Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и виды правоприменительных актов. Их официальные реквизиты и структура.





Акт применения права - это индивидуальное государственно-властное решение компетентного органа государственной власти или должностного лица по конкретному юридическому делу, направленное на регулирование определенных общественных отношений.

К актам применения права предъявляются определенные требования. Они должны:

а) строго соответствовать нормативным правовым актам, на основе которых они принимаются;

б) издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица;

в) иметь определенные внешние атрибуты, придающие им официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т.п.).

Правоприменительный акт - это надлежащим образом оформленный юридический документ, который имеет четкую структуру и обычно включает четыре части - вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную.

Вводная часть содержит наименование акта (приказ, решение, приговор, постановление, определение, распоряжение и т.д.), место и дату его принятия, наименование органа государственной власти или должностного лица, принявшего решение.



В описательной части приводятся факты, являющиеся предметом исследования, рассматривается при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия, когда, где и кем они совершены.

В мотивировочной части дается анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств юридического дела, их правовую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого нормативно-правового акта и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменительный орган (должностное лицо).

В резолютивной части формулируется принятое решение по юридическому делу (права и обязанности сторон, избранная мера юридической ответственности и т.д.).

Правоприменительные акты, как правило, оформляются в письменном виде. В некоторых случаях они могут излагаться и в устной форме (например, удаление свидетелей из зала судебного заседания, наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).



Различают следующие виды правоприменительных актов.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, правоприменительные акты подразделяются на:

- акты федеральных органов государственной власти;

- акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- акты органов местного самоуправления;

- акты обязательного значения.

3.доктринальное толкование. Для его наименования используется и другой термин: «научное толкование».

Особенности доктринального толкования таковы:

§ оно отличается глубиной;

§ ему присуща системность;

§ оно имеет высокий авторитет;

§ оно неоднократно используется широким кругом практических работников и других лиц;

§ его результаты находят отражение в монографиях, статьях, учебниках, комментариях, докладных записках, экспертных заключениях, предложениях по совершенствованию законодательства и иных письменных документах. Возможны и публичные выступления ученых по разъяснению норм права.

 

34.Правоприменительные ошибки, их виды и причины.

§ Ошибку правоприменения можно определить как непреднамеренный объективно противоправный результат деятельности правоприменителя. Ошибка может быть вызвана добросовестным заблуждение м или допущенной правоприменительной неосторожностью допущенной в ходе применения права. Как правило, вследствие ошибок наступают негативные юридические и/ или социальные последствия.

§ Виды:

§ Ошибки при установлении фактических обстоятельств дела порождаются формальным отношением правоприменителя к своим обязанностям являются следствием не соблюдения им принципов доказывания: всесторонности, полноты, достоверности доказательств.



§ Ошибки правоприменения при юридической квалификации дела, являются следствием квалификационных ошибок, они делятся на:

§ Логические, связаны с искажением связей между мыслями

§ Фактические связаны с искажением мыслей относительно окружающей действительности.

§ Причины ошибок: 1. Неполнота собранных фактов 2 не правильный выбор и анализ правовых норм.

§ Ошибки при вынесение правоприменительного акта, обычно связаны с недостаточным уровнем правовой культуры и отсутствием необходимых знаний у правоприменитееля. (наиболее распространенной среди них является несоблюдение формы правоприменительного акта)

 

 

35.Проблемы толкования права. Причины толкования права.

Толкование права - это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права. Толкование права имеет место в тех случаях, когда в ходе законотворческой и правоприменительной деятельности возникают различные юридические ситуации, требующие уяснения и разъяснения точного смысла и содержания предписаний правовых норм. Особое значение имеет толкование норм права в правоприменительной деятельности, поскольку она осуществляется полномочными органами государственной власти

Толкование правовой нормы складывается из двух основных элементов: уяснения и разъяснения смысла нормативного предписания. Уяснение и разъяснение - это две взаимосвязанные стороны единого процесса интерпретации правовых норм. Интерпретатор, прежде чем разъяснять содержание правовой нормы другим, должен уяснить ее смысл для себя. Это нужно для того, чтобы содержание нормативно-правового акта было понятно другим субъектам реализации права.

Причины толкования

Объективные причины — это причины, которые нельзя устранить и которые не могут быть поставлены в вину законодателю. Среди них можно назвать следующие:

· абстрактный характер норм права. Однако абстрактные правовые нормы применяются к конкретным ситуациям. Поэтому норму права нужно растолковать и понять, охватывается ли се содержанием и объемом регулируемая ситуация, т. е. норму «привязать» к конкретной ситуации.

· усложнение жизни и возникновение ситуаций, которые приобрели новые признаки, не известные на момент принятия нормы права. Конечно, на каждое изменение в социальной жизни не следует формулировать новое правило поведения; в противном случае велика опасность правовой инфляции. Возможно, с помощью толкования удастся объединить под одной «крышей» и старые, и новые ситуации.

· уяснение воли законодателя, которая может меняться с течением времени. Данную метаморфозу претерпело понятие «выпуск недоброкачественной продукции». Ранее таковой считалась продукция, не соответствовашая требованиям, установленным Государственным комитетом постандартам. В новых рыночных условиях, когда стандарты на многие виды продукции отменены, нестандартной считается продукция, способная нанести вред здоровью людей;

· уяснение связей между нормами права. Дело в том, что нормы права действуют во взаимосвязи. Чтобы понять истинный смысл одной, надо отыскать несколько других, с которыми она связана, поскольку они могут работать только вместе.

· уяснение любой формы речи, которая имеет определенную автономность от мысли. Нормы права выражаются посредством слов, предложений, формулировок. Для того чтобы понять их смысл и значение, логические связи между ними, необходимо проделать немалую мыслительную работу.

· уяснение специальных терминов («оферта», «акцепт», «невменяемость», «вина», «неустойка»), юридических конструкций («состав преступления», «состав правоотношения», «состав договора» и др.), системы отсылок и т. п. Одним словом, порой необходимо «дешифровать» нормативный текст, который написан с учетом требований юридической техники. Для этого нужны специальные знания;

· использование оценочных понятий, имеющих открытое содержание, или, иначе, неточных, неопределенных понятий. Нельзя сказать, что их наличие в законе есть результат недоработки законодателя. Напротив, они являются своего рода амортизаторами в праве и позволяют учитывать особенности регулируемых жизненных ситуаций.

Субъективные причины есть результат упущений субъектов правотворчества, и при внимательном отношении к делу создания нормативных актов они вполне могли быть устранены. Их достаточно много:

· неумелое применение правил правотворческой техники (содержательных, логических, структурных, языковых);

· плохая редакция текста нормативного акта;

· отсутствие предвидения обстоятельств, при которых норма права будет применяться;

· отсутствие изменений в нормативном акте, когда изменились предполагаемые обстоятельства или появились новые;

· отсутствие специальных знаний автора нормативного акта, который касается той или иной специальной области;

· наличие коллизий между нормативными актами, регулирующими один вопрос, и др.

 

36.Официальное и неофициальное толкование права.

По объему толкование права бывает:

а) буквальным; (в точном соответствии со смыслом текста закона, но не повторение);
б)ограничительным (несколько уже буквального смысла текста закона),
в)расширительным (несколько шире буквального смысла текста закона).

В отличие от буквального толкования ограничительное и расширительное обычно связаны с ошибками законодательной техники, чаще всего – с казуистичностью (от слова «казус» – случай), т. е. с закреплением частного случая в качестве общего правила. Расширительное толкование права следует отличать от аналогии. Это имеет особо важное значение в уголовном праве, где аналогия запрещена, а расширительное толкование права допустимо.Аналогия – это способ восполнения пробелов в праве. При расширительном же толковании никакие пробелы в праве не восполняются – просто устанавливается точный смысл закона, который не всегда соответствует его букве. По субъекту толкование права бывает:

а) официальным,
б) неофициальным.

Неофициальное толкование права выражает мнение частных лиц по вопросу о смысле закона. Это может быть мнение адвоката, обвиняемого, потерпевшего и любого другого лица. К официальному относится:

1. аутентичное толкование права (есть мнение, что такое толкование права возможно только в отношении подзаконных актов. Госдума не наделена правом толковать закон. Таким образом, аутентичное толкование права ФЗ возможно только путем принятия нового закона. Но это уже не толкование закона, а его изменение. Есть мнение, что в качестве толкования закона можно рассматривать разъяснения, данные, например, в примечаниях к статьям УК. Однако это не толкование закона, а часть закона);

2. судебное (может быть не только казуальным но и нормативным. Казуальное толкование права дается судом при рассмотрении конкретных дел. При этом суд не разъясняет закон, а лишь применяет его, уяснив смысл правовой нормы Нормативное толкование права дается в виде разъяснений и рассчитано на неоднократное использование. Право давать такое толкование права предоставлено КС РФ (право толковать Конституцию), а также Пленумам ВС РФ и ВАС РФ);

3. доктринальное (дают ученые-теоретики и юристы-практики, например, в комментариях к законам в учебниках, в научных монографиях и статьях. Оно обязательной силы не имеет, это лишь мнение частного лица);

4. иное официальное (например, толкование закона при рассмотрении должностными лицами дел об административных правонарушениях, толкование закона в методических рекомендациях, даваемых Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом МВД).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.