Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и общая характеристика коррупционных правонарушений





В последнее время коррупция и борьба с ее проявлениями является одним из приоритетных направлений государственной политики России. Так, Указом Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 года «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»[36] одним из главных направлений государственной политики названо совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией.

Поэтому, с целью разработки эффективного механизма противодействия коррупции необходимо определить основные характеристики данного явления и ее составляющих.

Согласно пункту «а» части 1 статьи 1 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается- «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами»[37]. Также под коррупцией понимается и совершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица.



Несомненно, наибольшее проявление коррупция находит во взаимосвязи с экономическими преступлениями, и поэтому нередко выступает как один из видов экономической преступности. Недооценка этой связи приведет к неэффективности принимаемых мер по противодействию данному явлению, так как коррупция является одной из составляющих теневого сектора экономики. В свою очередь теневая экономика содержит в себе помимо коррупции ряд других составляющих, которые необходимо отличать с целью выявления и разобщения связей между проявлениями теневой экономики, имеющие отрицательное влияние на развитие государства в целом (например, неформальная экономика)[38].

Одним из ключевых понятий при рассмотрении такого социального явления как коррупция является коррупционное правонарушение. Данное понятие не раскрывается в действующем российском законодательстве. В проектах Федерального закона «Основы антикоррупционной политики». первоначально коррупционное правонарушение определялось как деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. В последующем коррупционному правонарушению было дано определение как общественно вредного либо общественно опасного деяния, обладающего признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско - правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность[39].



В международных актах, в частности в Межамериканской конвенции против коррупции, подписанной государствами- участниками Организации американских государств 29 марта 1996 г. в Каракасе, названы следующие виды коррупционных правонарушений:

1) вымогательство или получение прямо или косвенно правительственным чиновником или лицом, которое выполняет государственные обязанности, любого предмета, имеющего денежную стоимость, или иной выгоды в виде подарка, услуги, обещания или преимущества для себя или иного физического или юридического лица в обмен на любое действие или несовершение действия при исполнении ими своих государственных обязанностей, а также предложение или предоставление таких предметов или выгод указанным лицам;

2) любое действие или не совершение действия при исполнении своих обязанностей правительственным чиновником или лицом, выполняющим государственные обязанности, в целях незаконного получения выгоды для себя или для третьего лица;



3) мошенническое использование или сокрытие имущества, полученного в результате совершения указанных действий;

4) ненадлежащее использование правительственным чиновником или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого имущества, принадлежащего государству, компании или учреждению, в которых государство имеет имущественную долю, если чиновник или лицо, исполняющее государственные обязанности, имеет доступ к этому имуществу вследствие или в процессе исполнения своих обязанностей; 5) ненадлежащее использование правительственным чиновником или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого вида секретной или конфиденциальной информации, которую этот чиновник или лицо, исполняющее государственные обязанности, получили вследствие или в процессе выполнения ими своих обязанностей; 6) переадресование правительственным чиновником независимому учреждению или частному лицу в целях, не связанных с теми, для которых они были предназначены, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого принадлежащего государству движимого или недвижимого имущества, денежных средств или ценных бумаг, которые такой чиновник получил вследствие своего служебного положения в целях распоряжения, хранения или по другой причине[40].

В научной литературе очень часто можно встретить разграничение видов коррупционных деяний по основанию ответственности, наступающей за их совершение, а именно на гражданско- правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные правонарушения и преступления[41].

Так, гражданско- правовые коррупционные деликты обладают признаками коррупции, но не являются коррупционными преступлениями, так как это связано с нарушениями правил дарения, порядка предоставления услуг, предусмотренных главами 32, 39 Гражданского кодекса РФ[42].

Дисциплинарные коррупционные проступки заключаются в том, что должностное лицо, использует свое служебное положение с целью получения благ, что влечет за собой дисциплинарное взыскание. Примером может служить, например, оказание сотрудником органов внутренних дел охранных услуг помимо своей основной служебной деятельности в организациях и учреждениях, не входящих в систему МВД РФ (нарушение статьи 10 «Совместительство» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации[43]), либо предоставление государственным служащим ложных сведений в декларации о доходах и др.

К коррупционным административным правонарушениям относится, обладающее признаками коррупции, противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации.

К ним можно отнести деяния, предусмотренные следующими статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях[44]:

- подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной компании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5. 16 КоАП РФ);

- непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5. 17 КоАП РФ);

- незаконное использование денежных средств, незаконная материальная поддержка, незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5. 18- 5. 20 КоАП РФ);

- использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума ( ст. 5. 45 КоАП РФ);

- нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (ст. 5. 50 КоАП РФ);

- мелкое хищение путем присвоения или растраты при отсутствии признаков преступления (ст. 7. 27 КоАП РФ);

- нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15. 14 КоАП РФ);

- использование служебной информации на рынке ценных бумаг ( ст. 15. 21 КоАП РФ);

- незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19. 28 КоАП РФ);

- незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) (ст. 19. 29 КоАП РФ)[45] и др.

Определение понятия коррупционного преступления не раскрывается в российском законодательстве.

В свою очередь международно- правовые акты, например, глава III Конвенции ООН против коррупции[46] относит к уголовно- наказуемым, деяния, совершенные умышленно в виде:

- хищения, неправомерного присвоения или иного нецелевого использования имущества публичным должностным лицом[47];

- злоупотребления влиянием в корыстных целях;

- злоупотребления служебным положением;

- незаконного обогащения;

- воспрепятствования осуществлению правосудия.

В целях обеспечения единого подхода и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии борьбы с преступлениями коррупционной направленности в Российской Федерации, 30 апреля 2010 года Генеральной прокуратурой России и МВД РФ было подготовлено совместное указание «О внесении изменений в перечни статей Уголовного кодекса РФ, используемые при формировании статистической отчетности»[48]. Данный законодательный акт вводит перечень № 23 преступлений коррупционной направленности, где четко определяется градация статей Уголовного кодекса РФ, относящихся к коррупционным.

Так, согласно данного перечня при отнесении преступления к коррупционному обязательно учитываются следующие критерии:

- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации[49], лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к статье 201 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

- обязательное наличие у субъекта корыстного мотива, то есть деяние непременно должно быть связанным с получением имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц;

- совершение преступления только с прямым умыслом.

Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав, либо незаконного представления такой выгоды.

К преступлениям коррупционной направленности, например, относятся такие общественно- опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом РФ как:

-подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ);

- контрабанда должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ);

- злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим функции в коммерческой или иной организации (ст. 201 УК РФ)

- коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);

- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

- получение и дача взятки (ст. 290, 291 УК РФ);

- служебный подлог (ст. 292 УК РФ) и др.

С целью более глубокого и полного раскрытия основных мер по противодействию коррупционным преступлениям и административным правонарушениям, необходимо раскрыть основные факторы, способствующие им.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.