Тема 6.Теория деятельности А.Н.Леонтьева, деятельностный подход, понятие ведущей деятельности
Вариант теории деятельности А.Н.Леонтьева. Общее строение деятельности (потребности, мотив, цель, условия, деятельность, действия, операции, задача). Взаимопереходы «составляющих» деятельности. Единство «внешней» и «внутренней» деятельности Проблема интериоризации, как процесса превращения внешне-практических действий с предметами в умственные действия. Деятельностный подход. Психическая реальность, личность с точки зрения теории деятельности. Концепция опредмечивания- распредмечивания в связи с происхождением способностей человека. Развитие А.Н.Леонтьевым понятия «ведущая деятельность», виды ведущей деятельности (игра, учение, труд).
Тема 7. Концепция периодизации возрастного развития Д.Б.Эльконина, современный онтогенез в историческом ряду онтогенезов.
Конкретизация понятия «ведущая деятельность» в концепции возрастного развития Д.Б.Эльконина. Ведущие деятельности и их новообразования. Историческое происхождение ведущих деятельностей современного ребенка. Концепция развития Д.Б.Эльконина и Э.Эриксона, значение для образования. Интегральная концепция возрастного развития В.В.Слободчикова, Г.А.Цукерман. Попытки синтеза западных и отечественных подходов к развитию в проектной модели развития субъекта (В.В.Слободчиков и Г.А.Цукерман). Виды человеческих со-бытийных общностей, в которых зарождаются субъектные способности. Периоды становления со-бытийной общности, периоды становления само-бытности. Кризисы рождения и кризисы развития.
Тема 8. Становление и современной состояние системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Из истории становления системы развивающего обучения. «Внешняя» и «внутренняя» история. Деятельность лаборатории Д.Б.Эльконина, организация экспериментального обучения, расширение работы лаборатории, новейшая история системы развивающего обучения. Преемственная связь концепции развивающего обучения с концепцией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Развитие теории учебной деятельности в трудах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина. Взаимосвязь концепций, составляющих основание системы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова: теория периодизаций, теория двух типов обобщения и мышления,, теория учебной деятельности и ее субъекта, теория развивающего обучения, концепция учебного сотрудничества. Проекты и реализация развивающего обучения в подростковой и старшей школе.
РАЗДЕЛ 4. Проблема психического здоровья учащихся в условиях различных систем обучения.
Тема 9. Проблема психического здоровья учащихся в условиях различных систем обучения. Гуманитарно-психологическая экспертиза в образовании.
Понятие об экспертизе. Гуманитарная экспертиза в образовании, ее назначение. Эксперт, психолог как эксперт. Отличие ГЭО от других форм исследования в образовании (мониторинг, эксперимент). Функции ГЭО (проясняющая, защитная, развивающая, оценочная, легализация). Педагогическая сфера как объект и предмет экспертизы. Фасилитативные способности учителя: пять «искусств» (уважения, понимания, помощи и поддержки, договора искусство быть собой). Коммуникативные права учащегося и их соблюдение Когнитивно-центрированный и личностно-центрированный подход в образовании Методы и средства экспертизы.
Психологическое здоровье детей и учащихся: подходы (в гуманистической психологии, с точки зрения культурно-исторической психологии), условия формирования и сохранения психологического здоровья, критерии. Проблема психологического здоровья детей в разных системах обучения. Возможность высокого уровня развития (в сфере творческого воображения и мышления, теоретического сознания, умения учиться) как критерий гуманизации образования. Базовые педагогические позиции взрослого (родитель, учитель, умелец, мудрец) как условие здорового взросления.
Содержание семинарских и практических занятий
Овладение студентами психологическими знаниями является важным фактором развития профессиональной компетенции, инициативы и творческого отношения к делу обучения и воспитания учащихся. Семинарские занятия способствуют более глубокому, осознанному овладению психологическими знаниями.
Задания для подготовки к практическим занятиям студенты получают от преподавателя после того, как прослушают лекционную тему. Самостоятельная работа студента заключается в уточнении и углублении своих знаний по теме, в работе с дополнительной литературой, список которой прилагается к каждому занятию. Критерием знаний студентов является способность студента определять их границу, ставить вопросы в целях самообразования, умение делать люлснованные психолого-педагогические выводы. На практических занятиях студент лучше всего может показать осмысленность знаний и умение самостоятельно работать.
Реализовать возможность построения индивидуальных образовательных траекторий при изучении курса позволяет выбор студентом для работы на практических занятиях одного из следующих направлений:
1. Классики западной психологии об образовании, психологические основания реформирования образования
2. Сопоставление классических и современных подходов к возрастному развитию. Концепции возрастного развития как основание системы развивающего образования.
3. Концепция и практика развивающего образования Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова (исторический аспект).
4. Концепция и практика развивающего образования Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова в настоящее время.
5. Ассимиляция западных подходов к гуманизации образования системой Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.
6. Кризис системы образования и основания его преодоления в отечественной и западной психологии.
По согласованию с преподавателем в рамках курса студент может предложить свой вариант. В соответствии с избранным направлением отдается предпочтение литературным источникам. По результатам работы представляются конспекты, схемы, планы, модели, студент является консультантом по соответствующей проблематике для избравших смежные темы.
ТЕМА 1-2. Предмет, задачи, проблемы психологии образования в условиях мирового кризиса образования (4 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Соотношение педагогической психологии, психологии развития, философии и психологии образования.
2. Мировой кризис образования, его проявления. Роль кризиса в развитии системы, особенности революций в системе образования.
3. Исторические ступени развития образования.
4. Современный этап развития мирового образования. Реформы образования.
5. Современные подходы к психологии образования, ее структура, возможная проблематика. Приоритеты психологии образования в условиях мирового кризиса образования.
Базовый учебник
Учебно-методические материалы к курсу «Психология образования», Приложение к УМК, составитель Коптева Н.В. Пермь 2012, Раздел I.
Дополнительная литература
1. Поляков С.Д. О предмете психологии образования // Вопр. Психологии. 2009. № 4. С. 61 – 71.
2. Чудновский В.Э. Смысложизненный аспект современного процесса образования // Вопр. Психологии. 2009. № 4. С. 50– 61.
3. Кравцова С.В. Проблемы современной школы с позиций экзистенциального анализа // Вопр. Психологии. 2012. № 1
4. Семенов В.Е.Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологический журнал 2011, т.32,№ 5,С. 92–96.
5. Журавлев А.Л. Ушаков Д.В. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты// Психологический журнал 2009, т.30,№ 1,С. 5–13.
Рекомендуемая литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
2. Соснин В.А. Роль средств массовой информации и системы образования в воспитании исторической памяти в современной России// Психологический журнал 2009, т.30,№ 4,С. 102–105.
3. Медведская Е.И. Педагогическая деятельность: сфера услуг или...? // Вопр. Психологии. 2012. № 5
4. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства// Вопр. Психологии. 2008. № 4.
5. Зинченко В.П.Общество на пути к «человеку психологическому» // Вопр. Психологии. 2008. № 3.
6. Гато Дж.Т. Фабрика марионеток. М.: Генезис, 2006.
Задания для самостоятельной работы
Составить содержательные схемы: «Соотношение педагогической психологии, психологии развития, философии и психологии образования»
Заполнить таблицу «Основные ступени развития образования» по следующей форме (можно, по желанию дополнить схему своими рубриками:
Ступень
| Время (место)
| Категория, на которую рассчитано
образование
| Образовательные институты (дифференцированность системы)
| Основные черты
|
|
|
|
|
| Написать эссе на темы «Наиболее актуальная, на мой взгляд, проблема современного российского образования», «В чем наиболее очевидны проявления кризиса в российском образовании?»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|