Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление товарно-материальными запасами





Основные задачи финансового менеджера при управлении товарно-материальными запасами заключаются в анализе объема и структуры запасов, а также источников их формирования и дальнейшем формировании такого объема и структуры запасов, которые бы обеспечили непрерывность и стабильность производственного процесса при минимальных расходах на содержание запасов.

Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию запасов на предприятии с позиции приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.

- Консервативный подход предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех видах запасов, но и создание больших размеров их резервов на случаи перебоев с поставкой сырья и материалов, ухудшения условий производства продукции, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т. п.

- Умеренный подход направлен на создание резервов на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности предприятия. Расчет необходимых величин страховых запасов должен проводиться на основании данных за ряд предыдущих лет, позволяющих выявить виды запасов, в которых могут возникнуть дополнительные потребности и их объемы. В этом случае предприятие имеет средние показатели рентабельности и риска.



- Агрессивный подход заключается в минимизации всех форм страховых резервов вплоть до полного их отсутствия. Если в ходе операционного процесса не возникнут сбои, на предприятии будут достигнуты наивысшие показатели эффективности производства. Однако любой сбой в осуществлении нормального хода операционной деятельности влечет за собой серьезные финансовые потери из-за падения объема производства и реализации продукции. Риск в данном случае максимален.

Группы затрат на содержание запасов

1. Операционные расходы на содержание запасов, которые включают расходы предприятия по финансированию, хранение, страхование запасов, и расходы, связанные с моральным старением и порчей запасов (Для оценки затрат по финансированию используют, как правило, средневзвешенную стоимость капитала.)



2. Расходы на прием и размещение заказов или на организацию заказов. К ним относят затраты на переговоры с партнерами по бизнесу, переоборудование оборудования для выполнения конкретного заказа, соответствующие транспортные расходы, а также возможные потери от сбоев в производственном процессе в результате низкого уровня запасов, недополучение выручки из-за отсутствия достаточных запасов готовой продукции на складе и т.п.

Операционные расходы предприятия пропорциональны средней величины запасов, поскольку объемы банковского кредитования, страховые суммы или расходы на хранение всегда определяются величиной запасов. Как правило, такие расходы определяются в процентном отношении к среднему объему запасов.

Расходы на прием и размещение заказов, наоборот, обратно пропорциональны объему запасов, поскольку потери от сбоев в производственном процессе или риск недополучения выручки из-за низкого уровня запасов уменьшаются при увеличении уровня запасов, а основные затраты на организацию заказа практически не зависят от объема самого заказа.

Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила модель экономически обоснованного размера заказа Уилсона (Economic Ordering Quantity model — EOQ). Модель EOQ может быть использована для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов готовой продукции.

С ростом размера партии заказа снижаются операционные затраты по размещению заказа (затраты первой группы) и возрастают операционные затраты по хранению товарных запасов на складе организации (затраты второй группы) и наоборот. Модель EOQ позволяет оптимизировать размер партии заказа таким образом, чтобы совокупная сумма затрат была минимальной.



Общие годовые затраты, связанные с хранением запасов TCC, рассчитываются по следующей формуле:

TCC = C Q / 2.

Годовые затраты, связанные с приобретением партии заказа TOC:

TOC = F N = F S / Q.

Совокупные годовые затраты, связанные с приобретением и хранением запасов TIC:

TIC = TCC + TOC = C Q / 2 + F S / Q,,

— стоимость хранения единицы запаса в год, куда может входить:

§ аренда дополнительных складских помещений;

§ плата за особые условия хранения;

§ страховка;

§ порча товара или его моральный износ;

§ неполученный альтернативный доход;

— объем заказа в единицах продукции;

— годовая потребность предприятия в рассматриваемом товаре (в тех же единицах, что и );

— число заказов в год, N = S / Q;

— стоимость оформления партии заказа.

Полученное выражение можно рассматривать как функциональную зависимость величины от объема партии заказа .

Аналитическая формула для расчета оптимального размера партии заказа EOQ (Economic ordering quantity) имеет вид:

EOQ = √ (2 F S / C).

Анализируя данную формулу, можно сделать выводы, полезные в практической деятельности предприятия:

§ общая сумма затрат для данного размера заказа является наименьшей тогда, когда расходы по оформлению заказа равны издержкам по содержанию соответствующего запаса;

§ в некоторых пределах (вблизи минимальной точки) общая сумма затрат по заказам различного объема изменяется весьма незначительно. Однако вне этих пределов издержки резко растут или снижаются;

§ в большинстве случаев предприятию обошлось бы гораздо дороже заказывать слишком мало, чем заказывать слишком много;

§ изменение стоимости хранения запаса оказывает гораздо большее влияние на оптимальный объем заказа, чем изменение в издержках по оформлению партии заказа.

Точкой возобновления заказа RP (Reorder Point) называется такое количество запаса на складе, при котором необходимо делать очередной заказ.

Величина зависит от интенсивности расходования данного вида запаса, времени, требуемого для изготовления и доставки партии заказа, и величины страхового резерва , определенного на предприятии для данного вида продукции:

RP = RQ + DQ · T,

§ DQ — ежедневный расход запасов;

§ Т — время изготовления и доставки партии заказа (в днях).

 

Использование данной модели предполагает ряд допущений:

§ модель применяется для одного конкретного вида товара, количество которого непрерывно измеряется;

§ уровень спроса на товар известен, постоянен в течение времени и независим;

§ товар производится или закупается отдельными партиями;

§ заказ приходит отдельной поставкой;

§ время доставки и затраты по заказу постоянны;

§ расход запасов непрерывен;

§ не рассматривается случай дополнительной поставки товара;

§ не рассматривается случай скидки за большой объем поставки

 

37. Управление денежными и ликвидными ценными бумагами

 

 

38. Управление дебиторской задолженностью

Управление дебиторской задолженностьюпредполагает:

- управление оборачиваемостью средств в расчетах с целью их ускорения;

- контроль за недопущением неоправданной дебиторской задолженности;

- снижение суммы дебиторской задолженности.

В процессе управления большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и выбор условий и форм расчетов за товары (работы, услуги), например, получение аванса, предоплаты, эффективные виды аккредитива и др.

Отбор покупателей можно осуществлять по следующим критериям:

- соблюдению ими в прошлом платежной дисциплины;

- состоянию их финансовой устойчивости;

- уровню и динамике их платежеспособности.

Управление дебиторской задолженностью включает контроль за ее продолжительностью. Для этого производят группировку дебиторской задолженности по срокам ее возникновения: до 1 месяца, до 3 месяцев, до 6 месяцев и т.д.

Для выполнения второй цели необходимы методы, которые позволяют отсрочить платежи, чтобы сохранить денежные средства в обращении как можно дольше, например, инвестиционный налоговый кредит.

Для выполнения третьей цели следует использовать метод управления кассовой наличностью, который позволяет уменьшить ее до минимума, и, соответственно, увеличить объем денежных средств для вложения в активы, приносящие доходы.

 

 

39 Управление денежными расходами предприятия

Неотъемлемое условие эффективного существования предприятия в современной конкурентной среде — создание эффективного механизма управления денежными потоками, обеспечивающего формирование оперативной и достоверной информации, регулирование взаиморасчетов, повышение платежной дисциплины и, в конечном итоге, ускорение оборачиваемости денежных средств.

Денежные расходы, а также поступления контролируются финансовой службой или бухгалтерией предприятия. Все другие подразделения могут подавать заявки на расходование денежных средств. В современных условиях перед предприятиями все более остро возникает проблема эффективного управления затратами. По мере развития конкуренции на целевых рынках происходит снижение нормы прибыли до 10 - 15 %. В этой ситуации перспективы развития предприятия начинают во многом зависеть от поведения затрат, степени их управляемости.

Умение в периоды ухудшения конъюнктуры планомерно и рационально сокращать затраты повышает шансы на выживание. С другой стороны, при благоприятных экономических условиях становится важной задача оптимального распределения ресурсов между текущей и инвестиционной деятельностью. Все это возможно делать тогда, когда на предприятии внедрена продуманная система управления затратами.

Планирование затрат подразумевает следующие действия: (1) составление классификации затрат, (2) определение норм расхода ресурсов, исходя из планируемого объема выпуска продукции и необходимости поддержания оптимального режима работы технологического оборудования; (3) расчет стоимости затрат на основе данных о планируемом расходе ресурсов и существующих цен на соответствующие виды ресурсов; (4) определение условий, при которых возможна и целесообразна экономия ресурсов или допустим перерасход ресурсов в сравнении с нормами; (5) составление программы ресурсосбережения; (6) составление плана-сметы на выбранном горизонте планирования.

Классифицировать затраты по статьям означает разбить их на группы по тому или иному признаку однородности. Например, расходуемые материалы могут быть объединены в статью "вспомогательные материалы" по признаку их роли в производстве, а потребляемые услуги - по поставщикам услуг и т.д. Вместе с тем при планировании затрат в цехах должна быть разработана (на основе общей схемы статей затрат) своя собственная классификация, которая бы детализировала общие статьи затрат в виде, удобном для планирования и управления затратами.

Следующим шагом в планировании затрат должна стать разработка норм и нормативов расходования ресурсов, исходя из плановых заданий по производству продукции и необходимости нормального функционирования технологического оборудования. При этом должное внимание должно быть уделено "привязке" нормы или норматива, т.е. тому, нормируется ли расход ресурса на единицу производимой продукции, на единицу технологического оборудования, на условную единицу технологического оборудования, на единицу времени использования ресурса или на другую единицу в зависимости от содержания бизнес-процесса.

Расчет стоимости затрат в плановом периоде становится возможным, когда на основе плана выпуска продукции, норм и нормативов расходования ресурсов получены данные о необходимом использовании ресурсов. Тогда с помощью справочника действующих цен на виды ресурсов мы можем получить стоимостную оценку планируемых затрат. При этом следует иметь в виду, что далеко не всегда полученная стоимостная оценка затрат соответствует текущим возможностям предприятия или его долгосрочному плану развития. В этом случае на уровне подразделений (в зависимости от сложности инженерного решения - на уровне соответствующего подразделения) должна разрабатываться программа ресурсосбережения. И исходной ее точкой становится вопрос, что считать возможной и целесообразной экономией ресурсов. Основным принципом ресурсоэкономии является сокращение потерь в ходе осуществления технологической операции или повышение эффективности использования ресурса.

 

40 Управление формирование денежных доходов предприятия.

На практике, а нередко и в теории отождествляются понятия «денежные поступления», «денежные доходы» и «выручка». В действительности же между ними имеются существенные различия.

Денежные поступления предприятия – совокупность денежных средств, поступающая в распоряжение предприятия. Они включают:

· выручку от реализации продукции (работ, услуг);

· операционные доходы;

· внереализационные доходы;

· бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции;

· банковские кредиты;

· суммы страховых возмещений;

· финансовую помощь вышестоящих и других организаций;

· средства учредителей;

· паевые взносы.

Под доходами предприятия признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, полученная в результате хозяйственной деятельности

Источниками формирования денежных доходов выступают:

· выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг);

· операционные доходы;

· внереализационные доходы.

Следует различать понятия доходов предприятия и поступлений денежных средств на счета предприятий. Такие поступления денежных средств, как получение займа, кредита, залога, авансов в счет оплаты продукции и некоторые другие, приводят к пополнению средств на расчетном счете, но не являются доходами предприятия, так как принадлежат третьим лицам и не способствуют увеличению собственных источников финансовых ресурсов. (Денежный доход предприятия – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить). В то же время увеличение источников средств у предприятия также не всегда относится к его доходам (рис. 5.2).

Перечисленные виды денежных доходов различаются по порядку формирования, способу учета, методике налогообложения, поэтому их разграничение должно быть четким и определенным. Соотношение между перечисленными видами денежных доходов предприятий может быть разным в разные периоды деятельности, но главным из них обычно остается выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) включает в себя денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договорами.

Операционные доходы предприятия получают от отдельных операций, не относящихся к видам его деятельности, носят нерегулярный характер.

Внереализационными доходами являются доходы от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью предприятия. Как правило, это доходы, которым не соответствуют или для которых отсутствуют соответствующие расходы.

 

Выручка – основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Она формируется в результате деятельности предприятия по трем основным направлениям: основному; инвестиционному; финансовому.

Доходом организации считается выручка за вычетом из нее обязательных налогов и сборов. Своевременное поступление выручки – непременное условие непрерывного процесса производства.

Во–первых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником средств организации и занимает наибольший удельный вес среди других возможных поступлений средств.

Во–вторых, процесс кругооборота средств организации заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, за счет которой возмещаются затраты на производство и создаются необходимые условия для возобновления следующего кругооборота.

От поступления выручки зависит устойчивость финансового положения организации, состояние ее оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом и бюджетными фондами, банками, поставщиками, рабочими и служащими организации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.