических браков и ассимиляции пришельцев из других этносов, постольку расистские попытки делить людей по "чистоте крови", различать "чистых" и "нечистых" представителей этноса, "настоящих арийцев" и "неполноценных бастардов" и т.д. совершенно бессмысленны. Этническая общность основана не на "крови", а на самосознании людей, а потому есть понятие не биологическое, а социальное, или биосоциальное.

Исторические изменения в жизни этносов переплетаются с социально-экономическими и политическими процессами, происходящими в мировой истории. Их сочетание и взаимодействие обусловливает своеобразие исторических судеб народов и стран. В больших этносах нередко возникают субэтносы, отличающиеся специфическими чертами быта, языка, религии (например, в составе русского народа - казаки, поморы, староверы). С другой стороны, разные этносы, вовлеченные в какой-либо общий социально-исторический процесс, образуют метаэтнические общности, или суперэтносы (например, славянский, христианский, мусульманский).



Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают различного рода социальные связи, объединяющие людей не по этническим признакам: государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные и т.д. В результате над этногенетическими общностями надстраиваются этносоциальные общности. Народ как этносоциальная общность может складываться из одного или нескольких этносов и включать в себя людей различного этнического происхождения, поскольку факторы, обеспечивающие его единство, не сводятся к представлению о генетическом родстве.

Нация является этно-социальной общностью. Становление современных наций связано с преодолением феодальной раздробленности, развитием индустриальной экономики и торгово-промышленных отношений, ростом просвещения и культуры. Немаловажную роль в этом процессе сыграло образование национальных государств. Для каждой нации характерно создание единого семиотического поля - системы известных всем ее представителям знаковых средств (языка, традиционных форм поведения, символики - бытовой, художественной, политической и пр.), которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие.

Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяется его самосознанием. Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное - от его включенности в семиотическое поле национальной культуры и чувства причастности к ней. Обычно национальное самосознание обусловлено этническим. Но нередко - особенно в нашу эпоху - этническое и национальное самосознание не совпадают: в современных нациях (прежде всего в таких, которые, подобно русской или американской, образовались в многонациональных государствах) есть множество людей разного этнического происхождения - "русские американцы", "обрусевшие немцы", "русские евреи" , "сибирские украинцы" и т.д. Для обозначения этнической принадлежности людей, где бы они ни жили, пользуются термином "национальность".

2. Народность, народпредставляет собой этнос в цивилизованном обществе традиционного типа. Здесь на первое место выходят не кровнородственные, а территориальные отношения, т. е. присвоение внешней природы становится в известном смысле важнее присвоения внутренней природы. Если племя и род организуются на тотемической (шире мифологической) основе, то народ организуется уже на религиозной основе, конституирующей его государственное объединение. Религия предстает для народа как концентрированное выражение культуры. Народ консолидируется на религиозной почве культурой, которая может иметь весьма различные (не определяемые внешней или внутренней природой) особенности.

Нация в узком значениипредставляет собой этнос в формах новоевропейской цивилизации. Нация в этом смысле европоцентрична по сути, она базируется на новоевропейских буржуазных отношениях.

Особую роль в формировании новоевропейской нации играет уже не религиозная, а правовая основа. Скажем, французская нация (в некотором роде образец новоевропейской нации) сформировалась в результате реализации просвещенческого политического проекта: фор­мирование сообщества основывалось не на кровном родстве, не на общ­ности происхождения, не на конфессиональном единстве, а на идее гражданственности. Государство приобретает в этом случае форму республики. Это, по идее, инструмент народа, средство создания нации и ее консолидации перед внутренними и внешними опасностями. Э. Ренан говорил, что нация — это ежедневный плебисцит, добровольное политическое объединение, результат бесконечно возобновляемого общественного договора. Нация возникает здесь как сообщество свободных и равных граждан. Чтобы войти в нацию, нужно быть действующим лицом в драме освободительного процесса, который в перспективе приводит к всеобщему согласию, преодолению особенностей и различий как источников конфликтов, признанию своего рода меж­дународного братства118. Французская революция освобождает людей от традиционных корней и обязательств, воссоздавая их как абстрактных носителей прав: нет больше Бретани и Оверни, еврея, араба или поляка, нет классовых, этнических, языковых различий. Есть французский гражданин с равными правами, ответственностью и достоинством. Как гражданское устройство, во благо которого действует подлинный гражданин-патриот, республика призвана защитить себя от шовинистического национализма, базирующегося на призраке общего происхождения и войн, навязанных извне. Республика создает идеал «вечного мира» между народами. Нация, понимаемая таким образом, не определяется прошлым культурой или традицией. Сила нации — не в ценности ее языка и не в расовой чистоте, а в эффективности политических учреждений; сила нации — в особенностях иммигрантов, которые привносят свои краски в национальный букет. Ассимиляция должна происходить без потери индивидуальности. Гражданство не мешает осуществлению свободы совести, сохранению этнических традиции .

Нация создается как общность, которой в принципе безразличны культурное происхождение и принадлежность. Поэтому в формировании нации играет особую роль школа. Она не состоит на службе ни у семьи, ни у работодателей. Ее единственная функция формировать дух на самом высоком уровне свободы, не склоняясь ни к классовым интересам, ни к конфессиональным верованиям. В школе каждый учится быть, например, французом, познавая классических мастеров культуры, великих писателей. Акцент в школьном образовании в связи с этим должен быть сделан на абстрактном теоретическом знании и на компетенции, а не на этническом своеобразии и не на личном опыте, подразумевающем неоднородность, разнообразие и т. д. В формировании национальной идеи важную роль начинает играть историография , выстраивающая национальный миф в научной форме. Поэтому национальная история оказывается важнейшим предметом школьного образования.

В отличие от нации народность представляет собой социально-этническую общность с относительно одинаковым этническим составом, общностью сознания и психологии и менее развитыми, стабильными экономическими и культурными связями.

Важной и непременным признаком нации в свих значениях необходимо считать национальное самосознание. Это осознание нацией, человеком или определенной сообществом своей принадлежности к нации, общности исторических судеб его представителей, своеобразия действия геополитических, социопсихичних, исторических факторов, неповторимости характера, темперамента, менталитета, психологии, культуры.Отсюда стремление нации сохранить эти особенности, не поддаться ассимиляции, развивать национальный язык, традиции, обычаи, определены религиозные верования и тому подобное. Отсюда и стремление к национально культурной и национально-территориальной автономии, экономическому, политическому суверенитету, созданию национального, гражданского общества, государства.

Все эти и другие справедливые требования достают оформление в национальной идее. Национализм: роль в политической жизни и формы. Интернационализм. Космополитизм.

По тоталитаризма сложился негативный стереотип украинской национальной идеи. На протяжении 7 десятилетий национальную идею официально признавали реакционной, нации делили на буржуазные и социалистические, национализм квалифицировали как буржазний, а следовательно, реакционный. Национальную идею провозглашали несовместимой с интернационализмом, фактически политикой русификации.

Тогда как на самом деле, по мнению многих ученых, национальная идея становится аккумулятором национальных программ, позиций, лозунгов, необходимым условием национального прогресса, основой национального движения.Она определяет и одновременно отражает национальные интересы, цели, приоритеты, сплачивает, объединяет вокруг себя нацию, заставляет двигаться и работать в одном направлении. На каждом историческом этапе она может быть разной. (пример Украина Сначала: идея незилежности, затем государства. Идея должна быть реальной, достижимой.

Национальная идея составляет платформу национализма. Ведь последний, по мнению Смита, это "идеологическое движение за достижения и утверждение независимости, единства, идентичности нации". Необходимо признать прогрессивное содержание наионализму, его конструктивную политическую направленность, позитивный, формотворчий, то есть нациотворческий потенциал, мобилизующую роль в социальном творчестве нации. По мнению Гелнера, концепция "своего" государства, которое охватывает одну культуру и имеет правительство, которое принадлежит к этой культуре, и является сущностью национализма. Последний становится политическим принципом, который предусматривает, что "политическое и национальное целое должны совпадать". Нация, то есть носитель политического суверенитета, рождается из национализма, а не наоборот.

Более того, правильная оценка национализма (а сейчас известно несколько десятков определений этого понятия) обеспечивает оптимальную этнополитики, что обязательно предполагает и минимизацию всевозможных политических спекуляций и деформаций на почве национализма, которые в теоретическом плане приобретают вид этноцентризма, а в практически-политическом - межнациональных конфликтов.

Разность понятий .

Народ— определённая группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.

Народность — историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики. Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры. Более высокой ступенью развития общества является народ. Нация (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (по ступеням: род – племя – народность – народ – нация) , в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи.

Национальность — принадлежность индивида к определенной этнической группе.

Этнос(от греч. — народ) — исторически образовавшаяся группа людей, объединённая общими языковыми и культурными признаками. Синонимы — народ, племя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.