Налоговая политика государства
Налоговая политика-это совокупность экономических, правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развитии экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Ее содержание и цели зависят от политического строя, задач стоящих перед государством. Как правило, налоговая политика преследует следующие цели:
-Экономические-повышение уровни развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности;
-фискальные-обеспечение всех уровней власти в финансовых ресурсах, далее проведение экономической и социальной политики;
-социальные-сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;
-международные-выполнение международных финансовых обязательств.
В зависимости от состояния экономик, целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетным, используются различные формы (типы) налоговой политики:
Политика максимальных налогов
Преследуется только фискальная цель
Политика экономического развития
Приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности, обеспечение благоприятного налогового климата
Политика разумных налогов
Установление достаточно высокого уровня налогообложения для юридических и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции и развития налоговой системы. Налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа развития экономики.
Налоговая политика реализуется через налоговый механизм (инструменты). Налоговый механизм-это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация налоговой политики. Элементами налогового механизма являются:
-налоговое планирование-это экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. Основная задача налогового планирования-обеспечение качественных и количественных показателей программ социально-экономического развития страны из разработанных и принятых налоговых законов;
-налоговое регулирование-это система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов. Конечная цель налогового регулирования-уравновесить интересы трех субъектов государства, хозяйствующих субъектов и граждан. Налоговое регулирование осуществляется способами, как льготы и санкции и методами как инвестиционный, налоговый кредит, отсрочка, трансферты, рассрочка.
-налоговый контроль-это комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений с целью принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения.
Правильно сформированная налоговая политика и отложенный налоговый механизм-необходимое условие эффективного налогообложения.
Классификация налогов и сборов
Классификация налогов представляет собой их группировку по определенным критериям и признакам:
1.по способу взимания различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.
2.в зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
-федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачислятся в бюджеты различных уровней;
-региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
-местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.
3.по целевой направленности введения налогов различают:
-абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
-целевые (социальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
4.в зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:
-налоги, взимаемые с физических лиц;
-налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
-смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.
5.по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
-закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
-регулирующие налоги-разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
Возможны и другие принципы классификации по объекту обложения, по источнику обложения, по способу обложения и др.
Права и обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщики и плательщики сборов (ст.19 НК РФ).
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Взаимозависимые лица (ст.20 НК РФ).
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц:
-одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
-одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
-лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) (ст.21 НК РФ)
1)получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;
2)получать от налоговых органов и др. уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
3)использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах и т.д.
Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) (ст.23 НК РФ)
1)уплачивать законно установленные налоги;
2)встать на учет в налоговых органах;
3)вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
4)представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) и т.д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|