Сделай Сам Свою Работу на 5

Религиозные ценности и свобода совести





Религия включает в себя взаимосвязанные друг с другом вероучение, церковь и культ.

Вероучениеразрабатывается богословами и нередко оформляется в системе догматов – принципиальных, неоспоримых утверждений. Они-то и являются предметом веры. ( К числу христианских догматов, например, относятся догматы творения, грехопадения, боговоплощения, воскресения и др.). Основой вероучения являются священные книги (христианская Библия, мусульманский Коран, буддистская Типитака и др.).

Церковь (в ряде религий – религиозная община) является формой организации верующих, предполагающей их духовную общность и совместную богоугодную деятельность.

Культ богослужение связан с коллективным выполнением верующими обрядовых действий, в которых выражается преклонение перед Богом и стремление к единству с Ним. (Культ в христианстве, например, выражается в совершении церковных служб – литургий, с отправлением таинств крещения, причащения, венчания и др.).

На основе освоения вероучения, участия в жизни Церкви, выполнения культовых действий формируется религиозное сознание. Оно включает в себя:



а) религиозные чувства (прежде всего, веру и любовь к Богу, надежду на Его помощь, восторг и страх перед Богом, внутреннее неприятие антирелигиозных высказываний и действий);

б) религиозные знания и представления (о Боге, о содержании священных книг, о мире и человеке, о жизни и смерти);

в) религиозные потребности (в вере, в молитве, в служении Богу, в участии в жизни Церкви или религиозной общины).

Основа религиозного сознания – вера в Бога как сверхъестественную, всемогущественную личность, чудесным образом влияющую на ход истории и индивидуальную человеческую жизнь. Этим определяются ценности религиозного сознания, то есть нормы, принципы, идеалы верующего человека. Так, к числу христианских ценностей относятся: вера, надежда, любовь, сострадание, милосердие, борьба с грехом, стремление к нравственному уподоблению Иисусу Христу, спасение души и др.

Реализация таких ценностей в жизни и поведении верующих определяет функции религии:

1.Формирование личности. Приобщаясь к религии, человек обретает веру, представления о Боге и мире, нравственные принципы.



2.Регуляторно-компенсаторная функция. Религиозно-этические нормы регулируют и ориентируют поведение верующего. Важнейшее значение имеет то обстоятельство, что религиозный человек ощущает внутреннюю связь с Богом, он может обратиться к Нему в молитве. Верующий надеется па помощь и защиту Бога, но одновременно знает, что и его дела, и его помыслы известны Высшему Началу и неизбежно получат воздаяние – если не в этой, то в иной жизни. Это оказывается своеобразной формой контроля и самоконтроля за поведением.

3.Коммуникативно-интегративная функция. Принятие определенного вероисповедания в значительной степени определяет формы общения верующего с другими людьми, интегрирует, то есть объединяет сторонников одной религии. Вместе с тем религиозная принадлежность может быть фактором, разъединяющим представителей разных религий, (Так, например, для мусульманина принадлежность людей к исламу важнее всех национальных, расовых, государственных различий между ними. Отношение же к «неверным» - всем, не являющимся мусульманами – может быть по крайней мере настороженным, а порой и враждебным).

4.Объяснительная функция. Вероучение предлагает верующему человеку картину мира, позволяющую тем или иным образом объяснять процессы, протекающие в природе, и события, происходящие в обществе.

5.Оценочная функция. Исходя из религиозно-нравственных принципов, человек оце­нивает как самого себя, так и других людей.

6.Мировоззренческая функция. Принятие веры обусловливает формирование у личности целостного религиозного мировоззрения.



Древнейшие формы религиозных верований возникли еще в первобытном обществе. В ходе развития культуры формировались новые религии. Возникновение религии получало неоднозначное философское объяснение в религиозно-идеалистических и материалистических концепциях:

а) религиозная философия: человек обладает врожденным религиозным чувством, потреб­ностью в обращении к Высшему Существу. Однако на ранних этапах истории, в примитивных обществах постижение Бога далеко не всегда оказывалось адекватным. Лишь когда человечество достигает достаточно высокого уровня зрелости, Бог (непосредственно или через пророков) дает ему Откровение о Себе:

б) материалистическая философия: возникновение религии определяется, во-первых, по­знавательными причинами – не будучи в состоянии постичь превосходящие его и угрожающие ему природные явления, человек стал объяснять их вмешательством сверхъестественных сил: во-вторых, социальными причинами - ощущая беспомощность перед социальными порядками, государственной властью, люди обожествляли их, то есть считали, что они установлены свыше.

В древности в разных культурах формировались различающиеся религии; характерным был политеизм, то есть вера в совокупность (пантеон) богов, каждый из которых был повелителем определенных природных процессов или человеческих свойств. Общей тенденцией развития религии был переход от политеизма к монотеизму, то есть единобожию вере в единого и единственного Бога. Другая важная тенденция – переход от многочисленных национальных религий (многие из которых, разумеется, сохраняются и в наши дни) к мировым религиям, имеющим наибольшее количество последователей в мире. Таких религий три – буддизм (возник в VI в. до н.э.), христианство (I в. н.э.), ислам (VII в. н.э.). Каждая из этих религий имеет направления (конфессии) и секты. (Например, основные христианские конфессии – католичество, православие, протестантизм, а секты – баптисты, адвентисты и др.).

Отношение верующих к представителям других религий, а также к атеистам было нео­динаковым в разных культурах и менялось в ходе истории. Крайними, противоположными формами являются:

а) религиозный фанатизм – абсолютное неприятие других религий и мировоззрений, ведущее к расправам над инакомыслящими, насильственному обращению в собственное вероисповедание, религиозным войнам;

б) религиозная веротерпимость – признание возможности существования других веро­исповеданий, допускающее сосуществование и диалог между людьми независимо от их религиозной принадлежности.

Такие формы сохраняются и в наши дни, и все же веротерпимость занимает все более прочное положение. Это выражается в утверждении принципа свободы совести, закрепленного и гарантированного Конституциями демократических стран. Данный принцип означает, что каждый человек имеет право исповедовать любую религию или же придерживаться атеистических взглядов.

Таким образом, нравственные, эстетические, религиозные ценности культуры выполняют взаимосвязанные функции, обеспечивающие формирование, развитие, самореализацию личности. При этом оказывается, что сама личность, осваивающая такие ценности – это творение культуры, своего рода результат ее развития. С другой стороны, познавая и оценивая мир, вступая в коммуникативные отношения с другими людьми, человек начинает выполнять функции творца культуры.

 

 


СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Природа и общество

Социальная философия – это философское учение об обществе, которое явля­ется закономерным результатом на пути поступательного развития природы.

Природа – это всё существующее в бесконечном много­образии своих проявлений. В этом смысле понятие природы выступает синонимом поня­тий Вселенная, материя, мир. Природа – это совокупность явлений, процессов и отношений, которые существовали до возникновения человека, вне и независимо от его сознания и не являются результатом его деятельности. На Земле в процессе взаимодействия неорганической геосферы с энергией космического пространства формируется сфера жизни (биосфера планеты), представляющая собой совокупность живых организмов и растений, которые в процессе своей эволюции создали качественно новое образование – человеческое общество.

Философы долгое время не могли определить место общества в системе материального мира. Они либо абсолютизировали факт единства природы и общества, либо непомерно раздували их качественное различие. Научный подход в определении взаимосвязи природы и общества предполагает учитывать как их единство, так и их различие. Общество – это качественно определенная часть природы, характеризующаяся системой материаль­ных и духовных отношений, основу которых составляет материальное производство. Общество в своем развитии постоянно взаимодействует с природой и развитие его немыс­лимо без естественных предпосылок, к числу которых относится географическая среда и народонаселение.

Понятие географической среды охватывает не всю бесконечную природу, а ту ее часть, с которой непосредственно или опосредованно соприкасается человек. Элементами географической среды являются: рельеф, климат, почва, природные богатства земных недр, флора, фауна, естественные пути сообщения и т.д. Географическая среда необходима для жизни общества и оказывает непосредственное влияние на его развитие. В XVI веке в связи с великими географическими открытиями и на их основе французский социолог Боден по­ложил начало теории географического детерминизма. Географический детерминизм, направление, обосновывающее положение об определяющей роли природной среды в развитии общества (Монтескье, Мечников, Гумилёв). Так, по мнению Монтескье, ре­шающую роль в жизни людей играет такой природный фактор, как климат. Монтескье по­лагал, что нравственные принципы общества, государство и законодательство определяются климатом. В частности, жаркий климат, обуславливает ленность, малодушие людей и неизбежно приводит к возникновению рабства. Холодный климат, наоборот, придает уму и телу людей известную силу, делает их трудолюбивыми и отважными.

Географическая среда, конечно, не является решающим условием или причиной обще­ственного развития, но заслуга теории географического детерминизма состоит в том, что она впервые поставила вопрос о влиянии географической среды на развитие общест­ва Географическая среда не может определять развитие общества и тем более политику государства, но она может ускорить или замедлить темпы развития стран и народов. По мере прогрессивного развития общества усиливается власть человека над природой. Одна­ко вместе с расширением масштабов деятельности человека растет и опасность его не­управляемого воздействия на природную среду. Географический детерминизм является философской основой геополитики. Геополитика – направление, объясняющая внешнюю и внутреннюю политику государства действием природных факторов. Она была официально признана фашистской Германий для реализации идей «борьбы за чистоту расы и жизненное пространство».

Кроме географической среды необходимым условием существования и развития обще­ства является народонаселение. Народонаселение – это совокупность людей, прожи­вающих в пределах определенных территорий. Наука о народонаселении и закономерностях его развития называется демографией. В конце XVIII в. английский священник Томас Мальтус сформулировал «великий закон природы», согласно которому народонаселение растет в геометрической прогрессии, в то время как общественное богатство – в арифметической. Поэтому в обществе всегда есть определённое число людей, которых оно не может содержать, что является объективной основой нищеты. Перенаселение, по Мальтусу, может сдерживаться посред­ством войн, эпидемий, ограничения браков и регулированием рождаемости.

Современные последователи Мальтуса, неомальтузианцы, утверждают, что ныне проис­ходящий демографический взрыв не менее опасен, чем взрыв атомной бомбы и что уже в ближайшие десятилетия на Земле возможны новые очаги голода. Они предлагают осмыс­лить ряд чрезвычайных мер по предотвращению «людского муравейника» – от детоубийст­ва и эвтаназии до применения «пилюль», ограничивающих рождение девочек и производ­ства по преимуществу мужского потомства.

Общество не просто приспосабливается к природе, а активно изменяет её в соответствии со своими потребностями, создавая в природной среде особое место своего обитания – жилище, дом, что по-гречески звучит как «экос». Поэтому проблемы взаимодействия общества и природы принято называть экологическими. Принято различать естественную и искусственную природу. В процессе своей преобразующей деятельности человек коренным образом меняет облик планеты: создаёт новые элементы естественной природной среды, а также формирует искусственную оболочку планеты – техносферу (оболочка планеты, созданная материальной деятельностью человека) и ноосферу (идеально-информационная оболочка планеты, созданная его разумной деятельностью). Человечество изменяет поверхность Земли, создаёт новые виды растений и животных, а также творит объекты, которые не имеют естественный природных основ – их принято называть искусственной или второй природой. Если естественная природа – это природа, не тронутая человеком, то искусственная – это «вторая» природа, т.е. естественная природа, включённая в сферу человеческой деятельности. И хотя в процессе своего развития человечество всё больше отдаляется от естественной природы, тем не менее, в основе его жизнедеятельности всегда ежат природные факторы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.