Сделай Сам Свою Работу на 5

Также в ходе исследования был проведен сравнительный анализ качества работы магистратуры РГГУ по сравнению с одним ведущих вузов России и одним из важных конкурентов ИЭУП РГГУ.





Развитие магистратур РГГУ и Высшей Школы Экономики (ВШЭ) за последние 4 года характеризуется ростом количества программ и бюджетных мест.

1. Динамика количества магистерских программ в РГГУ и ВШЭ.

Сравним динамику количества магистерских программ в РГГУ (рис.1) и в ВШЭ (рис.2). За период 2007-2010 г. в РГГУ происходит бурный рост открывающихся магистерских программ.

 

Рис.1

 

 

 
 

 


Рис.2

Если в 2007 г. в РГГУ было вдвое меньше магистерских программ по сравнению с ВШЭ (10 – РГГУ, 22 – ВШЭ), то в 2010 количества магистерских программ в РГГУ и ВШЭ практически одинаковы (32 – РГГУ, 36 – ВШЭ).

Это объясняется двумя факторами:

1) магистратура ВШЭ существует 10 лет, в РГГУ - 5 лет, и уровень в 22 программы в ВШЭ (стартовый при проводимом сравнении) был достигнут за предыдущие до 2007 годы;

2) активным желанием сотрудников РГГУ включиться в новый образовательный процесс – анализ проведен для открытых магистерских программ, анонсированных программ еще больше.

Вывод:в РГГУ есть потенциал и внутренние резервы для развития магистратуры.

2. Динамика приема в магистратуру РГГУ и ВШЭ

Возможности дальнейшего развития магистратуры РГГУ крайне ограничены из-за сложившейся ситуации с бюджетными местами в магистратуре РГГУ.



Рассмотрим динамику приема в магистратуру РГГУ (рис.3). Наблюдается рост как бюджетных мест (практически вдвое, если сравнивать 2007 и 2010 годы – – 60 и 117 мест, соответственно), так и желающих поступать – 76 абитуриентов в 2007 г. и 250 в 2010 г. – здесь рост более чем в 3 раза.

 

Рис.3

 

Но если сопоставить цифры количества магистерских программ и количества бюджетных мест, то в 2007 г. в среднем на одной магистерской программе в РГГУ обучалось 6 человек, то в 2010 г. – 3-4 человека.

Рассмотрим динамику приема в магистратуру ВШЭ (рис.4) и сравним ее с динамикой приема в магистратуру РГГУ.

 

 

рис.4

 

Рост бюджетных мест в магистратуре ВШЭ – в 7,5 раз (с 163 в 2007г. до 1235 в 2010г.), рост числа абитуриентов – в 8,5 раз (с 243 в 2007 г. до 2075 в 2010г.).

В среднем в 2007 г. на одной магистерской программе ВШЭ обучалось 7-8 человек, в 2010 г. – 35-36 человек.

Сравним соответствующие цифры для РГГУ и ВШЭ.



Бюджетные места: в 2007г. в РГГУ втрое меньше, чем в ВШЭ, в 2010г. - почти в 10 раз меньше.

Абитуриенты: в 2007г. в РГГУ в 4 раза меньше, чем в ВШЭ, в 2010г. – почти в 9 раз меньше.

В среднем на одной магистерской программе: в 2007г. в РГГУ обучается практически столько же, что и ВШЭ, в 2010г. – почти в 10 раз меньше.

Вывод: ВШЭ в настоящее время – мощный конкурент РГГУ на рынке образовательных услуг в области магистерских программ.

Как развиваться магистратуре РГГУ в таких условиях? Если рассмотреть ситуацию с других позиций, то у РГГУ есть ряд преимуществ. Прежде всего – по стоимости обучения на договорной основе.

3. Сравнение стоимости обучения на договорной основе в магистратуре РГГУ и ВШЭ

В таблице 1 представлены данные по направлениям обучения в РГГУ и ВШЭ. Сравним стоимость обучения по тем направлениям, по которым ведется обучение и в РГГУ и в ВШЭ. Таких направлений – пять: «Политология», «Экономика», «Менеджмент», «Философия», «Психология». В РГГУ принято определять стоимость обучения за семестр, В ВШЭ – за год. Для правильности сравнения в таблице 1 введена графа стоимости обучения в РГГУ в год.

Стоимость обучения в год по выбранным программам находится в диапазоне

от 134000 руб. в год (направление «Философия») до 170000 руб. в год (направления «Экономика» и «Менеджмент») – в РГГУ,

от 180000 руб. в год (направления «Философия» и «Психология») до 280000 руб. в год (направление «Экономика», магистерская программа и «Мировая экономика») – в ВШЭ.

Стоимость обучения в год на направлении «Экономика» в ВШЭ зависит от магистерской программы и находится в диапазоне от 200000 руб. до 280000руб. в год. В среднем стоимость обучения составляет 240000 руб. в год, и именно эту цифру мы будем рассматривать в дальнейшем сравнении стоимости обучения в магистратуре РГГУ и ВШЭ.



Средняя стоимость обучения в магистратуре РГГУ (по выбранным направлениям) составляет около 154000 руб. в год, в ВШЭ – 204000 руб. в год.

Вывод: обучение в магистратуре РГГУ дешевле обучения в магистратуре ВШЭ, и в процентном выражении стоимость обучения в магистратуре РГГУ в среднем составляет 75%стоимости обучения в магистратуре ВШЭ, т.е. на 25% ниже стоимости обучения в магистратуре ВШЭ.

4. Сравнение по составу направлений магистратур РГГУ и ВШЭ

В пункте 3 мы рассмотрели направления, общие для РГГУ и ВШЭ. Но эти направления не дают полной картины состояния дел в магистратурах РГГУ и ВШЭ: для РГГУ эти направления – немного меньше половины всех направлений (5 из 9), для ВШЭ немного меньше трети всех направлений (5 из 14).

Для РГГУ традиционными и наиболее продвинутыми являются направления «История», «Филология», «Культурология», «Лингвистика» и в этих областях РГГУ не конкурирует с ВШЭ.

Таблица 1. Стоимость обучения на договорной основе в РГГУ и ВШЭ

Направления подготовки РГГУ в 2010-2011 уч.г. В семестр В год   Направления подготовки ВШЭ в 2010-2011 уч.г.  
"История" (Историко-архивный институт) 75 200 154 400    
"Политология"(Историко-архивный институт) 81 800 163 600 Политология 200 000
"Экономика" (Институт экономики, управления и права) 85 000 170 000 Экономика 200 000 (250 000 – «Риск-менеджмент», «Финансы» …; 280 000 – «Мировая экономика»)
"Менеджмент" (Институт экономики, управления и права) 85 000 170 000 Менеджмент 220 000 (250 000 – «Международный бизнес»)
      Государственное и муниципальное управление 200 000
"Лингвистика" (Институт лингвистики) 81 800 163 600    
"Философия" (Философский факультет) (Русская антропологическая школа) 61 000 132 000 Философия 180 000
"Культурология" (Факультет истории искусства) (Русская антропологическая школа) ( Международный учебно-научный центр "Высшая школа европейских культур") 61 000 132 000    
"Психология" ( Институт психологии) 62 000 134 000 Психология 180 000
"Филология" ( Институт Восточных культур и античности) (Институт филологии и истории) ( Учебно-научный центр типологии и семиотики фольклора) 81 800 163 600    
      Бизнес-информатика 200 000
      Журналистика 200 000
      Математика 180 000
      Международные отношения 280 000
      Прикладная математика и информатика 200 000
      Программная инженерия 200 000
      Социология 200 000
      Юриспруденция 200 000

Вывод: конкурентным преимуществом могут быть как уникальные направления, так и оригинальные (авторские) магистерские программы внутри ставших традиционными направлений магистратуры при условии их востребованности.

5. Конкурентные преимущества магистратур РГГУ и ВШЭ

Помимо более низкой стоимости обучения в очной магистратуре РГГУ и наличия своей «ниши» в плане магистерских направлений и программ, конкурентным преимуществом РГГУ является и наличие большого числа международных магистерских программ, причем по тем направлениям, которых нет в ВШЭ (см. таблицу 2).

Таблица 2. Международные магистерские программы РГГУ и ВШЭ

РГГУ ВШЭ
Восточноевропейские исследования (Россия - Германия) - Историко-архивный институт Русская культура (Россия - Германия) - международный УНЦ "Высшая школа европейских культур" Международное литературоведение, русско-немецкий культурный трансфер (Германия - Россия) - Институт филологии и истории, историко-филологический факультет, кафедра германской филологии История и новые технологии (Россия - Франция) - Историко-архивный институт, кафедра истории и организации архивного дела Историческая компаративистика и транзитология (Россия - Польша) - Историко-архивный институт, Институт филологии и истории Совместная магистерская программа по экономике и менеджменту между ГУ-ВШЭ и университетом Гумбольдта, Германия Франко-российская магистратура по менеджменту (MFR) на факультете менеджмента ГУ-ВШЭ, Франция

 

Весьма перспективным является развитие очно-заочной формы обучения в магистратуре. В РГГУ такая форма обучения есть на направлениях «Менеджмент», «Экономика», в ВШЭ – на направлениях «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент» и «Политология». Стоимость обучения при такой форме в РГГУ (95000 руб. в год) значительно ниже, чем в ВШЭ (180000 руб. в год) – практически вдвое, и это – конкурентное преимущество магистратуры РГГУ. Эту стоимость нельзя считать заниженной – на таком же уровне стоимость очно-заочного обучения в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова. Скорее завышенной можно считать стоимость обучения в очно-заочной магистратуре ВШЭ.

Наличие 9 общежитий с общим количеством 1450 мест является конкурентным преимуществом ВШЭ, поскольку позволяет осуществлять набор большого числа иногородних студентов, гарантируя обеспечение проживания в общежитии. Введение заочной формы обучения в магистратуре РГГУ (на договорной основе) позволило бы также увеличить количество обучающихся из числа иногородних.

Ряд конкурентных преимуществ магистратуры ВШЭ: наличие подготовительного отделения (на договорной основе), хорошо продуманная система скидок при поступлении на платное отделение, система поощрения учащихся – снижение оплаты при успешном обучении вплоть до перехода на бесплатное обучение, – может быть рассмотрен на предмет внедрения в РГГУ.

Большое количество магистрантов, принятых в магистратуру ВШЭ, в пересчете на одну программу составляющее в среднем 35-36 человек (см. пункт 2), позволяет проводить в ВШЭ отбор лучших из магистрантов – по окончании 1-го и 2-го курсов часть магистрантов отчисляется за неуспеваемость, причем на некоторых магистерских программах часть отчисленных значительна. Для магистрантов ВШЭ этот факт означает более жесткие условия обучения по сравнению с обучением в магистратуре РГГУ.

 

2.4. ВЫВОДЫ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Выводы:

Анализ данных проведенного опроса позволил сделать некоторые выводы, касающиеся как понимания института магистратуры в целом, так и имеющие прямое и непосредственное отношение к магистратуре ИЭУП РГГУ.

В целом отношение к институту магистратуры положительное, но связано это в первую очередь с сомнением в возможностях выпускников бакалавриата (мнение работодателей) и желанием учиться дальше для продолжения обучения и профессионального роста, что приведет к большей востребованности на рынке труда (мнение студентов различных категорий). Кроме этих ключевых факторов значимыми отмечены такие факторы как: возможность начать научную карьеру, желание учиться в другом вузе (фактически основные ответы связаны московскими/питерскими или иностранными вузами) и возможность получить отсрочку в армии.

Сравнение с информацией из иностранных источников показало, что выбор предпочтений в России несколько отличается от опыта других стран. Так, получение отсрочки от армии во многих странах не является сколько-нибудь значимым фактором. В то же время мотивация обучения в другом городе/стране у зарубежных студентов более высокая и связана с большей, чем в России мобильностью населения во многих странах мира.

Фактор возможности начала научной карьеры в зарубежных вузах оценивается для магистратуры достаточно высоко. Это подтверждается, например, тем, что в ранжировании магистратуры ведущих вузов, важное, значение придается такому фактору как «Количество выпускников, получивших в дальнейшем докторскую степень». При этом дополнительно оценивается, если выпускники преподают в ведущих вузах.

Что касается предпочтений при выборе вуза для обучения по магистерской программе мнения очень зависили от того, к какой категории относится респондент.

В основном респонденты отмечают как самые важные факторы престижность вуза, качество образования (в том числе высокий уровень ППС) и стоимость обучения (в том числе возможность получения бесплатного образования).

Однако при этом студенты всех форм обучения фактически выбирают в основном вуз, в котором обучались/обучаются на бакалавра или специалиста, при этом обязательно указывая на престижность, высокое качество образования и другие преимущества именно «своего» вуза.

По поводу перспектив трудоустройства и отношения работодателей к выпускникам магистратуры мнения очень различны, от утверждения, что магистр, безусловно, будет более востребован и должен получать большую заработную плату, чем бакалавр (и даже специалист), до опасения, что магистр больше заинтересован в научной и педагогической деятельности, и поэтому не готов к работе в бизнесе и точно не может сразу стать управленцем (этот подход фактически уравнивает выпускника магистратуры и специалитета).

Соотношение мнений: 50-20-20-10 (заинтересованность работодателей в магистрах: высокая - более высокая – средняя - низкая).

При этом отметим, что мнения самих работодателей распределились более равномерно: 30-25-20-25. Это означает, что руководители предприятий пока не полностью понимают, кого они получат «на выходе» магистратуры и в первую очередь заинтересованы в навыках и знаниях потенциальных работников, а не в соответствующих дипломах.

При этом отмечено снижение приоритета бренда вуза при приеме на работу. Конечно, бренд и известность вуза по-прежнему остаются важным показателем, но все больше приобретает значение (наряду с навыками и знаниями) качество образования по конкретному направлению специализации.

Такой подход в целом согласуется с зарубежным опытом. Так, специализированные агентства, составляющие рейтинги вузов, определяют, что с момента начала работы по магистерской программе должно пройти несколько лет, прежде чем можно будет оценивать эффективность магистратуры того или иного вуза. Исследованию подвергаются только вузы, в которых есть полная магистратура не менее 4-х лет и выпуск первого курса не менее 3-х лет (при этом число выпускников должно быть не менее определенного количества в течение трех лет).

Предложения:

1. Финансовая составляющая обучения. Ключевым фактором принятия решения при поступлении в магистратуру является возможность поступления на бюджетной основе. При необходимости оплаты обучения, значение имеет возможность получения скидок. В частности, значение придается возможности скидок для бакалавров того же вуза.

Именно это направление продвижения магистратуры среди «своих» бакалавров может стать ключевым. При этом отметим, что стоимость обучения в магистратуре ИЭУП РГГУ является одним из самых низких среди вузов – конкурентов, однако отсутствует система скидок, своеобразная «программа лояльности клиентов».

2. Следующим важным фактором, на который обращают внимание студенты, является четкость и понятность предложения магистратуры для потенциальных магистрантов со стороны ВУЗа, в первую очередь, на сайте. Это касается многих вопросов: специальностей, состава и методика преподавания предметов по конкретной специализации, состава ППС, расписания обучения, баз практики, условий для обучения и т.п.

Вообще респондентами отмечается важность сайта, как основного канала коммуникаций.

Кроме этого для продвижения магистратуры значение имеют индивидуальная работа с потенциальными магистрантами и эффективная выставочная деятельность.

3. Важным фактором является координация процесса обучения. Магистрантами РГГУ отмечается отсутствие четких правил и структурной единицы, которая была бы координатором магистратуры и помогала магистрантам в процессе учебы. Например, магистранты 2-го года обучения до сих учатся (т.е. у них продолжается процесс обучения, а не процесс написания диссертации), при этом, они еще не определились с базами практики, а также не уверены в вопросах призыва на службу в армии, не всегда точно знают расписание и аудитории и т.п.

Отмечается возможная необходимость домагистерской подготовки. В первую очередь это важно для потенциальных магистрантов из других городов.

4. Значение придается магистрантами развитости инфраструктуры вуза. В исследовании инфраструктура была разделена на 3 составляющих:

· инфраструктура бытовая

· инфраструктура учебного процесса

· инфраструктура научной деятельности

Результаты исследования показали, что требования, предъявляемые магистрантами, в целом выше, чем у бакалавров. Опрошенные магистранты однозначно отмечают, что их не устраивает ситуация, когда их обучение мало, чем отличается от обучения бакалавров, а по некоторым позициям даже хуже. В частности, отмечается, что большинство магистрантов работают и приходят на учебу после работы. Однако, у них практически нет возможности даже слегка перекусить в перерыве, т.к. все точки общепита после 19.00 уже не работают. Отмечается также сложность пользования библиотекой (единичный случай) по той же причине.

Исходя из этого, важно пересмотреть время работы подразделений университета и выработать четкие правила, которые были бы доступны в открытых источниках и в удаленном доступе.

Также отметим неудовлетворенность магистрантов аудиториями (в том числе технической оснащенностью).

Однако более важной проблемой является отмеченная магистрантами неудовлетворенность некоторыми частями учебной программы. Отмечается, что иногда им фактически преподается то же самое, что и бакалаврам, тогда как магистранты претендуют на более высокое качество образования, связанное с большей практической направленностью дисциплин, преподаванием практиками бизнеса. Особенно отмечается необходимость деловых игр, ситуационного анализа и других подобных видов подготовки.

5. Результаты опроса показывают, что потенциальные магистранты из других городов могут быть очень привлекательным сегментом рынка, однако это предполагает создания определенных условий. В частности, значение придается наличию общежития. Магистранты РГГУ отмечают наличие общежития и достаточно комфортных условий проживания (например, наличие Интернета). Однако отмечается возможная нехватка мест в общежитии при росте числа магистрантов.

Хотя это и не простой вопрос, работа в направлении привлечения потенциальных магистрантов из регионов представляется перспективным направлением.

6. Еще одним перспективным направлением является привлечение зарубежных магистрантов. Это вполне соответствует общемировой тенденции обучения в разных странах. При этом многие из опрошенных российских студентов (в том числе магистрантов) отметили важность возможности обучения за границей, в том числе с помощью различных программ самого вуза.

Одним из важнейших критериев привлекательности вуза для потенциальных магистрантов является возможность трудоустройства после магистратуры и, в первую очередь, с помощью налаженной работы вуза.

Отметим, что зарубежные исследования показывают, что значение при измерении престижности магистратуры придается проценту трудоустройства в течение трех месяцев после окончания магистратуры и эффективности службы занятости вуза в помощи выпускникам.

Подводя итог можно отметить, что отношение к магистратуре, исходя из данных проведенного исследования, характеризуется следующими основными факторами:

1. Большинство, принявших участие в исследовании достаточно положительно относятся к самому институту магистратуры, но пока не осознают каковы будут результаты внедрения двухуровневой модели образования.

2. Предпочтения при выборе магистратуры в ВУЗе связаны с ценой на обучение, престижностью ВУЗа (брендом) и сотрудничества ВУЗа с потенциальными работодателями.

3. Обучающиеся в магистратуре ИЭУП РГГУ отмечают определенные конкурентные преимущества РГГУ, но, в целом положительно оценивая обучение в РГГУ, отмечают ряд недостатков, в том числе серьезных. В связи отметим, несколько направлений совершенствования организационной деятельности, связанной с повышением эффективности обучения в магистратуре ИЭУП.

4. Основные направления формирования конкурентоспособной магистратуры в ИЭУП связаны с:

- увеличением бюджетных мест и гибкостью политики ценообразования;

- работой с потенциальными магистрантами из регионов;

-совершенствованием условий обучения, в том числе «бытовых»;

- налаживанием взаимодействия с бизнес - сообществом по поводу трудоустройства;

- формированием научных школ;

- формированием комплекса продвижения магистратуры, включающего: современный и понятный сайт, выставочную деятельность, индивидуальность работы с потенциальными магистрантами, разработку своеобразной «программы лояльности клиентов» и др.

Применение комплекса продвижения наряду с существующими конкурентными преимуществами может оказать значительное положительное влияние на рост числа магистров в ИЭУП РГГУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Основные выводы, которые можно сделать по результатам исследования, следующие:

1. Магистратура воспринимается большинством студентов как ступень образования, позволяющая повысить уровень и практическую значимость знаний и способствующая развитию их карьеры.

2. При поступлении главным критерием становится возможность получения качественного образования, престижность диплома вуза и повышение конкурентоспособности на рынке труда.

3. Магистранты придают важное значение необходимости информации о вузе (маркетинге вузовских программ), считают естественным совмещение учебы и работы, но для себя не определили эти факторы, как ключевые при выборе магистратуры данного вуза. Это, по нашему мнению, связанно с тем, что в магистратуру поступают в основном выпускники бакалавриата этого же вуза. Возможность участия в научно-исследовательской деятельности привлекает магистрантов, но тоже пока не значительно.

Результаты исследования дают представление о том, какие критерии являются основополагающими при выборе вуза, что позволит университету выстраивать долговременную стратегию развития.

Важными критерием выбора вуза магистрантами являются качество образования и престижность вуза, поэтому данные элементы должны быть положены в основу стратегии позиционирования.

В то же время в перспективе, при возрастании конкуренции, продвижение на рынок возможно с помощью:

- разработки и популяризации уникальных магистерских программ;

- организации совместных программ с бизнес-сообществом;

- маркетинга образовательных программ;

- международного сотрудничества

и других механизмов.

Подводя итог, отметим, что высокая конкуренция на рынке образовательных услуг предполагает создание конкурентных преимуществ и организацию комфортного процесса обучения на всех уровнях, в том числе в магистратуре.

Приложения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.