Сделай Сам Свою Работу на 5

Святой Дух и Божественное действие 7 глава





59. (IV) Бог всезнающ, то есть Он постигает, видит и знает в общем и в мельчайших подробностях всё, что происходит в соответствии с порядком, а из этого также и то, что происходит против порядка.

Бог всезнающ, то есть Он постигает, видит и знает всё, потому что Он — сама мудрость и сам свет, а сама мудрость всё постигает, и сам свет всё видит. Что Бог — сама мудрость, было показано выше. Он — сам свет, потому что Он — солнце ангельских небес, которое изливает свой свет в разум всех ангелов и всех людей. Ибо как глазу даётся зрение светом природного солнца, так и разуму — светом солнца духовного. И разум не только получает возможность видеть, но и наполняется способностью понимать, поскольку этот свет есть в сущности своей мудрость. Поэтому у Давида сказано, что Бог обитает в неприступном свете (Пс. 103:2, ср. 1 Тим. 6:16), а в Откровении — что в Новом Иерусалиме не нужны светильники, потому что Господь Бог освещает его (21:23), и у Иоанна — что Слово, которое было у Бога и было Богом, есть свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Иоанн 1:1, 9). Под Словом понимается Божественная мудрость. Потому ангелы, чем более они в мудрости, тем в более ярком свете, и по той же причине при всяком упоминании света в Слове подразумевается мудрость.



60. Бог постигает, видит и знает до мельчайших подробностей всё, что происходит в соответствии с порядком, потому что общий порядок основан на мельчайших частностях. Взятые вместе, эти частности называются общим, подобно тому как части, взятые вместе, называются целым. Общее вместе с его мельчайшими частностями образует единое связанное творение, такое, что нельзя коснуться ни одной его части или воздействовать на неё, чтобы некоторое ощущение не передавалось целому. Следствием такого свойства порядка вселенной является нечто подобное во всём сотворённом в мире. Поясним это сравнениями с видимыми предметами.

Везде в человеческом теле есть общее и частное. Общее заключает в себе частное, и они соединяются в такой правильной последовательности, что одно принадлежит другому. Так получается потому, что все члены тела имеют общую оболочку, которая так проникает во все части, что в любых своих функциях или употреблениях они действуют как единое целое. Например, оболочка каждой мышцы связана с каждым двигательным волокном и собою одевает их. Подобно тому оболочка печени, поджелудочной железы и селезёнки проникает во все их внутренние части, и оболочка лёгких, которая называется плеврой, — в их внутренние части. Так же и перикард проникает во все части сердца, и вообще брюшина через анастомозы связана с оболочками всех внутренних органов. Подобно тому мозговые оболочки посредством нитей, исходящих от них, проникают в лежащие ниже железы, а через них — во все волокна и далее во все части тела. Вот почему голова деятельностью мозгов управляет всеми частями тела, подчинёнными ей. Все эти примеры приведены, только чтобы по наблюдениям можно было составить понятие о том, как Бог постигает, видит и знает до мельчайших подробностей всё, что происходит в соответствии с порядком.



61. Бог из того, что соответствует порядку, постигает, знает и видит до мельчайших подробностей всё, что происходит против порядка, по той причине, что Бог не держит человека в зле, а удерживает его от зла. Поэтому Он не ведет его, а борется за него. Из этих непрерывных борьбы, состязания, сопротивления, противоречия и противодействия зла и лжи по отношению к Его добру и истине, то есть к Нему Самому, Он постигает их качество и количество. Это следует из вездесущести Бога во всех частностях Его порядка, а также из всезнания каждой из них. Это можно уподобить тому, чьё ухо гармонично и согласно и он может точно различить, насколько и как слышимые им звуки негармоничны и несогласны, и то же самое получающий удовольствие в отношении к неудовольствию. Равно и созерцающий красоту сразу заметит, если рядом есть нечто уродливое; поэтому-то художники обычно помещают уродливое лицо рядом с красивым. Так и зло с ложью, когда борются с добром и истиной, ясно постигаются. Ибо всякий, кто в добре, может постигать зло, а кто в истине, может видеть ложь. Причина в том, что добро — в тепле небес, а истина — в их свете, зло же — в холоде ада, а ложь — в его тьме. Это можно пояснить тем примером, что ангелы в небесах могут видеть, что происходит в аду и какие там чудовища; напротив, духи в аду ни в малейшей степени не могут видеть, что происходит в небесах, и даже ангелов: не более, чем слепой или чем глаз, устремлённый в воздух или пустой эфир.



Те, чей разум освещён мудростью, подобны людям, стоящим на горе в полдень и ясно видящим всё, что внизу. Тех же, которые в ещё большем свете, можно сравнить с людьми, смотрящими в подзорные трубы и видящими все вокруг них и внизу, словно рядом. Но те, которые убедили себя в ложных понятиях и поэтому находятся в обманчивом свете ада, подобны людям, стоящим на той же горе ночью со светильниками в руках; они не видят ничего, кроме ближайшего окружения, да и то в неопределённых очертаниях и неверных цветах. Человек, обладающий неким светом истины, но живущий во зле, видит лишь самые начала истины, когда находится в удовольствии своего зла, совсем как летучая мышь видит развешенное в саду бельё, к которому она летит, как к своему убежищу. Позже он становится подобным сычу и, наконец, филину. Затем он уподобляется трубочисту, который висит в темноте печной трубы и видит небо сквозь дым, когда поднимает взгляд, а когда опускает — огонь, от которого этот дым.

62. Нужно представлять себе разницу между понятиями противоположного и относительного. Противоположное — это внешнее и обратное внутреннему. Противоположное берёт своё начало там, где полностью исчезает одно и появляется другое, действующее в обратном направлении, как колеса, вращающиеся в разные стороны, или течения, направленные навстречу друг другу. Относительное же бывает при распределении нескольких разнообразных элементов в порядке взаимного соответствия и согласия; например, драгоценные камни в ожерелье на груди царицы или цветы, сплетённые в разноцветный венок прелестного вида. Относительное, таким образом, есть в обеих противоположностях: как в добре, так и в зле, как в истине, так и во лжи, и поэтому как в небесах, так и в аду. Но всё относительное в аду противоположно относительному в небесах. Итак, поскольку Бог постигает, видит и поэтому знает всё относительное в небесах из порядка, в котором Он Сам, исходя из чего постигает, видит и знает всё противоположное относительное в аду, что следует из сказанного выше, то ясно, что Бог всезнающ в аду так же, как и в небесах, а равно и у людей в мире. Так Бог постигает, видит и знает зло и ложь людей по добру и истине, в которых Он Сам и которые в своей сущности есть Он Сам. Ибо сказано:

Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.

Пс. 138:8

И в другом месте:

Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмёт их.

Амос 9:2

63. (V) Бог присутствует везде от первого до последнего в Его порядке.

Бог присутствует везде от первого до последнего в Его порядке ­через тепло и свет от солнца духовного мира, в центре которого Он. Посредством этого солнца был создан порядок, и из него Бог излучает тепло и свет, которые пронизывают мироздание от первого до последнего и производят жизнь людей и всего одушевлённого, а также растительную душу всякого растения на земле. Эти тепло и свет втекают во все и в каждую частность, и благодаря этому всё, во что они втекают, живёт и растёт в соответствии с порядком, наложенным от создания. И поскольку Бог не имеет размера, а наполняет всё пространство мироздания, Он вездесущ. Уже было показано, что Бог пребывает во всём пространстве отдельно от пространства и во всём времени отдельно от времени, и поэтому вселенная относительно её сущности и её порядка есть полнота Бога. Поскольку это так, Бог по Своей вездесущести всё постигает, по Своему всезнанию всё предвидит и по Своему всемогуществу всё совершает. Отсюда ясно, что вездесущесть, всезнание и всемогущество едины, иначе говоря, одно предполагает другое, и разделить их невозможно.

64. Божественную вездесущесть можно показать на примере чудесного явления ангелов и духов в духовном мире. Поскольку в том мире нет пространства, а есть только его видимость, любой ангел или дух может мгновенно явиться перед другим, если только придёт в одинаковую с ним склонность любви и поэтому будет мыслить одинаково; ибо от этих двух состояний в духовном мире зависит видимость пространства. Что такое явление там возможно, мне стало ясно из того, что я видел африканцев и индийцев совсем близко, хотя на земле их разделяло огромное расстояние. Более того, я был рядом с обитателями других планет и даже с обитателями планет, находящихся вне Солнечной системы. Благодаря такому присутствию, зависящему не от места, а от видимости места, я беседовал с апостолами, с покойными папами, императорами и царями, с основателями современной церкви — Лютером, Кальвином и Меланхтоном, а также с другими из далёких стран. Если уж ангелы и духи могут так являться, что же говорить о Божественном присутствии во вселенной, которое бесконечно?

Ангелы и духи могут так являться по той причине, что любая склонность любви и поэтому любая мысль разума существует в пространстве отдельно от пространства и во времени отдельно от времени. Можно думать о брате, родственнике или друге, который находится в Индии, словно он рядом. Равно можно, вспоминая их, испытывать чувства любви к ним. Этими примерами, хорошо известными людям, можно в какой-то степени пояснить вездесущесть Бога. Ещё пример — мысли человека, которые при воспоминании о виденном в различных местах, где он путешествовал, вызывают ощущение, что он сейчас в этих местах. Даже телесное зрение имитирует такое присутствие: оно различает расстояния только по промежуточным предметам, которые служат средством измерения. Само солнце иногда кажется рядом с глазом, а то и в самом глазу, если нет ничего посредствующего, чтобы определить, на каком расстоянии оно находится. Такое наблюдение описано в книгах по оптике. Это присутствие человек может ощущать как зрением разума, так и зрением тела, потому что дух его видит через глаза. Однако оно недоступно животным, поскольку они вообще лишены духовного зрения. Из сказанного можно заключить, что Бог присутствует везде от первого до последнего в Его порядке. Что Он присутствует и везде в аду, было показано в предыдущем разделе.

65. (VI) Человек создан как форма Божественного порядка.

Человек создан как форма Божественного порядка, потому что он был создан по образу и подобию Бога; а поскольку Бог есть сам порядок, человек был создан как образ и подобие порядка. Порядок появился и существует из двух начал: Божественной любви и Божественной мудрости, и человек создан как их вместилище. Следовательно, он создан в порядке, в соответствии с которым эти два начала действуют в мироздании, то есть изначально — в ангельских небесах, которые есть форма Божественного порядка в самом широком масштабе и, с точки зрения Бога, выглядят как один человек. Кроме того, есть полное соответствие между этими небесами и человеком. Ибо в небесах нет такого общества, которое не соответствовало бы одному из членов, внутренностей или органов в человеке. Поэтому и говорится, что такое-то общество находится в области печени или поджелудочной железы, селезёнки, желудка, глаза, уха, языка и так далее. Даже сами ангелы знают, к какой части человека принадлежит та страна, в которой они живут. Что это так, мне дано знать по собственному опыту. Я видел общество, состоящее из тысяч ангелов, как одного человека. Отсюда ясно видно, что небеса в совокупности есть образ Бога, а образ Бога есть форма Божественного порядка.

66. Следует знать, что всё, что исходит от солнца духовного мира, в середине которого — Бог Иегова, относится к человеку. Следовательно всё, что появляется в том мире, сплетается в человеческую форму и образует её в самом внутреннем. Поэтому там всё, что предстает зрению, служит соответствиями человека. Там можно видеть животных любых видов; эти животные — подобия склонностей любви ангелов, и поэтому их мыслей. Там можно видеть также рощи, цветники и луга. При этом известно, какой склонности соответствует тот или иной предмет. Что удивительно, в них ангелы узнают свой образ, когда у них открывается внутреннее зрение. Так происходит потому, что каждый человек есть его любовь и его мышление. Поскольку же склонности и мысли, от них происходящие, у каждого человека многочисленны и разнообразны и все отвечают склонностям того или иного животного, то эти склонности и предстают в таком виде. Однако более полно об этом — в следующем разделе о создании. Из сказанного также видна та истина, что цель творения — небеса ангелов из человеческого рода, то есть человек, в котором Бог может обитать как в Своём вместилище. Вот причина того, почему человек создан как форма Божественного порядка.

67. До создания Бог был сама любовь и сама мудрость, соединенные в стремлении выполнять служения. Ибо любовь и мудрость без служения — это некие летучие порождения разума, которые и улетают прочь, если не применяются для служения. Первые две, отделённые от третьего, подобны птицам, летящим через огромный океан, которые постепенно устают так, что падают и тонут. Очевидно, таким образом, что вселенная создана Богом, чтобы возникли служения; поэтому вселенную можно назвать театром служений. Из того, что человек является изначальной целью творения, следует, что всё было создано для человека. Поэтому ему были приданы и в нём сосредоточены порядок в целом и все его частности, дабы через него Бог мог совершать основные служения. Любовь и мудрость без их третьего — служения — можно уподобить теплу и свету солнца, которые были бы ничем, если бы не действовали в человеке, животных и растениях, и становятся чем-то, только когда излучаются на человека и действуют в нём.

Есть упорядоченная последовательность: цель, причина и осуществление. В учёном мире известно, что цель — ничто, если не предусматривает причину осуществления, а цель с такой причиной — ничто, если нет осуществления. Можно отвлечённо размышлять о целях и причинах, но всё равно они предназначаются для какого-то осуществления, на которое направлена цель и которое ведёт причина. То же самое с любовью, мудростью и служением: служение есть то, на что любовь направлена и что через причину выполняет. Любовь и мудрость действительно проявляются только при выполнении служения, в котором они делают себе жилище и место, где можно присесть и отдохнуть, как дома. То же самое и с человеком, в котором пребывает любовь и мудрость Бога, когда он занимается служением. Он создан как образ и подобие Бога, то есть как форма Божественного порядка, чтобы выполнять служения Бога.

68. (VII) Человек от Божественного всемогущества имеет власть над злом и ложью, а от Божественного всезнания — мудрость о добре и вере и пребывает в Боге от Божественной вездесущести настолько, насколько живёт в соответствии с Божественным порядком.

Человек от Божественного всемогущества имеет власть над злом и ложью настолько, насколько он живёт в соответствии с Божественным порядком, по той причине, что никто, кроме Бога, не может противостоять злу и происходящей от него лжи. Ибо все виды зла и происходящие от них виды лжи — от ада, и в аду они связаны как единое целое, точно так же, как в небесах — все виды добра и все происходящие от них виды истины. Как сказано выше, все небеса перед Богом — как один человек, и наоборот, ад — как один уродливый гигант. Поэтому сопротивляться какому-то одному злу и его лжи — значит бороться с этим уродливым гигантом, то есть с адом. Никто не способен на это, кроме Бога, так как Он всемогущ.

Из этого ясно, что человек, если не обращается к всемогущему Богу, своей силы против зла и лжи имеет не больше, чем рыба против океана, блоха против кита или пылинка против падающей горы, и много меньше, чем саранча против слона или муха против верблюда. Кроме того, у человека ещё меньше сил против зла и лжи, поскольку он рождается во зле, а зло не может действовать само против себя. Следовательно, если человек не живёт согласно порядку, то есть если он не признаёт Бога, Его всемогущество, и поэтому защиту от ада, которую Он даёт, и если он со своей стороны не борется со злом в себе (ибо и то, и другое относится к порядку), то неизбежно погрузится в ад и утонет в нём, и там его будет носить то одно зло, то другое, как шлюпку — морские бури.

69. Человек настолько в мудрости о добре и истине от Божественного всемогущества, насколько он живёт в соответствии с Божественным порядком, по той причине, что всякая любовь добра и мудрость истины, или всякое добро любви и истина мудрости, — от Бога. В этом согласны вероисповедания всех церквей в христианском мире. Отсюда следует, что человек не может быть внутренне ни в какой истине мудрости, иначе как от Бога, ибо Богу принадлежит всезнание, то есть бесконечная мудрость. Человеческий ум, как и небеса ангелов, состоит из трёх степеней, благодаря чему может подниматься и спускаться по этим степеням. Насколько он поднимается в более высокие степени, настолько он в мудрости, потому что настолько он в свете небес; и это возможно не иначе как от Бога. Насколько ум человека поднимается в этот свет, настолько он становится человеком, и насколько ум спускается в более низкие степени, настолько он в обманчивом свете ада и настолько человек уже не человек, а животное. Вот почему человек прямо стоит на ногах и лицо его обращено к небу и даже может подняться к зениту, а животное стоит на ногах в положении, параллельном земле, всегда обратившись к ней взглядом, и разве что с усилием поднимает его к небу.

Человек, который возносит свой ум к Богу и признаёт, что всякая истина мудрости — от Него, живя в то же время в соответствии с порядком, подобен тому, кто стоит на высокой башне и видит под собой многолюдный город и всё происходящее на его улицах. А человек, который убедил себя в том, что всякая истина мудрости — от его собственного природного света, то есть от него самого, подобен тому, кто проводит время в подземелье этой башни и смотрит на тот же город через отверстия; он не видит ничего, кроме стены одного дома в этом городе, и как уложены в ней кирпичи. Далее, человек, который черпает мудрость от Бога, подобен высоко летающей птице, которая озирает всё, что есть в садах, рощах и деревнях, и летит за тем, что ей полезно. А человек, который всё, что в нём есть мудрого, черпает из себя самого, без веры, что это всё равно от Бога, подобен шершню, летающему у самой земли, который, когда заметит навоз, летит к нему, чтобы насладиться запахом.

Всякий человек, пока живёт в мире, ходит между небесами и адом и поэтому находится в равновесии, то есть обладает свободой выбора смотреть вверх к Богу или вниз в ад. Если он смотрит вверх к Богу, он признаёт, что вся мудрость — от Бога, и относительно своего духа на самом деле пребывает среди ангелов в небесах. Если он смотрит вниз, как всякий, кто во лжи по злу, то относительно своего духа на самом деле пребывает среди дьяволов в аду.

70. Человек от Божественной вездесущести пребывает в Боге настолько, насколько живёт в соответствии с порядком, потому что Бог вездесущ, и там, где Он присутствует в Своём Божественном порядке, Он как бы в Себе Самом, ибо Он есть порядок, как было сказано выше. Итак, поскольку человек создан как форма Божественного порядка, Бог присутствует в нём, но настолько полно, насколько человек живёт в соответствии с Божественным порядком. Если он живёт не в соответствии с Божественным порядком, Бог всё равно присутствует в нём, но в высших областях, и даёт ему возможность понимать истину и желать добра, то есть способность разумения и предрасположенность к любви. Но насколько человек живёт против порядка, настолько он закрывает нижние области своего ума, или духа, и не позволяет Богу спуститься и наполнить эти нижние области Своим присутствием. Таким образом, Бог в нём, но он не в Боге. В небесах общеизвестно правило, что Бог — в любом человеке, как в добром, так и в злом, но человек — не в Боге, если не живёт в соответствии с порядком. Ибо Господь говорит, что Он желает, чтобы человек был в Нём и Он — в человеке (Иоанн 15:4).

Человек потому в Боге через жизнь в согласии с порядком, что Бог вездесущ в мироздании и во всех частях его, в самом внутреннем их, поскольку они в порядке. Но в тех частях, которые против порядка (а это только те, которые вне самого внутреннего), Бог вездесущ постоянной борьбой с ними и постоянным стремлением привести их в порядок. По этой причине насколько человек даёт привести себя в порядок, настолько Бог вездесущ в нём во всём, а следовательно, Бог в нём, и он в Боге. Отсутствие Бога у человека так же невозможно, как отсутствие солнца в виде его тепла и света, у земли. Но всё, что есть на земле, лишено своей силы, если не принимает в полной мере исходящее от солнца, как весной и летом.

Это можно применить и к вездесущести Бога. Человек настолько в духовном тепле и вместе с тем в духовном свете, то есть в добре любви и истине мудрости, насколько он в порядке. Однако духовное тепло и свет отличаются от природных тепла и света. Зимой природное тепло уходит от земли и её предметов, а природный свет уходит по ночам, и происходит это потому, что земля вращением и обращением своим образует времена суток и года. С теплом и светом духовного мира этого не происходит, ибо Бог посредством Своего солнца присутствует в том и другом, а солнце это не изменяется, как по видимости изменяется солнце природного мира. Человек сам отворачивается от своего солнца, как земля — от своего; когда он отворачивается от истин мудрости, его можно сравнить с землёй ночью, а когда он отворачивается от различного добра любви, его можно сравнить с землёй в зимнее время. Таково соответствие между осуществлениями и служениями солнца духовного мира и осуществлениями и служениями солнца природного мира.

 

 

* * *

71. Здесь я добавлю три воспоминания. Вот первое.

Однажды я услышал под собой словно шум моря и спросил: «Что это?» Кто-то сказал мне, что это возмущение собравшихся на нижней земле, которая расположена сразу над адом. Вскоре земля, образующая крышу над ними, разверзлась, и через брешь вылетели стаями ночные птицы, рассеявшись налево. Тут же за ними поднялась саранча, которая набросилась на траву, покрывающую землю, и всё вокруг превратила в пустыню. Немного позже я услышал перекликающиеся, как бы плачущие голоса тех ночных птиц, а сбоку — неразборчивый крик, словно призраков в лесу. Затем я увидел прекрасных птиц с небес, разлетевшихся направо. Этих птиц украшали крылья как будто золотые с серебряными полосками и крапинками, а у некоторых на головах были хохолки в форме корон.

Когда я с удивлением наблюдал всё это, с нижней земли, где было возмущение, вдруг появился дух, который мог принимать обличье ангела света. «Где этот человек, — закричал он, — который говорит и пишет о порядке, которым ограничил Себя Всемогущий Бог в делах людских? Мы слышали это внизу, через крышу!»

Оказавшись на земле, он побежал по мощёной дорожке, приблизился ко мне и в тот же момент изобразил собой ангела небес. Он заговорил притворным голосом: «Ты ли тот, кто думает и говорит о порядке? Расскажи мне вкратце о порядке и о каких-нибудь примерах его».

«Я расскажу тебе в общем, но не в частностях, — ответил я, — потому что их ты не поймёшь». Я сказал: (I) Бог есть сам порядок. (II) Он создал человека из порядка, в порядке и для порядка. (III) Он создал рассудочный ум человека в соответствии с порядком всего духовного мира, а тело его — в соответствии с порядком всего природного мира; потому-то древние и называли человека маленькими небесами (микроураном), или маленьким миром (микрокосмом). (IV) Поэтому закон порядка состоит в том, чтобы человек из своих микронебес, или маленького духовного мира, управлял своим микромиром, или маленьким природным миром, как Бог из своих макронебес, или духовного мира, царствует в макромире, или в природном мире, в общем и во всех частностях. (V) Отсюда следует другой закон порядка, что человек должен вводить себя в веру через истины из Слова, и в милосердие — через добрые дела, таким образом преобразуясь и возрождаясь. (VI) Закон порядка также в том, что человек должен собственными делами и возможностями очищать себя от грехов, а не пребывать в беспомощной вере, ожидая, что Бог в один миг сотрёт его грехи. (VII) Закон порядка также в том, что человек должен любить Бога от всей своей души и от всего своего сердца и ближнего — как себя самого, а не медлить в ожидании, что Бог в один миг вложит обе эти любви в его ум и сердце, как пекарь — хлеб в рот. Я сказал ещё многое другое.

Выслушав это, сатана ответил дружелюбно, скрывая хитрость: «Что ты такое говоришь? Что человек своими силами вводит себя в порядок, выполняя его законы? Разве ты не знаешь, что человек подвластен не закону, а благодати, и что всё даётся даром, и нельзя ничего взять, если это не дано с небес? И что в духовном человек от себя может делать не больше, чем столп, в который превратилась жена Лота, или Дагон — идол, которому поклонялись филистимляне в Аккароне? Так что человеку невозможно себя оправдать, потому что это делается через веру и милосердие».

На это я ответил только: «Закон порядка состоит и в том, чтобы человек своими делами и силами приобретал себе веру через истины из Слова, веря при этом, что ни крупинки в этой вере нет от него самого, но всё от Бога; и чтобы человек своими делами и силами оправдывал себя, веря при этом, что ни одной точки нет в оправдании от него самого, но всё от Бога. Разве не заповедано было человеку верить в Бога и любить Бога всей силой своей и ближнего своего, как себя? Подумай и скажи, как мог Бог такое повелеть, если бы у человека не было возможности слушаться и выполнять».

Услышав это, сатана изменился в лице; сначала оно стало из белого мертвенно-жёлтым, а затем — чёрным. Своими почерневшими устами он заговорил так: «Твоя речь — парадоксы на парадоксах», — и вдруг провалился к таким же, как он, и пропал из виду. Птицы слева вместе с призраками издали какой-то необычный звук и бросились в море, которое там называется Суф[20], а за ними вслед упрыгала саранча. И воздух и земля отчистились от этих существ, возмущение на нижней земле стихло, и стало спокойно и безмятежно.

72. Второе воспоминание.

Однажды я услышал вдали странное бормотание и, будучи в духе, направился на этот звук, чтобы быть ближе. Когда я пришёл к его источнику, я обнаружил там толпу духов, которые рассуждали о вменении и предопределении. Это были голландцы и британцы и ещё несколько жителей других стран; в конце каждого рассуждения они кричали: «Замечательно, замечательно!»

Рассуждали о следующем: «Почему Бог не вменяет заслугу и праведность Своего Сына всем и каждому, кого он создал и впоследствии искупил? Разве Он не всемогущ? Разве Он не может, если хочет, сделать ангелами Люцифера, Дракона и всех козлов? Разве Он не всемогущ? Почему Он позволяет неправедным и вероломным дьявола торжествовать над праведностью Сына Своего и над преданностью поклоняющихся Ему? Что легче Богу, чем счесть всех достойными веры и так спасти их? Что нужно для этого, кроме одного словечка? Если же нет, разве не поступает Он против Своих же слов, что Он желает спасения всех и никому — смерти? Скажите же, откуда и ради чего проклятие погибших?»

В этот момент один супралапсарианин, сторонник предопределения из голландцев, говорил: «Что же это, как не благоусмотрение Всемогущего? Может ли глина порицать гончара за то, что он сделал из неё ночной горшок?» А другой сказал: «В Его руке спасение любого человека, как весы в руке взвешивающего».

По сторонам стояли несколько людей простых верой и прямых сердцем, некоторые с воспалёнными глазами, некоторые словно оглу­шён­ные, некоторые словно пьяные, а некоторые как будто задыхались, и говорили между собой: «Что нам в этом безумии? Их сбивает с толку их вера, что Бог Отец вменяет праведность Своего Сына кому захочет и когда захочет и посылает Святого Духа отдать им залог праведного суда; и чтобы человек не присвоил себе ни крупицы в служении своему спасению, он должен быть совершенно как камень в делах оправдания и как бревно — в духовных предметах».

Тут кто-то из них бросился в толпу и громко заговорил: «Безумцы! Вы рассуждаете о козлиной шерсти![21] Вы, верно, не знаете, что всемогущий Бог есть сам порядок, и что законов порядка — несметное число, столько на самом деле, сколько истин в Слове, и Бог против них действовать не может, потому что Он тогда действовал бы против Самого Себя, и поэтому не только против справедливости, но и против Своего всемогущества».

Тут он увидел справа на расстоянии словно бы овцу и ягнёнка и летящего голубя, а слева — словно бы козла, волка и коршуна. «Вы верите, — спросил он, — что Бог по своему всемогуществу может превратить этого козла в овцу, волка — в ягнёнка или коршуна — в голубя, или наоборот? Нисколько. Ибо это против законов Его порядка, из которых ни одна чёрточка не может упасть на землю, по Его же словам. Как же Он может наделить праведностью искупления Своего Сына того, кто противится законам Его праведности? Как может сама Справедливость творить несправедливость и предопределять кого-либо к аду, бросать его в огонь, который разжигает дьявол, стоящий рядом с факелом в руке. Безумцы, лишённые духа, ваша вера обманула вас! Не подобна ли она в ваших руках силку для ловли голубей?»

Услышав это, некий чародей сделал из их веры нечто вроде ловушки и повесил её на дерево, говоря: «Посмотрите, как я сейчас вашего голубя поймаю». И в скором времени прилетел коршун, запутался шеей в ловушке и повис, а голубь, увидев коршуна, пролетел мимо. Окружающие воскликнули в удивлении: «Вот это зрелище — точно залог праведного суда».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.