Сделай Сам Свою Работу на 5

Святой Дух и Божественное действие 15 глава





Многие разгневались на то, что я сказал, и горели желанием надрать мне уши и заставить замолчать. Но руководитель собрания сказал раздражённо: «Мы здесь говорим не о единстве или множественности Бога, ибо мы верим и в то, и в другое, а о скрытом смысле того, что Сын сидит по правую руку от Отца. Если ты знаешь что-либо об этом, говори!»

«Я буду говорить, — сказал я, — но прошу прекратить шум. Сидеть по правую руку здесь не означает сидеть справа, но означает всемогущество Бога через человеческое, которое он принял в мире. Благодаря ему Он пребывает в последнем так же, как и в первом. Благодаря ему Он вошёл в ады, низверг и покорил их и привёл в порядок небеса. Этим Он искупил людей и ангелов и будет искупать вечно. Если вы обратитесь к Слову и способны принять озарение, то постигнете, что под правой рукой подразумевается всемогущество, например у Исаии и у Давида:

Моя рука основала землю, и Моя правая рука распростерла небеса.

Исаия 48:13

Иегова поклялся Своей правой рукой, рукой крепости Своей.

Исаия 62:8

Правая рука Твоя поддерживает меня.

Пс. 17:36

Оглянись на Сына, которого Ты укрепил для Себя, рука Твоя за мужа правой руки Твоей, за Сына Человеческого, которого Ты укрепил для Себя.



Пс. 79:16, 18

 

Отсюда ясно, как надо понимать следующее:

Сказал Иегова Господу Моему: сиди справа от Меня, пока не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлёт Иегова с Сиона, господствуй среди врагов Твоих.

Пс. 109:1, 2

 

Весь этот псалом посвящён сражению Господа с адами и их покорению. По той причине, что правая рука Бога означает всемогущество, Господь говорит, что Он сядет по правую руку могущества (Матф. 26:63, 64) и по правую руку силы Божьей (Лука 22:69)».

Но тут собрание зашумело, и я сказал: «Берегитесь! Сейчас может явиться рука с небес, которая являлась уже мне. Если она явится, она вселит в вас невероятный страх своим могуществом. Для меня это было доказательством, что правая рука Бога означает всемогущество».

Едва я сказал это, под небесами появилась протянутая рука. При виде её на них напал такой ужас, что они толпой бросились к дверям, некоторые — к окнам, чтобы выброситься вон, а некоторые с трудом втягивали воздух, задыхаясь. А я немного подождал, не испытывая никакого страха, а затем не спеша удалился вслед за ними. Оглянувшись издалека, я увидел, что эта школа окутана тёмным облаком. С небес мне было сказано, что это произошло потому, что они говорили по своей вере в трёх Богов и что прежний свет вокруг неё вернётся, когда там соберутся более разумные люди.



137. Четвёртое воспоминание.

Я услышал, что собирается совет из людей, прославившихся своими книгами и учёностью, для обсуждения современной веры и оправдания ею избранных. Совет собирался в мире духов, и мне было разрешено присутствовать на нём, будучи в духе. Я увидел приглашённых из духовенства, согласных и несогласных с темой. Справа стояли те, кого в мире называли апостольскими отцами; они жили до времени Никейского собора[36]. Слева стояли мужи, после тех времён прославившиеся своими пергаментами, напечатанными или переписанными последователями. Из этих многие были с выбритыми подбородками и в париках, сделанных из завитых женских волос; у некоторых воротники были гофрированные, у некоторых — крылатые. Первые же были бородаты и имели собственные волосы.

Перед ними всеми стоял человек, который был судьёй и свидетелем их прижизненных сочинений. Он ударил в землю посохом, который был у него в руке, призвав к тишине. Затем он взошёл по ступеням на кафедру и вздохнул со стоном; он хотел громко провозгласить что-то, но восклицание застряло в горле из-за горестного вздоха.

Наконец, обретя дар речи, он сказал: «Братья! Что за времена настали! Восстал из толпы мирян один, у которого ни шляпы, ни мантии, ни лавров учёного, низверг нашу веру с небес и швырнул в Стикс. Какое злодеяние! А ведь эта вера — наша единственная звезда, сияющая, как Орион ночью и как Люцифер на заре. Хотя уже в годах, этот человек совершенно слеп в таинствах нашей веры, ибо не открыл её и не увидел в ней праведность нашего Господа и Спасителя и Его посредничество и умилостивление; не видя этого, он не увидел и чудесного её оправдания, которое есть отпущение грехов, возрождение, освящение и спасение. Этот человек взамен нашей веры, обладающей исключительной спасительной силой, поскольку эта вера в три Божественные личности, и поэтому — в Бога в его полноте, перенёс веру на вторую личность, и даже не на Него, а на Его человеческое. Мы, конечно, называем это человеческое Божественным по воплощению Сына от вечности, но кто же думает о нём не как о чисто человеческом? И что следует из этого, кроме веры, из которой, как из источника, бьёт ключом поклонение природе? Такая вера, не будучи духовной, мало чём отличается от веры в викария или в святого. Вы знаете, что Кальвин в своё время сказал о поклонении по такой вере. Прошу, пусть кто-нибудь из вас скажет, откуда происходит вера? Не от того ли непосредственно, в ком заключено всё необходимое для спасения?»



При этом его друзья слева, те, что были без бороды, в завитых париках и гофрированных воротниках вокруг шеи, захлопали в ладоши и закричали: «Как мудро сказано! Мы знаем, что не можем взять ничего, что не дано нам с небес. Пусть этот пророк скажет нам, откуда его вера и какая другая вера может быть. Невозможно, чтобы она была чем-то другим или из другого источника. Изложить какую-то другую веру, если это действительно вера, так же невозможно, как поскакать верхом к какому-нибудь созвездию на небе, поймать звезду и принести её, спрятав в кармане одежды». Это было сказано, чтобы собравшиеся смеялись над любой новой верой.

Те, что справа, с бородами и собственными волосами, слушая это, пришли в негодование. Один из них встал. Это был старик, однако со временем он стал выглядеть как юноша, поскольку был ангелом с небес, где люди с возрастом молодеют. Он взял слово и сказал: «Я слышал, какова ваша вера, которую так восхвалял человек на кафедре. Но что эта вера, если не гробница Господа после воскресения, запертая затем солдатами Пилата? Я открыл её и не увидел там ничего, кроме волшебных палочек фокусников, которыми египетские маги творили свои чудеса. В ваших же глазах, внешне, ваша вера подобна ларцу, отлитому из золота и усыпанному драгоценными камнями, но если его открыть, окажется, что он пустой, если не считать пыли в углах, оставшейся от католицизма. Ведь у них та же вера, что и у вас, только у них она сейчас покрыта внешней святостью. Если продолжить сравнения, она подобна античной весталке[37], которая была сожжена заживо за то, что дала погаснуть священному огню. Я могу вас заверить, что в моих глазах ваша вера подобна золотому тельцу, вокруг которого плясали Сыны Израиля, когда Моисей удалился, чтобы взойти на гору Синай к Иегове.

Пусть вас не удивляет, что я говорю о вашей вере такими сравнениями, потому что так мы говорим о ней в небесах. Наша же вера была, есть и будет вечно в Господа Бога Спасителя, человеческое которого — Божественное, а Божественное — человеческое. Она доступна постижению, как соединение Божественного духовного с природным людей. Так она становится духовной верой в природном, отчего природное делается как бы прозрачным от духовного света, в котором пребывает наша вера. Истины, из которых она состоит, так же многочисленны, как строки в священной Библии; все её истины подобны звёздам, которые светом своим являют её и придают ей стройность. Человек приобретает эту веру из Слова посредством своего природного света, в котором находятся знание, мышление и убеждение. Но Господь для тех, кто верит в Него, делает так, что возникают доказательство, уверенность и доверие. Так природная вера становится духовной, а через милосердие — живой. Такая вера для нас подобна царице, украшенной всеми драгоценными камнями, какие есть в стене Святого Иерусалима (Откровение 21:17—20).

Но чтобы вы не подумали, что сказанное мною — лишь возвышенные слова, и не считали это пустяками, я прочитаю вам несколько мест из Слова, из которых станет ясно, что наша вера не в человека, как вы думаете, а в истинного Бога, в котором всё Божественное. Иоанн говорит:

Иисус Христос — истинный Бог и вечная жизнь.

1 Иоанн 5:20

Павел говорит:

В Христе вся полнота Божественности обитает телесно.

Кол. 2:9

 

В Деяниях апостолов:

Павел проповедовал иудеям и грекам покаяние перед Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.

Деян. 20:21

Сам Господь сказал, что Ему дана всякая власть на небесах и на земле.

Матф. 28:18

 

И это только немногое».

Затем ангел посмотрел на меня и сказал: «Ты знаешь, во что так называемые протестанты верят или должны верить о Господе Спасителе. Прочитай нам вслух что-нибудь, чтобы мы знали, заблуждаются ли они, считая Его человеческое только человеческим, или же приписывают Ему нечто Божественное, и если так, то каким образом».

Тогда я перед всем собранием прочитал из сборника книг их вероучения под названием «Формула согласия», изданного в Лейпциге в 1756 году, следующее.

В Христе Божественная и человеческая природа так соединены, что составляют одну личность (с. 606, 762).

Христос — истинно Бог и человек в неделимой личности и останется таким вечно (с. 609, 673, 762). В Христе Бог — человек, а человек — Бог (с. 607, 765).

Человеческая природа Христа возвышена до всего Божественного величия. Об этом говорится и у многих Отцов церкви (с. 844—852, 860—865, 869—878).

Христос Своей человеческой природой вездесущ и наполняет всё пространство (с. 768, 783—785).

Христос по Своей человеческой природе всемогущ в небесах и на земле (с. 775, 776, 780).

Христос по Своей человеческой природе сидит по правую руку от Отца (с. 608, 764).

К Христу следует взывать по Его человеческой природе. Это подтверждено цитатами из Писания (с. 226).

Аугсбургское вероисповедание в высшей степени одобряет такое поклонение (с. 19).

Закончив чтение, я повернулся к человеку на кафедре и сказал: «Я знаю, что каждый из присутствующих здесь сообщается с подобными ему в природном мире. Прошу тебя, скажи, знаешь ли ты того, кто с тобой».

Он ответил торжественным тоном: «Знаю. Я общаюсь со знаменитым мужем[38], предводителем передового отряда в войске просвещённой церкви».

В ответ на его торжественное заявление я спросил: «Прошу простить меня за вопрос, но не знаешь ли ты, где живёт этот знаменитый предводитель?»

«Знаю, — сказал он, — он живёт недалеко от могилы Лютера».

Я усмехнулся и спросил: «Почему ты говоришь о могиле? Разве ты не знаешь, что Лютер воскрес и сейчас отказался от своего ошибочного учения об оправдании верой в три Божественные личности от вечности и поэтому перенесён к блаженным в новые небеса, откуда видит своих безумствующих последователей и смеётся над ними?»

«Я знаю об этом, — ответил он, — но как это касается меня?»

Тогда я обратился к нему в том же торжественном тоне: «Внуши знаменитому мужу, с которым ты общаешься, что я опасаюсь за него, ибо он в настоящее время лишил Господа Его Божественного, что противоречит вероучению его церкви, или позволил своему перу вспахать борозду, в которую он посеял, не подозревая того, поклонение природе, когда в своих сочинениях выступил против поклонения Господу нашему Спасителю».

На это он ответил: «Я не могу этого сделать, потому что мы с ним почти одного мнения по этому вопросу; но он и не поймёт, что я говорю, хотя то, что он говорит, я понимаю ясно». Так происходит потому, что духовный мир проникает в природный мир и постигает мысли людей в нём, но не наоборот. Таково сообщение между духами и людьми.

Поскольку я вступил в беседу с человеком на кафедре, я спросил: «Если можно, я подниму ещё некоторые вопросы. Разве тебе не известно, что протестантское вероучение, как утверждается в учебнике этой церкви под названием „Формула согласия“, гласит: в Христе Бог — человек, а человек — Бог; Его Божественное и Его человеческое — в неделимой личности, и останутся в ней вечно? Как же тогда он может и как ты можешь осквернять поклонение Господу поклонением природе?»

На это он ответил: «Это я знаю и в то же время не знаю».

Продолжая, я сказал: «Я спрашиваю его, хотя он отсутствует, или тебя за него: откуда душа Господа нашего Спасителя? Если ты ответишь, что она от Его матери, ты безумен. Если скажешь, что от Иосифа, исказишь Слово. Но если ты ответишь, что от Святого Духа, будешь прав, если только под Святым Духом понимаешь Божественное исходящее и действующее, что означает, что Он Сын Бога Иеговы.

Далее спрашиваю: что такое единство ипостасей? Если ты ответишь, что оно подобно единству двоих, один из которых выше, а другой ниже, ты безумен, ибо так ты мог бы сделать из одного Бога Спасителя двоих, как из Бога делаешь троих. Но если ты скажешь, что это единство в одной личности, как души и тела, будешь прав. Это согласуется также с твоим вероучением и вероучением отцов церкви: сверься с „Формулой согласия“ (с. 765—768). И обратись к символу веры Афанасия, где сказано:

Правильная вера такова: мы должны верить и исповедовать, что наш Господь Иисус Христос есть Бог и Человек; и будучи Богом и Человеком, Он один Христос, а не двое. Он совершенно един, не смешением субстанций, но единством личности. Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и человек есть один Христос.

Ещё я спрашиваю: в чём состояла постыдная ересь Ария, из-за которой был созван императором Константином Великим Никейский собор, если не в отрицании Божественности Господнего человеческого? Затем скажи мне, кто понимается в следующих словах у Иеремии:

Вот, наступают дни, когда восставлю Давиду отрасль праведную, и будет он царствовать как царь. И вот имя его: Иегова праведность наша.

Иерем. 23:5, 6; 33:15, 16

 

Если ты скажешь, что Сын от вечности, ты безумен. Он не Искупитель. Но если ты скажешь, что Сын рождённый во времени, то есть единородный Сын Божий (Иоанн 1:18; 3:16), будешь прав. Он, совершив искупление, тем самым сделался праведностью, на которой вы строите свою веру. Прочитайте также Исаия 9:6 и другие места, в которых предсказывается, что Сам Иегова придёт в мир».

Человек на кафедре ничего не ответил на это и отвернулся.

После этой беседы распорядитель хотел закончить собрание молитвой, как вдруг из собравшихся слева выскочил человек в шляпе, надетой поверх шапки. Он коснулся пальцем шляпы и сказал: «Я тоже общаюсь с человеком в твоем мире, который занимает там высокое и почётное положение. Я знаю это, потому что могу говорить от него так же, как от себя».

Я спросил: «Где живёт этот выдающийся человек?»[39]

«В Гётеборге», — ответил он. Он когда-то навел меня на размышления, что твоё новое учение отдает магометанством».

Тут я увидел, что все справа, где были и апостольские отцы, услышав это, встали, поражённые и изменившиеся в лице, и услышал восклицания, рвущиеся у них из мысли в уста: «О ужас! Что за времена настали!»

Чтобы укротить их справедливый гнев, я поднял руку и попросил внимания. Когда мне было разрешено, я сказал: «Я знаю, что тот выдающийся человек написал что-то вроде письма, которое потом было напечатано. Но если бы он тогда знал, какая это страшная хула, он бы своими руками порвал его и отдал бы Вулкану на сожжение. Такое кощунство подобно тому, что подразумевается в словах Господа к евреям, когда те говорили, что Христос делает Свои чудеса не Божественной властью (Матф. 12:22—32). Кроме прочего Господь там говорит также:

Кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает.

Матф. 12:30».

 

Когда я сказал это, общающийся с тем человеком опустил взгляд, но немного погодя снова поднял и сказал: «Никогда не слышал от тебя ничего более жестокого».

Но я продолжал: «Тому причиной две модели: поклонение природе и магометанство — хитростью выдуманная преступная ложь, два смертоносных клейма для отвлечения воли людей и удержания их от святого поклонения Господу». Я повернулся к тому, с кем только что разговаривал, и сказал: «Скажи тому, кто в Гётеборге, если сможешь, чтобы он прочитал сказанное Господом в Откровении 3:18 и стих 2:16 той же книги».

После этих слов поднялся шум, но его успокоил свет, ниспосланный с небес. При этом большинство из тех, которые были слева, перешли к тем, которые были справа. Остались те, которые мыслили только о пустом и поэтому зависели от высказываний любого учителя, а также те, которые верили в Господа не иначе как в человека. Видно было, что от этих свет, ниспосланный с небес, отражался, но проникал в тех, которые перешли с левой стороны на правую.

 

Глава 3

Святой Дух и Божественное действие

138. Всякий из сословия священников, как только входит в духовный мир, а это бывает обычно на третий день после смерти, если у него есть сколько-либо правильное понятие о Господе нашем Спасителе, прежде всего получает наставление о Божественной Троице и в особенности о Святом Духе, что он не является Богом сам по себе, но под ним в Слове понимается Божественное действие, исходящее от одного вездесущего Бога. Причина того, что их в особенности наставляют о Святом Духе, состоит в том, что большинство вдохновенных проповедников после смерти впадают в безумные иллюзии, что они сами и есть Святой Дух. Другая причина в том, что многие из церкви, в мире верившие, что через них говорит Святой Дух, пугают других словами Господа у Матфея, что говорить против того, чем вдохновил их Святой Дух, есть непростительный грех (Матф. 12:31, 32). Тех, которые после наставления отказываются от веры, что Святой Дух — сам по себе Бог, поучают о единственности Бога, что Он не разделён на три личности, каждая из которых сама по себе Бог и Господь, как утверждается в Афанасиевом символе, а что Божественная Троица — в Господе Спасителе, как душа, тело и способность к действию у любого человека. В дальнейшем их подготавливают к принятию веры новых небес, и, когда они готовы, открывается путь в то общество в небесах, где такая же вера, как у них, и им отводится место среди собратьев, с которыми они вечно будут жить в блаженстве.

Теперь, рассмотрев темы о Боге Создателе и о Господе Искупителе, необходимо обсудить то, что касается Святого Духа. Эту тему, как и предыдущие, нужно разбить на отдельные пункты, а именно:

 

(I) Святой Дух есть Божественная истина, а также Божественные сила и действие, исходящие от одного Бога, в котором Божественная Троица, то есть от Господа Бога Спасителя.

(II) Божественные сила и действие, которые понимаются под Святым Духом, — это, вообще говоря, преобразование и возрождение, а затем — обновление, оживление, освящение и оправдание, далее — очищение от зла и отпущение грехов и, наконец, — спасение.

(III) Божественные сила и действие, которые понимаются под наделением Святым Духом, у духовенства проявляются в виде просвещёния и наставления.

(IV) Господь реализует эти способности в тех, кто верит в Него.

(V) Господь действует от Себя по Отцу, и не наоборот.

(VI) Дух человека — это его ум и всё, что исходит из него.

139. (I) Святой Дух есть Божественная истина, а также Божественные сила и действие, исходящие от одного Бога, в котором Божественная Троица, то есть от Господа Бога Спасителя.

Подлинное значение Святого Духа — Божественная истина, и поэтому также Слово; в этом смысле Господь Сам есть также Святой Дух. Но современная церковь Святым Духом описывает действие Бога, то есть само оправдание в действии, которому и будет поэтому преимущественно посвящено дальнейшее обсуждение. Этому есть и другая причина, что действие Бога осуществляется через Божественную истину, которая исходит от Господа, а то, что от Него исходит, — одной и той же сущности с Тем, от Кого исходит. Подобно тому три составляющие: душа, тело и исходящее от них образуют одну сущность, которая у человека — чисто человеческая, а у Господа — Божественная и человеческая одновременно, поскольку после прославления они едины как первое с последующим или как сущность со своей формой. Таким образом, три составляющих сущности: Отец, Сын и Святой Дух — едины в Господе.

Выше было показано, что Господь есть всё Божественное истинное или сама Божественная истина. Что она же — Святой Дух, известно из следующих мест в Слове:

Произойдет отрасль от ствола Иессеева. Успокоится на нём Дух Иеговы, дух мудрости и разума, дух совета и крепости. Жезлом уст своих поразит землю, и духом уст своих убьёт нечестивого. И будет поясом чресл Его правда, и поясом бёдер Его — истина.

Исаия 11:1, 2, 4, 5

Он придёт как узкий поток, дух Иеговы поднимет знамя своё перед ним. И придёт к Сиону Искупитель.

Исаия 59:19, 20

Дух Господа Иеговы на мне. Иегова помазал меня, послал благовествовать нищим.

Исаия 61:1; Лука 4:18

Вот завет мой. Мой дух, который на тебе, и слова мои не отступят от уст твоих отныне и вечно.

Исаия 59:21

 

Раз Господь — сама истина, то всё исходящее от Него есть истина, и её следует понимать под Утешителем, которого ещё называют Духом истины и Святым Духом. Это доказывают следующие места:

Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я ушёл. Ибо если Я не уйду, Утешитель не придёт к вам. Но если уйду, то пошлю его к вам.

Иоанн 16:7

Когда же придёт Дух истины, то введёт вас во всякую истину. Он не от себя говорить будет, но будет говорить, что слышал.

Иоанн 16:13

Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Все, что имеет Отец, — Моё. Потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам.

Иоанн 16:14, 15

Я попрошу Отца, чтобы дал вам другого Утешителя, Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит его и не знает его. А вы знаете его, ибо он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; иду к вам, и вы увидите Меня.

Иоанн 14:16—19

Когда же придёт Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, он будет свидетельствовать обо Мне.

Иоанн 15:26

Он называется Духом Святым.

Иоанн 14:26

 

Господь подразумевал под Утешителем и Святым Духом Самого Себя, что ясно из Его слов о том, что мир ещё не знает его, «но вы знаете его; не оставлю вас сиротами, иду к вам, и вы увидите Меня», и в другом месте: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28:20). А также из следующего: «Он не от себя говорить будет, но что примет от Меня».

140. Далее, поскольку Святой Дух означает Божественную истину, а она — в Господе и есть Сам Господь (Иоанн 14:6), и поэтому Святой Дух не может исходить откуда-либо ещё, то сказано:

Ещё не было Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен.

Иоанн 7:39

А после прославления:

Он дунул на учеников, и сказал: примите Дух Святой.

Иоанн 20:22

 

Господь дунул на учеников и сказал это по той причине, что дуновение — это знак, внешне изображающий Божественное вдохновение; вдохновение же — это введение в ангельские общества. Из этого разум может понять, что ангел Гавриил говорил о зачатии Господа:

Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое от тебя святое наречётся Сыном Божьим.

Лука 1:35

 

А также:

Ангел Господа сказал во сне Иосифу, жениху Марии: не бойся принять Марию себе в жёны, ибо то, что зарождается в ней, — от Святого Духа; и Иосиф не трогал её до того, как она родила Сына — своего первенца.

Матф. 1:20, 25

 

Святой Дух здесь — это Божественная истина, исходящая от Отца Иеговы, и это исходящее — «сила Всевышнего», которая осенила Его мать. Так что это совпадает с тем, что говорится у Иоанна:

Слово было у Бога, и Бог был Словом; и Слово стало плотью.

Иоанн 1:1, 14

 

Что Слово здесь означает Божественную истину, показано в «Вере новой церкви» (выше, 3).

141. Выше было показано, что Божественная Троица — в Господе, и больше будет показано далее в разделе, специально посвящённом этому вопросу. Пока — только о том, какие нелепости возникают от разделения Троицы на три личности. Так было бы, если бы служитель церкви учил с кафедры, во что людям верить и как им поступать, а рядом с ним стоял другой служитель и шептал ему в ухо: «Правильно говоришь, добавь ещё что-нибудь в том же роде»; и оба затем говорили бы третьему, стоящему на ступенях: «Спустись в храм, открой им уши и наполни сказанным их сердца, и ещё сделай так, чтобы они стали чистотой, святостью и залогом праведности».

Божественная Троица, разделённая на три личности, каждая из которых сама по себе Бог и Господь, это как если бы в одном мире было три солнца: в высоте два рядом и снизу одно, которое окутывало бы ангелов и людей своим сиянием и передавало бы тепло и свет от первых двух со всем могуществом в их умы, сердца и тела, изощряя, очищая и облагораживая их, как огонь — вещёства в реторте. Кто же не видит, что в таком случае человек был бы сожжен в пепел?

Правление трёх Божественных личностей в небесах было бы подобно также правлению трёх царей в одном царстве, или командованию трёх полководцев, равных по званию, одним войском, а лучше сказать, римской власти до времён цезарей, когда у них были консул, сенат и народный трибун, между которыми власть делилась так, что главными они были все сразу. Кто же не видит, как нелепо, смешно и безумно утверждать, что таково правление в небесах? Но именно это утверждают, когда приписывают высшую власть консула Богу Отцу, власть сената — Сыну, а власть народного трибуна — Святому Духу. Так получается, когда каждому из них отводится собственная должность, и, более того, когда добавляют, что принадлежащее одному не может быть сообщено другому.

142. (II) Божественные сила и действие, которые понимаются под Святым Духом, — это, вообще говоря, преобразование и возрождение, а затем — обновление, оживление, освящение и оправдание, далее — очищение от зла и отпущение грехов и, наконец, — спасение.

Таковы в своём порядке возможности, которые Господь реализует в тех, кто верит в Него, приспосабливает и располагает себя к принятию Его, как в жилище. Совершается это посредством Божественной истины, а у христиан — посредством Слова, ибо это единственное средство, позволяющее человеку обращаться к Господу, и Господу — входить в него. Ведь, как сказано выше, Господь и всё, что исходит от Него, есть сама Божественная истина. Но следует понимать, что Божественная истина происходит от добра, как вера — от милосердия, поскольку вера есть не что иное как истина, а милосердие — не что иное как добро. Посредством Божественной истины от добра, то есть посредством веры от милосердия, человек преобразуется и возрождается, затем обновляется, оживляется, освящается и оправдывается. А по мере продвижения и развития этих процессов он очищается от зла, и это очищение есть отпущение грехов.

Нет возможности сейчас рассмотреть все эти действия Господа по очереди, так как каждое требует отдельного анализа, подтверждённого по Слову и пояснённого по рассудку, а здесь это излишне. Поэтому отсылаю читателя к последующим главам этой книги — о милосердии, вере, свободе выбора, покаянии, преобразовании и возрождении. Следует знать, что Господь постоянно приводит в действие эти средства спасения у каждого человека, ибо это ступени в небеса, а Господь желает спасения всех. Поэтому спасение всех — это цель, а кто хочет цели, тот хочет и средств. Ради спасения людей были Его пришествие, искупление и страдание на кресте (Матф. 18:11; Лука 19:10). Итак, поскольку спасение людей было и будет вечно Его целью, следовательно, вышеупомянутые действия — это промежуточные цели, а спасение — цель конечная.

143. Реализация упомянутых возможностей принадлежит Святому Духу, который Господь посылает тем, кто верит в Него и располагает себя к принятию Его. Именно это понимается под духом в следующих местах, как и во многих других.

Я дам вам сердце новое и дух новый, вложу внутрь вас дух Мой и сделаю так, что вы будете ходить в заповедях Моих.

Иезек. 36:26, 27; 11:19

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух прочный обнови внутри меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Дух добровольный да поддержит меня.

Пс. 50:12, 14

Иегова образует дух человека внутри него.

Зах. 12:1

Душой Моей я ожидал Тебя ночью, и духом моим внутри меня я ожидал Тебя утром.

Исаия 26:9

Сотворите себе новое сердце и новый дух. Зачем вам умирать, дом Израиля?

Иезек. 18:31

 

В этих отрывках новое сердце означает желание добра, а новый дух — разумение истины. Что Господь так действует в тех, кто делает добро и верит в истину, то есть в тех, кто в вере по милосердию, ясно видно из того, что Бог даёт душу ходящим по заповедям Его и что сказано: «Дух добровольный». Что человек должен действовать со своей стороны, ясно из слов: «Сотворите себе новое сердце и новый дух. Зачем вам умирать, дом Израиля?»

144. Читаем, что при крещении Иисуса открылись небеса, и Иоанн увидел Дух Святой, нисходящий, как голубь (Матф. 3:16; Марк 1:10; Лука 3:21; Иоанн 1:32, 33). Это произошло потому, что крещение означает возрождение и очищение, и то же самое — голубь. Всякому понятно, что голубь не был Святым Духом, и Святой Дух не был в голубе. В небесах часто являются голуби, и когда появляются, ангелы знают, что это соответствия склонностей, а значит, и мыслей, относящихся к возрождению и очищению, в умах некоторых из присутствующих. Поэтому, когда с ними заводят беседу о других вещах, не о тех, мысли о которых вызвали это явление, голуби сразу исчезают. Это явление подобно многим видениям пророков, например явлению Агнца на горе Сион Иоанну (Откр. 14:1 и в других местах).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.