Сделай Сам Свою Работу на 5

Обоеполые цветки – это цветки, в состав которых входят мужские и женские половые органы, т.е. тычинки и пестики.

Не каждый цветок содержит мужские и женские половые органы. Если цветок содержит только тычинки, то его называют тычиночным или мужским; если в цветке находятся только пестики, то это пестичный или женский цветок.

Раздельнополые цветки, это цветки, содержащие только пестики, или только тычинки.

Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, тогда такое растение называется однодомным. Примеры: огурец, кабачок, кукуруза.

Если раздельнополые цветки располагаются на разных растениях, то такие растения называют двудомные. Такие растения встречаются крайне редко. Как правило, растения, которые содержат тычиночные цветки, называют мужскими. Растения, на которых располагаются пестичные цветки – женские. Примеры: тополь, облепиха, конопля, крапива. Двудомные растения не могут жить друг без друга или произрастать далеко друг от друга, т.к. от этого зависит их размножение. Мужские растения – бесплодны, но если их не будет рядом с женскими, опыления не произойдет и женские растения также останутся бесплодными.

Ученые научились определять пол растений. Определить его по внешним признакам, как это можно сделать у животных – невозможно. С этой целью используют разнообразные приборы. Это важно для озеленения городов, ведь самым неприхотливым деревом города является тополь, к тому же он прекрасно очищает воздух. Но женские тополя во время плодоношения (тополиный пух) опасны аллергикам. Поэтому ученые, научившись определять пол растений, стараются высаживать в городах мужские тополя, которые не плодоносят и не образуют пух.

 

3.Соцветия.

Соцветие – это группа мелких цветков, собранных вместе и расположенных в определенном порядке.

Биологическая роль соцветий заключается в следующем: мелкие и невзрачные цветки, собранные вместе имеют большую возможность опыления и оплодотворения (усиливается запах, цвет, яркость).

· Самое большое в мире соцветие имеет индийская талипотовая пальма. Она зацветает только на 40-70 год своей жизни, после образования плодов она отмирает. Зато во время цветения пальма развивает самые крупные соцветия на своих верхушках. Метелки достигаю 14 м в длину и 12 м в ширину. Общее число цветов в «букете» - 10 тысяч.



Все соцветия делят на две группы:

1) Простые соцветия – цветки на них располагаются по одному на главной оси побега.

Задание для учащихся: пользуясь, рис.69 на стр.87, выпишите названия простых соцветий столбиком в тетрадь. (Ученики выполняют задания, а учитель приводит примеры растений и показывает их изображения)

Кисть: черемуха, ландыш,

Головка: клевер, люцерна

Корзинка: подсолнечник,

Зонтик: чистотел, герань

Початок: кукуруза

Колос: подорожник

2.Сложные соцветия – на главной оси побега располагаются небольшие соцветия.

Сложный колос: рожь, пшеница, рис

Сложный зонтик: морковь, укроп

Сложная кисть (метелка): мятлик, кукуруза

 

4.Выполнение лабораторной работы «Рассмотрение соцветий»

 

V. Закрепление.(3-5 минут)

Игра: надо заменить первую букву в каждом слове, чтобы получилось…

 

Кефир Слово Заряд Семя Стог Багор

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

сладкое легкоплавкий праздничная макушка результат сладкое

лакомство металл одежда головы вино

(зефир) (олово) (наряд) (темя) (итог) (кагор)

 

Из первых букв каждого нового слова составьте слово. Что оно означает?

 

VI. Домашнее задание.

§.23, заполнить таблицу в тетради

Органы цветка Функции
Цветоножка  
Цветоложе  
Чашечка  
Венчик  
Тычинка  
Пестик  

 


ПРИМЕРЫ ЛЕТНИХ ЗАДАНИЙ

Наблюдение за работой дятла в лесу

 

1.Пойдите в смешанный лес и найдите дятла. Опишите его внешнее строение: форма и окраска головы и клюва, характер расположения пальцев на ногах, оперение, размеры птицы.

2.Проведите наблюдения за поведением птицы:

· характер прикрепления к стволу,

· количество точек опоры при расположении на дереве,

· перемещение по стволу и по земле,

· характер полета.

3.Найдите в лесу следы деятельности дятла: дупло, следы от поклевов на стволах. Изучите дупло: его диаметр, форма края, глубина.

4.Найдите в литературе информацию о питании и выращивании птенцов:

· питание летом и зимой,

· характер добывания пищи,

· гнездование и типы птенцов,

· количество птенцов в дупле и вскармливание их родителями,

· поведение птенцов,

· наличие у птиц врагов.

5.Сделайте вывод о значении дятла в лесу.

 

Наблюдение за колорадским жуком и стадиями его развития.

1.В теплый солнечный день рассмотрите лист картофеля с нижней стороны. Найдите на нем кладку яиц жука оранжевого цвета. Подсчитайте сколько яиц в кладке, опишите их размеры и форму.

2.Зафиксируйте, через сколько дней появятся личинки. Опишите внешний вид личинки: размеры, окраска, характер передвижения, скорость поедания листа. Ведите наблюдения за личинками несколько дней и отметьте отличия молодой и повзрослевшей личинки.

3.Ведите наблюдения за жизнью жуков и их личинок. Результаты наблюдения занесите в таблицу.

Стадии развития Время появления Особенности жизни Характер повреждения листа
Яйца      
Молодая личинка      
Старая личинка      
Куколка      
Взрослый жук      

4.Узнайте какие традиционные, и нетрадиционные способы применяются для борьбы с колорадским жуком. Есть ли у жука естественные враги?

5.Сделайте коллекцию стадий развития колорадского жука. Поместите в нее также образцы поврежденных листьев картофеля на разных стадиях развития жука.

 

Наблюдение за дубом.

1.Найдите взрослое дерево дуба. Измерьте толщину ствола (на уровне груди), а также площадь проекции кроны на землю. Установите количество засыхающих и вегетирующих ветвей.

2.Подсчитайте количество сеянцев дуба под деревом, в том числе уже покрытых корой. Приблизительно оцените освещенность по пятибалльной шкале под кроной дерева.

3.Проведите осенние наблюдения. Отыщите опавшие желуди и приблизительно оцените урожайность дуба по пятибалльной шкале (желательно сравнить урожайность вашего дерева с соседним дубом). Найдите поврежденные желуди и отметьте характер повреждений: дырки, погрызы, разломы.

4.Найдите под дубом следы жизнедеятельности животных. Какие птицы, насекомые обитают на дереве. Осмотрите листья дуба и найдите галлы орехотворки дуболистной, разломите их и посмотрите, что находится внутри.

5.Сделайте вывод о значении дуба в жизни других организмов.

 

Наблюдение за цветением и опылением растений различных семейств.

План наблюдения.

1.Установите сезонные сроки цветения (от и до).

2.Изучите особенности цветков: строение, цвет, запах. Зарисуйте их.

3.Определите состав опылителей (мухи, жуки, шмели, медоносные пчелы) и их добычу (нектар, пыльца).

4.Количественно определите обилие опылителей (подсчет на одном крупном растении или площадке 2х5 м).

5.Сделайте вывод о характерных опылителях растений данного семейства и адаптивных особенностях цветков.

Дополнительно.

Семейство Пасленовые: пронаблюдать за цветением обычного и ядовитого растения. Отметить возможность самоопыления, время, когда усиливается запах, а также то, какие опылители, и в какое время суток их посещают.

Семейство Бобовые: определить механизм опыления:

· поршневой – пыльца выдавливается насекомыми из тычиночной трубки,

· стреляющий – выстреливается из лодочки под тяжестью насекомого.

Семейство Сложноцветные: описать и зарисовать строение корзинок и типов цветков (язычковый, трубчатый, воронковидный).

 

Примеры оформления опытов.

Влияние сроков посева на урожай фасоли

Цель: определить влияние сроков посева на урожай фасоли, определить продолжительность вегетационного периода.

Схема опыта:

1.песев в первой декаде мая – контроль.

2.посев во второй декаде мая – опыт 1.

3. посев в третьей декаде мая – опыт 2.

Агротехника.

Посев фасоли производить обычным способом: расстояние между рядками 30-40 см, в рядке расстояние между семенами 10-15 см. Глубина заделки 3 см. При необходимости, при посадке использовать полив или сажать предварительно замоченными семенами. Регулярно производить прополку и рыхление.

Схема наблюдений.



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.