Сделай Сам Свою Работу на 5

СЕКСУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ,





см. Гендерная идентичность, Сексуаль­ность.


СЕКСУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬИНВАЛИДОВ, см. Стигма "инвалидной" сексуальности.

СЕКСУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА(эроти­ческая метафора) - частный случай телесной метафоры. Сексуальная метафора в языке отражает половые контакты, перенося их обозначения на другие аспекты человеческой деятельности: Его имеет начальство; Мы под них ложиться не будем. Для выражения сексуальной метафоры может использоваться как собственно ненормативная лексика, так и ее эвфемистические заменители.

Sexual metaphor (англ.)

© А. В. Кирилина

СЕКСУАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА- одно из ключевых понятий в исследованиях социальной реальности в русле радикального феминизма. Первой применение термина политика по отношению к сексуальности ввела Кейт Миллетт (в 1970 г. вышла ее книга "Сексуальная политика"). Личная жизнь не рассматривается как противопоставленная сфере публичного и властным институтам, а основным орудием подавления личности при патриархате, по К. Миллетт, выступает семья.

Sexual politics (англ.)

Литература:

Миллет К. Теория сексуальной политики //

Феминизм и тендерные исследования. Тверь, 1999.



Попкова Л. Тендерные политики в социальных

движениях: теория и практика современного

феминизма // Введение в тендерные исследования.

Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жереб-

киной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя,

2001.

Millett Kate. Sexual politics. New York: Avon Books,

1970.

СЕКСУАЛЬНОСТЬ- это широко распространенный термин, обозначающий сексуальные характеристики и сексуальное поведение людей (Э. Гидденс). Термин появился в 1889 г. в работе, посвященной анализу женских заболеваний, не встреча­ющихся у мужчин - такие различия неизбежно связывались с проявлениями


женской сексуальности, наличие которой у женщины, по мнению медиков того времени, считалось противоестественным. Сексуаль­ность связана с гендерной идентичностью. Сексуальность - понятие многозначное. В нем наиболее отчетливо воплощена связь между биологическими и социальными аспектами поведения человека. В житейской практике сексуальность обычно определяется как биологически обусловленное побуж­дение, или импульс, направленный на представителя противоположного пола (нормальная сексуальность) или любой другой объект (так называемая извращенная сексуальность), проявляющийся в поведении. Практика сексуальности указывает на сексуальную ориентацию или сексуальную идентичность личности.



С позиций психоаналитического (см. Психоанализ) подхода, сексуальность - это не только особая активность и удовольствие, связанные с функционированием гениталь-ного аппарата, но также возбуждения и действия, доставляющие человеку с самого раннего детства удовольствие, не сводимое к удовлетворению физиологических потреб­ностей. Сексуальность здесь выступает одним из элементов так называемой нор­мальной сексуальной любви.

Феминистские теории, однако, трактуют сексуальность не только как "индивиду­альные эротические желания, практики и идентичности", а скорее как дискурсы. конструирующие эротические возможности. Проявления сексуальности и формирование сексуальной идентичности обусловлены особенностями взаимодействия людей, способами интерпретации того или иного поведения на основе существующих образцов действий, адекватных культуре и конкретному контексту. Интерпретация сексуального поведения и сексуальной идентичности в терминах социального произ­водства и воспроизводства, в противовес биологической предопределенности и функциональности - в фокусе социально-конструктивистского подхода. Он сложился под влиянием идей М. Фуко, рассма­тривающего сексуальность как социальный и


исторический конструкт. Многие гендерные стереотипы, закрепленные в процессе социализации и ресоциализации, проявля­ются именно через отношение к сексуаль­ности. Господствующий взгляд - только гетеросексуальные отношения представляют собой нормальный способ выражения интимности и любви. В современных культурах люди строго категоризированы -женщины и мужчины, свои и чужие, гомосексуалы и гетеросексуалы. Именно континуум гетеросексуальности-гомосексу-альности используется А. Кинзи для опи­сания различных проявлений сексуальности. Однако, по данным многочисленных исследований, для многих людей не сущес­твует строгого деления на такие биполярные категории сексуального желания.



Несмотря на господствующее в повседневной жизни представление, что про­явления сексуальности принадлежат исклю­чительно к сфере приватного, сексуальность выступает средством социального контроля со стороны социальных институтов. Одни формы сексуального поведения трактуются как более легитимные и желательные, чем другие, гетеросексуалъность. например, имеет более привилегированный статус в обществе, чем гомосексуальность.

Историческая и социальная трансфор­мация понятия сексуальность связывается с социально-экономическими и политически­ми трансформациями общества. Романти­ческая любовь (см. Куртуазная любовь) становится достоянием масс, что приводит к значительным переменам для женщин -проявления сексуальности больше не связы­ваются с беременностью и родами. Этот разрыв становится все больше с уменьше­нием размеров семьи, легитимизацией внебрачных связей и распространением контрацепции. Указанные тенденции привели к формированию рационализации и демокра­тизации сексуальности. А. Бежен описывает процессы, посредством которых сексу­альность рационализируется: сексуальная активность характеризуется по результату, в основном по степени полученного удоволь­ствия; изменение ментальности в сторону


легитимизации стремления к сексуальному удовольствию вне зависимости от чувств (любви), институтов (брака и семьи) и функций (репродуктивность); технизация -когда удовольствие является результатом продуманного желания и контроля за процессом; возникновение экспертов по сексуальной технике; учет сексуального удовольствия.

Эти процессы в значительной степени повлияли на распространение маргинальной сексуальности, пересмотр понятия нормы в отношении сексуального поведения. То, что раньше считалось извращенной сексуаль­ностью (гомосексуализм, садизм, мазохизм, например), в настоящее время все чаще рассматривается как одно из проявлений нормального сексуального поведения.

Sexuality (англ.)

Литература:

Бежен А. Рационализация и демократизация сексуальности // Социология сексуальности. СПб: Институт социологии РАН, 1997. С. 14-19. Гидценс Э. Фуко о сексуальности // Социология сексуальности. СПб: Институт социологии РАН, 1997. С. 20-29.

Он же. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 704.

Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психо­анализу. М.: Высшая школа, 1996. С. 424-458. Темкина А. Сценарии сексуальности и сексуальное удовольствие в автобиографиях современных рос­сийских женщин // Тендерные исследования, N 3 (2/1999): Харьковский центр тендерных иссле­дований. С. 125-127.

A Concise Glossary of Feminist Theory. London, New York: Arnold, 1997.

Andersen M. Thinking about women. Sociological Perspectives on Sex and Gender. Boston: Allyn and Bacon, 1997. P. 78-79.

Kinsey A. C, Pomerou W. В., Martin С. Е. Sexual behavior in the human male. Philadelphia, 1948.

О Н. И. Ловцова

СЕКСУАЛЬНОСТЬ ИНВАЛИДОВ,см.

Стигма "инвалидной " сексуальности.

СЕКСУАЛЬНЫЕ ДОМОГАТЕЛЬСТВА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ(сексуальные пре­следования на работе) - сексуальные пред­ложения, требования "сексуальных услуг"


и прочие вербальные и физические действия сексуальной направленности, выдвигаемые в качестве условия приема на работу или сохранения работы, когда вынужденное согласие женщины или ее отказ от подобных предложений становится определяющим при вынесении решения о найме, сохранении рабочего места или продвижении по службе, а также когда целью или результатом таких действий является влияние на произво­дительность труда или создание устраша­ющей, враждебной или оскорбительной обстановки на рабочем месте.

Действия квалифицируются как сексу­альное домогательство, если объект домо­гательств ощущает неуместность подобного отношения и чувствует его агрессивную природу. Как правило, жертва занимает более низкое положение на служебной лестнице по отношению к своему обидчику. Принужде­ние к сексу - это утонченный метод злоупотребления властью, и женщины, находящие в подчинении, наиболее часто становятся объектами сексуального пресле­дования. К действиям сексуальной природы относятся: 1) неприятные или нежелатель­ные для женщины действия и предложения, включая похлопывания, пощипывания, поглаживания, объятия и поцелуи, ласки и другие физические контакты, совершаемые без желания женщины; 2) нежелательные просьбы и требования сексуального ха­рактера, включая требования свиданий, вне зависимости от того, сопровождаются ли они подразумеваемым или открытым обещанием выгод или негативных последствий по службе; 3) словесные оскорбления или шутки, включая словесные оскорбления и шутки сексуального характера, неприятные женщине, высказывания о национальности, расовой принадлежности, фигуре или внешнем виде, когда такие высказывания выходят за рамки обычной вежливости, "сальные" анекдоты, любые пошлые выска­зывания, намеки или действия сексуального содержания, неприятные и оскорбительные для окружающих; 4) создание устрашающей, враждебной, невыносимой или оскорбитель­ной рабочей обстановки путем неприятных


или нежелательных для служащих разгово­ров, предложений, просьб, требований, физических контактов или проявлений внимания, сексуального или иного неподо­бающего содержания.

В России внимание общественности к проблеме сексуального домогательства на рабочем месте было обращено благодаря дея­тельности Центров тендерных исследований и женских организаций в середине 1990-х гг. Сложность ситуации для российских женщин состоит в том, что отечественным законода­тельством предусмотрена только уголовная, а не гражданская процедура рассмотрения таких дел. Согласно данным опроса, прове­денным Московским центром тендерных исследований, за первую половину 1990-х гг. каждая четвертая женщина в России стала жертвой сексуальных посягательств на работе. Эти данные, вероятно, не полные, так как большинство российских женщин под сексуальными домогательствами понимают только непосредственное физическое напа­дение. В современной России важную роль играют кризисные центры, оказывающие юридическую и психосоциальную помощь женщинам, ведущие просветительскую работу с населением, органами внутренних дел и юриспруденции.

Sexual harassment (англ.)

Литература:

Сексуальные домогательства на работе / Отв. ред.

3. Хоткина. М.: МЦГИ, 1996.

Сексуальные домогательства на работе. Что это

такое и как себя защитить (с учетом опыта США).

Тула, 1999.

© Е. Р. Ярская-Смирнова

СЕКСУАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКИ ЖЕН­СКОГО ТЕЛА,см. Политики тела.

СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ НА РАБОТЕ,см. Сексуальные домогатель­ства на рабочем месте.

СЕЛЬСКИЕ ЖЕНЩИНЫ- это женщи­ны, постоянно проживающие в сельской местности. Термин сельские женщины шире термина крестьянки. Толковый словарь дает


следующее определение: крестьянин/ка - это сельский житель, занимающийся возделыва­нием сельскохозяйственных культур и раз­ведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой (Толковый словарь русского языка). К сельским женщи­нам относятся как крестьянки, так и сельские учительницы, врачи, пенсионерки, безработ­ные, домохозяйки и др., то есть все женщины, живущие в условиях сельской местности, вне зависимости от своей основной работы.

Различия между возможностями горо­жанок и сельчанок значительно усугубились в современный период социально-экономи­ческих изменений. Объективная разница внешних обстоятельств, системно влияющих и организующих образ жизни в городе и де­ревне, позволяет выделить сельских женщин в отдельную группу, отличающуюся образом жизни от городских женщин. Под образом жизни понимается система возможностей и способов реализации (в том числе и стереотипов поведения) и развития индиви­дуальных ценностей человека в личностно-значимых сферах: семья, работа, общение, здоровье, финансовое обеспечение, творче­ство, образование, информация, быт, духов­ность, отдых и др. Образ жизни определяется взаимодействием системы жизненных обсто­ятельств, условий и иерархии индивиду­альных ценностей, интересов. Объективные ограничения возможностей для реализации индивидуальных ценностей и интересов в сельской местности, по сравнению с условиями в городе, накладывают свой отпечаток и на саму иерархию жизненных ориентации сельчанок.

Сельское население в регионах Европей­ской части России, по статистическим дан­ным, составляет в среднем 28%. Женщины составляют около 60% сельского населения -это традиционно наиболее социально уяз­вимая и незащищенная часть населения России. Многовековая история крепостного рабства, стереотипы отношения к крестьянам не были переломлены даже революционным переворотом 1917 года. Крепостное право отменили в 1861 году, а паспорта крестьянам выдали и ввели пенсии колхозникам почти


через столетие - при Хрущеве в 1953-1954 годах.

Ежегодно 15 октября в Европе отмечают день сельских женщин (World Rural Women's Day). В России же особая роль и статус сельских тружениц никак не закреплен и не отмечен в общегосударственных официаль­ных традициях, что является еще одним доказательством того, что проблемы и нужды сельских женщин игнорируются, не включа­ются в приоритеты развития на государствен­ном уровне.

В последние годы социологические иссле­дования на селе практически не проводились. Выделение характеристик и описание особенностей сельских женщин основаны на данных социологических исследований, проводимых Региональной общественной некоммерческой организацией по проблемам социального положения сельских женщин "Селянка", с 1998 года работающей в Калужской области. Положение сельских женщин в Калужской области можно рассматривать как типичное для средней полосы России.

Внешние факторы, специфицирующие образ жизни сельской женщины

* Информационная изолированность.
Слабое развитие либо практическое
отсутствие каналов коммуникации.
Большинство сельчанок не имеют теле­
фона, не выписывают журналы и
федеральные газеты, многие компьютер и
факс видели только по телевизору, про
Интернет - знают только название.
Основным источником информации
служат центральные общефедеральные
каналы телевидения.

* Значительное ограничение свободы
передвижения.
Хрестоматийная для
России проблема - плохие дороги - стоит
особенно остро в сельской местности.
Поэтому многие сельские женщины
вынуждены жить натуральным хозяй­
ством и рассчитывать только на
собственные силы и выносливость в
борьбе с природной стихией и в
критических ситуациях.

* Социальная незащищенность и право­
вая безграмотность.
Низкий уровень


юридической грамотности не позволяет сельским женщинам не только защищать, но и реализовывать свои права, о которых большинство сельчанок просто не знают.

* Криминогенная обстановка. Бедность,
безработица, алкоголизм способствуют
росту преступности в селах - кражи,
самогоноварение и пьяные драки стали
обыденностью во многих деревнях.

* Сужение круга возможностей для
получения образования, выбора профес­
сии, построения карьеры. Безработица.

* Низкая оплата труда, бедность.

* Отсутствие современных технических
приспособлений для ведения домашнего
хозяйства.
Из всех благ технического
прогресса в быту - электрификация во
многих деревнях единственное "новшес­
тво", отличающее способ ведения
домашнего хозяйства от дореволюцион­
ного периода. Приготовление пищи,
поддержание чистоты, отопление жилища
требуют физических усилий и отнимают у
женщин значительно больше времени,
чем в городских условиях.

* Более благоприятная в экологическом
отношении, чем в городе, окружающая
среда и пища.

* Давление общественного мнения,
сужение границ частной жизни.
В
критических ситуациях каждая сельчанка,
чтобы выжить, вынуждена обращаться за
помощью к соседям, к односельчанам.
Ежедневное количество событий, изме­
нений, новых встреч и впечатлений в
жизни сельчанки, с точки зрения
городской жительницы, можно интер­
претировать как депривацию. Поэтому
закономерно, что подробности частной
жизни сельчанок, которые в городских
условиях не выносились бы для
публичного рассмотрения и оценки, в
деревнях становятся темой для общего
обсуждения.

Особенности ценностных ориентации сельских женщин

Разрушение привычного уклада жизни женщины в селе, ее социального статуса -сельской труженицы, неумение осмысленно ориентироваться в происходящих измене­ниях вызывают растерянность, тревожность,


формируют ощущение безысходности. Больше половины отмечают, что им не хватает знаний, а компенсировать этот недостаток в деревне негде и не на что, нереализованной остается их творческая, деловая активность. Все женщины отмечают заброшенность, отверженность обществом. Эмоциональное напряжение негативно отра­жается на здоровье женщин, провоцирует чувство вины, уныния, тревожности, раздражительности, агрессивности, ведет к конфликтности, алкогольной зависимости.

Подавляющее большинство сельских женщин замужем (84%), вдовы - 8%, не замужем - 2% из числа женщин до 25 лет, разведены только 6% женщин - это женщины в возрасте до 30 лет. Данные указывают, что семья - наличие мужа-домохозяина - одна из базисных ценностей сельского уклада жизни. Более половины сельских женщин имеют проблемы с мужем, однако они хотели бы, скорее, обратиться к психологу, чтобы выйти из депрессии, чтобы стало легче терпеть, а не к юристу, чтобы развестись. В целом в семье сельские женщины больше реализуются как матери: дети для подавляющего большинства из них намного важнее мужей. В то же время, рождаемость снижается: статистические дан­ные показывают, что суммарный коэффици­ент рождаемости в сельской местности снизился более чем в два раза и в настоящий период приближается к городскому. По данным опросов, проводимых РНКО "Селянка" в Калужской области, подавляю­щее большинство женщин от 25 до 40 лет имеют не более двух детей.

Среди наиболее острых проблем сельские женщины всех возрастных категорий назы­вают: на первом месте - бедность, на втором -недостаток интересного общения, далее -неумение приспособиться к новым условиям жизни, слабое здоровье, частое состояние эмоционального стресса, отсутствие реаль­ной перспективы в реализации собственных целей, недостаток знаний и недоступность необходимой информации.

Базисные индивидуальные ценности сельских женщин реализуются в семье, в общении с друзьями и профессиональной


деятельности. Две последние сферы равно­значны по важности, что является специфи­кой сельских женщин, по сравнению с тенденцией увеличения значимости карьеры в жизни современных городских женщин. Не выявлено статистически значимых различий в иерархии базисных жизненных ценностей, проблем и потребностей у разных воз­растных категорий сельских женщин, что указывает как на традиционность уклада, так и на длительно не меняющиеся проблемные объективные обстоятельства жизни в россий­ской деревне, стереотипы поведения "кре­постной крестьянки", передающиеся от поколения к поколению. Rural women (англ.)

Литература:

Женщины и мужчины России: Крат. стат. сб. /

Госкомстат России. М., 2000.

История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма

/ Под ред. 3. В. Удальцова. Т. 1, 2. М.: Наука, 1985.

Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь

русского языка. М.: Азъ, 1994.

Платонов О. А. Русский труд. М.: Современник,

1991.

© О. В. Прокопьева

СЕСТРИНСТВО- взаимосвязь женщин между собой, основанная на любви, солидарности и осознании собственного угнетения, первый шаг к освобождению; идеализированная концепция раннего феминизма второй волны.

Хотя этот термин воспринимается как аналогичный братству, он не является его зеркальным отражением. Традиционно в патриархатном (см. Патриархат) обществе предполагалось, что женщины воспитаны в духе недоверия, соперничества и предатель­ства по отношению друг к другу в борьбе за мужчин. Таким образом, сестринство -женская дружба и солидарность - становятся формой протеста. В женских сообществах всегда существовала взаимная поддержка, забота, сочувствие. Феминистское движение сформулировало эту систему отношений женщин как политический термин. Одним из лозунгов раннего феминизма на Западе был "В сестринстве сила!" ("Sisterhood is power­ful!"). В российском женском движении


появилось высказывание "Все люди сестры", оппонирующее традиционному "Все люди братья".

Однако это понятие нередко подвергается критике со стороны активисток не белого происхождения. Черные феминистки СШАи женщины из стран третьего мира справед­ливо указывают на различия в потребностях и проблемах женщин разных социальных, расовых, этнических групп.

Sisterhood (англ.).

Литература:

Kramarae Cheris, Treichler Paula A. (eds.). A Feminist Dictionary. UK: Pandora, 1985.

О О. Г. Липовская

СИСТЕМА ТЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕ­НИЙ,см. Гендерная система. System of gender relations (англ.)

СКРЫТАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ,см.

Гендерная социализация в образовании. Hidden agenda (англ.)

СКРЫТЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН,см.

Гендерная социализация в образовании. Hidden curriculum (англ.)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.