Сделай Сам Свою Работу на 5

Виктимологическая профилактика правонарушений экономической направленности.





По некоторым данным в России ежегодно от преступных посягательств страдает более 2 млн. человек. Однако согласно исследованиям, лишь около «35%» от общего числа преступлений было совершенно в результате именно виктимного поведения жертв.

Обобщенные результаты выборочного изучения уголовных дел, возбужденных по ст. ст. 158, 161, 162 УК РФ, проводимого в 2007-2008 гг. показали, что 17,5% потерпевших ранее были жертвами различных преступлений, а 78,2% из них на момент со­вершения в отношении них преступления таковыми не являлись.

В среднем по России около 60% опрошенных потерпевших от тяжких преступлений не обращались в правоохранительные органы, в том числе 25% - от квартирных краж, 12% - от грабежей и разбойных нападений. Уровень латентности разбоев и грабежей достаточно высок и превышает регистри­руемую часть в 1,5-2 раза. Основными причинами не обращения потерпевших в ОВД по факту совершенного преступления были сомнения в результативности деятельности правоохранительных органов «54%», нежелание быть втянутым в затяжной судебный процесс «26%», опасение неблагоприятных последствий «20%».

Виктимологическая профилактика - одно из наиболее важных направлений борьбы с преступностью, когда предупредительные усилия реализуются, образно говоря, не со стороны преступника, а со стороны жертвы. Это деятельность правоохранительных органов, общественных организаций, социальных институтов по выявлению и устранению обстоятельств, формирующих «виновное» поведение жертвы, установление людей, составляющих группу криминального риска, и применение к ним профилактических мер. Виктимологическая профилактика имущественных и корыстных преступлений может осуществляться как в отношении общества в целом, или отдельных социальных групп, так и конкретных лиц, т. е. профилактические усилия здесь различны по своим масштабам. При этом названная профилактика должна осуществляться одновременно с выявлением лиц, способных стать на преступный путь, и воздействием на них. Важно подчеркнуть, что нередко будущие жертвы вращаются в том же порочном криминальном круге, что и будущие преступники. Вот почему необходимо изучение уголовной и околоуголовной субкультуры, социально-психологических и иных процессов, протекающих в ее рамках[26].





Важное место в системе профилактики правонарушений и предупреждения экономической преступности призваны занимать местные органы власти и самоуправления, общественные формирования граждан. Они должны разрабатывать и организовывать исполнение комплексных планов предупреждения преступлений, а исполнительные и распорядительные органы - осуществлять непосредственное руководство борьбой с преступностью. В сегодняшних условиях наступление на преступность следует вести, как говорят в народе, всем миром. Именно взаимодействие правоохранительных органов с законопослушным населением по месту жительства, общественными формированиями и гражданами, производственными коллективами становится все более значимым.

Наряду с органами самоуправления граждан субъектами профилактики преступлений экономической направленности являются: семья, учебные и общественные коллективы, образуемые ими объединения граждан. В их число входят добровольные дружины или отряды охраны общественного порядка и др.

Задача укрепления связей с населением имеет решающее значение для повышения эффективности деятельности органов внутренних дел. Сотрудникам органов внутренних дел следует помнить, что главное в их деятельности - это работа с правонарушителями, с членами дружин и отрядов по охране правопорядка, другими общественными формированиями. Общая и индивидуальная профилактика должна охватывать все население. Она может быть эффективной, если только включает в себя и работу с правопослушным большинством населения. Как показывает опыт, максимальные результаты в борьбе с преступностью и нарушениями общественного порядка достигаются там, где большинство людей поддерживают усилия правоохранительных органов в проводимой работе, помогают им осуществлять индивидуальную и общую профилактику преступлений и правонарушений.



Цель виктимологической профилактики - создание комплексной системы разноуровневых государственных и общественных мероприятий, направленных на возможную жертву для максимальной реализации ее потенциальных возможностей «физических, психических, технических и пр. « в целях недопущения превращения в реальную жертву, т. е. для защиты и самозащиты последней от преступных посягательств.

Виктимологическая профилактика на общесоциальном уровне, объектом которой выступает все население, направлена на разработку и совершенствование законов, создание новых государственных и негосударственных структур: социальных служб, фондов помощи, реабилитационных центров и других учреждений защиты жертв преступлений, подготовки специальных кадров для такой работы. По примеру развитых стран рассматриваются перспективы создания специальных страховых фондов для возмещения ущерба потерпевшим от преступных имущественных посягательств[27].

Необходимо проводить разъяснительную работу о правилах необходимой обороны и крайней необходимости. Важно обучение определенных групп лиц правилам поведения, которое содействует их защите от преступников. В рамках виктимологической профилактики разбоев и грабежей заметное место занимают мероприятия по активизации населения, направленные на стимулирование выявления опасных лиц и ситуаций и сообщение о них в полицию. Нельзя недооценивать полезность приобретения и использования средств технической защиты лиц и жилья «газового оружия, охранной сигнализации», важность правил пропускного режима в служебные помещения, наличия охраны или службы безопасности физических и юридических лиц, что может нейтрализовать виктимные ситуации.

На постсоветском пространстве виктимологическая профилактика проводится весьма поверхностно. Согласно исследованиям, общее представление о существовании виктимологии имеют лишь специалисты с высшим юридическим образованием, но даже они, не говоря об остальных, не осведомлены о возможностях практического и методически обоснованного применения ее теорий. Фактически сотрудники правоохранительной сферы ограничиваются устным предупреждением лиц, которые отличаются поведением, которое бы криминологи назвали виктимным (например, лиц в состоянии алкогольного опьянения, демонстрирующих наличие материальных ценностей, или находящихся в опасных местах). О возможности совершения в отношении них преступлений, проводят беседы воспитательного характера, реже - публичные лекции.

Согласно данным, «84%» респондентов считают, что государство пассивно реагирует на кражи и разбои, что, по мнению «46%», связано с виктимным поведением, в связи с чем «32%» намерены защищать себя самостоятельно, из них «14%» имеют оружие, «18%» намерены его приобрести, «6%» прибегают к самозащите[28].

Меры виктимологического характера направлены на устранение, нейтрализацию или уменьшение факторов, обусловливающих или способствующих виктимности. Они включают воздействие как на факторы, детерминирующие неправомерное или аморальное поведение жертв, так и на факторы, повышающие риск стать потерпевшим при правомерном и, особенно, активном поведении.

Предупредительное воздействие на преступность в сфере экономической деятельности включает подсистемы общесоциального и специального (включающего индивидуальное) предупреждения. В них входят криминологическая, охранительная и уголовно-правовая профилактика. Виктимологический аспект представлен во всех компонентах предупреждения преступности, хотя в наибольшей степени он отражен в подсистеме криминологической профилактики.

В свою очередь в составе этих подсистем действуют:

- общесоциальное виктимологическое предупреждение;

- целенаправленная «специальная» виктимологическая профилактика.

Специальная виктимологическая профилактика, как и профилактика традиционного направления, являясь ее дополнением, складывается из четырех основных компонентов:

1) общей виктимологической профилактики, включающей выявление причин преступлений и условий, способствующих их совершению, если они связаны с личностью и поведением потерпевших, устранение этих причин и условий;

2) индивидуальной виктимологической профилактики, включающей:

а) выявление лиц, которые, судя по их поведению или совокупности личностных характеристик, с наибольшей вероятностью могут оказаться жертвами преступников;

б) организацию в отношении этих лиц мер воспитания, обучения, обеспечения личной безопасности.

3) неотложной виктимологической профилактики, включающей предотвращение конкретных замышляемых и подготавливаемых преступлений с использованием защитительных ресурсов потенциальной жертвы, а также тактических возможностей, возникающих при организации профилактической работы «от потерпевшего»;

4) виктимологического воздействия деятельности по расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел и в целом уголовного права[29].

Обращение к виктимологическим возможностям профилактики преступлений ставит на повестку дня решение различных вопросов, это, в первую очередь, - подготовка кадров, изыскание новых форм взаимодействия с населением, обеспечение отдельных категорий лиц с повышенной виктимностью средствами защиты и специальной техникой и т. д. Кроме того, необходимо решение информационной проблемы. Использование виктимологических возможностей в профилактике корыстных преступлений осложнено тем, что требует вторжения в жизнь людей, которым нельзя предъявить претензии с позиций уголовного или административного закона, ведь требуется их добровольное согласие.

Разнообразные общепрофилактические меры могут быть сведены к двум основным группам:

а) активизация защитных возможностей, обучение, воспитание, в том числе и правовая пропаганда, профессиональное обучение лиц опасных профессий, обучение с целью выработки необходимой предусмотрительности, критичности «все это - применительно к группам, а не отдельным лицам», снабжение в отдельных случаях оружием и специальными средствами защиты и т. д. ;

б) обеспечение безопасности «извне»: соответствующая организация работы ППСМ, установка охранной сигнализации, своевременная изоляция пьяных, меры по благоустройству территории «освещение» и др. [30].

Если предотвращение конкретных преступлений и общая профилактика в виктимологическом аспекте при всей их значимости все же в большей мере выступают как своеобразные «вкрапления», «добавки» в те же направления традиционной профилактики, то индивидуальная виктимологическая профилактика - работа от начала и до конца самостоятельная.

Индивидуальная профилактика всегда имеет своим объектом конкретное лицо «но не группу, как общая профилактика».

Для того чтобы выработать систему воздействий на определенного человека, необходимо иметь полное представление о нем как о личности. Такое преставление, как минимум, складывается из знания позитивных и негативных черт нравственно-психологического облика данного лица и оценки потенций его общей и специальной виктимности, т. е. того, как могут негативно проявиться те или иные личностные качества в опасных ситуациях[31].

Виктимологическое воздействие на преступность весьма перспективно. По сути, оно более гуманно, т. к. не связано с вторжением в сферу личных прав и свобод.

В нашей стране имеется всесторонне разработанная теоретическая база формирования системы виктимологической профилактики, без которой, как показала практика, виктимологическое движение может носить только стихийный характер. Вопросам виктимологической профилактики посвящены как специальные исследования, так и отдельные главы, параграфы, статьи в работах отечественных криминологов. Созданы первые общественные организации виктимологической или частично виктимологической направленности «Общество обманутых вкладчиков», «Общество защиты прав потребителей» и т. д.

Однако они пока еще не объединены сознанием общности целей, в их идеологии слабо выражены собственно криминально-виктимологические мотивы, отсутствует стремление опереться на теоретическую базу отечественной и зарубежной виктимологии.

Организационная роль государства и органов государственной власти в формировании единой системы виктимологической профилактики, разработка ее законодательной базы, пока еще не соответствуют масштабу современных задач. Опыт западных стран свидетельствует, что в развитии виктимологического движения инициирующую роль выполняют институты гражданского общества. Однако в условиях их слабости и неразвитости в России, а также с учетом, того, что необходимо ускоренными темпами преодолевать существующий разрыв, становится очевидной задача опережающего формирования и реализации государственной виктимологической политики.

Объектами общей виктимологической профилактики являются: виктимность и ее виды; виктимогенные факторы и ситуации, формирующие виктимное поведение и обусловливающие совершение преступлений в отношении конкретных лиц; виктимогенные «в наибольшей степени подверженные опасности стать жертвами преступлений» группы населения. Учитывая многоуровневость объектов общей виктимологической профилактики, а также ее специфические меры воздействия, характеризующиеся своей масштабностью и многосторонностью, следует отметить, что правоохранительные органы не в состоянии воздействовать на все его аспекты, тем более устранять их собственными силами. Здесь необходим комплексный подход различных органов государственной власти и общественного самоуправления, а также специализированных общественных организаций и объединений.

Таким образом, общесоциальное виктимологическое предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности представляет собой единую систему социально-экономических, политических, правовых, организационных и иных мер, предпринимаемых обществом и государством в различных социальных сферах, которые сами по себе специально не направлены на борьбу с преступностью. Специально-криминологическая виктимологическая профилактика преступлений в сфере экономической деятельности, осуществляемая правоохранительными органами, - это специфическая деятельность специальных субъектов по осуществлению мер предупреждения преступности или отдельных видов преступлений нетрадиционным путем. Прежде всего, ориентированных на: выявление отдельных лиц и групп риска с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств и последующей девиктимизации; недопущение, устранение или нейтрализацию «совместно с другими субъектами этой деятельности» детерминационного комплекса виктимности; участие в разработке либо совершенствование в повседневной практической деятельности уже имеющихся специальных видов, форм и методов повышения охранно-защитных возможностей потенциальных жертв преступлений.

Поскольку общесоциальные меры предупреждения виктимизации носят комплексный характер, они должны учитывать особенности виктимизации каждой из социальных групп с учетом мировых тенденций глобализации. При этом следует органично сочетать социальную профилактику виктимизации на индивидуальном уровне и на уровне страны. Основу методов такой профилактики должна составить деятельность по девиктимизации социальных групп в сочетании с нейтрализацией негативных элементов образа жизни. В этой точке органично сочетаются и дополняют друг друга меры общесоциальной и специальной «целенаправленной» виктимологической профилактики, имеющей прямой целью нейтрализацию виктимогенных факторов и условий, предотвращение фактов виктимизации личности и ее ближайшего социального окружения.

Литература:

О полиции. Федеральный Закон РФ №3-ФЗ от 7 февраля 2011 г.

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции»; Федеральный закон №4-ФЗ от 7 февраля 2011 г.

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 250 «Вопросы организации полиции»

Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

Постановление федеральной службы государственной статистики от 5 октября 2007 г. № 71 «0б утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за административными правонарушениями в сфере экономики на 2008 год»

Приказ МВД РФ от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России»

Ажирбаева О. Р. Предупреждение коррупционной преступности. // «Чиновникъ». № 2. 2006 (42)

Вандышев В. В. Воздействие на жертву преступления как средство побуждения ее к участию в противодействии расследованию. Человек против человека. Преступное насилие. СПб, 2007.

Задорожный В. И. Виктимологическая профилактика преступлений: организационно-управленческий и правовой аспекты: монография. М. : ООО «Экспресс Полиграф Сервис», 2006.

Квашис В. Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших. М. , 1999.

Криминологическая характеристика и профилактика отдельных видов преступлений: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. П. П. Баранова. 2-е изд. , М. : ЦОКР МВД России, 2006.

Криминологическая характеристика и профилактика отдельных видов преступлений: Учебно-методическое пособие/ Под общей ред. П. П. Баранова. 2-е изд. , М. : ЦОКР МВД России, 2006.

Криминология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» // Под ред. Г. А. Аванесова. 3-е изд. , перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Кулакова А. А. Виктимология и ее основополагающие аспекты. Владимир, 2007.

Кулакова А. А. Виктимология и ее основополагающие аспекты. Владимир, 2007.

Мадатов Я. Г. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с незаконным предпринимательством в сфере строительства: Монография / Под ред. Л. А. Прохорова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2003.

Предупреждение преступлений и административных правонарушений ОВД: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. В. Я. Кикотя; С. Я. Лебедева. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Тимина Т. Н. Уголовно-правовые и криминологические аспекты мошенничества (на материалах Северо-Западного Федерального округа России). Дисс. . . . к. ю. н. СПб, 2007.

Черных Н. С. Виктимологическая практика и культура общества. Преступность и культура. М. , 1999.

Brauckmann D. IAF NRW, Abteilung Besondere Aufgaben, Nationale und Internationale Zusammenarbeit/Veranstaltung «Mennschenrechte und effective Polizeiarbeit», 08. 10. 2006-14. 10. 2006. NRW, Munster, 2006. polizei. nrw. de


Лекция 4. Предупреждение органами внутренних дел организованной преступности

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.