Сделай Сам Свою Работу на 5

Соотношение понятий «народ» , «нация» и « этнос».





Несмотря на то, что понятия народ и нация употребляются в разных смыслах, мы все же будем исходить из общепринятых в мировой науке и в общественно-политической практике категорий. Народ и нация чаще всего рассматриваются как синонимы. Слово «народ» как территориальное сообщество и как согражданство носит более обыденный характер. Под ним, как правило, имеется в виду население страны. Британский, испанский, бразильский, канадский, австралийский, китайский, российский народы означает население соответствующих государств. Тот же смысл носят обозначения жителей страны по ее названию: австралийцы, бразильцы, британцы, испанцы, канадцы, россияне. Под этой категорией понимаются все жители страны разной этнической принадлежности, включая иммигрантов. Условно можно назвать эту общность народом по государству. В определенных ситуациях или в политико-административных целях иммигранты (тем более, если они не граждане) не считаются частью соответствующего народа. В России в понятие российского народа не входят временные трудовые иммигранты, и россиянин — это тот, кто имеет российский паспорт, а также дети этого гражданина или гражданки.



Однако понятие народ используется равным образом применительно к этническим общностям (в России в последние два-три десятилетия также используется термин этнос). Поэтому есть понятия армянский, русский, татарский, чеченский, чувашский и другие народы, и есть понятие «народы России» наряду с понятием «российский народ». Всего в Российской Федерации, согласно переписи населения 2002 года, проживало 158 народов или этнических групп, а вместе с подгруппами (например, казаки и поморы в составе русских, кряшены и сибирские татары в составе татар, кубачинцы и кайтагцы в составе даргинцев) общее число этнических «единиц» составляет

Иногда синонимом может быть понятие национальность. Но это только в России. В остальном мире слово национальность (nationality) означает гражданство той или иной страны. Россияне уже научились отвечать в визовых анкетах на вопрос о национальности словом «Россия», но внутри страны национальность по-прежнему означает этническую принадлежность. К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались между собой своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой – от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена – это форма организации первобытнообщинного строя, который в различные исторические эпохи существовала разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американского, африканского и австралийского континентов.



С разложением первобытнообщинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности, - народу. Все народы как этнические общности на стадии цивилизации (будь то народы Древней Греции и Древнего Рима, Египта, Индии или Китая, а в более поздние периоды – народы Франции, Германии или России) всегда отличались и отличаются поныне своими особыми социально-этническими признаками. В том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т.д.

В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этнографы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами – нациями, достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.



Формирование наций, начинавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера.

Понятие нация носит более строгий и более политический характер. Оно нагружено символическим и эмоциональным смыслами, но по сути своей подразумевает народ в форме государственного территориального сообщества. Подобная формула доминирует в мировой политической практике. Таков и современный научный взгляд на нацию. Американский антрополог венгерского происхождения Катрин Вердери пишет: «Нация — это аспект политического и символического/идеологического порядка, а также мира социального взаимодействия и чувства. В течение многих веков она являлась важным элементом системы социальной классификации». Поскольку коренное значение этого слова «быть урожденным», то под нациями понимались самые разные сообщества: гильдии и корпорации, землячества в старинных университетах, феодальные сословия, массы людей и групп, имеющих общую культуру и историю. Это понятие изначально служило инструментом отбора, ибо сплачивало в общую массу одних людей, которых нужно отличать от других, существующих бок о бок с этими первыми. Критерии отбора менялись в зависимости от времени и контекста.

«В современную эпоху, — пишет Катрин Вердери, — нация стала мощным символом и основой классификации в международной системе национальных государств. Ею обозначаются отношения между государствами и их подданными, а также между одними государствами и другими; это идеологический конструкт, играющий важную роль в определении позиций субъектов как в рамках современного государства, так и в рамках международного порядка. Это значит, что нация имеет решающее значение для определения способа связи государства со своими подданными, который отличает их от подданных других государств, а также для его внешнего окружения».

Связь понятий нация и государство отражена в сложной категории нация-государство (nation-state). Это есть общепризнанное обозначение всех суверенных государств мира, входящих в Организацию Объединенных Наций и считающих себя государствами-нациями. Среди всех суверенных государств — членов ООН нет таких, которые не считали бы себя национальными государствами. Даже если в их конституциях и в доктринах признается сложный характер населения и отдельные его группы также называют себя нациями. Как пишет французский политический социолог Доминик Кола, «нация представляет собой продукт определенных социальных условий и не является продолжением природы другими способами. Нация есть ни что иное, как государство-нация: политическая форма территориального суверенитета над подданными и культурная (языковая и/или религиозная) гомогенизация группы, накладываясь друг на друга, порождают нацию». Этот автор не прав только в одном: установка на достижение культурной однородности нации (чтобы все члены нации говорили на одном языке, молились одному Богу и имели одинаковые культурные традиции) никогда в истории не реализовалась. Несмотря на масштабные и часто насильственные попытки со стороны государства и большинства населения ассимилировать и сделать культурно однородным население своих стран, современные нации остаются культурно сложными образованиями и это их разнообразие признается и поддерживается как правительствами, так и международно-правовыми декларациями и конвенциями.

Сегодня все мы живем в национальных обществах, которые обязаны своей идентичностью политическому единству государств. Однако государства стали возникать до возникновения «наций». Две политические сущности — современное государство и современная нация — сплавились в форму национального государства не ранее конца XVIII столетия. Но в юридическом и политическом контекстах мы обычно пользуемся понятиями «нация» и «народ» как взаимозаменяемыми. Хотя, помимо прямого юридического и политического значения, термин «нация» несет в себе также указание на общность, сформированную по критерию единства происхождения, культуры и истории, а часто также общего языка. Поэтому отнюдь не случайно понятие «нация» имеет двойственное значение — Volknation и Staatsnation, иногда называемые «культурной нацией» (или этнонацией) и государственной (или гражданской) нацией.

В Российской Федерации существует именно такая практика: нациями считают и признаются все исторически населяющие страну народы (этнические общности), но нацией считается и всё многоэтничное население страны. Одна форма идентичности (этнонациональной) среди россиян совсем не исключает другую, общероссийскую идентичность. Именно на этой основе строится патриотизм, гражданская ответственность и солидарность, а также существуют такие привычные для нас понятия, как национальные экономика и доход, национальные интересы, национальные проекты, здоровье нации, лидер нации, национальная олимпийская команда и так далее.

Нацию следует понимать как принимаемую на массовом уровне идею о суверенном и солидарном согражданстве, а не как буквальное наличие всех составляющих ее атрибутов. Здесь важно другое: современное содержание нации означает не просто принадлежность подданного к конкретному государству и его согласное подчинение властям. Это означает, что юридическая принадлежность к государственной общности (через паспорт, через присягу или другое действо), само по себе членство в гражданской нации придает, по словам Хабермаса, «добавочный политический и культурный смысл вновь обретенной принадлежности к общности полноправных граждан, активно способствующих ее упрочению». Именно идея нации затрагивает сердца и умы людей в большей степени, чем абстрактные понятия прав человека и народного суверенитета.

Заметим, что в историческом российском государстве (Российская империя — СССР — Российская Федерация) понятие гражданства с момента его появления в эпоху Петра I и Екатерины II также не ограничивалось юридическим статусом. Оно обозначало одновременно принадлежность к единой историко-культурной общности (российскому или советскому народу) и наличие среди многих стремления «активно способствовать ее упрочению», то есть служить Отечеству и защищать Родину.

Представления об этнической и гражданской нации

Итак, существующая в мире категория национальность обозначает граждан той или иной страны. Гражданин Великобритании (этнические англичанин, ирландец, шотландец, уэльсец или выходец из иммигрантов) является членом британской нации. Канадские франкофоны (главным образом жители Квебека), англофоны, индейцы и эскимосы, иммигранты итальянского, украинского или русского происхождения — все они канадцы, если имеют канадское гражданство и достаточно интегрированы (обычно предоставление гражданства связано с интеграцией, если оно не куплено за деньги в виде капиталовложений в стране или не пожаловано за особые заслуги). В испанскую нацию входят не только кастильцы, составляющие большинство населения страны, но и каталонцы, баски, галисийцы и другие граждане Испании, независимо от регионально-культурных различий и регионально-этнических идентичностей. Каталонец является одновременно представителем испанской нации.

Более того, фактически каждая страна обладает собственным культурным багажом, порожденным историей и вкладом носителей разных традиций. Россия не является исключением, как в смысле характера культурного производства, так и в смысле «ощущения единой исторической судьбы». Следует помнить, что применительно к средним векам и даже к новому времени, не говоря уже о древности, правильнее говорить не о «народах», как мы их понимаем сегодня, а о племенном населении и о разнокультурных общностях, которые «народами» себя не осознавали, а тем более никаких «конкурирующих исторических мифов» не имели. Завоеванные или присоединенные к России «народы» до этого чаще всего пребывали под господством собственных или иноземных правителей: татарских и джунгарских ханов, польских и шведских королей, турецких и персидских властителей. Такова была природа тогдашних раннегосударственных и социально-культурных коалиций людей, что этничность, включая даже язык, мало что значила для их оформления. Когда речь шла о власти и подчинении, восприятия людей были совсем другими. На протяжении длительного времени существования российской монархии «вхождение» или покровительство русского царя (государственные границы в те времена не оформлялись) считалось не только желанным и почитаемым, но и жизненно важным или же просто «богоданным», то есть предрешенным некими высшими силами.

 

Список литературы:

1. Авксентьева В.А. Этническая конфликтология.Ставрополь, 1996 г.

2. Введение в обществознание. Матвеева А.И., Ивановна Л.Ф., Л.Н.Боголюбов и др. Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2006 г.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А.Обществознание. Учебник для 8 класса. Москва, «Русское слово», 2002 г.

Интернет-ресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki/

www.rudn.ru

www.licey.net

www.ido.rudn.ru

gumilev.narod.ru

www.yandex.ru

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.