Сделай Сам Свою Работу на 5

Компоновка растений при озеленении интерьеров

По размеру и структуре растения подбирают в соответствии с масштабом пространства интерьера, размером и материалом цветочных контейнеров или емкостей.

Групповые посадки растений более декоративны и обладают более высокими эксплуатационными качествами, так как устойчивость смешанные насаждений обычно выше одиночных. В одну группу объединяют растения, родственные по биологическим требованиям к микроклимату, освещенности и почве.

При компоновке учитывается возможность сочетания растений, контрастных по форме, высоте, цвету, размеру и фактуре листьев. Крупные высокие растения, поставленные в кадках на полу или на подставках, хорошо смотрятся издали. Средние и низкие лучше выглядят вблизи, например, почвопокровные (стелющиеся). Ампельные растения размещают вверху с учетом длины ниспадающих нитей, вьющиеся так, чтобы зеленая стена была на уровне глаз. Особо яркие и пестрые растения располагают на фоне более крупных и спокойных по окраске.

 

Ассортимент растений

Подбирается с учетом декоративных качеств, экологических условий среды и требований растений к условиям произрастания.

В отличие от пространств открытого характера, в интерьерах эти требования в подавляющей части могут удовлетворятся искусственным путем.

Роль акцентов могут играть крупные растения с большими листьями: филодендрон, азалия или папоротники (некоторые). Если композиция будет обозреваться против света (контражур), особое внимание обращают на силуэт растения, применяя экземпляры с рассеченными и лопастными листьями (филодендрон, монстера) (лианы сем. ………(……) плоды деликатесные). Вьющиеся растения, плети которых динамично направлены к свету, могут образовывать на стене декоративное «панно». Для бордюров в высоких ящиках успешно применяются паперомии, бегонии, мелкие папоротники, цветущие растения.

В низко расположенных бордюрах пространство между горшками можно декорировать галькой, мхом, или стелящимися группами растений.

Камни вносят в зеленые композиции элемент естественности в сочетании с ними эффектны агавы, кактусы.



Экологические условия многих помещений, особенно производственных, по своим показателям ниже необходимых для растений, но при соответствующем подборе и рациональном уходе за ними можно получить удовлетворительные результаты. Тщательно подобранный материал (ассортимент) газоустойчивых растений, таких как аспидистра, монстера прелестная, сансевьера трехполосная, нефролепис возвышенный, плющ обыкновенный и белоокаймленный, трахикарпус, тетрастигма долго сохраняют декоративность в условиях промышленных интерьеров.

 

Зимние сады

Наиболее выразительная и завершенная в эстетическом отношении форма озеленения интерьеров – зимний сад. Растения в нем располагаются в виде крупных зеленых композиций, организованных с использованием приемов садово-паркового искусства и дополненных малыми архитектурными формами и элементами благоустройства. Все это способствует созданию комфортной среды для отдыха посетителей, для демонстрации экзотических растений и богатства растительного мира с имитацией в миниатюре естественных ландшафтов. Особенно велико значение зимних садов в экстремальных условиях Крайнего Севера и южных засушливых районов, где необходимо продлить пребывание человека среди природы на промышленных предприятиях, в общественных зданиях крупных городов, где человек оторван от природы.

 

Размещение и устройство

Часто зимним садом называют любую крупногабаритную живописную группу зелени, расположенную в интерьере какого-либо помещения, однако наилучшим вариантом устройства зимнего сада являются специальные помещения с максимальным боковым или верхним естественным освещением, ориентируемые на юг или юго-восток (по крайней мере для нашей зоны, да и страны в целом). Высота помещений 4-10 м оптимальны для размещения высоких экземпляров тропических и субтропических растений. Ориентация зимнего сада в сторону озелененных пространств позволяет расширить визуально пределы сада, зрительно соединить замкнутое пространство интерьера с внешним окружением.

Зимние сады могут быть несколько типов:

- выставочно-парадные – при Дворцах культуры;

- кинотеатрах;

- представительных учреждений;

- спортивно-оздоровительные;

- санаториев и промышленных предприятий;

- экспозиционно-прогулочные – при учебных заведениях Дворцов культуры и культурно-бытового назначения.

Тип сада определяет выбор растений и приемы их композиции, а также архитектурно-планировочное решение всего пространства. Часто ограниченность площадки, а, следовательно, необходимость иллюзорно увеличить пространство заставляет прибегать к приемам создания микроландшафта – при этом композиция решается по принципу создания малого сада. Интересные решения в этом плане дает творческая переработка или прямое заимствование приемов садово-паркового искусства Японии и Китая. В зимних садах могут использоваться композиционные приемы, декоративные материалы и оборудование, указанные в разделе «Озеленение интерьеров».

Основной фонд ассортимента для зимних садов составляют вечнозеленые растения, поскольку они более выносливы и менее требовательны к условиям среды. Красивоцветущие растения, используемые лишь в период цветения, составляют сменный фонд и играют большую роль в периодическом обновлении композиций.

 

Конструктивные особенности, отделка зимних садов

Устройство оконных проемов в зимнем саду должны начинаться не ниже 20 см от пола и доходить до потолка. Для отделки ограждающих конструкций применяют влагостойкие материалы: облицовку из естественного камня, туфа, известняка, с гладкой или фактурной поверхностью, фигурную керамическую плитку, фактурную цементную штукатурку. При размещении сада на грунте полы выполняют с соблюдением строительных требований по защите от грунтовой воды. Для устройства дорожек в сочетании с грунтовой поверхностью успешно применяют плиты из естественного камня, мозаичные плиты с обязательным уклоном в сторону устройств по стоку воды.

 

Инженерное обеспечение

Необходимым условием оптимального развития растительности в зимнем саду является поддержание постоянного микроклимата с температурой в пределах 18-24° и влажностью 70-80%, что особенно важно для тропических и субтропических растений, которые составляют основной ассортимент зимних садов.

Учитывая, что температура воды для полива и опрыскивания растения должна быть не ниже комнатной (а лучше на 2-3° выше) в пределах сада предусматривается резервуар для отстоя, расхлорирования и возможного подогрева воды. Необходимо удобное размещение кранов для присоединения поливочных шлангов. Канализация обязательна для зимних садов. Для этого в полу предусматривается достаточное количество трапов и водостоков к ним, а при наличии водоема (бассейна) – водослива.

Отопление достигается организацией отопительной системы и оборудуется устройство для регулирования температурно-влажного режима, а для фиксации его в помещении зимнего сада устанавливаются специальные датчики.

Однако приборы отопления и воздухо-воды не должны нарушать эстетического решения интерьера.

Освещенность помещения для нормального развития растений должна соответствовать объему помещения и ассортименту возделываемых растений. Регуляция освещенности также может происходить автоматически.

 

Бонсай

Термин «бонсай» включает в себя два понятия: «бон» означает поднос или плоский сосуд (контейнер), а «сай» - выращивание растения или растений.

Основные формы бонсай. Японцы разработали 14 основных форм – миниатюрных копий растительного мира тех растений, которые в природных условиях по одиночке или группами противостоят ветрам, цепляясь корнями за скалы. При создании этих основных форм руководствовались определенными принципами. Один из них заключается в том, что ствол дерева всегда должен быть главной линией, которой гармонически подчиняются ветви как линии побочные. Следует избегать какой-либо симметрии и не использовать четное количество деревьев (за исключением двух). Из 14 основных форм бонсай назовем три:

- миниатюрный бонсай – растения высотой около 6-15 см, занимающие мало места и уже через несколько лет обнаруживающие типичные признаки бонсай;

- комнатный бонсай (по англ. – indoor). К нему относят все комнатные мелколиственные растения, склонные к одревеснению, которые круглый год могут находиться в помещении и не нуждаются в периоде зимнего покоя;

- бонсай-пейзаж в миниатюре (сайкей). С помощью подбора почвы, камня, растительного материала воспроизводят малые ландшафты с протекающей рекой или берегом озера.

Содержать и ухаживать за карликовыми деревьями в горшках не просто. Бонсай требует умелого, регулярного ухода и, прежде всего, - соответствующего светлого места на окне. Здесь не может быть никакого компромисса, особенно в осенне-зимний период. Недостаточная освещенность, неправильный полив и удобрение – наиболее частые причины болезней растений в наших жилищах Растения пригодные для содержания в комнате, почти все относятся к тропическим или субтропическим видам и в природе не испытывают недостатка света в течение всего года, а не только летом, как у нас. Бонсай – это воспоминания о природе, ощущение гармонии должно исходить в целом от правильно подобранного горшка, самого растения, поверхности земли, воссоздающей природу…

Размножение. Выращивают бонсай преимущественно из семян, но многие лиственные и хвойные породы могут размножаться и вегетативно.

Многие виды миниатюрных кустарников возделывают во мху. Из-за ограниченности места для развития корней особое внимание следует уделять субстрату. Он должен иметь хорошую комковатую структуру и обладать способностью удерживать воду и питательные вещества. Необязательно для каждого вида подбирать землю специального состава. Большинство лиственных пород кустарников предпочитает субстрат из 7 частей лежалой глины и 3 частей тонкозернистого песка. Для цветущих и плодоносящих растений можно добавить 1 часть лиственного перегноя или измельченной рисовой соломы. Для хвойных кустарников используют 6 частей лежалой глины и 4 части тонкозернистого песка. Следует обращать внимание на то, чтобы почва не содержала вредных растительных или животных организмов.

Горшки. Своей формой и цветом они не должны конкурировать с растением. Предпочтительнее всего цвет голубой или коричневый. Форма и величина горшка зависит от формы и величины растений. Для растений висячих и с мощным развитым стволом нужны высокие горшки. Для сильных экземпляров круглых форм годятся овальные, квадратные плошки со срезанными углами. Растения, растущие абсолютно вертикально, сажают преимущественно в квадратные или прямоугольные контейнеры с сильно подчеркнутыми углами. Желательно наличие у горшков отверстий для стока. В глазурованных горшках растения высыхают не так быстро как в плоских плошках или при посадке на камнях.

Пересадка и перевалка растений в горшки. Время пересадки зависит от вида растения, его возраста, величины горшка и состава почвенного субстрата. Если корни полностью пронизывают почвенный субстрат, то пересадка должна производиться с особой осторожностью. Для этого с помощью палочки удаляют часть старой земли. У молодых растений можно убрать почти половину земли, а у старых оставить несколько больше. На этом этапе процесса нужно обрезать все свободно лежащие корни и одновременно укоротить главный корень. Затем приступают непосредственно к пересадке. На открытый воздух бонсай выставляют приблизительно в месячном возрасте, растения часто обрызгивают и защищают от действий сильных солнечных лучей и ветра.

Водообеспечение. Ни при каких обстоятельствах нельзя допускать полного высыхания бонсай. В летние месяцы нужен ежедневный полив (несколько раз в день) с одновременным обрызгиванием всего растения. В зимнее время года достаточно еженедельного одноразового полива.

Удобрение. Что касается удобрения для бонсай, то тут можно дать только самые общие рекомендации, так как оно зависит от вида растения, величины горшка, состава почвы, а также состава самого удобрения. Если применяют полные минеральные удобрения, то их следует вносить в жидком виде и сильно разбавленными. В качестве альтернативы минеральным можно рекомендовать удобрения органические в жидком виде (1 часть органического вещества на 20 частей воды). Их или вносят в почву, или разбрызгивают по ее поверхности.

Уход. Для снижения высоты растений и во избежание сильного развития кроны и корней бонсай регулярно обрезают, стараясь места обрезки менее заметными и сохраняя природный габитус (форму). Листопадные кустарники с еще мягкими ветками обрезают весной, растения постарше укорачивают до старого ствола каждые 3-4 года. Группы растений постоянно прореживают. Отдельные породы требуют особого ухода в зависимости от времени года и их возраста. В этом случае рекомендации общего характера бесполезны, а иногда и вредны. Более других для круглогодичного выращивания в комнатных условиях подходят все мелколиственные виды фикусов, например, фикус притупленный и фикус Бенжамина, но пестролистные подвиды не рекомендуются; перистая аралия, полисциас многих видов и форм; мелколистная шефлера «дерево 1000 звезд», серисса вонючая с махровыми листьями и один из ее видов с пестро-белыми листьями. Многие из подходящих и интересных видов происходят из субтропиков, в частности, из Средиземноморья, Австралии и Южной Африки. Эти растения требуют более сложного ухода, так как в холодное время года (с сентября по начало мая) они должны размещаться в светлом и очень холодном месте (но ни в коем случае не подвергаться воздействию заморозков). В остальное же время года их можно выставлять на окне жилой комнаты, на балконе, на на наружном подоконнике или террасе. Апробированными видами можно также считать толстянку различных видов, портулак, мирт, розмарин, некоторые интересные природные виды гераней, кипарис и др.

Бонсай – не просто процесс превращения нормального деревца в карлик или его истязание, а настоящее искусство, при котором растение остается здоровым, цветет и плодоносит.

Как приобрести материал для бонсай? Растение можно получить из семян, черенков, отводков, путем прививки и окулировки или взять подходящий экземпляр в природе. Традиционными для бонсай у японцев являются сосна мелкоцветковая, клен пальчатый, рододендрон индийский, гранат карликовый, дзельква и др.

Но нам позволительно использовать любой материал, который может для этого подойти. Вполне пригодны растения с мелкими листьями и с медленным ростом.

При пересадке, зависящей от того, как заполнился контейнер, часть корневой системы подрезается. При этом необходимо сохранять пропорции между надземной и подземной частей растения.

 

История развития садово-паркового искусства

(ландшафтная архитектура – Рубцов)

Садово-парковое искусство – это синтез идейно-художественных концепций и приемов, архитектуры, садоводства, декорационного и других искусств.

Идейно-художественная концепция отражает стиль эпохи, а архитектура определяет объемно-планировочные принципы и приемы. От живописи оно берет изобразительность, от декорационного искусства – законы имитации пространства, от литературы – эмоционально-ассоциативный подход, от садоводства – «строительный» материал (растения) как воплощение изобразительности и полезности, средство имитации природы.

Сады и парки – как форма синтеза природы и различных искусств – были связаны с историческими стилями, развивались во взаимосвязи с эстетикой быта, живописью, архитектурой, музыкой и выражали изменяющиеся в каждую эпоху отношения человека к природе.

Новая форма произведения садово-паркового искусства возникла тогда, когда появились соответствующие …..

Садово-парковое искусство в рабовладельческую эпоху возникло при культовых сооружениях, дворцах правителей и усадьбах знати. С одной стороны, в дохристианскую эпоху формировалось представление о загробном царстве как самом прекрасном месте, необыкновенном саде. С другой стороны, сад трактовался как модель мира.

В ранний период ощущалась большая зависимость планировки сада, подборки растений и других деталей композиции от природно-климатических особенностей. Композиция строилась на максимальном использовании полезных свойств природы, нейтрализации неблагоприятных факторов и подчинялась условиям выращивания насаждений. Так, планировка египетского или персидского сада всегда была простой, рациональной и обязательно связана с системой орошения. Но уже в те времена были попытки преобразовать (улучшить) среду, и так называемые висячие (многоярусные) сады Семирамиды- не что иное, как стремление украсить, изменить пустынный ландшафт, ввести природные элементы в окружающую среду. По мере возрастания потребности в гармонизации окружающей среды углублялось философское и эстетическое осмысление взаимоотношений с природой. Устройство садов становилось неотъемлемой частью образа жизни человека античного мира. Любой античный сад считался, прежде всего, местом почитания и присутствия богов и был насыщен их статуями, атрибутами, священными постройками и алтарями.

 

Сады и парки Египта

Декоративные сады и парки существовали здесь за 3 тыс.лет до н.э. Об этом свидетельствуют изображения (разные).

Ранние египетские сады устраивались исключительно во дворах домов и дворцов и их планировка решалась геометрическими приемами.

Пальмы, смоковницы (инжир, тутовник) и гранаты располагались линейно, двумя, тремя рядами вдоль границ сада, причем наиболее высокие деревья высаживались ближе к периферии, а более низкие – внутри сада. В середине оставалось открытое пространство, занимаемое бассейном прямоугольной формы. Планировались и обширные священные сады возле храмов и гробниц. Части сада во всех случаях отделялись одна от другой невысокими каменными оградами.

Широко распространены были в Древнем Египте цветы. Они служили не только украшением домов и комнат, но играли большую роль в религиозных обрядах. Особенным почетом пользовались цветы «священного лотоса».

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.