Сделай Сам Свою Работу на 5

РЕПРОДУКТИВНЫЕ РАБОЧИЕ, см.





Репродуктивный труд женщин.

РЕПРОДУКТИВНЫЙ ТРУД ЖЕН­ЩИН- понятие, которое имеет узкое и широкое толкования. В узком смысле это труд в сфере частной домашней активности (его также называют субстантивной эконо­микой, см. Т. Шанин); в широком смысле -это труд женщин-мигрантов в сферах , домашнего обслуживания и публичного сервиса, который связан с предоставлением услуг для восстановления психофизио­логических ресурсов человека, то есть г поддержания витальной энергии (уход за детьми, больными, престарелыми, инвали­дами; поддержание санитарно-гигиеничес­кого состояния отелей, кафе, ресторанов; работа на поточных линиях по производству продуктов-полуфабрикатов, занятость в химчистках и прачечных, предоставление [ сексуальных услуг через организованную секс-индустрию и т. д.). Женщин, выпол­няющих эти виды деятельности, называют репродуктивными рабочими. Благодаря им женщины среднего класса развитых стран


Запада могут успешно усваивать мужские модели занятости, используя женщин из развивающихся стран и стран с переходной экономикой как домашнюю прислугу и гувернанток для детей.



! До последнего времени непрестижность и

дешевизна репродуктивного труда, которым во всех регионах мира заняты преимущес­твенно женщины, рассматривались как факт

( дискриминации населения по признаку пола. Сегодня уже мало смотреть на эту проблему сквозь призму нарушения принципа равных прав и возможностей женщин. В результате недооценки репродуктивного труда психи­ческое и физическое воспроизводство населения подверглось дальнейшей деваль­вации и коммерциализации. В исторической ретроспективе механизмом, послужившим этому процессу, явился переток гендерно сегрегированного труда (или женского репродуктивного труда) из сферы частной домашней активности в сферу рыночной занятости, а затем в современную эконо­мическую систему западных процветающих стран. Заново закрепленный за женщинами, репродуктивый труд опять был лишен экономического и социального признания. Марксистская идея о возможности преодо­ления неравенства полов через уничтожение рутинного домашнего труда и развитие общественного сервиса оказалась утопичес­кой, так как усиление миграции привело к формированию этнических женских сегмен­тов индустрии сервиса. Таким образом, гендерно-этническая сегрегация стала для Запада важнейшим резервом сохранения такой модели экономической организации общества, в которой система производства благ (информации, технологии, оружия) получила приоритет над системой воспроиз­водства человека. Через усиление гендерного неравенства Запад консервирует эту модель для всего мира, и шансы изменить ее пока не увеличиваются.



Разработка новой модели экономическолэ развития должна включать гендерный подход (см. Гендер), предполагающий переоценку значимости репродуктивного труда. Соци­ально, экономически и законодательно


репродуктивный труд должен быть признан равноценным другим видам профессиональ­ной деятельности, что открывает перспекти­ву для достижения хотя бы минимальной социальной защищенности основной части населения мира.

В этом контексте политика предостав­ления равных прав и равных возможностей мужчинам и женщинам перестает быть направлением деятельности активистов борьбы за права человека - она становится живым инструментом для установления баланса во взаимодействии систем матери­ального производства и воспроизводства человека. До тех пор, пока не будут найдены способы уравновешивания экономической роли полов в этих системах (в том числе и через пропорциональный контроль над про­изводством технологий, знаний, информации, оружия и т. д.), ненасильственные и бескон­фликтные формы существования общества останутся недостижимыми.



Reproductive women's labour (англ.)

Литература:

Неформальная экономика / Под ред. Т. Шанина.

М, 1999.

Hanochi S. Japan and the Global Sex Industry //

Gender, Globalization and Democratization / Eds.

Kelly M, Bayes J. H., Hawkesworth M. E., Young B.

Oxford, 2001. P. 137-148.

Truong T-D. Gender, International Migration and

Social Reproduction: Implications for Theory, Policy,

Research and Networking. Asia-Pacific Migration

Journal. 1996. Vol. 5. N1.

Wichterich Ch. The Globalized Women. Reports from

a Future of Inequality. Chapter IV. London, 2000. P.

36-68.

© M. M. Малышева

РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ,см. Гендерные роли.

РЫЦАРЬ- в гендерной системе особый тип маскулинности, обладающий рыцарским этосом. Само понятие рыцарь приходит к нам из Средних веков и из социальной истории: рыцарем являлся тот мужчина, который был возведен в рыцарское достоинство своим сю­зереном, давал присягу, опоясываясь при этом мечом. Сущность социального содержания


понятия рыцарь неразрывно связано с понятием воин.

Рыцарю присущи определенные черты. Во-первых, рыцарь должен был отличаться красотой и привлекательностью, которые подчеркивали одежда и доспехи. От рыцаря требовалась сила и стремление к славе, поскольку он являлся воином. Слава порождала необходимость ее постоянного подтверждения путем свершения новых подвигов, демонстрации своего мужества. Мужество необходимо для исполнения долга верности и лояльности, поскольку сам рыцарский этос кристаллизовался в феодальном обществе, проникнутом строгой иерархией. Рыцарь должен был хранить безусловную верность по отношению к равным себе. Рыцарь имел целую систему обязательств: на первом месте стоял сюзерен, затем следовал тот, кто посвятил его в рыцарский сан. Он должен был осуществлять заботу о сиротах и вдовах, в принципе, о слабых вообще, но нет сведений о том, чтобы рыцарь защитил хоть раз слабого мужчину. Другой присущей рыцарю чертой считалась щедрость. Э. Дешан, французский автор XIV века, перечисляет следующие необходимые условия, которым должен удовлетворять желающий стать рыцарем: он должен начать новую жизнь, молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков; должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о подданных; должен быть храбрым, верным и не лишать никого соб­ственности; обязан воевать лишь за правое дело; должен быть заядлым путеше­ственником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца; повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать общества храбрых и учиться у них, как совершать великие деяния, по примеру Александра Македонского.

Когда мы сегодня говорим о рыцарском поведении, прежде всего имеем в виду отношение к врагу и отношение к женщине. "Сражаться и любить" - вот лозунг рыцаря. Именно эти два компонента и формируют


данный тип маскулинности. Отношение к врагу было очень показательным, поскольку славу рыцарю приносила не столько победа, сколько поведение в бою, так как сражение могло без ущерба для его чести кончиться его поражением и гибелью. Противника следо­вало уважать и предоставлять ему, по воз­можности, равные шансы. Использование слабости противника не приносило рыцарю славы, убийство же безоружного покрывало позором. Особое отношение рыцарь проявлял к своему вооружению и коню. Меч, как и конь, часто имел собственное имя (например, Эскалибур и Баярд).

Отношение к даме (см. Прекрасная Дама, Куртуазная любовь) стало необходимым компонентом рыцарского этоса и является таковым до сих пор. Быть влюбленным относилось к обязанностям рыцаря (безус­ловно, в Средние века Дамой являлась только равная, но в последующей трансформации этого типа маскулинности чертами, присущими Даме, наделяется обыкновенная женщина). Рыцарь должен был выражать заботливость, обожание и верность, готов­ность в любую минуту встать на защиту чести своей Дамы и любой женщины. Именно из куртуазных романов пришло к нам так называемое "рыцарское поведение" по отношению к женщине, состоявшее из преклонения, почитания и уважения к женщине только потому, что она таковой является. Тем не менее, отношение рыцаря к женщине - это вне- или добрачная любовь, поскольку рыцарь и брак - понятия несовместимые. Рыцарь выступает вечным возлюбленным и влюбленным и его отношение к женщине формируется именно в рамках взаимной любви.

Идеал рыцарственности как особого типа маскулинности сформировался в Западной Европе в позднее Средневековье и, как точно замечает Хейзинга, немало требовалось притворства для того, чтобы поддерживать в повседневной жизни фикцию рыцарского идеала. При этом рыцарь не являл собой высоко интеллектуальный образец, зато предполагалось, что его жизнь богата эмоционально: мужчины "сохли" с тоски,


F-C


теряли разум, если не сдержали своего слова, легко заливались слезами. С другой стороны, рыцарский этос пронизан глубоким инди­видуализмом, где предпочтение соображений собственного престижа происходит в ущерб общему интересу, а забота о сохранении собственного лица - заботе о судьбе боевых соратников. Данный тип маскулинности просуществовал несколько столетий, возро­дился в романтизме начала XIX века, его отголоски можно встретить и теперь в повседневных формах мужского поведения, формируемых художественной литературой, а также женском дискурсе, где выражение "рыцарское поведение" имеет положитель­ную коннотацию и влияет на формирование стереотипов поведения по отношению, в частности, к женщине. Knight (англ.)

Литература:

Малинин Ю. П. Рыцарская этика в позднесредне-вековой Франции (XIV-XV вв.) // Средние века. М., 1992. Вып. 55. С. 195-213. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987. Тушина Е. А. О брачно-семейных представлениях французского рыцарства: (По материалам герои­ческих песен) // Историческая демография дока­питалистических обществ Западной Европы. М, 1988. С. 135-145.

Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. Cohen G. Histoire de la chevalerie en France du Moyen Age. Paris, 1949.

Dinzelbacher P. Pour une histoire de Г amour au moyen 4ge // Moyen 4ge. Bruxelles, 1987. T. 93. N 2. P. 223-240.

Flori J. Guerre et chevalerie au moyen Age (a propos d'un ouvrage recent) // Cahiers de civilisation medievale. A. 41. N. 164. Poitiers, 1998. P. 353-363. Kaeuper Richard W. Chivalry and violence in medieval Europe. Oxford, 1999. Scaglione A. Knights at court: Courtliness, chivalry, a. courtesy from Ottoman Germany to the Italian Renaissance. Berkeley, 1991.

© M. Г. Муравьева


С

САМОЗАЩИТА ЖЕНЩИН- само­стоятельная инициативная деятельность женской личности с целью повышения своего статуса, защиты прав и интересов, самореализации в различных социальных сферах.

Одним из первых термин самозащита применительно к образу жизни женщин употребил в середине XIX в. известный английский ученый и государственный деятель Джон Стюарт Милль. Поддерживая требование о предоставлении избиратель­ного права женщинам, ученый писал: "Иметь возможность выбирать тех, кто будет управлять нами, - это такое орудие само­защиты, которым должен воспользоваться всякий, хотя бы ему самому никогда не пришлось управлять".

Впервые концепция самозащиты женщин обсуждалась в 1916 г. на страницах журнала "Женский вестник". Мнение читателей (женщин и мужчин) было единодушным: самозащита нужна женщинам, чтобы стать "полноценным политическим и социальным слоем в своем государстве" ("Женский вестник". 1916. N 3. С. 61). Для этого женщи­нам предлагалось объединяться в союзы, общества, проявлять самостоятельность, чувство собственного достоинства. Важными компонентами самозащиты назывались экономическая независимость, равные с мужчинами права и свободы, участие в законодательной деятельности органов власти, физическая закалка, независимость от власти мужа. Среди условий реализации принципа самозащиты выделялись гендер-ное воспитание в семье, вовлечение женщин в сферу профессиональной деятельности, по­вышение уровня их самосознания, способ­ность дать отпор в случае насилия, в том чис­ле со стороны мужа (см. "Женский вестник". 1916. N4-8).


Эти идеи не потеряли своей актуальности и сто лет спустя. В условиях, когда женщина обладает более низкими статусными характе­ристиками, чем мужчина, она должна прибе­гать к самозащите как способу защиты своих прав и интересов. Основными компонентами современной концепции самозащиты жен­щин целесообразно считать:

* инициативные действия по получению
общего и профессионального образования;

* деятельность с целью получения допол­
нительных источников дохода;

* самопомощь в сфере профессиональной
деятельности (открытие собственного
дела и т. д.);

* улучшение жилищных условий соб­
ственными силами или с помощью семьи;

* овладение навыками, необходимыми для
автономного поведения в сфере быта
(умение шить, консервировать продукты и
т. д.);

* физическое развитие, укрепление
здоровья, преодоление вредных привы­
чек;

* психологический тренинг с целью укреп­
ления воли, приобретения навыков в само­
стоятельном принятии решений;

* поддержание высокого жизненного тонуса;

* самоорганизация в союзы с целью защи­
ты своих интересов;

* включение в общественно-политичес­
кую деятельность;

* самореализация в духовной сфере.
Таким образом, самозащита выступает в

качестве условия для развития личности женщины.

Women's self-defense (англ.)

Литература:

Женский вестник. 1916. N 3, 4, 5-6, 7-8, 10. Кечерджи-Шаповалов М. В. Женское движение в России и за границей. СПб., 1902. Милль Д. С. О подчинении женщины / Пер. с англ. СПб., 1896. С. 62.

Хасбулатова О. А. Самозащита и развитие личнос­ти женской личности // Социальная феминология. Сб. науч. статей. Самара, 1997. С. 24-32. Хвостов В. М. Женщина и человеческое достоин­ство. М, 1914.

© О. А. Хасбулатова


САМОСОЖЖЕНИЕ ВДОВ,см. Гендер-ная специфика суицидального поведения.

САМОЦЕНЗУРА ЖЕНЩИН,см. Ген-дерная цензура.

СЕКСИЗМ - идеология и практика дискриминации людей по признаку пола. Она основана на установках или убеждениях, в соответствии с которыми женщинам (либо мужчинам) ложно приписываются (или отрицаются) определенные качества.

Термин появился в 1960-х гг. в США в Женском освободительном движении. Осо­бенно часто он употребляется при обсуж­дении предубеждений против женшин. гендерных стереотипов. Мужчины тоже могут являться жертвами сексизма как в пер­сональном отношении, так и как тендерная социальная группа: например, сексизм лежит в основе принудительного призыва в армию только мужчин.

Подобно расизму, сексизм предполагает превосходство в физических и интеллек­туальных проявлениях, хотя не приводится убедительных аргументов в пользу того, что мужчины лучше, чем женщины - либо наоборот. Традиционные доводы - такие как указание на ограниченность женщин в плане обучения, творчества, или ссылки на пресло­вутую женскую логику или же психо­логическую неустойчивость продолжают поддерживаться в общественном сознании некоторыми российскими СМИ.

При этом мужское доминирование рас­сматривается просто как естественное, очевидное, привычное и вечное - а следо­вательно, справедливое. Введение феминист­ками понятия сексизм сделало видимыми особенности такой дискриминационной для женщин картины мира, которая также отражена и зафиксирована в различных языках (см. Феминистская критика языка). Некоторые из теорий возникновения сексизма базируются на биологических различиях полов. В соответствии с другими теориями - сексизм обусловлен, скорее, пси­хологией или культурными особенностями. Но все феминистки, а также многие


представители западного мужского движения сходятся во мнении, что с сексизмом необ­ходимо бороться - назрели законодательные реформы, а также глубокие изменения в общественном сознании и межличностных отношениях. Sexism (англ.)

Литература:

Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал

УРСС, 1999. 704 с.

Turtle L. Encyclopedia of feminism. New York;

Oxford, 1986.

© А. А. Денисова

СЕКСИЗМ В ЯЗЫКЕ,см. Феминист­ская критика языка.

СЕКС-РАБОТА- занятость, связанная с женской и мужской проституцией, а также предоставлением секс-услуг (секс по теле­фону и секс-шоу). Ряд авторов полагают, основываясь, в том числе, и на исследовании идентичности секс-работников, что продажа секса за деньги - это такой же труд, как и любой другой (O'Connel Davidson). Секс здесь отделяется от других его социальных смыслов - например, межличностные, роман­тические отношения, релаксация - и тракту­ется исключительно как профессиональная деятельность. Развитие современного обще­ства сделало размытыми границы между потреблением и объектом потребления, работой и отдыхом, потреблением и произ­водством товаров и услуг, превратив секс в работу, которая связана с потреблением тела и формированием определенного типа идентичности (Chapkis). Занятость в сфере секс-индустрии связана с выполнением определенной доли эмоционального труда, что связывает ее с занятостью в индустрии отдыха (см. Феминистский анализ труда) тем, что здесь требуется исполнение эмоционально насыщенных ролей, которое определяет успех продажи предлагаемых услуг (Brewis and Linsted).

Социология трудовых отношений, зани­маясь проблемами секс-работы, фокусиру­ется на традиционных для этой дисциплины темах - проблемах состояния рабочей силы,


разделения ее на основную и периферийную, условий и оплаты труда, профессионализа­ции, трудового конфликта (McKeganey, Barnard). В ряде стран (Австралия, Германия, Нидерланды) секс-услуги являются леги­тимным видом трудовой деятельности с вытекающими отсюда формами социального контроля - нормативами условий работы, медицинского освидетельствования, профес­сиональными организациями, условиями оплаты труда (Perkins, Prestage, Sharp and Lovejoy). В таких странах существует и нелегальная секс-индустрия, где работают малолетние, нелегальные эмигранты, исполь­зуется подневольный труд, регулируемый уже не трудовым, как в первом случае, а уголовно-правовым законодательством. В России и ряде других стран, где проституция запрещена, секс-работа функционирует как теневая и полутеневая криминальная заня­тость. Доходы в этом секторе экономической активности в 1997 г. только в Санкт-Петербурге составляли 20 млрд рублей (Санкт-Петербургские Ведомости), сюда вовлечено значительное количество людей -по данным московского ГУВД, более 70 тыс. занимались женской проституцией (Москов­ская альтернатива). Запрещение секс-работы представляет амбивалентную политику: формально запретив этот вид занятости, власти почти не препятствуют проституции, осуществляющейся в таких организациях, как массажные салоны и услуги эскорта, существующие практически в любом крупном промышленном городе. В российских СМИ все чаще можно услышать дискуссии в пользу легализации проституции, что вывело бы секс-работу из сферы криминального бизнеса и сделало ее более безопасной для работников и клиентов (Арбатова; Говорухин; др.).

Sex work (англ.) Литература:

Арбатова М. Еще раз о легализации проституции // Мария Арбатова / Публицистика. 2000: <http://www.arbatova.ru/publ/index7.html> Москва продолжает оставаться "столицей" рос­сийской проституции // Московская альтернатива. 26.09.2000: <http://msk.russ.ru/today/947668387.html>


Савельев Дмитрий. Станислав Говорухин: против­ник прогресса, защитник проституции (интервью) // Вестник. N 4 (237). 15 февраля 2000 г.: <http://www.vestnik.com/issues/2000/0215/win/save-lyev.htm>

Санкт-Петербургские Ведомости, N 201 (1626), 17 октября 1997:

<http://www.vedomosty.spb.ru/arts/spbved-1626-art-18.html>

Brewis J. and Linsted S. The worst thing is the screw­ing: consumption and the management of identity in sex-work // Gender, work, and organization. Vol. 3. N 2. P. 84-97.

Chapkis W. (ed.). Live sex acts: women performing erotic labour. New-York: Routledge, 1977. McKeganey N., Barnard M. Sex work on the streets: prostitutes and their clients. Buckingham: Open University Press, 1996.

O'Connel Davidson J. The anatomy of 'free-choice' prostitution // Gender, work, and organization. Vol. 2. N 1.

Perkins R., Prestage G., Sharp R. and Lovejoy F. (eds.). Sex work and the sex workers in Australia. Sydney: UNSW Press, 1977.

© П. В. Романов

СЕКС-ТОРГОВЛЯ- организованная система сексуальной эксплуатации людей, в том числе женщин и девочек. Она может включать получение выездных документов -загранпаспортов, виз, приглашений, авиа­билетов; службу отбора, профессиональной подготовки девушек, способы их зама­нивания в красочные сети развлечений. Вся эта деятельность нередко прикрывается вывесками туристических фирм и учебных центров для манекенщиц и фотомоделей, осуществляется без всякого страха разобла­чения. По поводу интернационального сводничества было возбуждено лишь 15 уголовных дел, хотя Россия имеет обязатель­ства по Конвенции ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, ратифицированной еще СССР 45 лет назад (в 1954 г.), и должна, в соответствии с этими обязательствами, активно бороться с "экспортом" россиянок. Проблема проституции и вывоза молодых женщин и девочек за рубеж в 1997 г. обсуждалась на заседании Комитета безопасности Государственной Думы РФ, на


Украине в 1998 г. принят закон об уголовной ответственности за торговлю людьми и при­влечение женщин к занятию проституцией. Следует также помнить, что еще в 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую считать все формы секс-торговли женщинами и девочками преступлением. Чтобы на деле выполнить эту резолюцию, необходимо объединить усилия по пресечению совре­менной работорговли на территории бывшего СССР, создать специальные ведомства, кото­рые будут наделены большими полномочи­ями, добиться повышения осведомленности общества и государства о проблеме вывоза женщин за рубеж для секс-торговли. Необходимо наладить, укрепить и скоорди­нировать взаимодействие с международными организациями, уже сделавшими немало в этом направлении.

В России слова "секс-услуги" вошли в обиход вместе с наступлением рыночных отношений и часто трактуются как часть этих отношений, признак свободы и близости к западному миру. Только в Москве ежеме­сячно открывают двери 3-4 ночных клуба или казино, в рекламных изданиях практически открыто предлагаются секс-развлечения на любой вкус. Для подобных заведений нужны сотни девушек - молодых, красивых, покладистых, не обремененных моральными принципами, как теперь принято писать в рекламных приглашениях на работу -"девушек без комплексов". А чтобы комплек­сов не было, надо вывести породу женщин без внутреннего стержня, без самоуважения, с низкой самооценкой, что сейчас успешно осуществляется в России не без помощи средств массовой информации и при полном равнодушии правительственных чиновников. Вносят свой "вклад" и зарубежные фирмы, ринувшиеся в Россию внедрять "атрибуты" западной демократии и под этими лозунгами получать невиданные прибыли. Только в Китае в индустрии развлечений участвуют до 5 тысяч молодых россиянок - без официального права на жительство, работу, часто без всяких документов, они попадают в настоящее рабство, и хозяева ресторанов


и варьете могут перепродать их или сдать внаем другой фирме. Благодаря налаженным связям "сутенеров всех стран" российские проститутки добрались до таких экзоти­ческих мест, как Таиланд (около тысячи российских девушек прибыли туда по туристическим визам) и Макао. Появились сообщения о "русском доме свиданий" даже в Претории, столице ЮАР, где проституция запрещена законом и карается очень сурово. Российские девушки, как и в "азиатском" варианте, попали в ЮАР по туристическим визам и были высланы на Родину. Офици­альные статистические данные о вывозе девушек за границы РФ отсутствуют, однако есть косвенные свидетельства Федеральной пограничной службы: за 1996 г. и 7 месяцев 1997 г. через госграницу не пропущено почти 4,5 тысяч женщин: 4,3 тысячи из них имели неисправные документы, 0,2 тысячи -поддельные или чужие.

Sex traffic (англ.) Литература:

Горбунова О. Г. К 50-летию ратификации Конвенции ООН 1949 г. "О борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами". Киев, 1999.

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами. 1949.

Молодежь и общество на рубеже веков: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. М., 1998. Насилие и социальные изменения. Теория. Прак­тика. Исследования. Альманах. Часть I / Центр "АННА" (Ассоциация "Нет Насилию"). М., 2000. Преступление и порабощение. Разоблачение секс-торговли женщинами из стран бывшего СССР. Вашингтон, 1997.

Пятый периодический доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М., 1998.

Сборник материалов по проблеме предотвращения торговли людьми. Киев, 1999.

©Т. Ю. Забелина

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.