Сделай Сам Свою Работу на 5

Модели в рамках экономических систем





 

В рамках каждой экономической системы существуют свои нацио­нальные модели организации хозяйства. Это объясняется тем, что страны отличаются историей, уровнем экономи­ческого развития, социальными и национальными усло­виями. Чем выше уровень развития государства, тем большую значимость приобретает дальнейшее его социально-экономическое совершенствование. Направление этого совершенствования для каждой отдельно взятой страны всегда особенно.

Подавляющее большинство экономистов вне зависимости от взгляда на классификацию экономических систем видит единственную возможность детализации вариантов экономического развития в их соотношении с национальными социально-экономическими моделями, и это вполне обосновано. Да, на первый взгляд, все имеющиеся сегодня системы – смешанные. Однако, каждой из них присуща своя, особенная пропорция «смеси». Проблема заключается в способе определения этой пропорции, и разрешение поставленной проблемы не найдено и сегодня. В некоторой степени это объясняется существующим мнением, согласно которому отдельные экономисты убеждены в невозможности смешения административной и рыночной экономики, то есть смешанную систему таковой по сути они не представляют. Речь в данном случае может вестись лишь о мирном сосуществовании отмеченных ранее систем экономического развития.



Итак, социально-экономическая модель являет собой конкретный пример национального развития государства.

Используя метод научной абстракции, можно предположить, что под социально-экономической моделью понимаетсякомплекс хозяйственных институтов, определяющих дееспособность хозяйственной и социальной систем в конкретных условиях развития страны или региона. Это взаимосвязанное единство правил, норм и обычаев хозяйствования, институтов, обеспечивающих их соблюдение, форм и механизмов воздействия субъектов экономической жизни, регулирование хозяйственного порядка и хозяйственных процессов со стороны государства и других организационных структур.

Теоретически каждую модель следует рассматривать в рамках отдельно взятой экономической системы, и именно этот принцип будет заложен в качестве основы нашей классификации. Добавим, что, на наш взгляд, при дальнейшем исследовании рационально использовать классическую разбивку социально-экономических систем.



Прежде всего, отметим, что и социально-экономическая система, и модель социально-экономического развития, как и другие экономические и социально-экономические категории, могут рассматриваться с общеэкономических позиций - без учета конкретных форм осуществления. Карл Маркс назвал такие категории абстракцией, но абстракцией «разумной». Значимость, «разумность» категорий в данном случае состоит в том, что они показывают, какой срез, какие элементы экономических отношений рассматриваются. В то же время, любая категория, в том числе исследуемая нами, исторична, привязана ко времени, то есть выражает исторически определенные экономические отношения. В соответствие с этим целесообразно выделить два глобальных подхода к анализу и изучению моделей развития государства – назовем их национальным и территориальным.

Подход, названный нами национальным, выявляет именно национальные особенности социально-экономического развития отдельно взятой страны. Вследствие этого количество социально-экономических моделей может быть ограничено лишь количеством государств. Однако, как правило, экономистами рассматриваются лишь конкретные, особенно показательные примеры развития. Остановимся на наиболее известных из них.

Во-первых, государства в целом можно разделить на две группы - по господствующим экономическим системам (рыночной и плановой). В первую группу включим так называемые развитые страны с преимущественно рыночной системой национального хозяйства. Соответственно, модели развития этих стран характеризуются в экономической литературе следующим образом (порядок исследования обычно произвольный).



1. Американская модель базируется на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Для нее характерны всемерная развитая система поощрения деловой активности, минимальная регулирующая роль государства в экономике, малый удельный вес государственной собственности, умеренное государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия. В американской стратегии неоконсервативной политики, на наш взгляд, заслуживают внимания высокая степень проработки программ социального развития и помощи (особенно образовательных и здравоохранительных), хорошо отлаженная организация негосударственных структур, частного сектора экономики, деятельность крупнейших фирм и компаний по оказанию социальной помощи. Первостепенное внимание оказывается социальным программам, которые повышают экономическую самостоятельность бедных и малообеспеченных слоев населения, имеет большое значение строгая адресность программ социальной помощи. В качестве недостатка назовем слабое воздействие государства на социальные процессы - задача социального равенства вообще не ставится.

2. Шведская модельотличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства. Значительны широта охвата населения программами социальной защиты и щедрая помощь государства социально слабому населению. Модель организации экономической жизни позволила обеспечить этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Главной политической задачей выдвигается обеспечение полной занятости, велика роль государства. Однако, реализация подобной модели требует особой социально-экономической культуры нации, хорошо организованных государственных структур и учреждений.

3. Японская модельхарактеризуется, прежде всего, повышением технико-экономической и социальной эффективности производства. Основная особенность – самостоятельность и независимость от государственного бюджета.

В качестве одной из важнейших черт японской модели можно выделить высокий уровень государственного воздействия на выбор основных направлений развития национальной экономики (особенно жесткие меры принимаются при регулировании аграрного сектора – в процессе поддержания цен, осуществления государственных закупок, ограничения импорта сельскохозяйственных товаров). Об эффективности подобной политики свидетельствует, к примеру, тот факт, что Япония экспортирует продукты питания и, в частности, рис.

Об универсальности японской модели экономического развития в начале 70-х годов говорил профессор университета Хитоцубаси Кадзуси Окава. При оценке национальных моделей развития он выделил два ключевых момента – гипотезу «ускорения развития», утверждающую ускорение темпов роста как долговременную тенденцию, и «двухструктурный экономический рост» как источник ускорения, механизм индустриализации, базирующийся на сочетании современных и традиционных элементов. При этом под современными элементами К. Окава понимаются передовые формы производства, характерные преимущественно для промышленности; традиционная же структура присуща сельскому хозяйству.

4. Германская модель - социальное рыночное хозяйство Германии формировалось как система, имеющая, прежде всего, четкую нацеленность системы социальной защиты на государственную поддержку малообеспеченных и социально слабых слоев населения. Модель социальной защиты в этой стране представляет собой смешанное государственно-частное решение социальных проблем, где ответственность отдельного предпринимателя заменена системой их коллективной ответственности под контролем государства.

«Экономические концепции и экономические уклады всегда были и будут подвержены изменениям, однако вечной останется цель экономической деятельности – служить и содействовать благосостоянию людей. Наилучшим … является такой экономический строй, … при котором экономические цели гармонично сочетаются с реальными условиями, а также с социальными целями», - отметил в своем выступлении по радио 8 декабря 1945 года автор германского «экономического чуда» Людвиг Эрхард. При социальном рыночном хозяйстве ФРГ особым покровительством пользуются мел­кие и средние предприятия, фермерские хозяйства.

Далее, выделим вторую группу, содержащую модели развития стран «бывшего социалистического лагеря» - государств Восточной Европы, стран СНГ, то есть государств, осуществляющих (в отдельных случаях весьма успешно) переход от плановой системы к рынку. В качестве примера приведем модели экономического развития Польши, Венгрии, Украины, России, Северной Кореи, Сингапура, Китая.

Китайскую модельразвития рассмотрим отдельно. Основная причина особого положения этой модели – невиданные до нашего времени темпы экономического развития (с 1978 по 1998 год среднегодовые темы экономического роста составили 8%, а в промышленности – до 16%). По мнению китайских экономистов, развитие осуществлялось за счет совершенствования производительных сил, наращивания и укрепления совокупной мощи государства, ориентации экономики страны на достижение высокого уровня благосостояния всех ее граждан.

В современных условиях в подавляющем большинстве стран мира действуют достаточно жесткие рыночные законы, как для частных, так и для государственных предприятий, однако распределение ресурсов по мере необходимости в той или иной степени регулируется государством с помощью командных механизмов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.