Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 88 глава





Подготовка учителей для нач. классов осуществляется в пед. уч-щах на базе 8-летней школы в течение 4 лет. В 1987/88 уч. г. в пед. уч-щах обучалось св. 1,9 тыс. уч-ся. Пед. иссл. ведутся в Пед. иссле-доват. центре в Адене (осн. в 1975).

Лит.: Александров И. А., Нар. Демокр. Республика Йемен, М., 1976; Б а-син Л. А., Герасимов О. Г., Нар. Демокр. Республика Йемен, М., [1971]; Gabler H., Huck G., Revolutionäre Umwälzungen im Bildungswesen der VDR Jemen, «Vergleichende Pädagogik», 1980, № 4, S. 373—83. В. 3. Клепиков.

 

ЙЕНА-ПЛАН(Jena-Plan), система организации работы школы, сочетающая индивидуализацию уч.-воспитат. процесса с коллективной деятельностью учащихся. Разработана в 1920-х гг. проф. Йенского ун-та П. Петерсеном в духе идей нового воспитания, нем. «реформаторской педагогики». Известна также под назв. «школа Петера Петерсена» (Peter-Peter-sen-Schule). Получила распространение в школах Германии с 20—30-х гг., в наст, время применяется в разл. модификациях в отд. школах ФРГ, Голландии, нек-рых др. стран.

Традиц. школа с классно-урочной системой, жёсткой регламентацией распорядка дня, дисциплиной и субордина-циеой между учителями и учащимися в И.-п. заменена «воспитат. общиной *. В основе её деятельности — уважение к личности, сочетание свободы и самостоятельности детей и их взаимозависимости в повседневной жизни, учёбе, труде, тесная связь детей, учителей и родителей. Классы заменены четырьмя разновозрастными группами (численностью обычно до 40 чел., в ст. группах до 30- 35 чел.). Ст. учащиеся выступают в роли опекунов, помощников для младших. Внутри групп на основе текущих интересов учащихся, их индивидуальных «рабочих линий» образуются временные, свободно создаваемые школьниками подгруппы, состав к-рых может меняться в зависимости от видов уч. работы. Обучение в И.-п. комплексное (см. Комплексная система обучения) на основе тематич. интеграции уч. материала; его содержание в первые годы определяется преим. интересами самих учащихся, впоследствии (с 5—6-го уч. года) всё более направляется учителем. Обучение строится на индивидуальном продвижении воспитанника по уч. программе с переходом из одной подгруппы в другую, выполнении индивидуальных и групповых заданий-проектов, сочетании самостоят, уч. работы с взаимопомощью в подгруппе. Урок заменён разнообразными видами уч. работы. В малых группах (3—5 чел.) это работа над проектами (см. Метод проектов), результатом к-рых может стать подготовка к.-л. экспозиции, конструирование модели, совм. доклад и др.; в парах — задания по правописанию, практич. занятия и пр., свободная работа — выполнение заданий-упражнений, уч. игры; групповое обсуждение ученич. работ, вопросов жизни группы или школы. Важное место в деятельности школы занимают открытие уч. недели, подведение её итогов, отчётные выставки и др. общешк. сборы.





Учителя ориентируют учащихся на самостоят, оценку результатов уч. деятельности, взаимооценку, высказывают благожелат., корректирующие суждения, избегая жёстких оценок. Перевод из одной группы в другую осуществляется на основе «общей зрелости» учащихся, их личностного роста. Групповая организация жизни школы служит средством «духовной общинности», внутр. роста, в ходе к-рого ребёнок может «довести свою индивидуальность до личности».

Лит.: Новые системы образоват. работы в школах Европы и Сев. Америки, под ред. С. В. Иванова, Н. Н. Иорданского, М., 1930; Petersen Р., Jena-Plan. I — III, Weimar, 1930—34; Die Praxis der Schulen nach dem Jena-Plan, hrsg. von P. Petersen, Weimar, 1934; Petersen P., Der kleine Jena-Plan, Weinheim, 1980""; Mühlmeyer H., Der Jena-Plan in der Welt. Historische Entwicklung und heutigerStand, «Schule und Leben», 1960—61,

Bd 12, H. 13; B ehr M., Jeske W., Schul-Alternativen, Düsseldorf, 1982; Dietrich T., Die Pädagogik Peter Petersens. Der Jena-Plan: Modell einer humanen Schule, Bad Heilbrunn, 1986. M. В. Кларин.

 

К

КАБАЛЕВСКИЙДмитрий Борисович [р. 17(30).12.1904, Петербург, — 14.2.1987, Москва], композитор, педагог и обществ, деятель, нар. арт. СССР (1963), д. ч. АПН СССР (1971), дер искусствоведения (1965), проф. (1939). Окончил Моск. консерваторию по классу композиции (1929) и классу фортепиано (1930). Пед. деятельность начал в 1925. С 1932 преподавал в Моск. консерватории. С 1952 секретарь правления Союза композиторов СССР, с 1962 возглавлял комиссию по муз.-эстетич. воспитанию детей и юношества. Пред. науч. совета по эстетич. воспитанию при През. АПН СССР (с 1969), одновременно был науч. руководителем лаборатории по муз. обучению НИИ школ в Москве. С 1983 гл. ред. журн. «Музыка в школе». Автор муз. произведений и работ по муз. проблемам современности.



Занимался проблемами муз.-эстетич. воспитания детей и юношества, стремился вызвать у детей ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, а часть самой жизни человека. Создал пед. концепцию массового муз. воспитания, к-рая органично и естественно связывает музыку как иск-во с музыкой — уч. предметом. В основе его системы наиб, простые и доступные детям формы и жанры музыки («три кита») — песня, танец, марш, опора на к-рые даёт возможность уже с 1-го кл. без особых усилий входить в любую область муз. иск-ва, устанавливать многообразные связи музыки со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества. Важнейшая особенность программы К. — ее тематич. планирование, к-рое создаёт условия для достижения целостности урока, единства составляющих его элементов, поскольку в основу такого планирования положены не разл. виды деятельности, а разл. грани музыки как единого целого. К. считал главным не обучать школьников муз. (нотной) грамоте, а формировать муз. грамотность детей как способность воспринимать музыку в качестве живого образного иск-ва; особое «чувство музыки», заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, на слух определять характер музыки и ощущать внутр. связь между её характером и манерой исполнения и т. д. Выступал перед молодёжью с лекциями-концертами, беседами по радио, телевидению, в школах, пионерлагерях и домах пионеров. Автор цикла радиопередач «Детям о музыке».

Соч.: Избр. статьи о музыке, М., 1963; Прекрасное пробуждает доброе. Эстетич. воспитание. Статьи, доклады, выступления, М., 1973; Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке, M., 1976; Программа по музыке для общеобразоват. школы, 1—3-й кл., М., 1977; то же, 4—7-й кл., М., 1982; Воспитание ума и сердца, M., 19842; Пед. размышления, М., 1986; Как рассказывать детям о музыке?, M., 1989.

Лит.: Д а н и л е в и ч Л. В., Творчество Д. Б. Кабалевского, М., 1963; Диемитман Б., Кабалевский и дети, «Муз. жизнь», 1979, № 24; Пожидаев Г., Д. Б. Кабалевский, М., 1987.

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ,Кабардино-Балкарская Республика, входит в Рос. Федерацию. Пл. 12,5 тыс. км2. Нас. 760 тыс. чел. (1989), в т. ч. 48,2% — кабардинцы, 9,4% — балкарцы. Столица — Нальчик.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 817 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 702 чел.). В отраслях экономики занято св. 140 тыс. специалистов, в т. ч. св. 47 тыс. с высшим и св. 93 тыс. со средним спец. образованием. С кон. 17 в. с распространением ислама стали создаваться мектебы. До нач. 19 в. это был единств, тип уч. заведения на терр. Кабардино-Балкарии. Первое светское уч. заведение для уроженцев края — аманатская школа открылась в рус. крепости Нальчик в 1820. Здесь в 1828—29 преподавал кабард. просветитель Ш. Б. Ногмов. В рус. станицах с 1848 создавались одноклассные школы. В 1851—52 работала нач. Нальчикская горская школа. В 1860 в Нальчике организованы 3-классная окружная горская школа (приравнивалась к уездным уч-щам) и нач. жен. уч-ще. В 70-х гг. открылись сел. школы, в т. ч. аульные. Подготовка учителей для них велась на курсах при окружной школе. В нач. 20 в. имелось 22 министерских уч-ща, 7 приходских школ; нек-рые станичные школы были преобразованы в 2-классные.

С 1909 на базе окружной школы открыто реальное уч-ще. В 1907 было основано Об-во распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа. В 1865 кабард. просветитель К. Ата-жукин издал первую кабард. азбуку, использовав алфавит на рус. графич. основе, предложенный П. К. Усларом. Атажукин разработал опытную методику преподавания родного языка, перевёл неск. рассказов из «Детского мира» Ушинского; рекомендовал кабардинцам изучать рус. язык. Преподавание родного языка пытались ввести в шк. практику М. М. Фанзиев, Н. А. Цагов, X. У. Эль-бердов, составившие неск. уч. пособий. Балкар. алфавит разрабатывал в нач. 20 в. И. Абаев. Распространению просвещения содействовали инспектор Кавказского уч. округа Л. Г. Лопатинский, составивший кабард. грамматику (1891) и рус.-кабард. словарь, рус. учителя В. Г. Варлыгин, Л. Н. Воробьёва (начала шк. обучение девушек-горянок) и др.

По переписи 1897. грамотность на рус. яз. составляла 0,7% среди кабардинцев и 0,3% среди балкарцев. Грамотой на др. языках владели 3,1% кабардинцев и 1,1% балкарцев. В 1914/15 уч. г. насчитывалось 112 разл. уч. заведений с 6,5 тыс. уч-ся, в т. ч. 1,7 тыс. кабардинцев и 85 балкарцев.

После установления сов. власти началась перестройка нар. образования. В 1920—21 разработаны новые варианты кабард. и балкар. алфавитов (с 1936—37 на рус. графич. основе). С 1923 печатались шк. учебники на этих языках. В 1923 создана областная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Возникли ячейки об-ва «Долой неграмотность!». В 1925 работало 417 пунктов ликбеза, в т. ч. 78 школ взрослых (всего 5 тыс. уч-ся, в т. ч. 1,2 тыс. женщин). В 1929—31 проведены 3 культпохода, в результате к-рых ликвидирована массовая неграмотность во мн. р-нах.

В 1921 было 65 нач. школ (2,6тыс уч-ся), в 1924 — 170 (14 тыс. уч-ся). В сер. 1920 открылись учительские курсы. Сов. школе пришлось преодолевать недоверие населения к светскому образованию. Значит, вклад в создание новой школы внесли организаторы нар. образования X. Камбиев, К. Максидов, учителя Эль-бердов, Л. Т. Куготов. Важную роль в развитии нац. культуры сыграл Ленинский уч. городок (1923—36), организованный в Нальчике. В его составе работали первые в области средние спец. уч. заведения: пед. уч-ще (1923), Терский с.-х. техникум (1927; ныне — в Прохладном), мед. уч-ще (1932). В этом уч. городке получили образование ок. 6 тыс, специалистов; св. 2 тыс. чел. прошли курсовую подготовку. В 1932 открыт Каб.-Балк. пед. ин-т (Пятигорск; с 1937 в Нальчике), в 1934 — учительский ин-г при нём.

С 1930 вводилось всеобщее нач. обучение. В 1932 работало 212 школ 1-й ступени (34,9 тыс. уч-ся), 36 школ 2-й ступени (3,7 тыс. уч-ся), 28 ШКМ, 5 школ ФЗО, 5 техникумов. В 30-х гг. была развёрнута сеть дошк. учреждений (первые дет. сады и площадки появились в 1920). В 1937 началось введение обязат, 7-летнего обучения. В 1940 в 248 школах было 75 тыс. уч-ся; работало 2,7 тыс. учителей, в т. ч. св. 800 кабардинцев и 260 балкарцев. В годы Великой Отеч. войны значит, число школ разрушено * фаш. захватчиками. После освобождения терр. республики Сов. Армией балкарцы в результате необоснованных репрессий были выселены из родных мест; закрылись школы и классы с преподаванием на балкар. языке. В 1950/51 уч. г, в 244 школах училось св. 71 тыс. чел.

С 1957 открылись балкар. школы (ев, 2,5 тыс. уч-ся). В 50-х гг. К.-Б. стала республикой сплошной грамотности. Увеличилось число студентов и учащихся ср. спец. уч. заведений из молодёжи коренных национальностей. В 1963 осуществлён 8-летний всеобуч. В 70-х гг. завершён переход ко всеобщему ср. образованию.

В нач. 90-х гг. в дошк. учреждениях было 48 тыс. детей. Охват детей соответствующего возраста дошк. учреждениями составил 48,2%. Св. 100 дет. садов вели воспитат. работу на кабард. или балкар. языках. В 1992/93 уч. г. в 246 дневных общеобразоват. школах (в т. ч. в 209 средних) училось ок. 130 тыс. чел.: в 7 вечерних (сменных) — 1,5 тыс. чел. В школах занято св. 9 тыс. учителей (св. '/г из них — представители местных национальностей); св. 70% — специалисты с высш. образованием. Имеются 4 школы для детей с недостатками физич. и умственного развития. В 147 школах на нач. ступени преподавание ведётся на кабард. яз. (для 16,5 тыс. уч-ся) и на балкар. яз. (для 1,6 тыс.). Эти языки изучаются как предмет в ср. и ст. классах в курсе «Родной язык и лит-ра» (кабард. — св. 57 тыс. уч-ся, балкар. — св. 10 тыс. уч-ся). Имеется школа с обучением на осет. яз. В 40 школах работают кружки и факультативы по изучению родного языка. Среди работников школ 30 засл. учителей школы РСФСР, св. 100 засл. учителей школы Кабардино-Балкарии. Работает св. 30 внешк. учреждений, охватывающих ок. 26 тыс. чел. Для повышения квалификации педагогов имеется ИУУ (осн. в 1939), сеть метод, кабинетов.

В нач. 90-х гг. св. 69% выпускников ср. школ продолжали образование в разл. дневных уч. заведениях. Проф.-тех. образование дают 19 ПТУ (ок. 10 тыс. уч-ся). В ПТУ продолжается изучение предметов регион, цикла, в т. ч. языков. Действуют 10 ср. спец. уч. заведений (8,7 тыс. уч-ся); в них занято 680 преподавателей, в т. ч. 620 с высшим образованием. Имеются пед., культ.-просвет, и муз. уч-ща. В республике 2 вуза — Каб.-Балк. ун-т (осн. в 1957 на базе пед. ин-та; в 1992 — 10 ф-тов) и Каб.-Балк. агромелиоративный ин-т (1981), в к-рых учатся св. 11,5 тыс. студентов. Лит-ру на кабард. и балкар. языках для школ и др. уч. заведений выпускает изд-во «Эльбрус» (осн. в 1928) в Нальчике.

Лит.: Копачев И. П., Развитие шк. образования в Кабардино-Балкарии (XVIII в. — 30-е гг. XX в.), Нальчик, 1964; Чеченов Ш. Ш., Осуществление ленинской программы нар. образования в Каб.-Балк. АССР, Нальчик, 1971; 60 лет Каб.-Балк. АССР, Нальчик, 1981.

КАБИНЕТ УЧЕБНЫЙ,помещение в школе для проведения уч. и внеклассных занятий по определённому уч. предмету (или неск. смежным). Согласно уч. планам и программам оснащается необходимыми учебными пособиями, мебелью и оборудованием. В Рос. Федерации разработаны и периодически обновляются типовые перечни уч.-наглядных пособий и уч. оборудования для общеобразоват. школы.

В первые годы становления сов. общеобразоват. школы проектировались и создавались кабинеты родного языка, обществоведения, иностр. языка, математики и др., как правило для ст. классов. В них размещались необходимые уч. пособия, оборудование, инструменты, лит-ра и проводились консультации, индивидуальные занятия со школьниками, самостоят, занятия. Уч. занятия (уроки) со всем классом шли лишь в кабинетах химии, физики, биологии, в 7-летних (8-летних) школах — в едином К. у. естествознания. Уроки по др. уч. предметам до 1965 в течение всего уч. года проводились в классных помещениях, закреплённых за каждым классом. Со 2-й пол. 60-х гг. в общеобразоват. школах стала распространяться кабинетная система обучения.

Планировка К. у. должна соответствовать сан.-гигиенич. нормам и обеспечивать выполнение правил техники безопасности (особеннов К. у. физики, химии, биологии, трудового обучения, информатики и вычислит, техники). Каждый К. у. оснащается мебелью и приспособлениями для организации рабочих мест учителя и учащихся, для хранения средств обучения (специализиров. шкафы, монтируемые из секций разл. назначения).

Одной из важных проблем организации К. у. является размещение и использование ТСО с учётом специфики предмета и фонда экранно-звуковых средств. При ограниченном кол-ве проекционных аппаратов наиб, экономичным является создание в школе мобильного фонда ТСО.

Особое внимание уделяется оформлению интерьера К. у. с точки зрения его функциональной направленности и удовлетворения требований эстетики. Экспозиция К. у. может быть сменной и постоянной. Постоянную экспозицию составляют справочные таблицы, карты, портреты и т. д. Во избежание перегрузки сменной экспозиции нек-рые материалы (крае-ведч. работы, газеты и др.) можно выносить в коридор или рекреации.

Кабинетная система занятий повышает эффективность уч.-воспитат. работы, способствует науч. организации труда учителя и учащихся, создаёт возможность для реализации требований педагогики, эргономики, психологии, шк. гигиены, техники безопасности, экономики и т. д. В целом она представляет собой одну из составных частей уч.-материальной базы школы: объединяет К. у., предусмотренные уч. планом и программами и взаимодействующие на основе межпредметных связей. При реализации кабинетной системы организации занятий обращается внимание на рациональное распределение площади шк. здания. Поэтажное размещение К. у. осуществляется обычно с учётом целесообразности функционирования на одном этаже К. у. по родственным предметам и организации своеобразных центров по естеств.-ма-тем. и гуманитарному циклам, трудовому обучению, эстетич. воспитанию, а также с учётом удобства и экономичности подводки разл. коммуникаций. В малокомплектных школах целесообразно создавать объединённые К. у. для занятий по родственным предметам (физике, химии и биологии; биологии, химии и географии и т. д.).

Оценка эффективности использования кабинетной системы проводится в трёх аспектах: эргономическом (выявляется степень приспособленности всех компонентов и условий К. у. к особенностям труда учителя и учащихся), психофизиологическом (оцениваются возможности К. у. для рационализации и оптимизации труда работающих и установления положит, эмоциональной устойчивости), собственно педагогическом (определяется степень обученности и воспитанности учащихся). Пед. эффективность использования К. у. в целом зависит от рациональности метод, приёмов и отбора средств обучения по отд. вопросам, темам и курсу и определяется эксперим. проверкой.

Лит.: Шаповаленко С. Г., Шк. оборудование и кабинетная система, в кн.: Вопросы школоведения, M., 19822; Д p и — га И. И., Кабинетная система в общеобразоват. школе, M., 19862; Назарова Т. С., Совершенствование и развитие кабинетной системы, СП,1982, № 6. См. также лит. при статьях об отд. уч. предметах.

Т. С. Назарова.

 

КАДЕТСКИЕ КОРПУСА(от франц. cadet — младший), ср. общеобразоват. закрытые воен.-уч. заведения. Первоначально возникли в Пруссии в 1653 как школы для подготовки дворянских детей к воен. службе. Первый К. к. в России открыт в 1732 в Петербурге по инициативе фельдмаршала Б. К. Миниха под назв. Корпус кадет (с 1743 Сухопутный шляхетский корпус, с 1800 1-й С.-Петербургский К. к.). Создавая К. к., правительство Анны Ивановны шло навстречу дворянству, к-рое в числе др. привилегий для себя требовало права служить в армии только в качестве офицеров. В 18 в. в К. к. готовили не только офицеров, но и гражд. чиновников, дипломатов, судей и др. В 1-й пол. 19 в. К. к. превратились в проф. заведения, где воспитанники получали общее ср. и спец. воен. образование. Под влиянием идей Н. И. Пирогова реформой 1863 К. к. были реорганизованы: на базе старших спец. классов созданы воен. уч-ща, общеобразоват. классы превращены в военные гимназии (кроме Пажеского и Морского корпусов). В 1882 К. к. были восстановлены. Общеобразоват. курс по сравнению с воен. гимназиями сократился, было введено воен. устройство (деление на роты), воспитатели назначались исключительно из офицеров. Срок обучения 7 лет. В нек-рые К. к. стали принимать детей недворянского происхождения, однако продолжали преобладать дети дворян, гл. обр. офицеров. После 1900. в период руководства воен.-уч. заведениями кн. Константина Константиновича, программа значительно расширилась и приблизилась к курсу реальных уч-щ. Введено изучение химии, механики, элементов высш. математики, увеличилось кол-во часов по естеств. истории, физике. В К. к. стремились развивать самостоятельность мышления учащихся: в 1899—1903 для шести К. к. была выработана эксперим. программа по всем предметам, в основу к-рой был положен эвристич. метод обучения; в остальных К. к. по этому методу осуществлялось преподавание рус. яз. в ст. классах. К. к. подчинялись Гл. управлению воен.-уч. заведений Воен. мин-ва. К 1917 в России существовало 27 К. к. (без Морского и Пажеского корпусов) с общим числом кадетов св. 10 тыс. После Февр. революции 1917 К. к. были переименованы в гимназии воен. ведомства, однако никаких изменений в программе не произошло. В 1918 в связи с ликвидацией старой армии К. к. были закрыты.

Лит.: Лалаев М., Ист. о^ерк воен.-уч. заведений, подведомственных Главному их Управлению, ч. 1, СПБ, 1880; 3 а и о и ч-ковский П. А., Самодержавие и рус. армия на рубеже XIX — XX столетий. 1881- 1903, М., 1973.

КАДНЕР(Kädner) Отакар (11.5.1870, Угонице, — 6.5.1936, Подебради), чеш. педагог, философ. Окончил филос. ф-т Карлова ун-та в Праге по специальности классич. филология и философия. С 1911 проф. педагогики там же. Руководил первыми в Чехословакии нац. высш. уч. заведениями (гос. и частными), предназначенными для проф. подготовки педагогов (Высш. пед. школой при Карлове ун-те и др.). Директор Чехословацкого пед. ин-та им. Я. А. Коменского (1919- 1922), Гос. пед. академии (1931—36). Считая педагогику фундаментальной теоретич. дисциплиной, связывал её с решением актуальных практич. задач. Автор цикла трудов по истории педагогики («Dejiny pedagogiky», dl l—3, 1909- 1923), общей педагогике («Zäklady obecne pedagogiky», dl 1—3. 1925—26), организации шк. дела («Vyvoj a dnesni soustava skolstvb, dl 1—4, 1929—38). Собранный К. богатый фактич. материал по всем развитым странам и сравнит.-ист. анализ позволил ему обобщить опыт разл. гос— в в организации просвещения. Это послужило теоретич. основой для шк. реформы 1920-х гг. в Чехословакии. В шк. политике был сторонником реализации демокра-тич. принципов в организации общегос. системы образования, преодоления бюрократизма. Высоко оценил опыт строительства новой школы в СССР после Окт. революции, но в дальнейшем развитии сов. школы видел нежелательное отступление от политики 20-х гг. (особенно выступал против бюрократизма в школах).

Ранние работы посвятил вопросам пед. психологии и эксперим. педагогики. Занимался проблемами формирования личности, большое значение придавал соотнесению социальных и индивидуальных факторов развития. Исследовал пед. учения Дж. Локка, И. Г. Гердера, Я. 'Кол-лара; редактировал собр. соч. Я. А. Ко-менского (1915—23), Б-ку классиков педагогики (с 1923), журн. «Pedagogicke rozhledy» (1919—32) и др.

Лит.: С h l u p O., Vyvoj i pedagogickych idei v novem veku, Brno, 1925; С ach J., O. Kädner. Pedagogika, skolstvi a jejich de-jiny, Praha, 1981.

 

КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, один из старейших отеч. вузов. Осн. в 1804. С 1814 — 4 отделения: нравств.-полит, наук, физ.-мат., мед., словесности (с кафедрой вост. языков; в 1835- 1854 разряд вост. словесности, в 1855 переведён в Петерб. ун-т). По уставу 1835 действовало 3 ф-та: философский (отделения словесности и физ.-мат.), юрид. и медицинский; по уставу 1863 — 4 ф-та: ист.-филол., физ.-мат., мед. и юридический.

К. у. — один из центров рос. науки. Здесь работали математик Н. И. Лобачевский (ректор в 1827—46), астроном И. М. Симонов, химики А. М. Бутлеров, Н. Н. Зинин, К. К. Клаус, В. В. Марков-ников, А. М. Зайцев, Ф. М. Флавицкий, геолог Н. А. Головкинский, геоботаник С. И. Коржинский, физиологи и медики Е. В. Адамюк, В. М. Бехтерев, П. Ф. Ле-сгафт, Н. О. Ковалевский, востоковеды X. Д. Френ, О. М. Ковалевский, А. К. Казембек, И. Н. Березин, В. П. Васильев, Н. Ф. Катанов, Ибрагим Халь-фин, филолог И. А. Бодуэн де Куртенэ, историк А. П. Щапов и др. Здесь учились писатели Л. Н. Толстой, С. Т. Аксаков, В. В. Хлебников, композитор М. А. Балакирев, деятели просвещения И. Н. Ульянов, Доржи Банзаров, И. Я. Яковлев и др.; в 1887 учился В. И. Ульянов-Ленин.

К. у. сыграл важную роль в распространении просвещения и науки, особенно среди народов Поволжья, Урала и Сибири. С 1836 на мед. ф-т принимались представители мусульм. народов России. При ун-те работали науч. об-ва, читались публичные лекции по разл. отраслям знаний, выходили периодич. издания. До 1858 работал пед. ин-т (начал деятельность в 1810, официально открыт в 1812, ежегодно выпускалось до 20уч-ся). Адъюнкты и магистры ин-та готовились для преподавательской деятельности в К. у. В 1851 открыта кафедра педагогики. С 1910 К. у.

начал подготовку преподавателей педагогики для вузов. Преподаватели К. у. участвовали в подготовке учителей, в т. ч. в Казанской тат. учительской школе (осн. в 1876 В. В. Радловым; среди преподавателей Ш. Марджани, К. Насыри, И. Терегулов, А. И. Анастасиев и др.). В 1900—05 и 1911—17 при К. у. работало пед. об-во. В 1917 в ун-те училось 2027 студентов (в т. ч. ок. 20 татар), до Окт. революции К. у. окончило 11 937 чел.

За годы сов. власти К. у. вырос в крупнейший науч. и уч. центр (в 1919 имел 5 ф-тов, в т. ч. ф-т обществ, наук). На базе ф-тов К. у. создано 7 казанских вузов, в т. ч. Казанский пед. ин-т. С 1919 в ун-те работал один из первых рабфаков. С К. у. связана деятельность мн. сов. учёных: химиков А. Е. и Б. А. Арбузовых, математиков Н. Г. Чеботарёва, А. 3. Петрова, механика Н. Г. Четаева, физиков Е. К. Завойского, С. А. Альтшулера, Б. М. Козырева, биологов и медиков А. Ф. Самойлова, А. В. Вишневского, Н. И. Миславского, В. А. Энгельгардта, языковеда В. А. Богородицкого и др.

В составе К. у. (1990): 14 ф-тов — би-ол.-почвенный, вычислит, математики и кибернетики, геогр., геол., журналистики, ист., механико-матем., тат. филологии, истории и вост. языков, физ., филол., хим., экологич., юрид. (всего св. 10 тыс. студентов); ф-т повышения квалификации преподавателей высш. школы; спец. ф-т по подготовке кадров по перспективным направлениям науки и техники;докторантура, аспирантура; н.-и, ин-ты: математики и механики им. Н. Г. Чеботарёва, химии им. А. М. Бутлерова; астрономич. обсерватория им. В. А. Энгельгардта; Центр информац.-вычислит, техники; ботанич. сад и др. науч. учреждения; Центр, изд-во, науч. б-ка им. Н. И. Лобачевского (фонд св. 5 млн. экз.), музеи (истории К. у., археологич., этнографич., геол., зоологич.). В 1919—90 К. у. подготовил св. 50 000 специалистов.

Лит.: К о p б у т М. К., Казанский гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина за 125 лет, т. 1 — 2, Каз., 1930; Королева Г. И., Из истории пед. подготовки учителя в Казанском ун-те (1900—1917), в кн.; Совр. проблемы педагогики высш. школы, Каз., 1976; Из истории рабфака Казанского ун-та, Каз., 1976; Во имя Отчизны. Казанский ун-т в годы Великой Отеч. войны, Каз., 1975; Михайлова С. М., Казанский ун-т и просвещение народов Поволжья и Приуралья (XIХв.), Каз., 1979; Казанский ун-т, 1804—1979. Очерки истории, Каз., 1979.

М. А. Усманов.

КАЗАХСТАН, Республика Казахстан, гос-во в Азии. Пл. 2717,3 тыс. км2. Нас. 16 538 тыс. чел. (1989). Гос. яз. — казахский. Столица — Алма-Ата.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 838 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 722 чел.). В отраслях экономики занято св. 1839 тыс. специалистов, в т. ч. св. 767 тыс. с высш. и 1072 тыс. со ср. спец. образованием.

Дошкольные учреждения. Первые дет. сады открылись в 1918 в гг. Верный (ныне Алма-Ата), Уральск, Перовск (ныне Кзыл-Орда) и Семипалатинск. Создание системы дошк. учреждений сопровождалось большими трудностями, связанными с устойчивыми семейными традициями населения, нехваткой подготовленных кадров. В 1920 имелось 22 дошк. учреждения (700 детей); стали открываться дошк. учреждения

в сел. районах. Специфич. формой учреждений для детей кочевого и полукочевого населения стали дошк. юрты. В 1924 проведена 1-я Всеказахстан-ская конференция работников дошк. учреждений в Перовске, обсудившая вопросы воспитат. работы в дет. садах, укрепления материальной базы дошк. учреждений, подготовки детей к школе. Для помощи дошк. работникам в 1932 при Наркомпросе республики был создан респ. метод, кабинет дошк. воспитания. Быстро развивалась сеть дошк. учреждений в послевоен. годы. Динамику развития дошк. учреждений в 40—80-х гг. см. в табл.

В 1992 работали св. 8,8 тыс. постоянных дошк. учреждений, в к-рых воспитывалось ок. 1,1 млн. детей. В дошк. учреждениях было занято св. 100 тыс. пед. работников, в т. ч. ок. 20% с высш. образованием. Обеспеченность детей дошк. учреждениями составляла 49% (в сел. местности- 45%). 86% дошк. учреждений вели воспитат. работу на рус. языке. Для казах, дет. садов в программе воспитания предусмотрены (с 80-х гг.) занятия по родному языку, лит-ре, музыке, изобразит, иск-ву и др. Изданы соответствующие метод, пособия. Подготовка воспитателей с высш. образованием (1991/92 уч. г.) осуществлялась в Гурьев-ском, Казахском женском (Алма-Ата), Карагандинском, Семипалатинском и Талды-Курганском пед. ин-тах; работников дошк. учреждений ср. квалификации готовили 26 пед. уч-щ.

Общеобразовательная школа. Казах, феод. гос. образования (Старший, Младший и Средний жузы)на протяжении ряда столетий испытывали влияние ислама. До нач. 19 в. в К. существовали только мусульм. уч. заведения: мектебы и медресе. После присоединения К. к России (30—40-егг. 18 в. — Младший и Средний жузы; 60-е гг. 19 в. — Старший жуз) ускорилось распространение просвещения. В Омске (1786) и Оренбурге (1789) были открыты школы для подготовки переводчиков, в к-рые принимались и дети казахов. В 1-й пол. 19 в. дети из семей привилегиров. сословий получили доступ в кадетские корпуса в Оренбурге (с 1825) и Омске (с 1846). Первые казах, школы были основаны в 1841 в Ханской ставке (ныне Урда) и в 1850 в Оренбурге. 26 марта 1870 Мин-во нар. просвещения опубликовало закон «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев», в соответствии с к-рым стали открываться уч. заведения для казахов и др. не-рус. населения: рус.-казах, (наз. рус.-киргизскими; киргизы — назв. казахов в дорев. России) 2-классные уч-ща. Создавались также одноклассные волостные и участковые уч-ща, аульные и старшинские школы и др. Одновременно в К. существовала система гос. уч. заведений для рус. населения, куда принимались и коренные жители. В 1877 в Верном были открыты муж. и жен. прогимназии, вскоре преобразованные в гимназии. Учащиеся-казахи обучались также в ташкентских гимназиях. Помимо школ Мин-ва нар. просвещения действовали церк.-приходские и казачьи школы. В кон. 19 — нач. 20 вв. создавались новометодные мектебы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.