Основные показатели системы национальных счетов
Пермский национальный исследовательский
Политехнический университет
Направление 080100.62 Экономика
Кафедра Экономики и финансов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
МАКРОЭКОНОМИКА
Пермь 2016г.
Составитель: Т.Л. Лепихина, канд. эконом. наук, доцент
Учебно-методические указания по дисциплине «Макроэкономика». – Пермь, 2014.
Приведены структура курса, методические указания по написанию курсовой работы, программа экзамена.
Предназначены для студентов заочной формы обучения направления Экономика гуманитарного факультета.
ВВЕДЕНИЕ
Термин "макроэкономика" связан с греческим словом "макро" (макрос -большой, крупный, длинный) и словом "экономика" (тоже греческого происхождения, означающего "искусство управления хозяйством").
Макроэкономика как часть, раздел экономической науки, занимается изучением крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения макроэкономики являются сводные, обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Одновременно макроэкономика изучает и исследует средние по стране экономические показатели, такие, как средние доходы, средняя заработная плата, уровень инфляции, безработица, занятость, производительность труда. В то же время предметом макроэкономики являются обобщающие показатели роста, темпы увеличения или уменьшения величин, характеризующих экономику страны, и происходящие в ней экономические процессы, структурные пропорции.
Цель изучения макроэкономики состоит не только в анализе и оценке экономических явлений, но и в выработке направлений совершенствования экономической политики. Кредитно-денежные и бюджетно-налоговые методы государственного регулирования могут оказывать сильное воздействие на экономику.
Макроэкономика стала отдельным разделом экономической науки со своим предметом только в XIX-XX вв. Начало этому процессу было положено в работах Ж. Б. Сэя, Л. Вальраса, В. Парето и др. Их теории составляют фундамент классической и современной неоклассической ветви в макроэкономике. В основе данного теоретического подхода лежит представление о том, что в конкурентной рыночной экономике имеется автоматический механизм установления общего равновесия на уровне полной занятости трудоспособного населения.
Окончательное выделение макроэкономики в самостоятельный раздел экономической теории произошло в первой половине XX в. и связано с именем Дж. М. Кейнса и его книгой «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Эта работа, в которой изложена новая система взглядов на рыночную экономику после Великого кризиса 1929-1933 гг., ознаменовала поворотный пункт в экономической науке и дала мощный стимул к развитию макроэкономического анализа. Она содержит теоретическое обоснование причин, по которым рыночная экономика может терять способность автоматически поддерживать полную занятость. Кейнс показал, что равновесный уровень дохода может возникать и в условиях недоиспользования производственных ресурсов общества. При этом помимо теоретического анализа Кейнсом были разработаны принципы антикризисной политики государства.
Дальнейшее развитие макроанализа шло как по линии углубления и развития кейнсианских идей (неокейнсианство), так и путем пересмотра их на основе классических представлений (неоклассики). Среди ученых, внесших заметный вклад в развитие и становление макроэкономики, следует отметить таких, как Р. Харрод, Д. Хикс, М. Фридмен, Р. Лукас. Были и концепции синтеза этих двух направлений (А. Хансен, П. Самуэльсон).
Макроэкономика представляет собой науку, в которой практически на все основные проблемы имеются альтернативные взгляды, представленные конкурирующими теориями.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины: изучение концептуальных основ макроэкономики как современной социально-гуманитарной фундаментальной науки о закономерностях функционирования экономики в целом, взаимодействии экономических агентов и экономических рынков; формирование экономического мышления на основе знания о совокупности экономических процессов и явлений и их показателей; воспитание навыков экономической культуры.
Дисциплина формирует следующие общекультурные компетенции:
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
· способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).
Задачи дисциплины:
· изучение макроэкономических явлений и процессов и выявление закономерностей их развития;
· формирование представлений о макроэкономических зависимостях и связях для оценки существующей в экономике ситуации;
· усвоение общих правил и приемов прогнозного моделирования экономических процессов.
Предметом освоения дисциплины являются следующие объекты:
· экономический рост, его факторы и темпы;
· экономический цикл и его причины;
· занятость и безработица;
· общий уровень цен и инфляция;
· уровень ставки процента и денежное обращение;
· состояние государственного бюджета;
· финансирование бюджетного дефицита;
· состояние платежного баланса и валютный курс.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Макроэкономика - особый раздел экономической теории. Общая характеристика производства, экономические модели и теории. Общественное воспроизводство.
Методы макроэкономического анализа. Типы агрегированных рынков в национальной экономике. Основные экономические школы: классическая, кейнсианская, монетаристская: их взгляды на условия равновесия в экономике.
Методология исследования: моделирование, агрегирование.
Теоретическая модель кругооборота продуктов и доходов. Экономические субъекты: домохозяйства и фирмы (предприятия). Государственный сектор. Иностранный сектор. Особенности макроэкономического анализа экономики. Народнохозяйственный кругооборот. Воспроизводство. Аксиома кругооборота.
МОДУЛЬ 1
Тема 1. Национальная экономика, основные результаты и показатели ее развития
Проблема идентификации товаров и услуг при определении объема национального продукта (узкий и широкий подходы, методика ООН). Проблема двойного счета. Теневая экономика. ВВП как основной показатель производства и потребления. Структура ВВП в сфере производства и потребления. Структура ВВП в сфере распределения. Основные показатели СНС: валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, раполагаемый доход. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Индекс Ласпейреса.(ИПЦ). Индекс Пааше (дефлятор ВВП). Индекс Фишера. Национальное богатство. Модель «затраты выпуск» В. Леонтьева.
Формулы для решения задач:
Метод расчёта ВВП по доходам (распределительный метод)
Y (ВВП)=W+r+R+P+d+T
где W- заработная плата
r – доход на капитал в виде процента
R - рента
P – прибыль предпринимателей
d – амортизация
T – косвенные налоги
Метод расчёта ВВП по расходам
Y(ВВП) = С + Ig + G + NX.
где С – потребительские расходы населения
Ig – валовые частные инвестиции в национальную экономику (чистые инвестиции и амортизация)
G государственные закупки товаров и услуг
Xn.- чистый экспорт (разница между экспортом и импортом страны)
Основные показатели системы национальных счетов
ЧВП (чистый внутренний продукт)= ВВП - d
НД (национальный доход)=ЧВП-Т
РД (располагаемый доход) = НД- налоги на прибыль предприятий- взносы на социальное страхование- индивидуальные подоходные налоги - нераспределённая прибыль корпораций + трансферты
Дефлятор ВВП= Номинальный ВВП (P x Q)/Реальный ВВП (Q)
Индекс Ласпейреса (ИПЦ) рассчитывается по принципу корзины цен, где в качестве весов цен представлен неизменный набор благ:
IL = ΣPt, i х Q0, i/ΣP0, i х Q0, i
где Pt, i - цена i-го товара (услуги) в текущем периоде;
P0, i - цена i-го товара (услуги) в базовом периоде;
Q0, i - объем производства (потребления) в базовом периоде.
Индекс Пааше (дефлятор ВВП), в качестве весов цен берутся количества товаров и услуг произведённые в текущем году:
Ip= ΣPt, i х Qt, i/ΣP0, i х Qt, i,
где Pt, i - цена i-го товара (услуги) в текущем периоде;
P0, i - цена i-го товара (услуги) в базовом периоде;
Qt, i - объем производства (потребления) в текущем периоде.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|