Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические указания по выполнению контрольной работы





Методические указания

По выполнению контрольной работы

по дисциплине Инновационный менеджмент

 

Для направления подготовки 080200.62«Менеджмент»

квалификации выпускника - бакалавр

профиль «Производственный менеджмент»

 

Тольятти 2013


Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент организации».

 

Составитель: д.э.н., профессор Глухова Л.В.

 

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент организации»

 

Протокол № _____ от «_____»____________2013 г.

 

Зав. кафедрой _________________ д.э.н., профессор Немцев А.Д.

 

 

Методические указания одобрены научно-методическим советом направления подготовки 080200.62 «Менеджмент»

 

Протокол №_______ от «______»_______________2013 г.

 

Председатель НМС ________________ д.э.н., профессор Немцев А.Д.


Содержание

 

 

Введение. 4

1. Общие положения. 5

1.1 Методические указания по выполнению контрольной работы.. 5

1.2 Требования к оформлению контрольной работы.. 7

1.3 Указания по выбору варианта. 9

1.4 Контрольные задания. 10

2. Пример выполнения контрольного задания. 11



Список использованных источников. 15

Приложение 1 Пример оформления титульного листа. 16

Приложение 2 Классификация и кодирование инноваций. 17

Приложение 3 Рубрикатор ГРНТИ (Фрагмент) 19


Введение

Инновационный менеджмент — это взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.

Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.

Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Целью дисциплины «Инновационный менеджмент» является формирование практических навыков и умений по разработке, внедрению и продвижению новшества в производственную деятельность. В соответствие с требованием образовательного стандарта в дисциплине изучаются методы организации инновационных процессов с технологическими и продуктовыми инновациями.



Бакалавр менеджмента – это дипломированный выпускник вуза, который занимается применением навыков менеджмента в предметных областях, прежде всего, экономических. При управлении производственными ресурсами расширенного воспроизводственного процесса ему приходится оптимизировать разнообразные бизнес-процессы, их ресурсы с целью повышения конкурентных преимуществ у предприятия за счет нововведенческой деятельности. В связи с чем, бакалавр должен иметь навыки практической организации инновационного процесса и уметь организовывать управление им с точки зрения проектной деятельности, что и является основным требованием при подготовке контрольной работы.

Предметом изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» является средства и методы организации жизненного цикла инновации, имеющие инструментальную поддержку реализации на основе информационных технологий (например, процессный и проектный подход). Освоение навыков технико-экономического обоснования эффективности инновационной деятельности на основе современных финансовых инструментов инвестирования позволяет бакалаврам менеджмента сформировать требуемые ФГОС компетенции и сформировать у них профессиональную готовность к организации управления на разных стадиях инновационного процесса. Дисциплина заканчивается сдачей экзамена.



В рамках изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» имеется обязательная контрольная работа, выполнение которой должно полностью соответствовать настоящим «Методическим указаниям»


Общие положения

Контрольная работа – одна из основных форм проверки знаний.

Цель контрольной работы – углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков применения теоретических подходов и методов анализа на учебных примерах и задачах.

Требования к выполнению контрольной работы, описанные в данных методических указаниях, разработаны в соответствии с:

- государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО), Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ВПО);

- рабочими учебными планами подготовки специалистов в ОАНО ВПО «ВУиТ».

Выполняется контрольная работа в соответствии с рабочим учебным планом и представляет собой письменный ответ на вопросы, которые рассматриваются в пределах учебной дисциплины «Инновационный менеджмент».

Содержание ответа на поставленные в контрольной работе вопросы должно отражать знания теории вопроса и понятийного аппарата.

Задачи, стоящие перед студентом во время выполнения контрольной работы:

- изучение и анализ теоретического материала по теме;

- рассмотрение основных понятий инновационного менеджмента;

- выработка навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы с нормативными, учебными, научно-исследовательскими материалами;

- формирование навыков классификации и кодирования инновации.

Контрольная работа хранится на соответствующей кафедре в течение учебного года.

Методические указания по выполнению контрольной работы

Контрольная работа по дисциплине «Инновационный менеджмент» в своей основной части состоит из раскрытия двух вопросов: теоретического и практического.

Теоретический вопрос выбирается из таблицы (табл.1., п.1.3.) согласно Методическим указаниям по выбору варианта (п.1.3 настоящих Методических указаний) и этот номер варианта выставляется на титульном листе, фиксируя тему контрольной работы. Теоретический вопрос, согласно своего варианта выбирается из перечня теоретических вопросов, представленных в п.1.4. настоящих Методических указаний.

Практический вопрос по всем вариантам в контрольной работе выполняется по материалам своего рабочего места и состоит в обосновании необходимости инновационных изменений и выборе области инновационного исследования по рубрикатору ГРНТИ, классификации и кодировании инновации, с расшифровкой кода предлагаемой инновации.

Справочный материал по классификации инноваций по Р.А. Фатхутдинову приведен в Приложении (Приложение 2).

Для выполнения практического вопроса(второй вопрос контрольной работы) студент кратко описывает:

- свое место работы;

- проблемы, требующие нововведений:

- код ГРНТИ, в рамках которого возможна инновация;

- расшифровывает код ГРНТИ;

-описывает идею нововведения, и чем она обосновывается;

- приводит код инновации, который расшифровывает.

- делает выводы.

ГРНТИ - Государственный рубрикатор научно-технической информации.Онпредставляет собой универсальную иерархическую классификацию областей знания, принятую для систематизации всего потока научно-технической информации. На основе Рубрикатора построена система локальных (отраслевых, тематических, проблемных) рубрикаторов в органах научно-технической информации.

Выбор кода ГРНТИ в контрольной работе для выполнения практического задания позволяет студенту:

- оптимизировать направление поиска информации, за счет тематического охвата информационной области;

- минимизировать временные затраты на выбор тематического материала;

- осознать важность поиска нововведения в своей предметной области исследования, за счет систематизации всего потока научно-технической информации и локализации направления совершенствования знаний в локальной области;

0 подготавливает студента к научно-исследовательской работе.

Поиск информации в рубрикаторе ГРНТИ осуществляется через сеть Интернет[1].

Например, область исследования- стратегическое развитие организации за счет развития кадрового потенциала. Тогда, по рубрикатору ГРНТИ область исследования можно классифицировать следующим образом:

06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями

Внешний вид рубрикатора ГРНТИ с перечнем областей исследования показан в Приложении (Приложение 3).

Выполненная контрольная работа сдается студентом на проверку преподавателю для ее оценки.

Проверка контрольных работ преподавателем – одна из форм руководства самостоятельной работой студентов, средство контроля выполнения ими учебного плана и усвоения учебного материала в объеме, установленном программой учебной дисциплины. В процессе проверки выявляются типичные ошибки, а также разделы учебной дисциплины, вызывающие затруднения у студентов.

Проверка контрольной работы заключается в следующем:

- оценивание преподавателем контрольной работы, признанной удовлетворительной, словом «зачтено»;

- работа признанна неудовлетворительной - «не зачтено».

Оценка «зачтено»/«не зачтено» выставляется на титульном листе, а на его обороте преподаватель пишет рецензию.

Если работа получила оценку «не зачтено», то работа возвращается студенту для устранения замечаний.

Контрольная работа не может быть зачтена если:

- не соответствует варианту;

- не соответствует требованиям, принятым в вузе;

- содержание не раскрывает заявленную тему.

При проверке контрольной работы преподавать отмечает ошибки (орфографические, стилистические, логические, математические), неточности и указывает их в рецензии.

Преподаватель выставляет оценку за контрольную работу в ведомость до сдачи экзамена (зачета) по соответствующей учебной дисциплине.

1.2 Требования к оформлению контрольной работы

Контрольная работа, как правило, включает следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложение.

Титульный лист - первая страница контрольной работы, на которой указываются следующие реквизиты:

- полное наименование учебного заведения;

- наименование кафедры;

- учебная дисциплина;

- тема контрольной работы;

- сведения об авторе работы (фамилия, имя, отчество, № группы);

- сведения о руководителе (фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание);
- местонахождение института;

- год написания работы.

Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 1.

Оглавлениесодержит:

- введение;

- название основной части контрольной работы;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при наличии).

Последовательность и формулировки разделов в оглавлении должны соответствовать разделам в тексте контрольной работы. Название разделов не должны дублировать название контрольной работы.

Введение - наиболее формализованная часть контрольной работы. Во введении обосновывается актуальность темы (её значимость и место в структуре учебной дисциплины и для специальности), определяется цель работы, комплекс взаимосвязанных задач, подлежащих решению для раскрытия темы; передается кратко содержание работы. Объем введения обычно составляет 1 страницу.

Основная частьконтрольной работы состоит из двух вопросов: теоретического и практического. Включенные в контрольную работу материалы должны сопровождаться библиографическими ссылками, изложены орфографически и синтаксически грамотно, ясно и лаконично. Для контрольной работы обязательно последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы. Ее объем составляет 8-12 страниц

В заключенииавтор контрольной работы обобщает положения, высказанные во введении и основной части. Его объем обычно непревышает 1-1,5 страницы.

Список использованных источниковконтрольной работы оформляется в соответствии с установленными требованиями. Группировка информации в списке должна быть произведена в алфавитном порядке. Список должен включать методическую, нормативную, научно-техническую и другую специальную литературу, а также фундаментальные исследования по теме контрольной работы. Список использованных литературных источников должен быть не менее 15 источников.

Приложениек контрольной работе содержит дополнительный материал, который дополнительно иллюстрирует содержательную часть работы. Это может быть фрагмент нормативно-справочного материала, схема расчетов, описание процесса инноваций и прочее.

Объем контрольной работы должен быть в пределах 12-15 страниц машинописного текста.

Тематическая контрольная работа оформляется на формате А4 (210х297 мм) в редакторе Word, шрифтом Times New Roman, 14пт через 1,5 интервала. Постраничные сноски оформляются через один интервал, 10пт. При этом соблюдаются следующие размеры полей:

верхнее поле– 25 мм;

нижнее поле– 20 мм;

правое поле – 15 мм;

левое поле – 25 мм.

Текст выравнивается «по ширине», имеется отступ красной строки: красная строка – 1,25. Межабзацный отступ равен нулю.

В контрольной работе используется сплошная нумерация страниц. Номер проставляется в правом нижнем углу страницы.

Каждый структурный элемент контрольной работы начинается с новой страницы. Разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей работы сверху по центру.

1.3 Указания по выбору варианта

Выбор варианта контрольной работы выполняется по начальной букве фамилии и последней цифре номера зачетной книжки. Распределение вариантов показано в таблице (табл.1).

Таблица 1 – Таблица выбора вариантов контрольной работы

Начальная буква фамилии Последняя цифра номера зачётной книжки
 
А, Б
В, Г
Д, Е
Ж, З, И
К, Л
М, Н
О, П
Р, С
Т, У
Ф,Х
Ц, Ч, Ш
Щ, Э, Ю, Я

 

Вариант выбирается на пересечении строки и столбца.

В верхней строке показана последняя цифра номера зачетной книжки (нумерация от 1 до 0). В столбце слева показаны начальные буквы, с которых начинается фамилия студента.

На пересечении строки с начальной буквой фамилии студента и столбца с последней цифрой номера зачетной книжки стоит номер варианта и номер теоретического вопроса, на который студент должен ответить в первой части контрольной работы. Этот номер варианта и тема выносятся на титульный лист контрольной работы.

Первый вопрос основной части контрольной работы раскрывает содержание темы контрольной работы (выбранный по своему варианту теоретический вопрос), а второй вопрос контрольной работы дополняет первый вопрос как пример практического использования.

1.4 Контрольные задания

Теоретические вопросы для выполнения контрольной работы

1. Инновационная политика России.

2. Инновации как основной динамический фактор экономики

3. Инновационная деятельность предприятий в современных условиях экономики.

4. Источники финансирования инновационной деятельности

5. Основные направления государственного регулирования инновационной деятельности.

6. Инновационная экономика и воспроизводственный процесс.

7. Виды инноваций и содержание инновационной деятельности организаций.

8. Инновационные стратегии и типы инновационного поведения: эксплеренты, патиенты, виоленты, коммутанты.

9. Роль фундаментальных исследований в экономическом развитии.
Проблемы внедрения новшеств на предприятиях

10. Развитие изобретательства в России.

11. Инновационные ресурсы и инновационный потенциал организации.

12. Венчурные инвестиционные стратегии. Состояние венчурного бизнеса в России.

13. Организационная инфраструктура инновационного процесса

14. Управление конфликтными ситуациями инновационных процессов.

15. Обзор формирования и развития понятий инновационного менеджмента в XX в.

16. Вклад Й. Шумпетера в развитие инновационного менеджмента.

17. Длинноволновая теория развития Н.Д. Кондратьева.

18. Инновационный менеджмент в системе управленческих наук

19. Управление инновационным процессом.

20. Инновационный анализ и экономическая оценка инноваций

21. Управление инновационными проектами. Маркетинг инноваций

22. Макроэкономические аспекты инновационного процесса.

23. Задачи государственной инновационной политики по стимулированию развития инновационной сферы экономики

24. Инструменты государственного регулирования инновационной деятельности

25. Инновационный потенциал и инновационные ресурсы организации


2. Пример выполнения контрольного задания

Рассмотрим отдельные фрагменты выполнения контрольной работы.

Пример 1. Процесс выбора варианта контрольной работы и темы.

Пусть фамилия студента Куликов, номер его зачетной книжки 1440-Мб.

По таблице выбираем пересечение буквы «К» и последней цифры номера зачетной книжки - 0. на их пересечении стоит № 25.

Выбираем теоретический вопрос из п.1.4. настоящих методических указаний (табл.1), он стоит под № 25.

Тогда, в титульном листе будет стоять:

Вариант № 25, тема «Инновационный потенциал и инновационные ресурсы организации»

Пример 2. Выполнение первого вопроса основной части контрольной работы.

1. Инновационный потенциал и инновационные ресурсы организации

В современных экономических условиях большая роль в стране отводится развитию инновационных ресурсов организаций.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 08.12.2011[1] утверждена Стратегия инновационного развития нашей страны на период до 2020 года. В ней отмечено, что инновационный потенциал является стратегическим ресурсом развития предприятий….

Одним из стратегически выгодных направлений является инновационное развитие, которое определяется такими понятиями как инновационный потенциал, инновационная активность, инновационные ресурсы.

Инновационный потенциал организации — описание возможностей организации по достижению целей за счёт реализации инновационных проектов [2].

………

Величина инновационного потенциала определяется наличием научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций [3]

Под инновационными ресурсами организации понимается….[4]

…..

Инновационные финансовые ресурсы один из факторов инноваций. Возможность финансирования инновационных проектов определяется физическим наличием и доступностью капитала, вкладываемого сегодня во имя будущей высокой отдачи в случае не совсем очевидного успеха

…..

Основной характеристикой инновационного развития компании является стратегическая инновационная активность, которая становится основополагающей для сохранения преимуществ компании среди конкурентов[1].

Под инновационной активностью предприятия следует понимать комплексную характеристику его инновационной деятельности, включающую восприимчивость к новшествам, степень интенсивности и своевременность осуществляемых действий по трансформации новшеств, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, способность обеспечить обоснованность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Другими словами, инновационная активность характеризует готовность к обновлению основных элементов инновационной системы – своих знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий и условий их эффективного использования (структуры и культуры), а также восприимчивость ко всему новому.

…..

Таким образом, инновационный потенциал организации – это мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инноваций.

Ряд исследователей считают, что инновационный потенциал предприятия, научно-технической организации – это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств. То есть, получение инноваций, образующих единую систему появления и развития в ней идей и обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции или услуг в соответствии с целью и стратегией предприятия [7].

В то же время это «мера готовности» предприятия осуществлять стратегию, ориентированную на внедрение новых продуктов. Вместе с тем, инновационный потенциал включает, наряду с технологическим прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям [8]

…..

Таким образом, рассмотрев в первом пункте контрольной работы значимость инновационных ресурсов для стратегического развития организации, рассмотрим во втором вопросе практический пример внедрения новшества

Пример 3. Выполнение второго (практического) вопроса контрольной работы.

Я работаю на крупном промышленном предприятии в цехе по выпуску каучука. В настоящее время к работе цеха имеются претензии, возникающие при контроле качества выпускаемой продукции. Проблема заключается в том, что устаревшие пленкооберточные машины цеха существенно снижают качество упаковки и это повышает наличие рекламаций от потребителей продукции. Решением руководства цеха была определена необходимость замены оберточного оборудования. Это влечет решение таких сопутствующих задач, как: маркетинговое исследование нововведения в технологический процесс; демонтаж старого и монтаж нового оборудования; внесение регламентных изменений в технологический процесс; совершенствование норм времени; развитие компетенций персонала для работы с новым оборудованием.

Нововведение относится к разделу ГРНТИ под номером 06.54.31, что означает рубрику «Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки"

Упаковка брикетов каучука происходит путем обертывания брикета в полиэтиленовую пленку и приклеивания краев нагревательным элементом. Пленкооберточные машины устарели, и увеличилось число рекламаций по упаковке.

Это видно из таблицы 1, строка № 2.

Таблица 1- Технико-экономические показатели деятельности цеха ИП6 ООО «Тольяттикаучук» за период 2010-2012 гг.

Наименование статей 2011/ 2010 т.р. 2011/ 2010 % 2012/ 2011т.р 2012/ 2011,%
Объем работ 115 29 96 563 115 676 -18730 -16,2 19,8
Наличие рекламаций на упаковку 1,57 1,64

Как видно из таблицы, объем выполненных работ вырос незначительно (всего на 19,8%). Одной из причин является наличие брака. Отмечена тенденция увеличения темпов роста рекламаций на упаковку (с 1,57 в 2011 г.г., до 1, 64 в 2012 г.г.).

Этот факт отражен в таблице 2 и на рисунке 1, что подтверждает выявленную проблему исследования.

Таблица 2 – Анализ причин роста рекламаций на упаковку пленкой

Вид причины Частота Причины возникновения
Надрыв пленки 39,8 Износ машины для склеивания пленки
Волнистость краевого шва 19,1 Износ склеивающего элемента
Потеря эластичности шва 24,2 Нарушение температурного режима
Расхождение краев шва 5,7 Износ склеивающего элемента
Прожиг 8,9 Износ протягивающего механизма
Прочие 2,3 Человеческий фактор
ИТОГО  

 

На основе данных таблицы 2, на рисунке 1 показан анализ видов брака.

Рисунок 1 – Анализ причин возникновения рекламаций на упаковку

 

Таким образом, следует сделать вывод о необходимости замены оборудования по склеиванию оберточной пленки. Это и является инновационной идеей и причиной для совершенствования технологического процесса путем нововведения.

Внедрение нового оборудования CAT201L22 позволит повысить качество упаковки и снизить рекламации на выходную продукцию.

Таким образом, был произведен поиск инновационного решения, которое заключается в усовершенствовании технологического процесса по выпуску каучука посредством приобретения нового упаковочного оборудования.

По классификатору новшеств и инноваций, выбранному из Приложении 2, предлагаемая инновация классифицируется следующим образом:

Код инновации - 224232253

Рассмотрим более подробно, что это означает

2-(уровень новизны инновации)- в нашем случае - ординарный;

4-(стадия ЖЦП, на которой внедряется инновация или внедрены новшества)-это означает производство, включая тактический маркетинг;

4-(масштаб новизны инновации) - для цеха и для предприятия в целом;

2-(отрасль, где внедряется инновация) - в химической отрасли;

3-(сфера применения инновации) - для продажи;

2-(частота применения инновации) - многоразовая;

2-(форма новшества, основа инновации) - рациональное предложение;

5-(вид эффекта, полученного в результате инновации) - интегральный;

3-(подсистемы, системы инновационного менеджмента в которой внедрялись инновации) - обеспечивающая подсистема.

Новые пленкооберточные машины марки CAT201L22 компании "Buzuluk" -чешская республика, стоимостью 4500000руб., должны снизить количество рекламаций и упростить труд аппаратчиков. Рассмотрим выбор альтернативного решения покупки оборудования для склеивания пленки (табл.3).

Таблица 3 – Выбор альтернативы покупки оборудования

№ п/п Модель оборудования Цена (тыс.руб.) Срок доставки Возможности оборудования
Пленкооберточные машины марки CAT201L22 45000 000 1 месяц (Москва) Высокоточная склейка
Конвейер ленточный поворотный для доставки каучука в пленкооберточную машину. 42250 000 2 недели (Москва) Транспортировка и упаковка
Cтрейч-пленкооберточная машина (по остаточной стоимости) 910938.64   3 недели (Санкт Петербург) автоматическую обмотку стрейч-пленкой  

Из таблицы видно, что лучше приобрести позицию № 1. Хотя позиция № 3 дешевле, но она не решит проблем, связанных со склеиванием пленки. Также надо приобрести и позицию № 2.

На рисунке 2 показан ленточный конвейер для доставки каучука в пленкооберточную машину.

Рисунок 2 – Ленточный поворотный конвейер для доставки каучука в пленкооберточную машину

Для работы на новом оборудовании, персонал должен пройти повышение квалификации. Поэтому, необходимо провести сравнительную таблицу альтернатив, которая позволит с наименьшими затратами определить место проведения повышения квалификации сотрудников, работающих с новым оборудованием.

Инновация состоит в приобретении нового конвейера и новой пленкооберточной машины. Потребности в инвестиции составляют 87500000 руб.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.