Сделай Сам Свою Работу на 5

Операционный рычаг как метод управления прибылью





 

 

В финансовом менеджменте применяются 2 основных подхода к максимизации прибыли:

1) на основе сопоставления предельных показателей: издержек, дохода и выручки;

2) на основе выявления взаимосвязи между показателями «выручка-издержки-прибыль».

В основе обоих методов лежит классификация издержек в зависимости от влияния на них изменения объемов производства.

Постоянные (или фиксированные) издержки не находятся в прямой зависимости от изменения объема выработки продукции. К ним относятся амортизационные отчисления, процент за кредит, арендная плата, оклады управленческого персонала, административные расходы. При относительном росте объема выпуска эти расходы не изменяются существенным образом и в пересчете на единицу продукции их доля уменьшается, что является резервом снижения себестоимости продукции.

Переменные издержки (пропорциональные) изменяются пропорционально изменению объема выпуска. Это расходы на приобретение сырья, материалов, электрической энергию, транспортные издержки, комиссионные и проч. Но на практике пропорциональность зависимости «переменные издержки – объем производства» не такой жесткий. Например, увеличив объем закупок сырья, можно сэкономить на скидке.



Полные (суммарные) издержки – это совокупность постоянных и переменных.

Экономический смысл деления издержек на постоянные и переменные проявляется в следующем:

во-первых – решается вопрос о максимизации массы и темпах прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов;

во-вторых – эта классификация дает возможность определить «запас финансовой прочности» и является основой для операционного анализа.

Цель операционного анализа – проследить взаимосвязь финансовых результатов фирмы, издержек и объемов производства. Это самый эффективный метод оперативного и стратегического финансового планирования.

Элементы операционного анализа:

- операционный рычаг;

- порог рентабельности;

- запас финансовой прочности.

Результаты операционного анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.

 

Операционный (производственный) рычаг



 

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли, то есть процент роста прибыли всегда больше процента роста выручки.

Например.


Выручка от реализации - 11 млн.р.

Переменные затраты - 9,3 млн.р.

Постоянные затраты - 1,5 млн.р.

Полные затраты - 10,8 млн.р.

Прибыль - 0,2 млн.р.

 

Выручка от реализации увеличилась до 12 млн.р. (+9,1%)

Переменные затраты - млн.р.

Постоянные затраты - 1,5 млн. р.

Полные затраты - млн.р.

Прибыль млн.р.


Как видно из расчетов, выручка от реализации увеличилась на 9,1%, а прибыль на 77%.

Решая задачу максимизации прибыли можно увеличивать или уменьшать не только переменные, но и постоянные расходы и в зависимости от этого вычислять на сколько % возрастет прибыль.

Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле:

, (3.15)

где - сила воздействия операционного рычага;

- валовая маржа (постоянные расходы + прибыль), в экономической литературе этот показатель называется суммой покрытия.

В нашем примере F0 = (11 млн.р. – 9,3 млн.р.) : 0,2 = 8,5.

Число 8,5 означает, что при возможном увеличении выручки от реализации, например на 3%, прибыль возрастет на 3%´8,5=25,5%.

При снижении выручки от реализации на 10% прибыль снизится на 10%´8,5=85%, а увеличение выручки на 9,1% даст прирост прибыли на 9,1´8,5 на 77% (см. выше расчет).

Формула силы воздействия операционного рычага позволяет ответить на вопрос, насколько чувствительна валовая маржа к изменению объема реализации продукции.

Чем больше постоянные затрат и меньше прибыль, тем сильнее действует операционный рычаг.



Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, чем больше сила воздействия, тем выше предпринимательский риск.

дает возможность определить массу прибыли в зависимости от изменения выручки.

 

Порог рентабельности

 

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие покрывает свои расходы на производство и реализацию продукции без получения прибыли и убытков. Валовой маржи хватает только на покрытие постоянных расходов, а прибыль равна нулю.

Чаще порог рентабельности определяют графическим способом.

Пример. Рассчитать критический объем продаж (порог рентабельности) по следующим исходным данным:

Цена – 0,5 тыс. руб. за 1 шт.

Объем продаж – 4 000 шт.

Постоянные затраты – 550 тыс. руб.

Переменные затраты – 1 300 тыс. руб. (0,325 тыс. руб. за 1 шт.)

Прибыль – 150 тыс. руб.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.