Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 92 глава





К. разрабатывал проблемы теории общего образования, определил сущность и содержание образоват. процесса, формы и методы общего образования. Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразоват. школ, дифференциации уч. курсов и всей структуры уч. процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из положения о существовании разл. «типов ума» (продуктивный, непродуктивный, смешанный) и соответственно жизненных призваний юношества. Выделил признаки хорошего урока и правильного метода

обучения, обращая особое внимание на эвристич. способ преподавания.

Выдвинул идею автономности пед. процесса, свободного от давления гос-ва и церкви. Необходимыми условиями такой свободы считал шк. самоуправление, независимость пед. персонала, т.е. сосредоточение руководства школой в руках пед. совета, а не директора, свободу союзов и собраний для учительства, улучшение материального и правового положения педагогов. С этих позиций разработал вопросы теории пед. процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и обществ, деятеля. По К., общечеловеческое содержание пед. идеала должно преобладать над «народными» ценностями, к-рые различны для каждого сословия. Анализировал соотношение биологического и общественного, возрастного и индивидуального в воспитании и образовании.



Исследовал важнейший период в истории отеч. педагогики и школы- судьбу нар. образования в России после отмены крепостного права (1861), охарактеризовал общие периоды развития рус. школы и педагогики за время существования Рос. гос-ва, проанализировал источники движения теории и практики шк. воспитания и всей системы нар. образования, указал причины этого движения — борьбу консервативно-правительств. «педагогики» с прогрессивной обществ, педагогикой. С демокр. позиций критиковал политику самодержавия в области нар. образования и существовавшую систему школ. Эта же позиция определяла его отношение к пед. наследию К. Д. Ушинско-го, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, С. А. Рачинского и др. педагогов 2-й пол. 19 в.



С 1921 проф. Воронежского ун-та и Ин-та нар. образования, после преобразования к-рого в пед. ф-т ун-та (1922) стал его первым деканом. Одновременно заведовал пед. техникумом. В ряде статей, опубликованных в журн. «Пед. мысль» (1918—22), — «О шк. самоуправлении и о шк. дисциплине», «Педагогика и политика», «Пед. образование» и др. — изложил свою программу обновления общего образования в России. Подчёркивая активный характер педагогики, утверждал, что она учит знанию ради действия. Однако, несмотря на естеств. связь педагогики с политикой, обусловленную, по К., обществ, характером человеческого бытия, полагал, что школа должна быть вне влияния полит, партий, а учителю в своей работе следует руководствоваться педагогическими, а не полит, задачами. В условиях борьбы разл. партий, в определённой степени дезорганизующей жизнь школы, К. придавал особое значение дисциплине, основанной на целесообразной системе шк. самоуправ-

ления. Эти идеи К. определялись его прежней пед. концепцией, в к-рой ведущая роль отводилась универсальным, общечеловеческим началам в воспитании.

Соч.: Избр. пед. соч., М., 1982 (вступ. ст. П. А. Лебедева): Из истории души. Очерки по истории ума, СПБ, 1890; Пед. процесс, СПБ, 1905; Основные начала семейного обучения. (Дидактика семьи), СПБ, 19122 Совр. задачи нар. образования в России, М. 1913; Задачи и основы семейного воспитания СПБ, 19132; Пед. психология, СПБ, 1914° Новая рус. педагогия, ее главнейшие идеиг направления и деятели, СПБ, 19142; История рус. педагогии, П., 19152; Дидактические очерки. Теория образования, П., 19152: Антология пед. мысли России второй пол. XIX— нач. XX в., М., 1990, с. 214—43 (лит.).



Лит.: Лебедев П. А., Обществ.-пед. деятельность П. Ф. Каптерева в годы Сов. власти, СП, 1974, № 8: с г. о же, Вопросы методологии истории рус. и всеобщей педагогики в тр. П. Ф. Каптерева, СП, 1983, № 4. П. А. Лебедев.

КАРАВЕЛОВЛюбен (2.5.1834, Коприв-штица, — 21.1.1879, Русе), болг. писатель, обществ, деятель, публицист. Окончил греч. гимназию в Пловдиве (1853). В 1857—66 вольнослушатель ист.-фил. ф-та Моек ун-та. С 1867 в Сербии. В 1869 стал чл. Болг. рев. центр, к-та в Бухаресте, автором программы этого к-та, с 1872 его председатель. В 1874 отошёл от рев. борьбы. Работал в основанном им еще в 1872 Об-ве по распространению полезных знаний. В 1875—78 издавал культ.-просвет, журн. «Знание», «Дет. библиотеку», буквари. Пед. проблемы занимали одно из центр, мест в пуб-лицистич. деятельности и худож. творчестве К. По мнению К., решающее влияние на формирование личности оказывает среда, в частности семья, где возможно развивать в детях трудолюбие, уважение к науке и знаниям. Будучи сторонником реального образования, предлагал реформировать шк. программы за счёт расширения уч. материала по географии, истории, математике, естеств. истории, физике, минералогии. Выступал за создание высш. пед. школы для подготовки учителей и воспитателей. В период активной рев. деятельности К. считал, что освобождение болг. народа — необходимая и обязат. предпосылка его будущего просвещения. После отхода от рев. борьбы утверждал, что знание — предпосылка всякого прогресса.

Соч.: Избрани произведения, т. 1—3, София, 1954—56; в рус. пер. — Повести и рассказы, М., 1954.

Лит.: Воробьев Л., Л. Каравелов. Мировоззрение и творчество, М., 1963; Ч а к p о в Н., Атанасов Ж., История на българското образование, София, 19634; Чакеров Н., Христоматия по история на образование то и педагогическата мисет в Белгария..., София, 19632; Конев И., Белетристет Каравелов, София, 1970.

Г. А. Касвин.

КАРАЗИНВасилий Назарович [30.1 (10.2).1773, с. Кручик, ныне в Богодухов-ском р-не Харьковской обл., — 4(16).11. 1842, Николаев], рус. и укр. просветитель, обществ, деятель и учёный. Окончил (1790) Горное уч-ще в Петербурге (позже — Горный кадетский корпус). В молодости испытал влияние идей Великой франц. революции. Был близок к А. Н. Радищеву. В 1801 выступил с идеей создания в России гос. ведомства для руководства просвещением. С учреждением МНП (1802) правитель дел комиссии уч-щ (с 1803 гл. правления уч-щ). Автор и соавтор неск. проектов организации гос. системы уч. заведений: «Начала для нар. просвещения», «Предварительные правила нар. просвещения» (утверждены в 1803), «Предначертания университетского устава» и др. Ориентировался на принципы всесословности, преемственности ступеней образования. Основатель Харьковского ун-та (поч. чл. с 1811), для стр-ва к-рого убедил губернское дворянство пожертвовать значит, денежные суммы и выделить участок. Предполагал объединить в нём высш., ср., а также низш. проф. уч. заведения. Участвовал в комплектовании штатов ун-та, его б-ки и науч. коллекций. С 1804 в отставке. Основал в с. Кручик первое на Слободской Украине приходское уч-ще (1805), участвовал в организации уч-ща в Богодухове. В помощь учителям написал гражд. и религ. катехизисы. Предложил проект жен. ремесл. уч-ща («О воспитании жен. пола в низших состояниях», 1805). Активный пропагандист естеств.-науч. знаний. Основал Филотехн. об-во (1811—18). Соч.: Сочинения, письма и бумаги В. Н. Каразина, Харьков, 1910.

Лит.: С л ю с a p с к и и А. Г., В. Н. Ка-разин, его науч. и обществ, деятельность, Харьков, 1955; В. Н. Каразин. 1773—1842. Биобиблиография, Харьков, 1953.

И. Ф. Прокопенко.

КАРАКАЛПАКИЯ,Республика Каракалпакстан, входит в Республику Узбекистан. Пл. 164,9 км2. Нас. 1245 тыс. чел. (1989). Столица — Нукус.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 854 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 785 чел.).

Почти до кон. 18 в. единств, типом уч. заведения был мектеб. В 19 в. появились медресе (св. 15). Практиковалось частное и домашнее обучение детей (в ряде случаев — совместное). В 19 в. распространению идей просвещения и его тесной связи с рус. культурой способствовало творчество создателей нац. письм. лит-ры Кунходжи, Ажинияза, Бердаха, Омара. Кунходжа и Ажинияз организовали частные нач. школы и преподавали в них (использовались и их поэтич. произведения на местном варианте тюрк, языка; во внеурочное время велось обучение музыке и пению, что не практиковалось в мектебах).

После присоединения К. к России (1873) появились первые светские уч. заведения: нач. русская школа (1874), рус. гор. уч-ще (1878), жен. приходское уч-ще (1885) в Петроалександровске, 3 рус.-туземные школы (1887—1900). К нач. 20 в. действовало св. 800 мусульм. уч. заведений (св. 17 тыс. уч-ся), в 4 рус. школах было 199 уч-ся, работало 9 учителей. Грамотность населения составляла ок. 1,6% (1897), грамотность каракалпаков на рус. яз. — 0,1%, на араб. яз. — 0,3%.

После установления сов. власти началась перестройка нар. образования. Велась ликвидация неграмотности. В 1921/ 1922 уч. г. в Амударьинской авт. области (терр. совр. К.) работало 24 школы ликбеза (602 уч-ся). В 1924 организовано отделение об-ва «Долой неграмотность!». В 1934/35 уч. г. насчитывалось св. 650 школ ликбеза и школ взрослых (св. 28 тыс. уч-ся). Однако и в сер. 30-х гг. массовая неграмотность была св. 50%.

С 1919 создавалась сеть сов. школ. В 1924/25 уч. г. насчитывалось св. 40 общеобразоват. школ, в т. ч. 38 — в сел. местности (всего св. 2,5 тыс. уч-ся). К 1927/28 уч. г. обучением охвачено 15,4 уч-ся. В 1919—29 работали также мусульм. уч. заведения (св. 260).

В 1924 на основе араб, графики создан каракалп. алфавит (с 1928 использовался латинизиров. алфавит, с 1940 письменность переведена на рус. графику). В 1925 в Ташкенте изданы первые кара-' калп. букварь и книга для чтения, автором к-рых стал поэт С. Мажитов. С 1929 уч. лит-ра издаётся в Нукусе. В 1919—20 открылись первые учительские курсы. В 1925 в Турткуле осн. пед. техникум. Учителей для каракалп. школ готовили Туркестанский ун-т в Ташкенте, пед. уч. заведения РСФСР и др. союзных республик. Появилась пед. периодика на каракалп. яз.: журн. «Красный учитель» (1928—41), газ. «Советский учитель» (1935—45).

В 1931 началось введение всеобщего нач. обучения. Работало 420 нач. школ, в к-рых насчитывалось св. 20тыс. уч-ся. В кон. 20-х-нач. 30-х гг. были созданы ШКМ. В сер. 20-х гг. появились первые дошк. учреждения. Для обеспечения первоочередных потребностей в пед. кадрах в 1933 открыт ИПК работников нар. образования, вскоре преобразованный в учительский ин-т. В течение 30-х гг. сеть школ совершенствовалась. К 1940 было создано св. 100 семилетних школ. В 1936/ 1937 уч. г. открыта первая ср. школа. Значит, вклад в организацию сов. школы в 20—30-х гг. внесли Мажитов, К. Ауэ-зов, X. Ахметов, А. Мусаев.

В 1943/44 уч. г. на базе учительского создан пед. ин-т. В 40-е гг. началось развитие системы проф.-тех. образования. После 1945 быстро росла сеть дошк. учреждений. В 50-х гг. К. стала республикой сплошной грамотности. В 50- 60-х гг. введён вначале 7-летний, а затем 8-летний всеобуч. В сер. 70-х — нач. 80-х гг. поддерживался курс на всеобщее ср. образование.

В 1991 в 590 дошк. учреждениях воспитывалось св. 74,4 тыс. детей (работало св. 4,6 тыс. пед. работников, в т. ч. ок. 750 — с высш. образованием). С 1991 внедряется в практику первая респ. программа воспитания в дошк. учреждениях.

8 1991 имелось св. 680 дневных общеобразоват. школ, в т. ч. св. 470 — средних (всего 315,7 тыс. уч-ся). Среди школ св.200 с каракалпакским языком обучения (св. 64тыс. уч-ся), св. 180 -с узбекским (ок. 80 тыс.), ок. 70 — с казахским (св. 17 тыс.), ок. 30 — с туркменским (св.

9 тыс.), 3 — с русским (св. 1 тыс.). Св. 45% уч-ся обучаются в смешанных школах, где более благоприятны возможности формирования двуязычия и ознакомления с культурой разл. народов К. Рус. яз. изучается во всех школах с первого класса. В вечерних школах обучалось св. 2 тыс. чел. В школах занято св. 25,3 тыс. учителей, в т. ч. св. 75%с высш. образованием. Внешк. учреждения — 19 домов и дворцов учащейся молодёжи, 26 станций юных техников и др., 19 ДЮСШ и др. — охватывали св. 28 тыс. уч-ся.

Имеется 37 проф.-тех. уч-щ (18,6 тыс. уч-ся), 20 ср. спец. уч. заведений (20,2 тыс. уч-ся, в т. ч. 8 тыс. каракалпаков), среди к-рых 4 пед. уч-ща, индустр.-пед. техникум. В Нукусском гос. ун-те (осн. в 1976 на базе пед. ин-та; объединяет 10 ф-тов: физ., матем., хим., биол., ист.-геогр., сельскохоз.-экон., фи-лол., рус. филологии, романо-герм. филологии, педиатрический) учится ок. 6 тыс. студентов. В 1990 организован Нукусский пед. ин-т с 6 ф-тами, на к-рых получало образование св. 2,5 тыс. чел:

Среди студентов вузов св. 4,7 тыс. каракалпаков. Исследоват. и метод, работу ведут Каракалп. филиал им. Ж. Урум-баева (осн. в 1967) Узб. НИИ пед. наук, ИУУ им. К. Убайдуллаева (осн. в 1939). Уч. лит-ру на родном языке выпускает изд-во «Каракалпакстан» (осн. в 1928) и пед. изд-во «Билим» («Знание», осн. в 1990). Издаётся юношеская газ. «Жеткиншек» («Смена»).

Лит.: Урумбаев Ж., Очерки истории школы в Каракалпакстане. 1810—1967 гг., Нукус, 1974; его же, История сов. школы Каракалпакии (1917 — 1930 гг.), Нукус — Куйбышев, 1965; А л с у о в У., Нар. образование в Каракалпакии за 60 лет, СП, 1984, М» 11. " У. Алеуов.

КАРАКОВСКИЙВладимир Абрамович (р. 14.2.1932, Свердловск), педагог, ч.-к. РАО (ч.-к. АПН СССР с 1990), дер пед. наук (1989), нар. учитель СССР (1991). По окончании Челябинского пед. ин-та (1953) учитель лит-ры и рус. яз. ср. школы № 48, а с 1962 директор ср. школ, в т. ч. с 1977 ср. школы № 825 в Москве. В 1988—91 пред. Всес. совета по нар. образованию. Пр. Ленинского комсомола (1988).

В 1963 в челябинской школе № 1 стал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую методику). Продолжил её разработку в Москве. Воспитат. система К. ориентирована на внутр. мир учащегося и его развитие. В школе К. воспитат. деятельность в уч. процессе и в социальной среде соединена в органичное целое. Стиль отношений взрослых и детей, по К., строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности. Осн. форма организации жизнедеятельности шк. коллектива — подготовка и проведение неформальных творческих дел, имеющих нравств. смысл для учащихся. Коммунарские сборы, дидактич. театр, творческая учёба, «читай-город», аукционы знаний, науч. экспедиции представляют собой результат постоянного поиска дел, к-рые объединяли бы воспитателя и воспитанника, учащихся в творчески работающий разновозрастный коллектив.

К. — один из авторов педагогики сотрудничества.

Соч.: Пути формирования шк. ученич. коллектива, М., 1978; Чтобы воспитание было успешным, М., 1979; Директор — учитель — ученик, М., 1982; Воспитай гражданина, М., 1987; Воспитат. система школы: пед. идеи и опыт формирования, М., 1992; Стать человеком, М., 1992.. А. И. Адамский. КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЁСИЯ,Карачаево-Черкесская Республика, входит в Рос. Федерацию. Пл. 14.3 тыс. км2. Нас. ок. 415 тыс. чел. (1989), в т. ч. карачаевцы — 31%, черкесы — 9,7%. Центр — Черкесск.

В 1989 на 1000чел. населения в возрасте 18 лет и старше приходилось 775 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 641 чел.). В отраслях экономики занято ок. 40 тыс. специалистов, в т. ч. св. 11 тыс. с высшим и св. 28,7 тыс. со ср. спец. образованием.

До 19 в. осн. уч. заведениями были мектебы и (с 18 в.) медресе. В 1843 для детей из состоятельных семей выделялись места в Ставропольской гимназии, где было введено изучение араб, и черкес, языков. В 60-х гг. 19 в. в Черкесии появились горские школы: окружные (3—4 года обучения) и уездные (3 года), к-рые находились в ведении рос. Мин-ва нар. просвещения. В 1878 в Карачае в с. Учку-лан была открыта первая школа-интернат. В 70-х гг. вначале в ногайских, затем в

абазинских и карачаевских селениях стали открываться, как правило, на общинные средства аульные (гл. обр. од-ноклассные) школы. Для русских учащихся с 70-х гг. создавались станичные (в 1881—27) и после 1890 — церк.-приходские школы (в 1913 — 12). В центре края — станице Баталпашинской были открыты гимназии: мужская (1908) и женская (1910).

Со 2-й пол. 19 в. нек-рые учителя пытались внедрить нач. обучение детей коренного населения на родном языке: использовались адыгский букварь У. Берсея (1855) и кабард. буквари К. Атажукина (1865) и Л. Г. Лопатинского, карачаевский букварь Тебердичи Ислама (И. Ак-баева) (1916), абазинская азбука У. Ми-керова и др.

В 1914/15 уч. г. на терр. К.-Ч. насчитывалось 67 нач. школ (2,7 тыс. уч-ся), в т. ч. в аулах — 28 школ, мужская (среди уч-ся ок. 50 горцев) и женская гимназии, первое в крае проф. уч. заведение — ре-месл. отделение (1897) при Учкуланском уч-ще (Карачай). Действовали мусульм. уч. заведения. Грамотность коренного населения на рус. яз. составляла 1,7%, на арабском — 6%; среди женщин грамотность на рус. яз. была 0,12%, на арабском — ок. 3,3% (1897, перепись).

После установления сов. власти развернулась ликвидация неграмотности. К 1926 в Карачае действовало 68 лик-пунктов (св. 2,5 тыс. чел.), в Черкесии — 23 (св. 970 чел.).

В 1922/23 уч. г. работало 39 общеобра-зоват. школ 1-й ступени (св. 2 тыс. уч-ся), 2 школы 2-й ступени (св. 200 уч-ся), 2 проф.-тех. школы (350 уч-ся). С созданием карачаевской (1923), черкесской (1923), ногайской (1928), абазинской (1932) письменности (с 1928 на лат. гра-фич. основе; с 1936—38 на русской) стало возможным развитие сети нац. школ с преподаванием на родном языке. Учителей для них готовил (с 1923) Баталпа-шинский (с 1926 Карачаево-Черкесский) пед. техникум. В 1929 на его базе созданы Карачаевский (Микоян-Тахар) и Черкесский (Баталпашинск) пед. техникумы. В кон. 20-х гг. открылись первые ШКМ, школы повышенного типа. В сер. 20-х гг. в Москве, Ставрополе, Баталпашинске (ныне Черкесск) и др. стала издаваться уч. лит-ра. Авторами первых сов. шк. учебников были Тебердичи Ислам и У. Алиев (на карачаев. яз.), Т. Табулов (на черкес, и абазинском языках), А.-Х. Джанибеков (на ногайском яз.).

В 1-й пол. 30-х ir. вводился нач. всеобуч. В 1932/33уч. г. в Карачае действовало 85 школ 1-й ступени (13,9 тыс. уч-ся, 440 учителей), в Черкесии — 75 школ (9,3 тыс. уч-ся, 320 учителей). В неполных ср. школах (всего 37) училось 3,7 тыс. чел. В кон. 30-х гг. основаны первые ср. школы. Формировалась сеть дошк. учреждений: к 1936 в Карачае имелось 6 дет. садов и св. 40 дет. площадок (св. 2 тыс. чел.), в Черкесии — 9 дет. садов и 35 дет. площадок (2,5 тыс. чел.). В 1938/39 уч. г. открылись учительские ин-ты (созданы на базе нац. пед. техникумов). В школах к 1940 работало св. 1,8 тыс. учителей, в т. ч. ок. 800 — представители коренных народов. Уч. заведения значительно пострадали от фаш. захватчиков в 1941—42, однако уже с 1943 началось их восстановление. В 1943 в результате необоснованных репрессий карачаевцы были выселены из родных мест; закрыты их уч. заведения.

В Черкесской авт. обл. в 1950 реализован 7-летний всеобуч (вводился с 1944/45 уч. г.): всего в 187 школах Черкесии училось св. 21 тыс. чел. После воссоздания Карачаево-Черкесской авт. области (1957) восстановлены карачаевские школы. С нач. 60-х гг. преподавание на родном языке стало вестись только в нач. школе; со ср. ступени занятия шли на рус. языке, родной язык преподавался как уч. предмет; сократился выпуск уч. лит-ры на родных языках. К 1963 осуществлён 8-летний всеобуч; в 202 школах (в т. ч. 89 восьмилетних и 63 средних) было св. 70 тыс. уч-ся. В 1967/68 уч. г. всё шк. обучение переведено на рус. язык. В сер. 70-х — кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование. Недостаточный учёт местных условий в обучении, нехватка педагогов вели к слабой подготовленности значит, части выпускников ср. школ для продолжения образования.

В 1992/93 уч. г. в 175 дошк. учреждениях воспитывалось 25 тыс. чел. (55,3% детей соответствующего возраста). Имеется св. 40 дет. садов, в к-рых воспитат. работа ведётся на родном языке уч-ся и организованы регулярные занятия по рус. языку. В 184 дневных общеобразо-ват. школах (21 нач., 31 неполной ср., 132 средних) насчитывалось св. 71 тыс. уч-ся; в 9 вечерних школах — св. 2 тыс. уч-ся. Действуют 2 вспомогат. школы, 1 дет. дом. В 169 школах, работающих по уч. планам рус. школ, открыты (с 1988) классы с изучением карачаевского (96 школ; 22,8 тыс. уч-ся), черкесского (26 школ; св. 5 тыс. уч-ся), абазинского, ногайского, греч. языков. Во 2-й пол. 80-х гг. начата разработка усовершенствованных планов и программ для преподавания гуманитарных предметов на родном языке учащихся.

В школах занято св. 5 тыс. учителей (82% с высш. образованием). Среди педагогов 46 засл. учителей школы РСФСР. Подготовку преподавателей математики, физики, истории, родного языка и лит-ры, рус. яз. и рус. лит-ры, рисования, черчения, физич. воспитания ведёт Карачаево-Черкесский пед. ин-т (осн. в 1957), учителей общеобразоват. предметов готовят для области также Ставропольский и Пятигорский пед. ин-ты. Метод, работу и повышение квалификации учителей осуществляет областной ИУУ (осн. в 1946). Имеются внешк. учреждения: 9 домов школьников, станции юных натуралистов, туристов, техников, 9 ДЮСШ. Действуют 8 ПТУ (5,5 тыс. уч-ся), 6 ср. спец. уч. заведений (5,3 тыс. уч-ся), в т. ч. пед. и мед. уч-ща в Черкесске. Кроме пед. ин-та, в 1974 открыт филиал Ставропольского политехн. ин-та. Всего в 2 вузах- св. 4 тыс. студентов. Уч. лит-ру выпускают отделение (с 1962) Ставропольского книжного изд-ва (ежегодно до 50 назв.), а также изд-во в Нальчике.

Лит.: Кубанский сб., т. 1, Екатеринодар, 1883; Очерки истории Карачаево-Черкесии, т. 1, Ставрополь, 1967; Бекижев М., Формирование социалистич. интеллигенции у народов Сев. Кавказа, Черкесск, 1978; Арутюнов С. А., Смирнова Я. С., Сергеева Г. А., Этнокультурная ситуация в Карачаево-Черкесской авт. области, «Сов. этнография», 1990, М° 2.

 

КАРЕЕВНиколай Иванович [24.11(6.12). 1850, Москва, — 18.2.1931, Ленинград], историк, педагог и методист, поч. ч. АН СССР (1929; ч.-к. Петерб. АН с 1910). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1873). Преподавал в моек, гимназиях; проф. Варшавского (1879—84) и Петерб. (1885—1899, с 1906) ун-тов. До 1917 занимал ведущее место в разработке методики преподавания истории. По инициативе К. шк. методикой истории занялись члены ист. об-ва при Петерб. ун-те. Эти проблемы были включены в программу «Науч.-ист. журнала» (1913—14). К. впервые прочитал в Петерб. ун-те теоретич. курс по методике преподавания истории; опубликовал ряд статей и рефератов (список см.: «Ист. обозрение», т. 20, 1915, с. 212). В монографии «О шк. преподавании истории» (1917) К. рассмотрел его как важное общеобразоват. средство, воспитывающее умение исторически мыслить.

Занимался теоретич. проблемами образования. Содержание общего образования подразделял на 4 группы уч. предметов: 1-я содержит элементарный курс родного и иностр. языков, 2-я (по мнению К., основная) предлагает комплексы сведений из разл. областей филос. и науч. знания, 3-я охватывает прикладные предметы для проф. подготовки, 4-я обеспечивает религ.-нравств. воспитание. Ср. школа должна быть единой, но допускающей организацию занятий для учащихся с особым интересом к отд. предметам, в т. ч. в связи с будущей проф. деятельностью. Считал, что науч. знания должны стать доступными широким слоям населения.

Автор университетских курсов и шк. учебников по всеобщей истории (мн. изданы в 1901—17). В шк. курсе истории первое место отводил ознакомлению учащихся с отеч. прошлым, а всё обучение предмету рассматривал как восхождение от худож.-ист. описаний к истории-науке. Обосновал отбор, классификацию, систематизацию материала, принципы его оформления и изложения в учебнике истории, а также приёмы работы с ним. Был одним из ведущих в России теоретиков самообразования, создал мн. пособия для самостоят, изучения истории. Впер-в гг в стране предпринял опыт оказания помощи выпускникам ср. уч. заведений в выборе профессии (кн. «Выбор факультета», 19053).

Соч.: Письма к учащейся молодежи о самообразовании, СПБ, 1907"; Беседы о выработке миросозерцания, СПБ, 1895; Мысли об основах нравственности, СПБ, 18962; Что такое общее образование, Од., 1895; Заметки о преподавании истории в ср. школе, СПБ, 1900; Идеалы общего образования, СПБ, 19092; О щк. преподавании истории, П., 1917; Прожитое и пережитое, подготовка текста, вступит, ст., комментарии В. П. Золотарева, Л., 1990; Антология пед. мысли России второй половины XIX — нач. XX в., М., 1990, с. 363—69.

Лит.: Золотарев В. П., О методология, взглядах Н. И. Кареева, УЗ МОПИ, 1965, т. 121, Истфак, в. 5; его же, Н. И. Кареев как методист, там же; Лебедев П. А., К истории вопроса о подготовке учащихся ст. классов к выбору профессии, там же, 1957, т. 50, Тр. кафедры педагогики, в. 4; Хмелев А. Н., Передовые методисты нач. XX в. О преподавании истории, ПИШ, 1959, № 5. П. А. Лебедев.

КАРЕЛИЯ,Республика Карелия, входит в Рос. Федерацию. Пл. 172,4 тыс. км2. Нас. 796 тыс. чел. (1989). Столица — Петрозаводск.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 820 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 —703 чел.). В отраслях экономики занято св. 163тыс. специалистов, в т. ч. св. 52 тыс. с высшим и св. 111 тыс. со средним спец. образованием.

Первые школы, где велись систематич. занятия (с 17 в.), были монастырскими. В 1715 на Петровском з-де открыта техн. школа (20 уч-ся), в 1723 — общеобразо-ват. школа при Александро-Свирском монастыре (80 уч-ся; существовала недолго). Во 2-й пол. 18 в. появились частные школы в Петрозаводске, Олонце. С кон. 18 в. формировалась сеть гос. уч-щ: гор. школа (1780) и гл. нар. уч-ще (1786) в Петрозаводске, малое нар. уч-ще в Олонце (1786), школа для детей мастеровых при Александровском з-де (1797). Организации уч. заведений содействовал поэт Г. Р. Державин (олонецкий губернатор в 1784—85). В 1808 осн. губернская гимназия в Петрозаводске (в 1808—48 курс окончили 88 чел.). С нач. 19 в. предпринимались попытки наладить обучение детей на селе. Ок. 20 сел. приходских школ было открыто в 30—40-х гг. 19 в. для подготовки волостных писарей. Со 2-й пол. 30-х гг. создавались приходские уч-ща в городах, а также частные сел. школы. В 1842 в Кеми открыты шкиперские курсы, в разработке программ к-рых принимал участие И. Ф. Крузенштерн (в 1851 — 6 уч-ся).

К имевшимся нач. школам в 60-х гг. добавились земские сел. школы, а после 1885 церковные одногодичные школы грамоты, позже преобразованные в церков-но-приходские. В нач. 20 в. срок обучения в нар. уч-щах был продлён до 3 лет; карел. дети могли посещать школу в течение 4,5 лет, что, однако, практически не реализовывалось. Распространению просвещения среди карел посвятили свою деятельность учителя А. Д. Георгиевский, К. Д. Дмитриев и др. Фин. дети учились гл. обр. в школах при лютеранских церквах (в 1913 — 4), где применялись зап.-европ. системы обучения. В 1914 насчитывалось ок. 500 нач. уч. заведений (св. 40% — церковно-приходские школы), охватывавших св. 42% детей шк. возраста. Действовали 2 гимназии, в т. ч. женская (1870, осн. как мариинское уч-ще в 1861), учительская семинария (1902), жен. учительские курсы (1905) в Петрозаводске, низш. техн. уч-ще судовых механиков (1895), фельдшерско-акушерская школа (1899), лесная школа (Лоянь), 3 ремесл. уч-ща. Во всех уч. заведениях было ок. 16 тыс. уч-ся, работало ок. 700 учителей. По переписи 1897, грамотность населения на рус. яз. составляла ок. 20%; среди карел — ок. 10%, среди вепсов — ок. 14%. Выделялась грамотность финнов: на родном яз. по разл. уездам от 50 до 66%, на рус. яз. от 13 до 38%.

С установлением сов. власти началась перестройка нар. образования. Велась ликвидация неграмотности. В 1918 открыт Нар. ун-т в Петрозаводске. В Олонецкой губ. действовали 53 школы грамоты, лик-пункты, культ.-просвет, кружки и т. п. Осенью 1924 начало работу отделение

об-ва «Долой неграмотность!» (3 тыс. чл.). В 1926 имелось 235 ликпунктов. Массовая неграмотность ликвидирована в основном во 2-й пол. 30-х гг.

Была осуществлена местная шк. рефорт ма, созданы школы 1-й (3—4 года обучения) и 2-й (до 9 лет) ступени. В 1918/19 уч. г. только в Олонецкой губ. работало 463 школы, в т. ч. 11 школ 2-й ступени. В Карел, трудовой коммуне (1920—23) введена свобода выбора языка обучения (1922). В Карел. АССР (с 1923) сеть уч.-воспитат. учреждений расширялась: в кон. 1925 насчитывалось св. 390 школ (в т. ч. 15 школ 2-й ступени, гл. обр. 7-летние), где училось 20 тыс. детей. В 63 школах обучение велось на фин. языке. Обучением было охвачено 75% детей шк. возраста. В 20-е гг. началось формирование сети дошк. учреждений. В 1926 действовало 4 техникума (в т. ч. 2 пед.), 2 проф.-тех. школы. В вузах Москвы, Ленинграда и др. обучались мн. студенты из К., прошедшие подготовку на рабфаках.

В 1930 введено всеобщее нач. обучение. К кон. 1932 насчитывалось 552 школы. Учителей готовили 3 пед. техникума и мн. курсы. В Петрозаводске в 1931 открыт первый вуз — пед. ин-т, при нём (с 1935) работал учительский ин-т. Св. 35% учителей составляли карелы и финны (1937).

Во 2-й пол. 30-х гг. разработана (под руководством Д. В. Бубриха) карел, письменность на рус. графич. основе. В школах карел, яз. преподавался в 1937—39; после образования Карело-Фин. ССР (1940) преподавание карел, яз. было отменено. В нек-рых школах преподавался вепский яз. (только в течение 1938). В 1940/41 уч. г. имелось 532 начальных, 151 семилетняя, 58 ср. школ (всего 91,4 тыс. уч-ся, 3620 учителей). В системе трудовых резервов работали 5 ремесл. уч-щ, 18 школ ФЗО. В 1940 открыт Петрозаводский ун-т (на базе пед. ин-та). Значит, вклад в организацию нар. образования внесли учителя В. М. Парфёнов, И. С. Беляев (нарком, мин. просвещения Карело-Фин. ССР в 1944—51) и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.