Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные глобальные проблемы современности





Истощение природных ресурсов.Обратная сторона прогресса заключается не только в ослаблении и деградации человеческой природы. Она выра­жается также в крайне отрицательном воздействии техниче­ских достижений цивилизации на окружающую среду. При­чем это воздействие имеет огромный или планетарный мас­штаб.

Что представляют собой все созданные человеком техниче­ские приспособления? Вернее, из чего сделано все то, что по­вседневно нас окружает? Города и машины, дороги и мосты, сложные приборы и космические корабли, а также многое дру­гое сделано из природного (естественного) материала (сырья). Все созданное человеком – это преобразованная им природа. Это древесина, металлы, уголь, нефть, газ и другие природные богатства, которые в результате человеческой деятельности стали жилищами, заводами, станками, кораблями, паровоза­ми и всеми прочими объектами цивилизации.

Как известно, старая техника со временем изнашивается и заменяется новой. Поэтому человек вынужден постоянно создавать новые технические приспособления. Но ведь для этого требуются новые материалы и источники сырья. Полу­чается, что мы постоянно берем их у природы, ничего не от­давая ей взамен. Ни для кого не секрет, что природные богат­ства не бесконечны, что запас их, каким бы большим он ни был, ограничен и поэтому никак не вечен. Наша планета – не слишком крупное космическое тело, и все, что она в себе содержит, может когда-либо иссякнуть. Не за горами то вре­мя, когда опустошенная нами природа не сможет больше ни­чего давать человечеству, а без ее даров, оно обречено на ги­бель. Представьте себе, что истощенная земля перестанет да­вать урожаи. В этом случае человек лишится растительной пищи. Однако его не спасет и животная пища, потому что ее тоже не будет. Ведь животные сами питаются плодами земли, а если она опустеет, превратившись в бесплодную пустыню, они будут обречены на вымирание. Если иссякнут природ­ные запасы нефти, угля и газа, которые называются энерге­тическими, то наши дома лишатся света и тепла, остановятся электростанции, и заводы, перестанут ходить поезда и не смогут летать самолеты. Представьте себе человека, которого заперли в каком-либо помещении, полностью изолировав от внешнего мира, и оставили ему некий запас продовольствия. Через какое-то время человек съест весь этот запас (пусть даже очень медленно и экономно) и вынужден будет уме­реть от голода. Так вот наша планета — это замкнутое и изо­лированное от всего космоса большое жилище. Летать на другие планеты мы пока не умеем, а если бы даже и умели, то это нас нисколько не спасло бы, потому что там ничего хорошего нет (т. е. условий или запасов, пригодных для жизни), по крайней мере в Солнечной системе. Хотя и за ее пределами, наверное, все обстоит точно так же. Человече­ство является единственным запертым жителем огромного дома – планеты Земля. У этого жителя есть большой запас продовольствия и всего прочего, необходимого для жизни, который, однако, постепенно уменьшается, с каждым го­дом все больше и больше. Через какое-то время он будет полностью проеден и прожит, после чего человечество, как и несчастный узник в опустошенной камере, должно будет погибнуть. Эта перспектива, конечно же, безрадост­на, но также вполне реальна.





Ситуация усугубляется еще и тем, что расход природных богатств постоянно вместо того, чтобы уменьшаться, с каж­дым днем набирает темпы. Как то ни удивительно, но за 100 последних лет человечество израсходовало природных ресурсов больше, чем за всю свою предыдущую историю. Правда, постоянно увеличивается численность населения планеты, возрастают масштабы жизни, и поэтому кажется, что в каждый последующий год должно расходоваться боль­ше природных богатств, чем в предыдущий. Однако вполне возможно из небольшого количества ресурсов создать мак­симум жизненных средств. Для этого только нужен разум­ный или грамотный подход к их использованию. Если же поступать неразумно или бездумно, или бестолково, то по­лучается как раз наоборот: из огромного количества при­родных богатств создается минимум жизненных средств. Все остальное просто превращается в отходы. Понятно, что в этом случае необходимо все более интенсивно использо­вать новое сырье. К сожалению, именно таким образом в настоящее время и живет человечество на Земле – негра­мотно и бездумно, совершенно не заботясь о завтрашнем дне, не задумываясь ни о собственном будущем, ни о перс­пективах планеты. Оно поступает сегодня точно так же, как и печально известный в истории французский король Лю­довик XV, который любил повторять: «На наш век хватит, а после нас – хоть потоп». При нынешнем использовании природных ресурсов примерно 90 % их становится отхо­дами и только из 10 % человечество создает различные жиз­ненные блага.



Экологические проблемы.Большая часть природного материала производственной деятельностью человека превращается в отходы, которые ни при каких условиях не могут вновь стать исходным сырьем, вернуться в природу. Они становятся специфическим эле­ментом, имеющим ныне большие масштабы и играющим огромную роль в жизни планеты. Они являются грандиоз­ным мировым мусором, засоряющим и отравляющим почву, воду и воздух. Природа не знает отходов, в ней ничто не вы­брасывается и не становится мусором. Наоборот, вечный круговорот вещества оставляет ее всегда прекрасной и чис­той. Если дерево сбросило осенью листья, то они превраща­ются в перегной, из которого оно следующей весной тянет питательные соки. Совершенно иначе обстоит дело с отхода­ми человеческой деятельности: отработанные газы, ядови­тые металлы, сточные воды попадают в природу, которая не в состоянии с ними справиться, потому что они имеют не при­родное (естественное), а производственное (искусственное) происхождение. Они представляют собой инородное тело в природе, которое порождает различные ее заболевания: поч­вы теряют свое плодородие, высыхают реки, разрушается атмосфера, образуя озоновые дыры, через которые жесткие солнечные лучи начинают беспощадно сжигать все живое. Представьте себе человека, который, допустим, проглотил вилку. Этот предмет является инородным телом в его орга­низме, и если его вовремя не вытащить, то несчастный, ско­рее всего, заболеет и умрет. Так и отходы, попавшие в орга­низм природы, ведут ее к гибели. К сожалению, в настоящее время человечество пока не умеет (или не хочет?) извлекать ядовитые отходы из природного организма или обезврежи­вать их. Они с каждым годом все в больших количествах вы­брасываются в окружающую среду, все более отравляют ее.

Самое главное заключается в том, что человек – это не­отъемлемая часть природы, существующая в неразрывном единстве с ней. В XX веке стало очевидным заблуждение философии и науки Нового времени, по которому человек явля­ется неким независимым, самодостаточным объектом, нахо­дящимся вне природы, никак с ней не связанным и поэтому могущим делать все что угодно по отношению к ней. Теперь совершенно понятно, что, будучи одним целым с природой, человек, вредя ей, наносит вред и самому себе, истребляя при­роду, он идет к самоуничтожению. Как известно, любой из нас может прожить без воздуха 5 минут, без воды – 5 дней, без пищи — 5 недель. А поскольку отходы производственной дея­тельности наполняют собой почву, воду и воздух, то неудиви­тельно, что каждый день мы дышим загрязненным воздухом, пьем воду с ядовитыми примесями и едим отравленную пищу. Если бы первобытный человек 3 минуты постоял на одной из улиц современного крупного города, он задохнулся бы угар­ным газом. Небывалое загрязнение окружающей среды явля­ется одной из главных причин резко возросшего к концу XX века во всем мире количества тяжелых заболеваний. Не исключено, что такие страшные и пока неизлечимые болезни как лучевая, СПИД, рак, олигофрения, а также многочислен­ные врожденные, наследственные дефекты и уродства вызва­ны в первую очередь резко ухудшающимися условиями среды нашего обитания. В настоящее время на планете существует немалое количество областей, в которых не только жить, но даже временно находиться опасно для здоровья. В таких местах поколение за поколением живут люди, зная полностью или отчасти, или не подозревая вовсе о тех условиях, в которых они находятся.

Несмотря на столь удручающее положение дел, существует точка зрения, по которой все не так уж плохо. Сторонники ее утверждают, что земные ресурсы еще далеко не исчерпаны, а окружающая среда загрязнена не так сильно, как об этом го­ворят. То есть, по их мнению, человечество может вполне без­бедно существовать на планете еще не одну сотню лет, а ката­строфа пока столь далека, что о ней не стоит и думать. Однако вполне возможно, что их оптимизм безоснователен, и даже завтрашний день может стать последним. Истоще­ние земных ресурсов и загрязнение окружающей среды про­исходит все более ускоряющимися темпами, то есть возможно, что в геометрической профессии. И если сегодня нам кажет­ся, что впереди у человечества еще половина жизненного пути, то не исключено, что на самом деле уже сегодняшний день может стать предпоследним.

Радиационная опасность.Одной из глобальных проблем современного мира являет­ся увеличение радиационной опасности. Как мы уже знаем, радиоактивность — это самопроизвольное превращение ато­мов одних элементов в атомы других, сопровождающееся из­лучением, которое является смертоносным для всего живою на Земле. После Второй мировой войны человек изобрел са­мое страшное оружие – атомное, или ядерное. Оно по своей разрушительной силе и по последствиям, которые влечет за собой его применение, не может даже близко сравниться ни с одним видом вооружения. Одна небольшая атомная бомба способна начисто уничтожить огромный город. Однако глав­ное заключается и том, что после взрыва такой бомбы все во­круг – воздух, вода, почва – наполняются радиоактивным излучением или, проще, радиацией, которая представляет собой несметное количество мельчайших, невидимых твер­дых частиц, беспрепятственно проникающих в любые предметы в любой организм. Радиоактивные частицы в очень короткий срок уничтожают изнутри любое живое существо. Ситуация усложняется тем, что радиацию невозможно уви­деть или воспринять любым другим органом чувств, ее фик­сируют только специальные приборы. Человек может нахо­диться в лесу, или на озере, или в горах, дышать свежим воз­духом, любоваться прекрасными живописными видами и не подозревать, что и бодрящий воздух, и прозрачная вода, и ве­ковые сосны, источающие лесной аромат, все пропитано страшными истицами,все дышит смертью.

После взрыва даже небольшой атомной бомбы огром­ная территория заражается радиацией, которая может со­храняться многие десятки лет. Понятно, что если бы прои­зошла война между несколькими странами с применением такого оружия, то вся Земля окуталась бы гигантским ра­диационным облаком, в котором погибли бы все формы жизни. В настоящее время ведущими мировыми держава­ми накоплено ядерного оружия столько, что 5 % его хватит на то, чтобы уничтожим, пашу планету. Произведя про­стой математический подсчет, увидим, что с помощью современного мирового ядерного арсенала можно уничто­жить землю 20 раз или – 20 планет, подобных нашей Зем­ле. Следовательно, если произойдет третья мировая война (ядерная), то она будет последней в истории человечества. Уже в 1961 году вовремя Карибского кризиса мир стоял на грани уничтожения. Тогда чудом удалось избежать катаст­рофы: рассудок и здравый смысл победили безумие. Но сможет ли человечество и в дальнейшем прислушиваться к голосу разума? Правда, в последнее десятилетие междуна­родная напряженность значительно разрядилась и угроза третьей мировой войны стала значительно меньше. Одна­ко она не исчезла полностью и до сих пор является одной из возможных страшных перспектив нашего будущего.

Даже если не принимать в расчет возможность ядерной войны, радиационная опасность все равно остается. Она исходит и из других источников. Так, например, до сих пор продолжает разрабатываться и испытываться новое ядерное оружие, а его испытания проходят глубоко под водой, под землей и в атмосфере, что приводит к значительному радио­активному заражению водного, почвенного и воздушного покрова планеты. Кроме того, атомная энергия, как извест­но, используется и в мирных целях, что далеко не безопасно. Любая авария на какой-нибудь атомной электростанции приводит к огромным человеческим жертвам и на долгие годы превращает большие территории в смертельно опасные зоны. И, наконец, что происходит с отходами радиоактивно­го производства? Они так же, как и отходы других произ­водств, или обезвреживаются частично, или вообще не обезвреживаются, а закапываются в землю, топятся в океане, вы­брасываются в атмосферу, отравляя среду нашего обитания. Как правило, это делается в целях экономии и чьей-то лич­ной наживы. Ведь утилизация (обезвреживание) ядерных от­ходов стоит больших денег. Так не лучше ли, рассуждает кто-то, сэкономить деньги и тайно закопать смертоносный мусор, где попало. Конечно же то, что в этом месте могут жить люди или играть дети, совершенно не принимается в расчет. В результате всего этого в настоящее время мы полу­чили ужасающую картину. Проникая во все и распространя­ясь на большие территории, радиация ныне может содержа­ться в бетонных стенах жилых домов, на мусорных свалках, в различных хозяйственных товарах, продуктах питания, де­нежных купюрах и многом другом. Иногда в корыстных це­лях из радиоактивного сырья (будучи смертельно опасным оно намного дешевле — почти бесплатное) производятся различные потребительские изделия. А торговцы, даже знающие о смертоносном товаре, но преследующие только одну цель — продать его, беззастенчиво скрывают от покупателя его истинное происхождение.

Ученые полагают, что многие современные заболевания напрямую связаны с сильным повышением уровня радиа­ции в последние десятилетия. Если человечество в целом и каждый отдельный его представитель не в будущем, а сегодня же не опомнится в ужасе от содеянного и не предпримет каких-либо радикальных мер, то незримая, но самая страш­ная опасность будет грозно расти, постепенно, но верно уничтожая жизнь на Земле.

Демографические проблемы. Серьезную проблему современного мира составляет по­стоянное увеличение численности населения. С каждым го­дом жителей планеты становится все больше и больше. Еще в середине нынешнего столетия на Земле было примерно 3 миллиарда человек. На сегодняшний день на планете жи-иет приблизительно 6 миллиардов человек. Понятно, что чем больше Становится людей, тем больше территорий, продук­тов питания и других жизненных средств требуется челове­честву. Выше шла речь о том, что земные ресурсы постепен­но истощаются. Следовательно, чем выше численность на­селения, тем труднее планете прокормить своих жителей и снабдить их всем необходимым для жизни.

Современные ученые подсчитали, что нормальные условия существования Земля может обеспечить приблизитель­но одному миллиарду человек. Сейчас нас в шесть раз боль­ше. В науке даже появилось понятие «золотого миллиарда». «Золотой» надо понимать в том смысле, что это предельно допустимая норма, высшая (золотая) отметка численности населения, которую нельзя переходить. Но также термин «золотой» обозначает и то, что этот миллиард жителей будет и буквальном смысле золотым, т. е. сможет жить не только нормально, или достойно, или хорошо, а прекрасно, шикар­но, ни в чем себе не отказывая.А разве любой из нас лишен на это права? Ведь каждый живет всего один раз и поэтому вправе желать себе золотой жизни. Но, как то ни печально, миллиард людей может купаться в роскоши, а остальные 5 миллиардов вынуждены не полноценно жить, а влачить жалкое существование. Не нужно никаких хитрых умоза­ключений, чтобы понять, что «золотой» миллиард блаженствует именно за счет лишений остальных «незолотых» милли­ардов людей, а они страдают именно по причине блаженства немногих «золотых» жителей планеты. А ведь рождаются все, как правило, с одинаковыми жизненными возможностями. Наследственность, конечно же, влияет на формирование бу­дущего человека, однако решающая роль в этом принадле­жит той социальной (общественной) среде, в которой он появляетсяна свет, воспитывается и растет. Одинаковые стар­товые возможности жизни порождают и равенство человеческих прав на счастье, которые, тем не менее, нигде и никогда не соблюдаются. Грандиозная несправедливость, па которой строится жизнь человечества, ведет к постоянной напряженности в обществе, всевозможным распрям, конф­ликтам и преступлениям.

В XIX веке английский экономист Томас Мальтус вывел гак начинаемый «закон народонаселения», по которому ко­личество людей на планете увеличивается в геометрической прогрессии (каждое число в ряду больше предыдущего во сколько-то раз), а количество жизненных благ – в арифме­тической (каждое число в ряду больше предыдущего на ка­кое-то количество), т. е. планета постоянно не справляется со всевозрастающими потребностями ее населения. Именно поэтому, говорит Мальтус, и происходят различные социаль­ные (общественные) и естественные (природные) бедствия: войны, эпидемии, наводнения, засухи, землетрясения и дру­гие. Они регулируют стремительно растущую численность населения. Но ведь различные несчастья случались и на заре человеческой истории, когда жителей на планете было в сот­ни раз меньше, чем теперь. Тогда возможности Земли явля­лись намного большими, чем требовалось проживающим на ней людям, но стихийные бедствия и войны все равно сопро­вождали человечество. Следовательно, теория Мальтуса (или мальтузианство), скорее всего, несостоятельна и пред­ставляет собой замаскированное оправдание массовому ист­реблению одних людей другими.

Проще всего решить проблему перенаселения планеты массовым убийством. Но смогут ли после этого оставшиеся в живых безмятежно жить на Земле и называться людьми? Очевидно, надо искать совершенно иные способы решения проблемы, которая обостряется с каждым годом.

Пути выхода из кризиса

Несмотря на всю остроту глобальных проблем современ­ного мира, люди в большинстве своем довольно спокойно воспринимают происходящее и почему-то надеются, что ка­ким-то непостижимым образом человечеству удастся избе­жать планетарной катастрофы и все само собой образуется и благополучно разрешится. К большому сожалению, лишь немногие нынешние жители планеты понимают, что, скорее всего, ничего не образуется и не разрешится, тем более — само собой. Они создают различные организации, устраива­ют коллективные мероприятия, выступают в средствах мас­совой информации с целью пробудить общественное созна­ние, заставить людей по-иному взглянуть на сегодняшнее положение вещей. Они пытаются показать им, что помимо личных дел и интересов (родных, близких, друзей, работы, имущества, развлечений и всего прочего), а также помимо забот национального или государственного масштаба есть еще проблемы всеобщего, планетарного характера, прене­брежение которыми напрямую ударит и по национальным, государственным, и по сугубо личным сферам жизни. Сегод­ня необходимо осознать, что масштабы глобальные (земные) и минимальные (личные) тесно взаимосвязаны: если погиб­нет планета, то исчезну и я, и все, что мне близко и дорого. Если опасность угрожает некому городу, в котором я живу, или даже – стране, я вполне могу переехать в другой город или в другую страну, где все хорошо и безмятежно. Но если опасность уничтожения грозит всей планете, то бежать неку­да! Спастись невозможно, и поэтому надо, забыв о личном, корыстном и сиюминутном, направить свои силы на то, что­бы как-то предотвратить наступающее бедствие.

На все это любой обычный человек скажет нам примерно следующее: «Ну что я могу один сделать? Не смешно ли мне, маленькому и ничтожному, спасать планету, в то время как все остальные ее губят и, конечно же, погубят окончательно, не спрашивая моего мнения?» Вот эта-то позиция является самым главным заблуждением, с которого и начинается зем­ная катастрофа. Ведь если каждый скажет себе так, то никто ничего не предпримет, и с молчаливого согласия всех и пла­нета, и человечество смогут погибнуть. Для того чтобы со­вершить какие-либо изменения на практике, их надо снача­ла произвести в сознании людей. Ведь если каждый из нас вместо того, чтобы говорить себе: «Я ничего не могу сделать, все, и без меня давно предрешено», – скажет себе: «Я могу что-либо сделать, и от меня что-то зависит» – и совершит какие-то действия (обратите внимание – каждый из нас, то есть все шесть миллиардов жителей Земли начнут спасать ее), тогда будет вполне возможно решить глобальные проблемы пла­неты и предотвратить печальный исход. Вспомним сказку о том, как умирающий отец позвал к себе сыновей и велел им принести с собой веник. «Сломайте его», – сказал он им. Сыновья пытались это сделать, но у них ничего не получи­лось. «Теперь развяжите веник, – сказал им отец, – и ло­майте по прутику». Это получилось у них запросто: прутики легко ломались. Отец сказал им: «Вот так и с вами: в одиноч­ку любая беда сломит вас, и по отдельности никто из вас ничего не сможет сделать, а если будете держаться вместе, то никакие напасти вам не страшны и сообща вы сможете сде­лать многое». Так же и со всеми нами: коллективными уси­лиями вполне возможно предотвратить планетарную катаст­рофу. Но для того, чтобы все стали совершать эти усилия, надо, чтобы их совершал и каждый в отдельности.

Но что же возможно сделать каждому из нас, спросите вы. Неважно, какими будут ваши действия – большими или ма­ленькими, важно, чтобы они были. А могут они быть какими угодно в зависимости от конкретной ситуации. Допустим, вы возглавляете строительство жилого дома и знаете, что он должен стоять на месте, где была свалка радиоактивных от­ходов. Рискуя своей работой, должностью, карьерой, зара­ботками, не допустите этого строительства. Или вы продаете фрукты и овощи и знаете, что они поступили из опасных для жизни территорий. Как бы вам ни хотелось, потеряв часть прибыли, уничтожьте свой отравленный товар. Или вы по­строили роскошный коттедж, но в целях экономии денег вы­пели из него канализационную трубу в пригородную речку. Не пожалейте средств и подсоедините эту трубу к централи­зованной городской канализации. Или в ваш город приехали активисты бороться со строительством опасного для жизни и здоровья населения металлургического завода или атомной электростанции. Вместо того чтобы смеяться над ними или равнодушно проходить мимо их действий, поддержите их, вступите в борьбу. Или, наконец, что проще простого — вы пошли с друзьями в городской парк или пригородный лес на шашлыки. Когда будете уходить, возьмите с собой весь оставшийся мусор (пластиковые и стеклянные бутылки, консервные банки, бумаги и прочее) и выбросите его в го­родской мусорный контейнер. Эти примеры можно продол­жать сколь угодно долго. Как ни странно это звучит (хотя в свете всего вышесказанного нет ничего странного), но в каждой из этих ситуаций, заботясь не только о себе, но и о других людях, а также об окружающей среде, вы вносите свой личный маленький вклад в общее большое дело спасе­ния нашей планеты от гибели. Ведь если каждый человек на Земле станет совершать эти бескорыстные и вроде бы ни­чтожные в планетарных масштабах действия, то человечест­во сможет выйти из того тяжелого кризиса, в который завели его собственная алчность, недомыслие и безответствен­ность. И пусть вам придется пожертвовать своими собствен­ными интересами и планами, поверьте, вы выиграете гораз­до больше, чем потеряете.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………..3

Часть I История философии ………………………………………………………………....4

Философия, ее предмет и роль в обществе ………………………………………………...4

Понятие философии …………………………………………………………………………….4

Предмет философии и ее основные проблемы ………………………………………………..7

Основные концепции происхождения философии …………………………………………...9

Структура философского знания ……………………………………………………………..10

Философия как исторический процесс ……………………………………………………….11

Диалектика и метафизика …………………………………………………….. ……………...13

Функции философии…………………………………………………………………………...15

Философия в системе научного знания………………………………………........................17

Роль философии в развитии современного научного знания ……………………………....19

 

Философские воззрения древнего Востока ……………………………….........................22

Особенности древневосточной «предфилософии» ………………………………………….22

Периодизация и источники индийской философии ………………………………………...23

Своеобразие философии Древней Индии …………………………………………………...26

Древнеиндийские философские школы ……………………………………………………..31

Периодизация, и основные источники древнекитайской философии ……………………43

Особенности китайской философской мысли ……………………………….......................47

Основные школы древнекитайской философии …………………………………………...50

Античная философия ………………………………………………………………………61

Периодизация и особенности античной философии ………………………………………61

Становление античной философии. Античный атомизм …………………………………..63

«Антропологический переворот» в античной философии ………………………………...68

Первые философские системы: Платон и Аристотель ……………………………………70

Завершающие учения античной философии ……………………………………………….74

 

Философия средних веков …………………………………………………......................78

Особенности и периодизация европейской средневековой философии ………………....78

Важнейшие проблемы средневековой европейской философии ………………………...84

Особенности и периодизация арабской средневековой философии ……………………..89

Основные проблемы средневековой арабской философии ……………………………….91

 

Философия эпохи Возрождения …………………………………………………………97

Специфические черты и периодизация философии эпохи Возрождения ….....................97

Проблемы онтологии и гносеологии философии эпохи Возрождения ………………..100

Проблемы человека и общества в философии Ренессанса ……………………………..104

Философия нового времени (XVII-XVIII вв.) ………………………………………...110

Особенности и периодизация философии Нового времени.……………….....................110

Основные философские направления XVII-XVIII вв.....………………………………...115

Проблема познаваемости мира и поиски метода научного познания ………………....120

Человек и общество в философии XVII-XVIII вв. ……………………………………...125

Немецкая классическая философия …………………………………………………..129

Основные идеи и периодизация немецкой классической философии …………………129

Ведущие направления немецкой классической философии ……………………………135

Важнейшие проблемы немецкой классической философии ……………………………141

 

Русская философия ………………………………………………………………………151

Особенности и периодизация русской философии………………………………………151

Основные течения отечественной философской мысли………………………………...154

Философия марксизма …………………………………………………………………..164

Причины и условия возникновения философии марксизма ……………………………164

Периодизация марксистской философии ………………………………………………...167

Основные идеи философии марксизма …………………………………….....................168

Современная западная философия …………………………………………………...178

Основные черты современной западной философии …………………………………...178

Философский позитивизм ………………………………………………………………...179

Прагматизм ………………………………………………………………………………...189

Философия жизни …………………………………………………………………………191

Фрейдизм и неофрейдизм ………………………………………………………………...194

Феноменология …………………………………………………………………………....202

Экзистенциализм …………………………………………………………………………203

Герменевтика….…………………………………………………………………………...205

Структурализм…………………………………………………………………………….207

Неотомизм и религиозные школы……………………………………………………….208

Часть II Философия как теоретическое мировоззрение……...................................211

Философское учение о бытии (онтология)………………………………..................211

Картины мира …………………………………………………………………………….211

Категория бытия. Содержание и формы бытия ……………………………..................213

Основные этапы формирования понятия материя..……………………………………216

Движение, пространство, время и отражение как атрибуты бытия ………………….219

Философское учение о развитии ……………………………………………………..224

Понятие развития ………………………………………………………………………..224

Диалектика и ее альтернативы: метафизика, софистика, эклектика ………………....225

Законы диалектики ………………………………………………………………………231

Категории диалектики ……………………………………………………….................236

Синергетика как учение о саморегуляции и саморазвитии ……………….................248

Философское учение о сознании …………………………………………................256

Понятие сознания и его сущность..………………………………………….................256

Происхождение сознания………………………………………………….....................260

Структура сознания и его функции………………………………………….................266

Философское учение о познании (гносеология) ……………………………………271

Проблема познаваемости мира в философии ………………………………………….271

Проблема истины в философии …………………………………………………………274

Чувственное и рациональное, рациональное и внерациональное познание………….277

Специфика научного познания (эпистимология) …………………………...................282

Факторы развития научного знания…………………………………………………….286

Философские проблемы человека ………………………………………..................290

Философские модели исследования человека …………………………………………290

Проблема личности в современной философии ……………………………………….297

Свобода и ответственность личности …………………………………………………..301

Специфика человеческого бытия ………………………………………………………304

Смысл жизни человека ………………………………………………………………….307

Философское учение о ценностях ……………………………………………………310

Ценность как способ духовного освоения человеком мира ………………………….310

Нравственные ценности и формирование личности ………………………………….312

Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни ……………………………317

Религиозные ценности и свобода совести …………………………………………….322

Социальная философия ……………………………………………………………...326

Природа и общество ……………………………………………………………………326

Общество как предмет философского анализа …………………………….................328

Структурные подсистемы общества …………………………………………………..331

Основные подходы к интерпретации общественного развития …………................ 335

Современная цивилизация. Будущее человечества ………………………………….339

Общественный прогресс и глобальные проблемы современности …................342

Понятие общественного прогресса …………………………………………………...342

Понятие «глобальные проблемы современности» ……………………….................348

Основные глобальные проблемы современности ……………………………………349

Пути выхода из кризиса………………………………………………………………..357

Содержание ……………………………………………………………………………361

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.