Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6.Теория деятельности А.Н.Леонтьева, деятельностный подход, понятие ведущей деятельности





Вариант теории деятельности А.Н.Леонтьева. Общее строение деятельности (потребности, мотив, цель, условия, деятельность, действия, операции, задача). Взаимопереходы «составляющих» деятельности. Единство «внешней» и «внутренней» деятельности Проблема интериоризации, как процесса превращения внешне-практических действий с предметами в умственные действия. Деятельностный подход. Психическая реальность, личность с точки зрения теории деятельности. Концепция опредмечивания- распредмечивания в связи с происхождением способностей человека. Развитие А.Н.Леонтьевым понятия «ведущая деятельность», виды ведущей деятельности (игра, учение, труд).

Тема 7. Концепция периодизации возрастного развития Д.Б.Эльконина, современный онтогенез в историческом ряду онтогенезов.

Конкретизация понятия «ведущая деятельность» в концепции возрастного развития Д.Б.Эльконина. Ведущие деятельности и их новообразования. Историческое происхождение ведущих деятельностей современного ребенка. Концепция развития Д.Б.Эльконина и Э.Эриксона, значение для образования. Интегральная концепция возрастного развития В.В.Слободчикова, Г.А.Цукерман. Попытки синтеза западных и отечественных подходов к развитию в проектной модели развития субъекта (В.В.Слободчиков и Г.А.Цукерман). Виды человеческих со-бытийных общностей, в которых зарождаются субъектные способности. Периоды становления со-бытийной общности, периоды становления само-бытности. Кризисы рождения и кризисы развития.



Тема 8. Становление и современной состояние системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Из истории становления системы развивающего обучения. «Внешняя» и «внутренняя» история. Деятельность лаборатории Д.Б.Эльконина, организация экспериментального обучения, расширение работы лаборатории, новейшая история системы развивающего обучения. Преемственная связь концепции развивающего обучения с концепцией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Развитие теории учебной деятельности в трудах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина. Взаимосвязь концепций, составляющих основание системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова: теория периодизаций, теория двух типов обобщения и мышления,, теория учебной деятельности и ее субъекта, теория развивающего обучения, концепция учебного сотрудничества. Проекты и реализация развивающего обучения в подростковой и старшей школе.



РАЗДЕЛ 4. Проблема психического здоровья учащихся в условиях различных систем обучения.

Тема 9. Проблема психического здоровья учащихся в условиях различных систем обучения. Гуманитарно-психологическая экспертиза в образовании.

Понятие об экспертизе. Гуманитарная экспертиза в образовании, ее назначение. Эксперт, психолог как эксперт. Отличие ГЭО от других форм исследования в образовании (мониторинг, эксперимент). Функции ГЭО (проясняющая, защитная, развивающая, оценочная, легализация). Педагогическая сфера как объект и предмет экспертизы. Фасилитативные способности учителя: пять «искусств» (уважения, понимания, помощи и поддержки, договора искусство быть собой). Коммуникативные права учащегося и их соблюдение Когнитивно-центрированный и личностно-центрированный подход в образовании Методы и средства экспертизы.

Психологическое здоровье детей и учащихся: подходы (в гуманистической психологии, с точки зрения культурно-исторической психологии), условия формирования и сохранения психологического здоровья, критерии. Проблема психологического здоровья детей в разных системах обучения. Возможность высокого уровня развития (в сфере творческого воображения и мышления, теоретического сознания, умения учиться) как критерий гуманизации образования. Базовые педагогические позиции взрослого (родитель, учитель, умелец, мудрец) как условие здорового взросления.



 

 

Содержание семинарских и практических занятий

Овладение студентами психологическими знаниями является важным фактором развития профессиональной компетенции, инициативы и творческого отношения к делу обучения и воспитания учащихся. Семинарские занятия способствуют более глубокому, осознанному овладению психологическими знаниями.

Задания для подготовки к практическим занятиям студенты получают от преподавателя после того, как прослушают лекционную тему. Самостоятельная работа студента заключается в уточнении и углублении своих знаний по теме, в работе с дополнительной литературой, список которой прилагается к каждому занятию. Критерием знаний студентов является способность студента определять их границу, ставить вопросы в целях самообразования, умение делать люлснованные психолого-педагогические выводы. На практических занятиях студент лучше всего может показать осмысленность знаний и умение самостоятельно работать.

Реализовать возможность построения индивидуальных образовательных траекторий при изучении курса позволяет выбор студентом для работы на практических занятиях одного из следующих направлений:

1. Классики западной психологии об образовании, психологические основания реформирования образования

2. Сопоставление классических и современных подходов к возрастному развитию. Концепции возрастного развития как основание системы развивающего образования.

3. Концепция и практика развивающего образования Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова (исторический аспект).

4. Концепция и практика развивающего образования Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова в настоящее время.

5. Ассимиляция западных подходов к гуманизации образования системой Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.

6. Кризис системы образования и основания его преодоления в отечественной и западной психологии.

 

По согласованию с преподавателем в рамках курса студент может предложить свой вариант. В соответствии с избранным направлением отдается предпочтение литературным источникам. По результатам работы представляются конспекты, схемы, планы, модели, студент является консультантом по соответствующей проблематике для избравших смежные темы.

 

ТЕМА 1-2. Предмет, задачи, проблемы психологии образования в условиях мирового кризиса образования (4 часа)

 

Вопросы для обсуждения

1. Соотношение педагогической психологии, психологии развития, философии и психологии образования.

2. Мировой кризис образования, его проявления. Роль кризиса в развитии системы, особенности революций в системе образования.

3. Исторические ступени развития образования.

4. Современный этап развития мирового образования. Реформы образования.

5. Современные подходы к психологии образования, ее структура, возможная проблематика. Приоритеты психологии образования в условиях мирового кризиса образования.

Базовый учебник

Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел I.

Дополнительная литература

1. Поляков С.Д. О предмете психологии образования // Вопр. Психологии. 2009. № 4. С. 61 – 71.

2. Чудновский В.Э. Смысложизненный аспект современного процесса образования // Вопр. Психологии. 2009. № 4. С. 50– 61.

3. Кравцова С.В. Проблемы современной школы с позиций экзистенциального анализа // Вопр. Психологии. 2012. № 1

4. Семенов В.Е.Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологический журнал 2011, т.32,№ 5,С. 92–96.

5. Журавлев А.Л. Ушаков Д.В. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты// Психологический журнал 2009, т.30,№ 1,С. 5–13.

Рекомендуемая литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

2. Соснин В.А. Роль средств массовой информации и системы образования в воспитании исторической памяти в современной России// Психологический журнал 2009, т.30,№ 4,С. 102–105.

3. Медведская Е.И. Педагогическая деятельность: сфера услуг или...? // Вопр. Психологии. 2012. № 5

4. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства// Вопр. Психологии. 2008. № 4.

5. Зинченко В.П.Общество на пути к «человеку психологическому» // Вопр. Психологии. 2008. № 3.

6. Гато Дж.Т. Фабрика марионеток. М.: Генезис, 2006.

 

Задания для самостоятельной работы

Составить содержательные схемы: «Соотношение педагогической психологии, психологии развития, философии и психологии образования»

Заполнить таблицу «Основные ступени развития образования» по следующей форме (можно, по желанию дополнить схему своими рубриками:

Ступень Время (место)   Категория, на которую рассчитано образование Образовательные институты (дифференцированность системы) Основные черты
         

Написать эссе на темы «Наиболее актуальная, на мой взгляд, проблема современного российского образования», «В чем наиболее очевидны проявления кризиса в российском образовании?»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.