Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория естественного права.





Место и роль теории государства и права в системе общественных и юридических наук; аспекты взаимосвязи.

Место теории государства и права в системе общественных наук.

Связь теории государства и права с философией. Философия научно объясняет общественное бытие в целом, во всей совокупности, взаимозависимости и взаимодействии его сторон, отношений, процессов. Философия изучает наиболее общие закономерности общественного развития, включая те, которые относятся к праву и государству. Философия исследует такие общественные явления, как право и государство, чтобы определить место государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом. Таким образом, философия служит теоретической базой для всех юридических и в целом общественных наук. На основе достижений философской мировоззренческой науки могут быть вскрыты сущность права и государства, определенные закономерности их трансформации, механизма функционирования, формы регулирующего воздействия на общественные отношения. На базе философии разрабатываются основные категории юридических наук.

Связь теории государства и права с социологией. Социология - наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым, - не может обойти такие важнейшие элементы социума, как право и государство. В чем же ее отличие от теории права и государства? В степени обобщения явлений и научных понятий и определений, в уровне конкретизации познания, в различии подходов к изучению права и государства. Право и государство, несомненно, обществоведческие категории, но, выделяя социальную основу государства, социальную ценность права, социологические их стороны, социология оставляет в стороне юридические аспекты проблемы, например такие, как правовые формы организации государственной власти или правовые методы регулирования общественных отношений и т.д.



Аналогичным образом складывается отношение между теорией права и государства и политологией, видящей свою главную задачу в изучении политики, политических процессов, политических партий, движений, систем. Политика тесно вплетена в жизнь права и государства, однако политическая власть реализуется и в политических системах, и в других формах политических отношений.



Такая область общественного знания, как история, исследует различные типы цивилизаций, этапы развития гражданского общества, смену одной социально-экономической формации другой, изучает конкретные формы и опыт государственной жизни конкретных народов в конкретное время, отдельные правовые памятники. Но история не делает обобщающих выводов, не ищет закономерностей. Этим она и отличается от теории права и государства.
Политическая экономика, как и экономическая наука в целом, изучает экономические отношения людей, отношения производства, обмена, распределения. При этом она не может не касаться роли государства и права.

Место теории государства и права в системе юридических наук.

Общая теория государства и права входит в систему юридических наук. Система юридических наук и юридических дисциплин включает:

1. теоретико-историческиенауки и юридические дисциплины

- теорию государства и права; история отечественного государства и права; история государства и права зарубежных стран; история политических и правовых учений; философия права; социология права;.

2. отраслевые юридические науки и юридические дисциплины

- конституционное право; административное право; гражданское право; финансовое право; гражданско-процессуальное право; уголовное право; уголовно-процессуальное право; трудовое право;

3. специальные (прикладные) юридические науки и учебные дисциплины



- криминалистика; криминология; судебная медицина; судебная психиатрия; судебная статистика; о

Основные принципы соотношения теории государства с отраслевыми юридическими науками:

-теория государства и права изучает общие закономерности государственно-правовых явлений в целом, независимо от того, в какой конкретной области общественной жизни они имеют место. Отраслевые же науки исследуют природу функционирования лишь отдельных органов государства и отдельные группы правовых норм (отрасли права). Например, теория изучает основные признаки, принципы всех видов юридической ответственности. Уголовное право изучает конкретный вид юридической ответственности, наступающий за совершение преступления. Таким образом теория соотносится с отраслевыми науками как общее с частным;

- теория государства и права - вводная наука и учебная дисциплина, с нее начинается изучение юриспруденции, отраслевых и специальных юридических наук;

- общая теория права является базовой методологической наукой. Без методологии, выработанной теорией государства и права, невозможно изучение отраслевых наук

Юридический позитивизм.

Юридический позитивизм оценивает государство и право как факты реальности, позитивные факты. Государство — это власть, а право — его сила, приказ, гарантированный принудительной силой государственной власти. Философия как самостоятельная наука отрицается, так же как и ее способность выступать методом исследования, в том числе государства и права. Положительные знания, по мнению позитивистов, могут быть достигнуты только специальными науками. Сущность права, по мнению представителей позитивизма, непознаваема.

В теории права во второй поло­вине XIX в. в странах Западной Европы преобладающей докт­риной оставался юридический позитивизм, рассматривавший право только как позитивное право, установление государ­ства, тексты законодательных актов. Понимание и истолкова­ние права сторонниками этой доктрины можно передать фор­мулой «закон есть закон».

Возникновение юридического позитивизма обычно связы­вают с творчеством английского правоведа Джона Остина (1790-1859гг.), который дал развернутое обоснование тезиса о том, что источником права является суверенная власть, государствен­ная воля и категорически отрицал возможность (наличие) есте­ственного права. По Остину, естественное право представляет собой не более чем предположение, нечто субъективное и фик­тивное. Оно, если принимать его всерьез за явление правового порядка, влечет за собой разрушение правопорядка, анархию.

Во второй половине XIX в. концепция Остина получила дальнейшее развитие в трудах немецкого юриста Карла Бергбома(1849-1927гг.),. Он отвергает естественное право не только как реаль­ность, но и как идею, утверждающую каждый раз новое содер­жание права. Сущность любого права состоит, по Бергбому, в том, что оно действует, поэтому «все проблемы права следует искать в самом праве и из него самого их решать».

Вытеснение естественного права юридическим позитивиз­мом, рассматривающим его как вполне определенные, установ­ленные государством правила должного поведения, имело пер­востепенное значение для правоприменительной деятельнос­ти и ею обусловливалось. Развитие товарно-денежных отноше­ний и товарообмена, стабильность и предсказуемость функци­онирования гражданского общества на законодательной осно­ве требовали отказа от разнообразных, не всегда четких, порой противоречивых естественно-правовых идей в их применении к конкретным договорным и иным правоотношениям.

Поэтому сторонники юридического позитивизма отрицали правовой характер всего, что не установлено действующим за­конодательством и не вытекает из его содержания, стремились освободить юридическую мысль и юриспруденцию от идеоло­гии, этики, философии, политики, вносящих в практику реали­зации права не юридические начала, относящиеся к области дру­гих наук. С точки зрения представителей юридического позити­визма основу юриспруденции должна составлять детальная разработка правовых форм товарообмена, правового регули­рования частноправовых отношений, точное определение юри­дических фактов, ситуаций, процедур, способов и средств реше­ния возможных споров, проблем законодательной техники.

Вместе с теорией есте­ственного права юридический позитивизм фактически отверг проблему прав человека, а сам человек с его естественными качествами, интересами и притязаниями в праве и правопо­рядке признавался лишь «физическим лицом», наделенным «субъективными правами», выводимыми из текстов законов, а не из природы человека.

Согласно представлениям идеологов юридического пози­тивизма не только личность не имеет прав по отношению к го­сударству, но и законность (правомерность) действий самого государства зависит от него самого, поскольку государство и есть сила, творящая право. Отказавшись от «оценочных сужде­ний», от философских подходов к праву, юридический позити­визм оставил вне поля зрения противоречия и конфликты граж­данского общества, социальные процессы, обусловливающие его развитие. Поэтому юридический позитивизм не мог создать подлинную теорию права, оказался неспособным воспринять теорию прав человека и обосновать идею правового государ­ства.

Теория естественного права.

Естественно-правовая теория получила завершенную форму в эпоху буржуазных революций ХVП— XVIII вв. Представителями ее являются Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Джефферсон, Ж.-Ж. Руссо и другие. Согласно этой теории наряду с позитивным правом, выраженным в законодательстве, существует естественное право, коренящееся в природе и разуме человека. Его основными требованиями объявлялись свобода, равенство людей, право частной собственности, свобода вероисповедания и мысли и т.п. ценности. Признавая за естественным правом приоритет перед позитивным правом, авторы этой теории обосновывала необходимость приведения позитивного права в соответствие с естественным правом. Тем самым авторы естественно-правовой теории объявляли неразумными принципы и институты феодального права и обосновывали необходимость замены феодальных правовых порядков нарождавшимся буржуазным правом.

Главные черты этого учения:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критерием позитивного права;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, a в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.

Достоинства теории

- это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались ранние буржуазно-демократические революции;

- сторонниками естественно-правовой теории, верно замечено, что законы могут быть и неправовыми и они должны приводиться в соответствие с естественным правом;

- провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновника и государственных структур.

Недостатки теории:

- данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противоправного, так как определить это с позиций «естественной» справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, очень затруднительно;

- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.b

Философия права

Филосо́фия пра́ва ( или правова́я филосо́фия ) — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

1. Правовая онтология - учение о праве.

2. Правовая гносеология

В рамках правовой гносеологии постигаются теория и методология познания правовой реальности, связанные с разграничением права на естественное и позитивное, формированием юридического и легистского правопонимания. Здесь складываются основания методологии современной юриспруденции, формируются подходы, методы, концепции, определяющие направления исследования правовой реальности.

3. Правовая аксиология - это учение о ценностях, которые обеспечиваются правом (ценности права) и о ценностях самого права (правовые ценности).

4. Правовая антропология

Учение о месте человека в праве и права в человеке, его отношении к правовым явлениям, способности создавать право и воспринимать его содержание. Как природное существо человек находится в постоянном конфликте с искусственно созданными мирами, культурой вообще, правовой культурой в частности.

5. Правовая логика

Учение о системе правовых понятий и правовом мышлении. При этом правовое мышление выступает как специфическая интеллектуальная деятельность, направленная на решение задач, связанных с использованием правовых средств и правовых аргументов. Без правовой логики невозможно существование юридической терминологии.

6. Правовая герменевтика

Теория постижения и истолкования смыслов, содержащихся в разнообразных правовых текстах (законах, инструкциях, решениях, приговорах и т.д.). Правовая герменевтика ориентирована на интерпретатора, поэтому толкование здесь выступает как искусство профессионала. Чем выше уровень профессионализма, тем ближе толкование к пониманию правовой реальности.

 

Социология права.

Социология права – отрасль социологии, изучающая взаимодействия института права с другими социальными институтами. В сферу интересов социологии права входит изучение генезиса, динамики, структуры правовых норм, а также их социальную обусловленность и роль в обществе. Социология права тесно связана с криминологией, социальной инженерией и антропологией права.

Понятие «социология права» впервые было введено Дионисио Анцилотти в 1892 году[3], а в 1913 году австрийцем Ойгеном Эрлих была опубликована работа «Основы социологии права». В дальнейшем социология права развивалась благодаря исследованиям Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма и Леон Дюги. В частности, Макс Вебер иЭмиль Дюркгейм изучали влияние законов на общественные отношения.

Французский правовед Леон Дюги рассматривал право, как один из аспектов социальной солидарности.

После Второй мировой войны, было проведено большое количество эмпирических исследований права. Кроме того понятие института права, становится важной частью социологических теорий Толкотта Парсонса и Никласа Лумана.

В конце двадцатого века, благодаря работам Юргена Хабермаса и Мишеля Фуко, социология права начинает тесно взаимодействовать с социальной философией.

Социология права и преступности активно изучается с помощью многочисленных эмпирических исследований в современной немецкой социологии. Результаты этих исследований широко используются немецкими руководителями в практике социального управления на коммунальном, муниципальном, земельном и федеральном уровне.

Предмет социологии права и предмет правоведения довольно часто соприкасаются, но при этом подходы к изучению тех или иных правовых отношений сильно отличаются. Правовую науку, в первую очередь, интересует правовая форма общественных отношений, в то время как социологию интересует социальные функции этих отношений.

Право, как одна из социальных норм, выполняет важную социальную роль, при этом внедрение правовых норм в общественное сознание и их соблюдение обеспечивается принудительной силой государства.

В качестве одного из факторов социальной обусловленности права выступает правотворчество.

На правотворческую деятельность большое влияние оказывают морально-нравственные, экономические, политико-правововые, национальные, социально-психологические и социокультурные факторы. От этих факторов зависит формирование правовой системы государства.

Кроме исследований правотворческой деятельности, социология права изучает социальные аспекты правоприменительной деятельности. В частности, одной из важных задач исследования правоприменительной деятельности, является выявление и определение эффективности социальных функций права.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.