Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие института магистратуры в России





О Т Ч Е Т

По результатам исследования по теме: «Исследование предпочтений при выборе магистратуры»

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 3 стр.

Развитие института магистратуры в России 6 стр.

Исследование предпочтений при выборе магистратуры на данном этапе 24 стр.

Результаты опроса по выбору магистратуры 29 стр.

Опрос в РГГУ 36 стр.

Магистратура РГГУ и ВШЭ: сравнение 41 стр.

Выводы и предложения 51 стр.

Заключение 58 стр.

Приложения 60 стр.

Анализ предпочтений магистратуры за рубежом 60 стр.

Магистратура некоторых вузов г.Москвы 63 стр.

Введение.

Большинство вузов России пока еще только приступили к формированию новой двухуровневой системы образования: «бакалавриат + магистратура».

Тем не менее, практически все вузы считают необходимым объявить набор на обучение по магистерским программам. Естественно у большинства абитуриентов, студентов, бакалавров и других групп населения возникают вопросы:

Зачем бакалавру (т.е. официально специалисту с полным высшим образованием) поступать в магистратуру?



Как (по каким критериям) выбрать магистратуру?

Сначала коснемся общей идеи двухуровневого образования. Почему эта идея, несмотря на несколько иную нашу традицию, все-таки завоевывает сторонников и продвигается?

Дело в том, что она в целом повышает гибкость системы образования. Чаще всего в России абитуриент поступает в вуз сразу после школы. В этот период у него не всегда есть сформирования четкая профессиональная ориентация, нет, так сказать, карьерной стратегии. Более того, согласно исследованиям, в последнее время не только не снизилась, но даже несколько возросло значение мнения родителей при выборе специальности и вуза абитуриентами – выпускниками школ этого (и даже прошлого) года.

В результате часто в ходе обучения студент осознает, что выбранная специальность ему не интересна. Очень часто выпускники идут работать по другой специальности и сталкиваются с необходимостью получать второе образование уже по профилю работы. Результатом этого является потеря времени и других ресурсов – своих или государственных.



Магистратура - это возможность получить высшее образование с учетом того, что решение принимает взрослый человек со сложившимися профессиональными предпочтениями. У него уже боле ясные карьерные планы и понимание того, зачем ему нужно это образование. В результате он может получить образование по другой (связанной или не связанной с полученной в бакалавриате) специальности или углубить знания в первоначальном образовании.

Магистрант также может получить экономию времени (максимум 2 года магистратуры, тогда как второе высшее образование может растянуться и на 3-5 лет), денег (магистратура бывает как платная, так и бесплатная; тогда как второе высшее образование всегда платно) и сил, т.к. магистратура________.

Сейчас в России выстраивается система двухуровневого образования для всех специальностей, когда:

- Бакалавриат как базовая образовательная ступень, в рамках которой студент формирует общие базовые компетенции, например, гуманитарные, технические или творческие.

- Магистратура «отвечает» за более тонкую «заточку». Это надстройка к бакалавриату в одном из трех направлений (или в их комбинации):

1. Более узкая и углубленная специализация. Например, человек оканчивает бакалавриат по политологии и хочет стать политтехнологом. А это совсем не то же самое, что академический политолог, занятый сравнительными исследованиями и т.п. Политтехнолог - это человек, образовательная программа которого заточена под работу в избирательных кампаниях, политический анализ и прогнозирование и т.п.



2. Подготовка к научной карьере. Некоторые виды магистратур предполагают, что человек делает выбор в пользу научной карьеры. Тогда логично выстаивается цепочка: бакалавр - это общая подготовка по выбранному направлению, магистратура - это первый опыт исследовательской деятельности, аспирантура, которая в нашем случае заканчивается защитой диссертации.

В нашем вузе этот вид магистратуры представлен педагогическим направлением, а остальные виды магистратур - посвящены углубленным специализациям.

3. Достройка управленческого контура. Например, специалист-педагог хочет быть директором, заниматься управлением в педагогике. И мы делаем магистратуру, в которой акцент сделан на управлении именно в этой области. Не второе высшее образование в области менеджмента вообще (а это, как мы говорили выше, трата времени, денег и т.п.), а два года обучения в магистратуре, специализированной именно на стыке специальности и управления.

Таким образом, магистратура - это развитие специалиста, его движение либо в сторону более узкой и углубленной специализации, либо движение в области научной карьеры, либо движение в области управленческой карьеры.

И этот выбор человек делает в сознательном возрасте, имея уже гораздо более определенные профессиональные и карьерные планы, чем при поступлении в вуз сразу после школы.

Необходимо также отметить, что введение двухуровневой системы соответствует современным мировым тенденциям (в соответствии с Болонским процессом). Это, во-первых, позволит (по крайней мере, так заявляется) сделать наши дипломы (в том числе бакалаврские) признаваемыми в мире (Европе), а, во-вторых, увеличить число иностранных студентов российских вузах (в первую очередь, в магистратуре).

 

Развитие института магистратуры в России

В условиях интеграции российской высшей школы в Европейское пространство высшего образования и в ходе очередного обновления Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования представляется целесообразным и своевременным в очередной раз проанализировать тенденции развития магистратуры. Согласно государственной статистике, в российских вузах сейчас (т.е. до перехода на всеобщую двухуровневую систему высшей школы) обучаются менее 1% студентов-магистрантов от общего числа студентов. Вместе с тем в ведущих вузах России накоплен определенный опыт реализации программ подготовки магистров, который позволяет говорить «в целом» о степени успешности, эффективности и привлекательности магистратуры как образовательного института в структуре российской высшей школы.

На современном этапе реформирования высшего образования многие классические университеты рассматривают подготовку магистров как одно из приоритетных направлений своей деятельности, поскольку магистратура способствует:

-максимальному использованию научно-педагогического потенциала университета, стимулирует творческую, научную и научно-методическую деятельность, привлекает новые педагогические кадры из научных институтов, бизнеса и т.д. Как полноправные соисполнители, магистранты участвуют во многих видах научных исследований, в выполнении российских и международных грантов;

-оперативному и гибкому реагированию на потребности экономики, промышленности, сферы науки и образования. Индивидуализация магистерских программ на базе широкой фундаментальной бакалаврской подготовки позволяет магистрантам уже в процессе обучения адаптироваться к будущей профессиональной деятельности;

-повышению эффективности аспирантуры и тем самым вносит определенный вклад в решение проблемы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Большинство поступающих в аспирантуру выпускников, имеют, как правило, первичные навыки научно-исследовательской работы, сдали часть кандидатских экзаменов и в состоянии выполнить и подготовить к защите кандидатские диссертации в отведенные для этого сроки;

-созданию эффективных механизмов развития факультетов университетов наиболее остро столкнувшихся с проблемами обновления содержания образования и подготовки новых научно-педагогических кадров, как для решения внутренних проблем, так и для завоевания конкурентных позиций на российском и мировом рынках образовательных услуг;

-становлению современных тенденций междисциплинарного синтеза в современной науке и образовании, дает дополнительные возможности для подготовки высококлассных специалистов в междисциплинарных областях.

В соответствии с сегодняшней стратегией развития образования деятельность высшей школы должна быть направлена на устранение структурных несоответствий между спросом и предложением специалистов с высшим профессиональным образованием на рынке труда (в том числе и за рубежом), а также должна способствовать эффективному использованию бюджетных средств и повышению качества высшего образования. Основные изменения, которые ожидают российскую высшую школу, связаны с введением двухуровневой системы подготовки специалистов. Закон устанавливает самостоятельные образовательные уровни высшего образования и структуру соответствующих им образовательных стандартов, выполнение которых сопровождается присвоением квалификации "бакалавр" (1-й уровень) и "магистр" (2-й уровень – с углубленной профессиональной специализацией). Нормативные сроки обучения: для бакалавра – 4 года, магистра – 2 года. При этом в некоторых сферах и вузах сохраняется подготовка специалистов в специалитете (для специальностей, обеспечивающих безопасность личности и государства) – не менее 5 лет.

Прием на основные образовательные программы подготовки бакалавров и специалистов лиц, имеющих общее или среднее профессиональное образование, будет осуществляться на конкурсной основе по результатам ЕГЭ, а прием на основную образовательную программу магистерской подготовки – по конкурсу для успешно завершивших обучение по программе бакалавриата. Доступ в аспирантуру предусмотрен только для лиц, имеющих квалификацию "магистр" или "специалист".

С первого сентября 20011 г. двухуровневая система станет обязательной для всех российских вузов, имеющих государственную аккредитацию (чья деятельность не связана с подготовкой кадров, обеспечивающих безопасность личности и государства).

Однако в российской высшей школе по-прежнему идут серьезные дебаты о стратегии ее дальнейшего развития. Высшая школа России в целом, за исключением небольшого количества вузов Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других крупных российских городов, из-за реального отсутствия опыта подготовки специалистов в условиях двухуровневой структуры системы высшего образования и недостаточной проработанности пакета обязательных документов федерального уровня, оказалась не готова к таким фронтальным структурным реформам.

Требует внимательного рассмотрения ряд вопросов, которые возникли вследствие решений, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне университетов. Остановимся на некоторых из них более подробно.

Очевидно, что усложнился в целом вопрос о месте и роли магистратуры в структуре высшего профессионального образования России.

Так, многие вопросы распределения финансовых ресурсов и организации учебного процесса находятся в компетенции самих университетов. Поэтому имеют место многие внутриуниверситетские нормативно-правовые и финансовые регламенты, обеспечивающие подготовку магистрантов.

Однако многие вопросы функционирования и дальнейшего развития магистратуры в университетах страны требуют решений на федеральном уровне. Перечислим лишь некоторые из них:

-по-прежнему особо остро стоит вопрос о месте магистратуры в структуре российского высшего профессионального образования. В частности, постоянно возникает вопрос, можно ли считать выпускника магистратуры человеком с научной степенью;

-до сих пор отсутствует четкий порядок госбюджетного нормативного финансирования магистерской подготовки;

-не установлен порядок определения и выделения Федеральным агентством по образованию государственным вузам контрольных цифр приема в магистратуру для обучения на госбюджетной основе;

-отсутствуют единые нормативные документы, определяющих порядок приема в магистратуру на конкурсной основе лиц, успешно завершивших обучение по программам бакалавриата;

-более чем у 90% российских вузов еще не накоплен достаточный опыт полномасштабной реализации магистерских программ.

Остановимся на нормативно-распорядительных документах Минобрнауки РФ, появившихся в последние годы и регламентирующих работу магистратуры.

Приказ Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. № 62 "Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров" ставит целью создание междисциплинарных и практико-ориентированных программ, как вида программ, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов, подготовленных к различным видам инновационной деятельности, требующей углубленной фундаментальной и специальной подготовки и предусматривает создание магистерских программ, обеспечивающих подготовку к одному или нескольким видам профессиональной деятельности, среди которых научно-исследовательская, научно-педагогическая, проектная, опытно - и проектно-конструкторская, технологическая, организаторская и др. Эти программы могут осваиваться лицами, имеющими высшее профессиональное образование, независимо от направления подготовки (специальности).

Если следовать содержанию приказа, выпускники магистратуры должны быть подготовлены «к различным видам инновационной деятельности, требующей углубленной фундаментальной и специальной подготовки». Но если речь идет об углубленной фундаментальной подготовке, то, причем здесь авторские программы, которые, как показывает опыт, решают за редким исключением проблемы специальной подготовки в узкой профессиональной области.

Сравнивая предложенные требования к обязательному минимуму содержания ООП подготовки магистра и требования, утвержденные приказом Минобразования России от 14.09.1999 г. №286, обнаружим лишь косметические различия между ними. Хотя согласно упомянутому выше приказу Минобрнауки магистерские программы должны измениться коренным образом, стать полифункциональными и, тем самым, обеспечить формирование и реализацию профессиональной составляющей основных образовательных программ высшей школы.

Далее, если специализированная подготовка магистров приобретает статус автономной образовательной программы, то очевидно, что на федеральном уровне необходимо разработать порядок приема в магистратуру и уже на его основе вузы определят правила и порядок конкурсного отбора лиц, ранее получивших высшее образование в бакалавриате или по образовательной программе подготовки дипломированного специалиста и желающих освоить одну из ООП специализированной подготовки в магистратуре.

Особое беспокойство вызывает освоение программ специализированной магистерской подготовки лицами, имеющими высшее профессиональное образование иного профиля, чем избранное ими направление образования в магистратуре. В этом случае в магистратуру могут поступать и лица с опытом работы, которые более мотивированы к освоению магистерской программы, и студенты, продолжающие образование, но как те, так и другие при смене направления или специальности не имеют соответствующей фундаментальной подготовки. Очевидно, что в этом случае «монопрограмма» обеспечивает более добротное образование, чем «кусочно-непрерывная» программа подготовки магистра. Двухлетняя же магистратура при смене направления подготовки для лиц, имеющих стаж работы, скорее может рассматриваться как пролонгированная программа дополнительного профессионального образования.

Возникает и другой важный вопрос: чем в этом случае двухлетняя магистратура отличается от программ дополнительного профессионального образования с присвоением дополнительной квалификации.

Во исполнение вышеупомянутого приказа имеется Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 24.03.2006 № 03-749 «Изменения в ГОС ВПО по направлениям подготовки для получения степени (квалификации) "магистр"», содержание которого сводится к следующему:

- магистерские программы по преимуществу носят авторский характер, отражая существующие в данном вузе научно-педагогические школы, и вводятся решением Ученого совета вуза;

- магистерские программы проходят аккредитацию;

- при поступлении в магистратуру к конкурсному отбору допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Условия конкурсного отбора для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, определяются вузом на основе ГОС ВПО подготовки бакалавра по данному направлению;

- лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование иного профиля, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным ГОС подготовки бакалавра по данному направлению.

При этом требования к специализированной подготовке магистра формулируются весьма расплывчато: «Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, устанавливаются вузом и отражают вид (виды) деятельности, на подготовку к которым направлена основная образовательная программа».

Интересно сравнить, как соотносятся требования к уровню подготовки магистра и специалиста. Такое сравнение на основании макета Федерального государственного образовательного стандарта приведено в табл. 1.

Таблица 1. Соотношение требований к уровню подготовки магистра и специалиста

Требования к уровню подготовки магистров Требования к уровню подготовки специалистов
Магистр на базе приобретенных знаний и умений должен демонстрировать способность и готовность: а) в сфере познавательной деятельности и саморазвития: б) в сфере социальной деятельности: в) в сфере фундаментальных наук: г) в сфере профессиональной деятельности: (Например: производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная, другие виды деятельности) Специалист на базе приобретенных знаний и умений должен демонстрировать способность и готовность: а) в сфере познавательной деятельности и саморазвития: б) в сфере социальной деятельности: в) в сфере фундаментальных наук: г)в сфере профессиональной деятельности: (Например: производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная, другие виды деятельности)

 

Из содержания таблицы, по крайней мере, из приведенных в ней рубрик какие-либо различия не просматриваются. Между тем, как показывает табл. 2, структура основных образовательных программ подготовки магистра и специалиста отличается весьма существенно. Это позволяет сделать вывод о том, что имеет место несоответствие структуры основной образовательной программы подготовки магистра объявленным видам его будущей профессиональной деятельности. (Следует напомнить, что структура ранее разработанных основных образовательных программ магистратуры была ориентирована на подготовку магистров лишь к научно-исследовательской и педагогической деятельности).

Таблица 2. Отличия в структуре основных образовательных программ магистра и специалиста

Виды отличий магистр специалист
Объем самостоятельной работы 74% 50%
Объем научно-исследовательской работы 50% 7%
Сроки обучения (4+2) года или 2 года на непрофильном бакалавриате 5 лет
Время на выполнение выпускной работы 6 мес. 3 мес.
Объем федерального компонента ГОС 30% 70%

 

В соответствии с обновленным образовательным законодательством (Федеральный закон РФ от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ) специалист и магистр отнесены к одному и тому же образовательному уровню. И поэтому у многих людей (в том числе сотрудников и преподавателей вузов, а также работодателей) возникает законный вопрос: магистр «выше» или «ниже» специалиста? Другими словами, освоение какой образовательной программы обеспечивает получение более качественного образования в случае, если направленность образовательных программ подготовки специалиста и магистра совпадают? Конечно, по временному признаку (шесть лет вместо пяти) когда магистранты обучаются по тому же направлению, что и образовательная программа предшествующего бакалавриата, образование магистра должно быть более добротным, ибо получаемое ими образование содержит как фундаментальную, так и профессиональную составляющие в определенной образовательной области. Однако даже в этом случае сформулированный вопрос все же остается - из-за структурных различий образовательных программ, предусматривающих значительно больший объем самостоятельной и научно-исследовательской работ у магистрантов, чем у студентов, обучающихся по программе специалиста.

Этот важный аспект подготовки магистров (и определенное ее преимущество в долгосрочной перспективе) на сегодняшний день воспринимается скорее как недостаток, чем достоинство. Именно эти виды занятий стали наиболее слабым местом учебного процесса, поскольку всё ещё остаются слабо обеспеченными методически и плохо организованными. В такой ситуации говорить о преимуществах магистерского образования ещё рано, хотя образовательный потенциал магистратуры, как видно на примере магистратуры в развитых странах, весьма значительный.

Исходя из вышесказанного можно определить ключевые направления повышения качества образования в магистратуре, в том числе:

-совершенствование организации самостоятельной работы магистрантов;

-поиск оптимальных форм организации научно-исследовательской работы в магистратуре и её информационного, кадрового, материально-технического и финансового обеспечения;

-повышение уровня теоретической подготовки магистрантов.

Необходимо изучить возможность диверсификации государственных образовательных стандартов нового поколения в части структуры основных образовательных программ магистерской подготовки, ориентированных на различные виды профессиональной деятельности: академической и профессиональной.

Структура этих стандартов, конечно, должны быть различной. Так, для стандартов, обеспечивающих подготовку к проектной, опытно - и проектно-конструкторской, технологической и организаторской профессиональной деятельности, принятый в ныне действующих ГОС ВПО, ориентированных на подготовку к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, объем времени на проведения НИР вряд ли можно считать обоснованным. Кроме того, возникает проблема организации производственных практик, а также формирования образовательной составляющей практической направленности, учитывающей характер будущей профессиональной деятельности. Разумеется, академическую магистратуру должно финансировать государство в полном объеме, тогда как в финансировании профессиональной магистратуры должно принимать самое активное участие бизнес-сообщество.

Следует также обратить внимание на то, что ныне действующие стандарты - это стандарты, регламентирующие содержание основных образовательных программ, и позиционирующие их как непосредственный инструмент контроля качества образования. А когда стандарты нового поколения устанавливают лишь требования к структуре основных образовательных программ и результатам их освоения, а сами требования к содержанию образования становятся составной частью основных образовательных программ, то ситуация становится более сложной. Особенно это важно в случае именно с магистерскими образовательными программами, когда в соответствии с макетом ГОС ВПО нового поколения 70% содержания передается в ведение вуза. Ясно, что в таком случае характер контрольных функций, обеспечивающих мониторинг качества образования, становится совершенно иным.

Объектом оценки становятся (могут стать), в том числе :

-востребованность выпускника на рынке труда, степень адаптации его к рыночным условиям и оценка возможностей карьерного роста;

-готовность к смене вида профессиональной деятельности и к дальнейшему совершенствованию полученного в вузе образования (Lifelong Learning).

Остается нерешенным вопрос о соотношении аспирантуры и магистратуры. По мнению многих специалистов, аспирантура должна быть диверсифицирована и иметь образовательные программы различной продолжительности, в зависимости от того на какую категорию выпускников высшей школы она ориентирована: специалистов, освоивших 5-летнюю программу или магистратов после 6-ти (4+2) лет обучения. Но это на данном этапе, пока в высшей школе не завершен выпуск специалистов. Однако, возможно и в дальнейшем есть смысл сохранить диверсифицированный подход к аспирантуре, с учетом специфики вуза, отрасли науки, инновационного характера исследования и т.п.

Важной проблемой становится создание механизмов конструктивного взаимодействия между магистратурой, системой корпоративного обучения и быстро прогрессирующим направлением ДПО в форме дополнительных квалификаций. Задачей вузов является, наряду с развитием магистратуры, активное вторжение в систему не только дополнительного, но и корпоративного образования. Наиболее эффективным механизмом решения этой задачи является система дополнительных квалификаций, которая оказывается все более актуальной при фронтальном переходе системы образования на двухуровневую структуру основных образовательных программ. И, конечно, для значительной части бакалавров, которые по тем или иным причинам не смогут закончить магистратуру, это реальная возможность найти на рынке квалифицированного труда соответствующую профессиональную нишу.

Очень важным является еще один аспект внедрения двухуровневой системы высшего образования в России.

Это интеграция российской высшей школы в Европейское пространство высшего образования и влияние этого процесса на становление и развитие магистратуры. В документах Болонского процесса магистратура позиционируется как вторая ступень в рамках трехступенчатой структуры высшего образования. Продолжительность магистерских программ составляет, как правило, четыре семестра. Освоение образовательных программ второй ступени предоставляет возможность продолжения образования и проведения исследований на третьей ступени для получения докторской степени.

Требования к выпускникам магистратуры европейских вузов сформулированы в так называемых «Дублинских дескрипторах» и «Европейской квалификационной рамке». Конечно, оба набора требований пересекаются между собой, но, тем не менее, при решении вопроса о диверсификации отечественной магистратуры на академическую и профессиональную, каждый из них заслуживает отдельного рассмотрения

В соответствии с Дублинскими дескрипторами (Dublin descriptors) выпускники магистратуры должны удовлетворять следующим требованиям:

-демонстрировать знания и понимание того, что получено по завершению первого цикла обучения и что обеспечивает основу для развития и приложения идей в исследовательской деятельности;

-уметь осознанно применять полученные знания в широком междисциплинарном контексте при решении новых нестандартных проблем, относящихся к изучаемой области;

-обладать способностью интегрировать знания и комплексные умения, формулируя проблему с неполной или ограниченной информацией, учитывая при этом социальную и этическую ответственность, сопутствующую решению проблемы;

-обладать коммуникативными способностями и уметь ясно и недвусмысленно излагать свои заключения и знания специалистам и неспециалистам;

-иметь навыки, позволяющие продолжать образование, самостоятельно определяя способы его совершенствования.

Что же касается Европейской системы квалификаций (European Qualification Framework), то выпускники магистратуры должны быть готовы:

-использовать теоретические и практические знания, которые являются новыми в данной области, для развития и приложения оригинальных идей;

-демонстрировать критическую оценку состояния знаний в данной области и формировать взаимосвязи между различными областями;

-исследовать состояние проблем путем интегрирования знаний из новых или междисциплинарных областей и находить решения в условиях неполной или ограниченной информации;

-развивать новые навыки в ответ на развитие знаний и техники;

-демонстрировать лидерство и инновации в работе, изучать нестандартный сложный и не прогнозируемый контекст, требующий решения многофакторных проблем;

-формировать стратегию преобразований;

-демонстрировать автономию в выборе направления и глубокое понимание изучаемых процессов;

-формировать коммуникативные проекты методами, понятными для специалистов и неспециалистов, используя соответствующую технику, отражающую социальные нормы и отношения и влияющую на их изменения;

-решать проблемы в новом нестандартном контексте, не обладая полной информацией;

-демонстрировать способность к оперативному взаимодействию в сложных ситуациях;

-нести социальную, научную и этическую ответственность, возникающую в работе или учебе.

В контексте принятых в последнее время документов просматривается несоответствие функций современной российской магистратуры аналогичной ступени Болонской образовательной схемы, где магистратура является связующим звеном между высшим образованием и научно-исследовательской деятельностью. Очевидно, что магистратура в различных образовательных областях должна иметь различную направленность. Профессиональная магистратура, рассматриваемая в качестве завершающего звена вузовского образования, могла бы существовать в таких образовательных областях как социальная работа, журналистика, бизнес, сервиз, туризм и пр. В наукоемких образовательных областях предпочтительнее исследовательская магистратура как начальный этап подготовки к будущей научно-исследовательской деятельности. Попытка совместить в рамках одной и той же магистерской программы углубленное специализированное образование и подготовку к научно-исследовательской деятельности превращает магистратуру в пролонгированную ещё на один год образовательную программу подготовки дипломированного специалиста.

Особо следует выделить научно-исследовательскую составляющую образовательной программы подготовки магистра, которая играет существенную роль для выпускников магистратуры классических университетов. Прежде всего, это подготовка и защита магистерской диссертации. Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшими учебными заведениями. Очевидно, что основной целью выполнения магистерской диссертации является закрепление и углубление полученных в результате освоения магистерской программы теоретических и экспериментальных знаний, приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской и практической деятельности в избранной профессиональной области. Важно научить магистранта отличать научные исследования от репродуктивных работ, подготовить его к работе в научной среде. При этом для отечественных магистрантов западная модель магистерской диссертации вряд ли может подойти. Это следует хотя бы из того, что в России, помимо академической степени магистра, имеются две ученые степени: кандидата и доктора наук и подтверждение каждой из них сопровождается публичной защитой соответственно кандидатской и докторской диссертации (в большинстве стран Западной Европы имеется только одна ученая степень). Поэтому магистерская диссертация должна удовлетворять критериям по своему характеру, «родственным» к критериям, принятым для кандидатских диссертаций, но не дублирующих их. Ибо масштабы научных исследований, проводимых магистрантом при подготовке магистерской диссертации, существенно меньше (пропорционально времени, отводимому на их выполнение), чем проводимых аспирантом при подготовке кандидатской диссертации.

В результате изменений в образовательном законодательстве, очевидно, произойдет замещение специальностей по двум направлениям:

- формирование массового бакалавриата и тем самым переход на 4-летнее высшее образование;

- формирование магистратуры как элитной формы высшего образования с ограничением доступности, ибо магистратура будет, по-видимому, преимущественно платной.

Естественно возникает и вопрос – не является внедряемая двухуровневая структура высшего образования основой его дальнейшей коммерциализации и не приведет ли это к дальнейшему ограничению его доступности (платным образованием для специалистов становится обучение по образовательным программам магистратуры, а для бакалавров - обучение по образовательным программам подготовки специалистов)? Конечно, ответ во многом зависит от объёмов магистратуры. Но именно характер этого ответа и позволит оценить масштабы потерь и приобретений в результате перехода отечественной системы высшего образования на двухуровневую структуру основных образовательных программ.

Сравнивая практику реализации образовательных программ за рубежом и намечаемые реформы в российской высшей школе нетрудно заметить, что в новых условиях значительно уменьшается как степень свободы студентов в выборе образовательных траекторий, так и степень свободы у российских вузов в реализации образовательных программ (в т.ч. магистерских). Если раньше высшая школа выполняла роль социального лифта, то сегодня для молодежи из малоимущих слоев населения доступ к элитному высшему образованию (магистратуре), похоже, может быть существенно ограничен.

Любые реформы, где бы они не происходили, должны, на наш взгляд, быть понятными, оправданными и убедительными. Остается надеяться, что развитие российской системы высшего образования направлено на повышение качества подготовки и, соответственно, конкурентоспособности выпускников российских вузов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.