И составление его монографической характеристики
План психолого-педагогической характеристики учащегося включает следующие параметры:
– социально-демографические данные;
– отношение воспитанника к школе, клубу, дворцу;
– уровень сформированности навыков в различных видах деятельности школы, клуба (учебной, досуговой, общественной, трудовой и др.);
– ведущие интересы в деятельности, увлеченность воспитанника каким-либо учебным направлением, кружком, секцией и т. д.;
– культурный кругозор: начитанность, широта культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни;
– общественная и трудовая активность воспитанника, инициативность, стремление добровольно включаться в общественные дела, заинтересованность в них, умение трудиться;
– состояние здоровья, отношение к занятиям физкультурой и спортом;
– нравственное состояние: сформированность таких качеств, как коллективизм, товарищество, гуманизм, сознательная дисциплина, степень развитости чувства долга, честность, порядочность;
– взаимоотношения воспитанника и коллектива (школы, объединения, клуба т. д.), отношение к нему товарищей и его к товарищам, степень его общительности, роль в коллективе.
План психолого-педагогической характеристики учащегося размещен в приложении 3.
Тема 4.2. Параметры анализа творческого коллектива
Характеристика творческого коллектива включает следующие параметры:
– общие сведения о коллективе и история его создания;
– руководство и организация творческого коллектива;
– взаимоотношения внутри коллектива;
– характеристика учебно-творческой деятельности коллектива;
– состояние дисциплины в коллективе;
– характеристика взаимоотношений коллектива с руководителем;
– жизнь коллектива вне репетиций и выступлений;
– общественная и благотворительная деятельность коллектива;
– психолого-педагогические выводы и рекомендации.
План характеристики творческого коллектива размещен в приложении 4.
Раздел 5. Освоение приемов профессиональной рефлексии
Тема 5.1. Параметры самоанализа
Собственного зачетного урока.
Анализ уроков, проведенных другими практикантами
Проведение самоанализа собственного зачетного урока и анализа уроков, проведенных другими практикантами по предложенной схеме (приложения 5, 6, 7).
Тема 5.2. Комплексный самоанализ педагогической практики студента: компоненты и критерии
Оценка результатов педагогической практики и предложения практиканта по совершенствованию содержания и организации практики. Самооценка профессиональных умений преподавателя включает следующие компоненты и критерии их сформированности:
1. Организаторские умения:
– оперативно решать педагогические задачи в конкретных ситуациях;
– точно формулировать цель деятельности;
– выделять этапы конкретного вида деятельности;
– увлекать учащуюся молодежь предстоящей деятельностью;
– определять возможности участников деятельности и организовывать их работу;
– правильно ориентироваться в непредвиденной обстановке или критической ситуации;
– выбирать наиболее целесообразные методы и приемы достижения цели;
– добиваться осуществления намеченной цели, подчиняя ей все имеющиеся в распоряжении средства;
– поощрять соразмерно проделанной работе.
2. Коммуникативные умения:
– продуктивно организовывать и осуществлять педагогическое общение;
– соблюдать основные правила этики общения;
– относиться с вниманием и пониманием к каждому учащемуся;
– определять настроение воспитанников по косвенным показателям;
– быть гибким, перестраивать свое поведение и характер общения в интересах дела;
– ориентироваться в различных ситуациях общения;
– создавать в учебном коллективе обстановку взаимной заботы и уважения;
– устанавливать контакты с коллегами;
– следить за культурой устной и письменной речи;
– следить за своей внешностью с учетом реальной обстановки общения (школа, деловая встреча, театр, вечер отдыха, турпоход и т. д.).
3. Дидактические умения:
– проводить учебные занятия на высоком научно-методической уровне;
– организовывать продуктивную деятельность учащихся на занятиях;
– научно, доступно и интересно излагать учебный материал;
– прививать обучаемым интерес к знаниям;
– находить и использовать наиболее ценное в опыте коллег-педагогов;
– анализировать результативность своей профессионально-педагогической деятельности;
– определять эффективность учебной, воспитательной и культурно-творческой работы с коллективом.
4. Конструктивно-творческие умения:
– правильно определять содержание, формы и методы воспитательного воздействия;
– компетентно осуществлять планирование учебной, воспитательной и культурно-творческой работы с коллективом и отдельными учащимися;
– творчески подходить к педагогическому процессу;
– использовать сильные стороны своей личности в учебно-воспитательных целях;
– непременно добиваться успеха в педагогической деятельности.
5. Прогностические умения:
– предвидеть результаты планируемых педагогических воздействий;
– помогать учащимся разрабатывать программу самовоспитания;
– самостоятельно разрабатывать критерии определения уровня воспитанности учащихся и развития учебного коллектива;
– вовремя подсказывать учащимся виды деятельности, актуальные для развития тех или иных качеств их личности;
– предвидеть познавательные затруднения обучаемых;
– ставить новые цели и задачи предстоящей деятельности.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Литература
1. Буткевич, В. В. Личность учителя как предмет научного познания / В. В. Буткевич. – Минск : БГПУ, 2000. – 172 с.
2. Вишневецкая, З. Г. Педагогическая практика на предвыпускном и выпускном курсах факультета педагогики и методики начального обучения / З. Г. Вишневецкая. – Витебск : Изд-во ВГУ, 1999. – 48 с.
3. Волкович, Н. А. Педагогическая практика по мировой и отечественной художественной культуре : пособие / Н. А. Волкович, Н. Н. Беспамятных, Н. Б. Журавлева ; под общ. ред. У. Д. Розенфельда. – Гродно : ГрГУ, 2002. – 67 с.
4. Воспитательная работа в школе и в лагере : игры, конкурсы, викторины : пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. специальностям : в 2 ч. / П. М. Бычковский [и др.]. – Минск : БГУ, 2009. – 327 с.
5. Ершова, А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов. – М. : Флинта, 2010. – 344 с.
6. Журлова, И. В. Педагогическая практика студентов : учеб.-метод. указ. для студентов пед. ун-тов / И. В. Журлова, Л. А. Замыко, Г. И. Малащенко. – Мозырь : МГПУ, 2007. – 52 с.
7. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии / Н. И. Запрудский. – Минск : Сер-Вит, 2010. – 256 с.
8. Коломинский, Я. Л. Диагностика и коррекция представлений педагогов о личности ребенка : метод. пособие / Нац. ин-т образования ; под ред. Я. Л. Коломинского, С. С. Харина. – Минск : НИО, 1999. – 154 с.
9. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. – М. : Обр. центр «Педагогический поиск», 2000. – 336 с.
10. Копылова, А. В. Планирование уроков по мировой художественной культуре / А. В. Копылова. – М. : Аз, 1999. – 72 с.
11. Организация педагогической практики студентов в вузе : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. М. И. Демидович [и др.] ; под общ. ред. В. А. Капрановой. – Минск : БГПУ, 2007. – 114 с.
12. Осипов, Е. Д. Педагогическая практика студентов. Взаимодействие с семьей учащегося : учеб.-метод. пособие для студентов пед. специальностей высш. учеб. заведений / Е. Д. Осипов ; под ред. А. Н. Сендер. – Брест : БрГУ, 2007. – 138 с.
13. Педагогическая практика студентов университета : метод. рекомендации / сост. И. И. Казимирская, В. В. Чечет. – Минск : БГУ, 1999. – 44 с.
14. Педагогическая практика студентов : учеб. пособие / В. П. Тарантей [и др.] ; под ред. В. П. Тарантея. – Минск : Университетское, 1991. – 206 с.
15. Пешикова, Л. В. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная культура» : рекомендации для проведения аттестации учителей мировой художественной культуры / Л. В. Пешикова, Л. М. Предтеченская. – М. : Книголюб, 2000. – 72 с.
16. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М. : Нар. образование, 1998. – 256 с.
17. Чепиков, В. Т. Педагогическая практика : учеб.-практ. пособие / В. Т. Чепиков. – Минск : Новое знание, 2004. – 204 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Учебные задания по педагогической практике и структура отчета о прохождении педагогической практики
Ознакомление с работой учреждения образования
на примере базы практики
1. Разработка индивидуального плана работы практиканта.
2. Беседа с директором (завучем) школы/руководителем творческого коллектива.
3. Прослушивание и запись инструктажа по технике безопасности во время работы в учреждении образования.
4. Знакомство с материальной базой и педагогическим коллективом учреждения образования и/или учреждения культуры.
5. Наблюдение за открытыми уроками преподавателей по дисциплинам искусства и участие в их обсуждении.
Учебно-методическая работа студента-практиканта
1. Составление дневника педагогической практики, включающего анализ самостоятельной работы студента-практиканта с учеником.
2. Посещение шести уроков по специальным дисциплинам и представление их педагогического анализа по предложенной схеме.
3. Составление психолого-педагогической характеристики ученика либо учебно-творческого коллектива по предложенным схемам.
4. Характеристика базы практики (письменная).
5. Проведение открытого (зачетного) урока по спецдисциплине и представление его протокола и самоанализа по предложенной схеме.
6. Составление отчета о прохождении педагогической практики.
Отчет о прохождении педагогической практики
должен включать следующие разделы:
– дневник педагогической практики;
– характеристика базы практики;
– педагогический анализ шести посещенных уроков по специальным дисциплинам (по схеме, см. приложения 5, 7);
– протокол и педагогический самоанализ открытого урока, проведенного студентом-практикантом (по схеме, см. приложение 6);
– психолого-педагогическая характеристика ученика и/или учебно-творческого коллектива (по схемам, см. приложения 3, 4).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Требования к составлению плана-конспекта урока музыки
Составные элементы конспекта
Студент в конспекте должен указать класс, тему четверти, тему и тип урока, цель, задачи, список оборудования и наглядного материала, план и подробную разработку содержания урока, фрагменты мелодий песен. В плане отражаются структурные компоненты урока:
1. Музыкальное приветствие.
2. Распевание.
3. Основная часть: хоровое пение; слушание музыки; выполнение творческого задания.
4. Рефлексия.
С учетом специфики урока музыки план отражает этапы работы музыкальной и учебной деятельности, использование музыкального материала. В него включаются в разной последовательности разнообразные виды приобщения школьников к музыке:
1) слушание музыки;
2) хоровое пение;
3) музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование;
4) игра на детских музыкальных инструментах;
5) импровизация;
6) озвучивание стихов;
7) речевое интонирование;
8) рисование под музыку;
9) игры.
Этапы подготовки плана-конспекта урока музыки
Анализ учебной программы по музыке для общеобразовательных учреждений, учебно-методического и учебного пособий:
1. Определение темы, цели и задач урока, примерного круга музыкальных произведений.
2. Определение типа урока. Определение основных приемов и методов преподавания для каждого этапа урока.
3. Подбор музыкального, иллюстративного материала.
4. Художественно-педагогический анализ произведений и его соотнесение с целью и задачами урока.
5. Отбор методов организации педагогического процесса, средств и форм реализации цели и задач урока.
6. Определение форм контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников, продумывание домашнего задания.
7. Определение вида рефлексии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
План психолого-педагогической
Характеристики учащегося
1. Социально-демографические данные (Ф.И.О., пол, возраст учащегося школы, дворца творчества и т. д.). С какого времени воспитанник поступил в школу, класс или клуб, студию и т. д.
2. Охарактеризовать отношение воспитанника к школе, клубу, дворцу, его стремления, осознание общественной и личной значимости своей деятельности в школе, клубе, объединении, кружке и т. д.
3. Определить уровень сформированности навыков в различных видах деятельности школы, клуба (учебной, досуговой, общественной, трудовой и пр.); умение планировать работу, выделять главное, обобщения, выводы, осуществлять контроль (обеспечивая внимательность и сосредоточенность); уровень настойчивости в деятельности (в достижении поставленных целей, стремление и способность преодолевать трудности в учебе, в поведении, демонстрировать сосредоточенность, организованность).
4. Проанализировать ведущие интересы в деятельности, увлеченность воспитанника каким-либо учебным направлением (кружком, секцией и т. д.). Отметить, какие интересы и склонности реализуются в школе (в классе), в клубе, в объединении (кружке). Назвать имеющиеся у воспитанника награды за успехи в школьной, общешкольной, внешкольной, клубной и межклубной деятельности.
5. Выявить культурный кругозор: начитанность, широту культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни. Указать на имеющиеся у воспитанника художественные способности, как они реализуются в коллективе.
6. Охарактеризовать общественную активность воспитанника, его инициативность, отметить наличие стремления добровольно включаться в общественные дела (если оно выражено), заинтересованность в них, умение трудиться. Назвать награды (грамоты, благодарности и пр.), полученные за общественную и трудовую деятельность.
7. Отметить состояние здоровья, физическую закалку, отношение к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях, вид спорта, которым увлекается воспитанник. Назвать имеющиеся награды за спортивные достижения.
8. Охарактеризовать нравственное состояние: сформированность таких качеств, как коллективизм, товарищество, гуманизм, сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся нарушения), степень развитости чувства долга, нетерпимость (если есть) к проявлениям недисциплинированности, честность, порядочность.
9. Охарактеризовать взаимоотношения воспитанника и коллектива (школы, объединения, клуба и т. д.), отношение к нему товарищей и его к товарищам, степень его общительности, место в коллективе.
10. Рекомендации воспитаннику по дальнейшей работе над своим характером, совершенствованию достоинств, искоренению недостатков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План характеристики творческого коллектива
1. Общие сведения о коллективе и история его создания:
– количество участников, возрастной состав;
– год образования, руководители коллектива.
2. Руководство и организация творческого коллектива:
– организующее ядро коллектива, его актив, староста и его работа;
– характеристика активистов (инициативность, самостоятельность, требовательность к себе и другим, авторитет среди участников, организаторские способности).
3. Взаимоотношения внутри коллектива:
– характеристика деловых и межличностных отношений участников коллектива, степень их сплоченности.
4. Характеристика учебно-творческой деятельности коллектива:
– успешность освоения репертуара;
– количество слабоподготовленных участников коллектива и причина этого;
– работа коллектива над репертуаром – наличие контроля за подготовкой к репетициям отдельных участников, требования к ним со стороны руководителя, актива и всего коллектива;
– взаимопомощь, ее формы и организация;
– наличие отрицательных моментов в учебно-творческой деятельности;
– солисты и концертмейстеры в коллективе, степень их влияния на коллектив.
5. Состояние дисциплины в коллективе:
– дисциплина на репетициях и во время концертов, причины плохой дисциплины;
– меры поддержания дисциплины в коллективе, влияние отдельных участников на состояние дисциплины;
– основные методы борьбы с нарушителями дисциплины.
6. Взаимоотношения коллектива с руководителем:
– роль руководителя в коллективе, стиль и методы его работы;
– отношение коллектива к руководителю, его авторитет среди участников.
7. Жизнь коллектива вне репетиций и выступлений:
– интерес к современным явлениям искусства, литературы и спорта, формы проявления этого интереса;
– участие коллектива в жизни культурно-досугового (образовательного) учреждения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|