Сделай Сам Свою Работу на 5

В соответствии с частью 2 указанной статьи принятие решение о возврате законопроекта на дополнительное рассмотрение во втором чтении влечет за собой доработку законопроекта профильным комитетом.





В порядке части 3 принятие решения об отклонении законопроекта влечет за собой прекращение его рассмотрения и должно содержать мотивы его отклонения. Отклоненный законопроект может быть вновь внесен в Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области в порядке законодательной инициативы. Нормы статьи 58 анализируемого Закона закрепляют возможность принятия областного закона на одном заседании Областной Думы, на котором последовательно проводится рассмотрение законопроекта в первом, втором и третьем чтении. Такое решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного численного состава депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области.

Заслуживает внимания правовое закрепление чтения законопроекта в Регламенте Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области. В отличие от Закона «О правовых актах в Свердловской области», нормы которого устанавливают общие положения о правовых актах и правотворчестве в Свердловской области, Регламент является правовым актом, определяющим деятельность только низшей палаты законодательного органа – Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области.



Только четыре статьи анализируемого Регламента посвящены правовой регламентации чтения законопроекта: статья 6. Рассмотрение законопроектов на заседании Областной Думы; статья 7. Порядок постатейного обсуждения законопроекта; статья 8. Предложения по поправкам; статья 9. Голосование по поправкам. Уже простое перечисление наименований статей свидетельствует об ином подходе к правовому закреплению чтения законопроекта, чем использован в Законе Свердловской области.

Закон закрепляет, что рассмотрение и принятие законопроектов на заседаниях Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, как правило осуществляется в трех чтениях и далее в статьях Закона 49-58 содержится четкий алгоритм последовательного прохождения законопроектом всех трех чтений. Пункт 1 статьи 6 Регламента Областной Думы закрепляет, что рассмотрение законопроектов осуществляется в двух чтениях. Данная норма противоречит статье 49 Областного Закона.



В целом же анализ статей Регламента Законодательного Собрания Свердловской области 6-9 позволяет сделать вывод о довольно рациональном подходе в правовом закреплении чтения законопроекта, поскольку статья 6 определяет порядок первого чтения, а статьи 7,8 и 9 порядок второго – постатейного чтения, а также внесения поправок и голосования по ним.

Заключение

Рассмотрение вопросов лекции позволяет сделать вывод, что особенностью правовой регламентации чтения законопроекта в субъектах Российской Федерации, в сравнении с федеральным уровнем, является то, что данные законотворческие процедуры более полно и детально урегулированы не только на уровне регламентов, но и в законах о нормативных правовых актах. Дело в том, что регламента законодательных органов государственной власти для правового регулирования законотворчества совершенно недостаточно. Регламент, принятый постановлением законодательного органа – это в основном внутренний документ законодательного органа, и он не может определить все аспекты законотворческой деятельности и урегулировать взаимоотношения всех лиц, участвующих в законотворческом процессе. А ведь качество законов в значительной степени зависит от полноты правовой регламентации законотворческой деятельности.

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Е.А. Магомедова

 

Правовое регулирование повторного прохождения закона в Государственной Думе

 

Лекция

 

 

Калуга – 2003



 

Вопросы лекции

5. Правовое регулирование повторного рассмотрения Государственной Думой федеральных законов, отклоненных Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

6. Правовое регулирование повторного рассмотрения Государственной Думой федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации.

Основная литература:

Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие. / Отв. ред. д.ю.н. проф. Р.Ф. Васильев. – М.: Юриспруденция, 2000.

Законодательная техника: Научно-практическое пособие. – М: Городец, 2000.

Парламентское право России: Учеб. пособие/ Под ред. Т.Я.Хабриевой – 2-е изд.; перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 655 с.

Дополнительная литература:

Гузнов А.Г., Кенинов А.А., Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Смоленск, 1995.

Законодательный процесс в России: граждане и власть. Практические советы. М., 1996.

Законотворчество в Российской Федерации. Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2000.

Нормативные правовые акты

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

 


Введение

В данной лекции излагаются вопросы правовой регламентации повторного прохождения закона в Государственной Думе. Согласно статьи 105 Конституции Российской Федерации с момента принятия Государственной Думой законопроект становится федеральным законом. До прохождения Совета Федерации это еще не действующий федеральный закон, но уже и не законопроект, а принятый палатой акт, поступающий на рассмотрение другой палаты. В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации, денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Право подписания законов принадлежит Президенту Российской Федерации, он же и обнародует их (ч. «д» ст.104 Конституции Российской Федерации).

Однако Совет Федерации может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой и у Президента имеется такое полномочие. В указанных случаях федеральные законы передаются в Государственную Думу для повторного рассмотрения. Обозначенные процедуры урегулированы нормами статей Регламента Государственной Думы – глава 14 и 15, анализу которых и посвящена настоящая лекция.

Правовое регулирование повторного рассмотрения Государственной Думой федеральных законов, отклоненных Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 105 Конституции Российской Федерации принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней направляются на рассмотрение Совета Федерации. Полученный Советом Федерации закон не может находиться в верхней палате парламента бесконечно. Статьёй 105 (часть 4) Конституции Российской Федерации установлен четырнадцатидневный срок, в течение которого «сенаторы» обязаны рассмотреть поступивший из Государственной Думы федеральный закон. По результатам обсуждения Совет Федерации принимает одно из следующих решений:

- одобрить принятый Государственной Думой закон;

- отклонить принятый Государственной Думой закон.

Обоснование решения об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона может быть оформлено в виде пояснительной записки к постановлению Совета Федерации с указанием тех положений федерального закона, которые породили разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой.

Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона вместе с его текстом в пятидневный срок со дня принятия направляется Председателем Совета Федерации в Государственную Думу.

В Постановлении Совета Федерации об отклонении закона, принятого Государственной Думой, может быть изложено обоснование решения, а также содержаться предложение о создании согласительной комиссии. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Советом Федерации, определено в главе 14 Регламента Государственной Думы. Так, нормы статьи 127 закрепляют, что если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе:

а) создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий;

б) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.