Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 3. Проблемы психологии образования в концепциях К.Г.Юнга, Э.Фромма, А.Маслоу (2 часа)





Вопросы для обсуждения

1. Представления К.Г.Юнга о развитии личности, связь с проблемой воспитания. Воспитание как самовоспитание воспитателя.

2. Проблема одаренности в ракурсе психологии образования.

3. Представления Э.Фромма о человеке, гуманистическая и авторитарная этика (совесть). Авторитарная и гуманистическая этика в образовании

4. А.Маслоу Внутреннее и внешнее научение. Идеальный колледж

5. Фундаментальные западные концепции развития (основные принципы, оценка возможностей в качестве психологического основания образования):

– стадиальная концепция развития интеллекта Ж.Пиаже

– концепция эпигенеза идентичности Э.Эриксона

Базовый учебник

Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел II. К.Г.Юнг О становлении личности, Феномен одаренности, Э.Фромм Кредо, Гуманистическая и авторитарная и этика.

Дополнительная литература

1. Сергиенко Е.А. Возвращение к Пиаже// Психологический журнал 2009, т.30, № 1,С. 34–45.

2. Балл Г.А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопр. Психологии. 2009. № 3, С. 3–12.



3. Зинченко В.П.Общество на пути к «человеку психологическому» // Вопр. Психологии. 2008. № 3.

4. Брунер Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский// Вопр. Психологии. 2001. № 4, С. 3– 13.

Рекомендуемая литература

1. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Прогресс, 1990. – 272 с.

2. Фромм Э.Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М.: Республика, 1993. – 415 с.

3. Эриксон, Э.Детство и общество Часть третья. глава 7, Восемь возрастов человека, М., 1996.

4.Эриксон, Э.Идентичность: юность и кризис. Глава Ш Жизненный цикл эпигенез идентичности. М., 1996

5. Юнг К.Г.Собрание сочинений. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. – М.:Канон, 1994.

6. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1997. – 430 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность /А. Маслоу.- СПб.: Евразия, 1999.–478с.

Задания для самостоятельной работы

Составить содержательные схемы: «Положения общепсихологической концепции

1) К.Г.Юнга,

2) Э.Фромма

3) А.Маслоу

и их приложение к психолого-педагогической проблематике».

«Положения общепсихологической концепции Э.Эриксона, концепции эпигенеза идентичности и их приложение к психолого-педагогической проблематике».



Написать эссе на темы «Актуальны ли идеи западных классиков относительно идеальной формы образования сегодня?»

«Достаточно ли реализации проектов западных классиков для преодоления кризиса в образовании?»

 

ТЕМА 4. Гуманизация школы. Школа в человекоцентрированной перспективе К.Роджерса.(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. А.Маслоу об идеальном колледже, подлинное научение в отличие от «внешнего обучения», представления об учителе.

2. К.Роджерс. Связь клиентцентрированной терапии и человекоцентрированного подхода в обучении. Традиционный и человекоцентрированный тип обучения.

3. К.Роджерс Особенности управления человекоцентрированным классом. Три типа дисциплины и учения.

Базовый учебник

Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел II. А.Маслоу. Цели и результаты гуманистического образования, К.Роджерс Свобода учиться.

Дополнительная литература

1. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.М.,1994. Часть VI. Какое значение имеет психотерапия для жизни, с.333-425.

2. Балл Г.А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопр. Психологии. 2009. № 3, С. 3–12.

3. Братченко, С.. Верим ли мы в ребенка, Личностный рост с позиций гуманистической психологии. Журнал практического психолога 1998, №1.

4. Братченко, С.Л.Введение в гуманитарную экспертизу образования.М.:смысл 1999, с.57–65 (Сравнение когнитивноцентрированного и личностноцентрированного подходов в образовании)



Рекомендуемая литература

5. Зинченко В.П.Общество на пути к «человеку психологическому» // Вопр. Психологии. 2008. № 3.

6. Шувалов А.В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики // Вопр. Психологии. 2012. № 1.

7. Ноженкина О.С. Профессиональная деформация учителя и педагогическая рефлексия // Вопр. Психологии. 2009. № 2,

 

Задания для самостоятельной работы

Составить содержательную схему: «Развитие и приложение положений общепсихологической концепции К.Роджерса (Я-концепции) и терапии центрированной на клиенте к образорванию».

Заполните таблицу:

  Тип обучения
Основания сравнения Традиционный Человекоцентрированный
     

Написать эссе на тему «Результаты реформирования образования

в соответствии с человекоцентрированным подходом в Америке.

Сравнить когнитивно ориентированный и личностно ориентированный подход в образовании по С.Л.Братченко.

 

ТЕМА 5. Культурно-историческая концепция и концепция развития Л.С.Выготского как основание системы образования (4 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Культурно-историческая концепция как неклассическая психологии.

2. Особенности высших психических функций. Концепция интериоризации. Основной закон происхождения высших психических функций.

3. Концепция развития Л.С.Выготского. Особенности подхода к периодизации развития.

4. Структура и динамика возраста.

5. Понятие зоны ближайшего развития

6. Концепции развития Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.

Базовый учебник

Учебное пособие Коптева Н.В. Психологические основания и реализация системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, 2012.

Дополнительная литература

Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел III. Л.С.Выготский История развития высших психических функций, Проблема возраста. Д.Б.Эльконин Выготский сегодня.

Рекомендуемая литература

1. Брунер Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский// Вопр. Психологии. 2001. № 4, С. 3– 13.

2. Зарецкий В.К.Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопр. Психологии. 2008. № 6, С. 13– 26.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. 1996

гл.I Теория Л.С.Выготского о психическом развитии человека

4. Обухова Л.Ф.Корепанова И.А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель// Вопр. Психологии. 2005. № 6, С. 13– 26.

3 Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал 2001, № 4, С. 42–50.

4 Сергиенко Е.А. Возвращение к Пиаже// Психологический журнал 2009, т.30, № 1,С. 34–45.

5 Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2002

6 Слободчиков Е.И, Исаев В.И.Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000

7 Фрумкина Р.М. Культурно-историческая психология Выготского –Лурия/ Человек 1999, №3.

8 Нежнов П.Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного развития»/ Вестник Московского университета Серия 14:Психология, 2007, №1, С. 133–147

 

Задания для самостоятельной работы

Составить схему (таблицу) возможности приложения классических психологических концепций и неклассической концепции Л.С.Выготского к сфере образования.

Заполните таблицу

Основания периодизации Примеры периодизаций, приводимые Л.С.Выготским Ваши примеры соответствующих периодизаций
     
     
     
     
     

Основываясь на таблице, установите основания, принципы подхода к возрастной периодизации Л.С.Выготского. В чем специфика подхода к обучению и развитию в культурно-исторической теории?

В чем заключается связь концепции возрастного развития с основными положениями культурно-исторической теории?

Как выглядят в представлении Л.С.Выготского темп, ритм и «объем» развития в разные периоды? Какое значение подобный подход может иметь для проектирования образования?

Возможно ли с точки зрения Л.С.Выготского развитие без критических периодов

Представьте с помощью моделей подходы к развитию Л.С.Выготского и Э.Эриксона, отличаются ли они с точки зрения значения для проектирования образования?

Какие линии развития выделял каждом возрастном периоде Л.С.Выготский

Представьте с помощью модели структуру и динамику возраста по Л.С.Выготского

Конкретизируйте для любого возраста (на выбор)

Какое место в концепции Л.С.Выготского имеет понятие зон актуального и ближайшего развития? Какое отношение они имеют к основаниям образования?

Особенности диагностики «по Л.С.Выготскому», как она связана с общепсихологическими основаниями культурно-исторической теории?

Напишите эссе на темы «Л.С.Выготский сегодня».

 

 

Тема 6–7. Теория деятельности А.Н.Леонтьева, концепция усвоения как распредмечивания, концепция ведущей деятельности Концепция периодизации возрастного развития Д.Б.Эльконина, современный онтогенез в историческом ряду онтогенезов. (4 часа).

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Теория деятельности А.Н.Леонтьева, деятельностный подход к развитию.

2. Развитие А.Н.Леонтьевым понятия «ведущая деятельность», виды ведущей деятельности

3. Конкретизация понятия «ведущая деятельность» в концепции возрастного развития Д.Б.Эльконина. Ведущие деятельности и их новообразования.

4. Историческое происхождение ведущих деятельностей современного ребенка.

5. Концепция развития Д.Б.Эльконина и Э.Эриксона, значение для образования. Интегральная концепция возрастного развития В.В.Слободчикова, Г.А.Цукерман.

 

Базовый учебник

Учебное пособие Коптева Н.В. Психологические основания и реализация системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, 2012.

Дополнительная литература

Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел III. Д.Б.Эльконин К проблеме периодизации психического развития, А.Л.Венгер, В.И.Слободчиков, Б.Д.Эльконин Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина, В.С.Лазарев Кризис детства и основания проектирования форм детского развития.

Рекомендуемая литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. 1996

гл. II Проблемы детской и педагогической психологии в трудах А.Н.Леонтьева, гл. III Достижения Д.Б.Эльконина в области детской и педагогической психологии

5. Давыдов, В.В. Последние выступления, 1998.

 

3. Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А.. Интегральная периодизация общего психического развития, ВП, 1996, № 5,с.38-50.

4. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства// Вопр. Психологии. 2008. № 4.

5. Кудрявцев, В.Т.Психология развития человека. Рига 1999

6. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г.Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического развития// Психологическая наука и образование. 2002, №2, С.86–95

 

Задания для самостоятельной работы

Составьте схему: характеристики деятельности их приложение к конкретным ведущим деятельностям.

Составьте схему: этапы развития понятия «ведущая деятельность», роль этого понятия в психологии образования.

Составьте схему: концепции развития Д.Б.Эльконина и Э.Эриксона (сходство, различие, потенциал для психологии образования).

Составьте схему: ведущие деятельности (филогенез и онтогенез)

Как интерпретировали сторонники культурно-исторического подхода слова Ф.М.Достоевского «личностью надо выделаться».

Этапы развития личности (З.Фрейд, Э.Эриксон, А.Н.Леонтьев) и проблематика воспитания.

Сопоставьте понятия «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность», их потенциал для психологии образования.

Синтез подходов Д.Б.Эльконина и Э.Эриксона в интегральной концепции возрастного развития В.В.Слободчикова, Г.А.Цукерман.

Напишите эссе на тему «Воспитание с позиций культурно-исторического подхода»

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.