Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы определения цены для целей налогообложения





Понятие, сущность и функции налогов и сборов

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства. Формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у хозяйствующих субъектов. Следовательно, изъятие государством в пользу общества определенной стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются между хозяйствующими субъектами и гражданами, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Для налога как экономической категории присущи следующие признаки (особенности):

1)императивность (обязательность). Данный признак предполагает правовую обязанность безусловной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком.



2)индивидуальная безвозмездность – налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду (эквивалентное возмещение).

3)законность – установление, начисление и взимание налогов осуществляется в порядке, определенным законом.

4)уплата налогов в целях финансового обеспечения деятельности государства – за счет налогов в преобладающей степени формируются централизованный фонд денежных средств, который является основой обеспечения деятельности государства: содержание государственного аппарата, армии, решения комплекса задач общенационального значения.

5)абстрактность – поступление налогов на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов.

6)относительная регулярность – периодическая уплата налога в установленные сроки.

Однако финансовые резервы государства формируются и за счет сборов.

Под сбором в НК РФ понимается, обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Главное отличие налога от сбора состоит в отсутствии требования безвозмездной уплаты, т.е. уплата сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком.



Экономическая сущность налогов проявляется через их функции. В настоящее время в экономической науке нет единой точки зрения на количество выполняемых налогом функции.

Разграничение функций налога носит в значительной мере достаточно условный характер, они осуществляются одновременно и определяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Можно выделить фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции налогов.

Фискальная функция–основная функция, формирует доходы, аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ.

Распределительная функция заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование межотраслевых общегосударственных программ.

Стимулирующая функция налогов оказывает влияние на процесс воспроизводства. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, налоговых санкций и налоговых преференций.



Контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налоговых платежей в государственный бюджет.

 

 

Элементы налога и сбора

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщик и элементы налогообложения.

Элементы налога-это регламентированные налоговым законодательством составные части налога, определяющие его применение. Элементы налога можно разделить на 2 группы-обязательные и необязательные.

Основными (обязательными) элементами налога, считаются те, отсутствие или неопределенность которых делает налог не установленным. Отсутствие необязательных элементов налога не является его дефектом и не освобождает налогоплательщика от обязательности его уплаты.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации, физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по начислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Объект налогообложения-это те юридические факты, которые обуславливают обязанность заплатить налог (реализация товаров, работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику. Теоретически объекты налогообложения можно разделить на следующие группы:

-имущественные права-право собственности на имущество и пользованием имуществом;

-действия субъекта-реализация товаров, работ, услуг, экспорт товаров.

Результат хозяйственной деятельности-прибыль, доход.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Налоговая база-это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая ставка-это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговую ставку часто называют нормой налогообложения.

С учетом различных факторов налоговые ставки классифицируются:

1.в зависимости от построения налога:

-твердые-в абсолютной сумме на единицу обложения, не зависимо от размера дохода;

-адвалорные–процентные (долевые);

-смешанные-сочетают в себе и абсолютные и адвалорные ставки.

2.по экономическому содержанию:

-маргинальные-предельные ставки, установленные законодательством;

-экономические ставки-отношение всей суммы уплаченного налога к величине налоговой базы.

Размеры ставок могут изменяться в зависимости от избранного метода налогообложения. Метод налогообложения-это порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы. Различают равное, пропорциональное, регрессивное и прогрессивное налогообложение. Равное налогообложение предполагает установление равной суммы налога для каждого налогоплательщика. При пропорциональном налогообложении ставка для каждого плательщика одинакова, а сумма налога изменяется пропорционально базе налогообложения. При регрессивном налогообложении с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога, при прогрессивном-с ростом налоговой базы растет ставка налога.

Налоговый период-период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащее к уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Порядок исчисления налога-это совокупность действий, соответствующего лица, по определению суммы налога, подлежащего к уплате в бюджет, т.е. это ведение учета объекта налогообложения, исчисление налоговой базы, определение налоговой ставки, применение налоговых льгот, расчет суммы налога.

Порядок и сроки уплаты налога представляет собой законодательно установленные способы перечисление налога получателю (т.е. это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет). Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу при соблюдении общих правил, установленных в законе. При установлении порядка уплаты налога допускается возможность как их единовременной уплаты, так и уплаты в течении налогового периода авансовых платежей по результатам отчетных периодов с окончательным перерасчетом по итогам налогового периода. Уплата налогов может производится в наличной и безналичной форме. Срок уплаты налога в зависимости от конкретных обстоятельств может быть приведен к конкретной календарной дате, либо к истечению определенных периодов времени.

Выделяют три способа уплаты налога:

-уплата налога по декларации-на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих доходах и расходах (налоговую декларацию). На основании декларации налоговый орган начисляет налог и вручает налогоплательщику уведомление о его уплате. При данном способе налогоплательщик сначала получает доход, а лишь потом начисляет и уплачивает налог.

-уплата налога у источника налога-момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода, т.е. налогоплательщик получает часть доходов за вычетом налога.

-кадастровый способ уплаты налога-налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. Величина уплачиваемого налога не связана с реальной доходностью облагаемого объекта.

К необязательным элементам налога (сбора) относятся:

Источник налога-резерв (экономический показатель) за счет которого налогоплательщик уплачивает налог. Законодательством РФ установлены следующие источники налогов:

-общая сумма выручки – НДС, акциз

-прибыль – налог на прибыль организаций, государственная пошлина

-издержки производства и обращения – земельный налог, НДПИ

-финансовые результаты деятельности – налог на имущество организации.

Масштаб налога-установленная законом характеристика измерения объекта обложения.

Единица налогообложения-единица масштаба налогообложения. Так единицей обложения по земельному налогу выступает гектар или квадратный метр; при исчислении транспортного налога-лошадиная сила; по налогу на доходы физических лиц-рубль.

Налоговый оклад-сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта налогообложения.

Отчетный период-это установленный законодательством срок, по истечении которого налогоплательщик обязан уплатить авансовые платежи по соответствующему налогу и представить отчетность по данному налогу. По отдельным налогов налоговый и отчетный период могут совпадать (НДС, НДПИ и др.).

Налоговые льготы-полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы ведут к уменьшению облагаемого объекта. Налоговые льготы могут реализоваться в различных формах:

-необлагаемый минимум-часть объектов освобождаются от налога (не являются объектом налогообложения)

-уменьшение ставки налога - применение 0% ставки

-освобождение от уплаты налогов определенных категорий налогоплательщиков-при соблюдении определенных требований

-налоговые вычеты-уменьшают налоговую базу

-рассрочка-деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты, частей

-отсрочка-перенос предельного срока уплаты на более поздний срок

-налоговая амнистия-возврат ранее уплаченного налога

-налоговые каникулы-полное освобождение от уплаты налога на определенный период

-налоговый инвестиционный кредит-изменение срока уплаты налога (налога на прибыль организаций), при котором организация при наличии соответствующих оснований предоставляет возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Налоговые льготы могут дифференцироваться по региональным, отраслевым, социальным и другим категориям налогоплательщиков.

 

Принципы определения цены для целей налогообложения

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ и услуг, указанная сторонами сделки. Считается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии действия спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров в сопоставимых экономических условиях.

Идентичными признаются товары, имеющиеодинаковые характерные для них признаки. При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют схожие характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни те же функции или быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитывается их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

При определении рыночных цен товаров, работ и услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Если невозможно определить рыночную цену ввиду отсутствия, либо недостаточности информации об этих ценах, для их определения используются методы: метод цены последующей реализации или затратный метод.

При методе цены последующей реализации, рыночная цена определяется как разность между ценой по которой проданные товары реализованы покупателем при последующей их реализации между затратами, понесенными перепродавцом при перепродажи и между обычной для данной сферы деятельности прибыль продавца.

При затратном методе рыночная цена определяется как сумма затрат на производство и реализацию товаров+прибыль.

Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:

Между взаимозависимыми лицами;

По товарообменным операциям;

При совершении внешнеторговых операций;

При отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам и услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

В случаях, когда цены, применяемые сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночных цен идентичных товаров, налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, которые рассчитываются по результатам сделки исходя из рыночных цен.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.