Сделай Сам Свою Работу на 5

С помощью сказки и без нее





Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несутобразной и сюжетной нагрузки. А для детей, особенно самых маленьких,характерно именно образное мышление. Малышам нравится находить сходствомежду игрушками и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, какправило, легко дорисовывают в своем воображении: этим маленьким фантазерамдостаточно, например, поставить три стула подряд -- получится "автобус" или"самолет" и т. п. Эту особенность детского мышления и нужно использовать,чтобы привлечь внимание ребенка к развивающим играм, возбудить интерес кним. Одно впечатление будет у малыша, если вы выложите кубики на стол,покажете узор-задание СУА 1 ("дорожка") и скажете: -- Сложи в ряд четыре кубика красной гранью вверх, как на этойкартинке. А можно все сделать иначе. Рассмотрите с сыном сначала кубики, а потомрисунки: -- Посмотри-ка: правда, похоже на дорожку, посыпанную красным песком?-- говорит отец, показывая первый узор СУА 1. -- Сможешь сделать точно такуюже из кубиков? И если малыш умеет находить красные грани на кубиках, то "дорожка" унего получается легко. Можно даже "пройти" по дорожке двумя пальцами:"Топ-топ". -- А когда придет осень и листья на деревьях пожелтеют, какого цветастанут красные дорожки? -- спрашивает отец, доставая узор с желтой дорожкой. -- Желтыми! -- догадывается сынишка, а папа прикрывает красную дорожкужелтой и, как только желтая дорожка готова, продолжает свой рассказ. -- А зимой станет холодно, все дорожки покроются снегом. -- Они станут беленькими! -- радуется сын и может, уже не глядя набелый узор, начать делать белую дорожку. -- По такой снежной дорожке хорошо и пробежаться, и прокатиться на... -- Санках, -- добавляет малыш, -- давай тогда сделаем ее подлиннее! Вряд ли кто станет возражать, что во втором случае игра большезаинтересует ребенка. В описаниях игр приводятся примеры подобного образного "оживления"разных игровых ситуаций. Здесь опять-таки простор для творчества и взрослых,и самих детей. Дети, например, по собственной инициативе многимузорам-заданиям дали "имена", и это, конечно, намного понятнее и приятнеедля ребенка, чем номер задания, которым пользуются взрослые. И в описанияхигр, где задания даны в уменьшенном масштабе, многие названия приводятся.Играя с детьми, и мы говорим: "фонарик", "лодочка", "конфетка" и т. п.,тогда узоры-задания "оживают" в воображении ребенка и могут быть включены врассказ или сказку, придуманную тут же по ходу игры. Попробуйте не читатьсразу эти названия, может быть, ваш ребенок придумает другие. В дальнейшем, и это надо помнить, по мере освоения игры, происходитзакономерный отход от сказки и выдумки, привлекающих детей к игре в самомначале. Постепенно ребенка увлекает цель самой игры: добиться чего-то,сделать правильно, преодолеть трудный барьер сложного задания. Ни с чем несравнимое чувство радости и победы становится сильнее и действеннее всякихсопровождений, оживляющих игру, а потому надобность в них просто отпадает. Итогда одно только ваше замечание вроде: "Ну, и тру-удная задачка сейчаспопалась!" -- сразу вызовет у ребенка желание побороться, поломать голову,но добиться победы над этой самой "трудной задачкой", а потом сказать папе сгордостью: "Ты говорил тру-у-дная, а я -- сделал!"

Непринужденная обстановка





Для любой игры необходима непринужденная, свободная обстановка, когдавсе внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы "сесть какследует", "не болтать ногами", "не вскакивать с места" и "не шуметь". В современных, особенно городских, условиях у ребенка мало возможностейдвигаться. По улице его до 2 -- 3 лет чаще всего возят в коляске, нередкодальше манежа или уголка с игрушками не пускают, бегать негде ("да иопасно!"), полазить и вовсе нельзя. Где же тогда развиваться мышцам? Видимо,это естественная потребность детского организма -- после сиденияподвигаться. Хотя бы чуть-чуть, просто встряхнуться. Это похоже на разрядку.Как будто скопился "дух движения", и надо его выпустить -- попрыгать отрадости на месте, сделать кувырок на диване или перевернуться вперед иназад, ухватившись за папины пальцы на вытянутых руках. А потом опять заигру. И не обязательно за стол, а можно на полу и не только сидя, а и лежана животе -- как удобнее.

Когда игры себя исчерпают?



С обычными игрушками этот вопрос решить проще. Ребенок потерял игрушку,сломал ее или просто забыл о ней и не берет больше в руки. Она стала емунеинтересна и, значит, исчерпала себя. В развивающих играх есть и объективный критерий, по которому можносудить, когда ребенок вырос настолько, что игра уже ничего ему не даст. Этоколичество выполненных малышом заданий. Чем большее число заданий онвыполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в своем развитии. Но дажев том случае, когда он уже справляется со всеми заданиями, остаются еще покрайней мере две существенные ступени развития. Первая -- сокращение времени, которое требуется ребенку на выполнениезаданий. В большинстве случаев мало знать "ответ", т. е., уметь решитьзадачу, надо суметь решить ее быстро. Например, задание N 47 из игры"Уникуб" хорошо развитый 7-летний ребенок впервые может сложить за 30 -- 40минут. Если же он хотя бы 2 -- 3 раза в год возвращается к нему или,увлекшись, может складывать его целую неделю подряд, улучшая методику своейработы и сокращая время на складывание, через месяц-два он сможет справитьсяс ним уже за 12 -- 15 минут, а к 10 -- 11-летнему возрасту -- за 5 -- 6минут. Но и это время, оказывается, можно уменьшить еще почти вдвое идовести до 3 -- 4 минут, т. е. добиться сокращения времени в 10 раз. Не всезадания позволяют добиться таких сдвигов, но, сравнив свои лучшие достиженияс результатами малышей, уже можно получить представление, каких жерезультатов можно ожидать от ребенка. Интересно с этой целью вести график. Ребенок будет следить, как растутего результаты, и стремиться достичь как можно более высоких. Вторая ступень развития начинается с собственного творчества. Этозначит, что занятие игрой стало для ребенка настолько привлекательным, чтоон сам берется за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее,складывая, придумывать новые интересные модели. Красивые модели всемнравятся, многим хочется их тоже построить, значит, их надо зарисовать,сделать из них новые узоры-задания, рисунки-задания, чертежи-задания. Воткогда вы наблюдаете такую картину, тогда можете быть довольны: вы достиглинаивысшего из возможных результатов -- ребенок сам начал творить. А теперьправила все вместе и коротко (вместо памятки).

Правила игры

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успехмалыша -- это обоюдное достижение, и ваше и его. Радуйтесь ему -- этоокрыляет малыша, это залог его будущих успехов. 2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, недоводите занятия играми до пресыщения. Не обижайте ребенка в игре. 3. Развивающие игры -- игры творческие. Все задания дети должны делатьсамостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, нивздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать всесамому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со всеболее и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческиеспособности. 4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем даватьзадания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время,за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать еебыстрее. 5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частейих. Успех в самом начале -- обязательное условие. 6. Если ребенок не справляется с заданием, -- значит, вы переоцениваетеуровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните сболее легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания сучетом своих возможностей. Не торопите его! 7. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры "Сложи узор" и"Рамки и вкладыши Монтессори". Здесь ребенку надо различать цвета и форму, аобщее правило -- наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник егоуспехи и определить, когда и какую из игр "включать". Это творческая задачапапе и маме. 8. Увлечения детей проходят "волнами", поэтому, когда у ребенкаостывает интерес к игре, "забывайте" об игре на месяц-два и даже больше, апотом "случайно" пусть малыш вспомнит о ней. 9. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальнымиигрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их илисам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступномместе. 10. Для самых маленьких (1,5 -- 3 года) оживляйте игру сказкой илирассказом, давайте "имена" (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям,рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнетувлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, 11. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждетоно проявления. "Не интересоваться" игрой ребенок может по двум главнымпричинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или...взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставивнеприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случаенеудачи подбодрите малыша. 12. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайтедвигательную активность ребенка. 13. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям ужеосвоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайтетуда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, модели,узоры, фигуры. 14. Устраивайте соревнования на скорость решения задач и со взрослыми.Не бойтесь, что ваш авторитет при этом пострадает. 15, 16 и т. д. -- это те правила, которые вы... найдете сами, чтобыигра стала еще увлекательнее. Желаем вам успеха! --------

* "Сложи узор (СУ)" *

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубикаокрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- идаже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминаютконтуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Вигре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор изкубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунокузора, который они образуют. И наконец, третье -- придумывать новые узоры из9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческуюработу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и поформе (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложностьзаданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу,этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякойинтеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Как изготовить игру

Приготовьте 16 деревянных кубиков размером 30Х30Х30 мм (можно 35 и 40мм). Если они оклеены бумагой, то удалите ее. Наиболее удобны наборы"Кубики-самоделки", специально предназначенные для склеивания или окраски.Цветной бумагой оклейте кубики так, как показано на рисунке (см. с. 30):передняя грань -- белая (на рисунке показана прозрачной), задняя грань --желтая, правая грань -- синяя, левая грань -- красная, верхняя грань --желто-синяя, нижняя грань -- красно-белая (линии раздела идут по диагонали ипараллельны). Кубики можно окрасить масляными красками или нитрокрасками. Такиекубики служат дальше, имеют приятный внешний вид, что для малышей тоже небезразлично, особенно если тона красок чистые и совпадают по оттенку сцветом узоров-заданий. Если будете окрашивать кубики сами, то размер их может быть любой --35Х35Х35 мм и 40х40х40 мм. Для кубиков надо подобрать или склеить из картона квадратную коробкуразмером 125Х125Х30 мм, с крышкой. Проследите, чтобы кубики входили в неесвободно. В такой коробке не только удобно хранить кубики, но и складыватьузоры серии В до натуральной величины, чтобы кубиками можно было закрыватьузор. Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плотной бумаги снаклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающимисерию. Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то из каждойсерии можно сделать книжку-гармошку. Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можнодавать малышам начиная с 1 -- 1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно,но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных гранейк двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) -- резкий скачок в уровнесложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но содноцветными гранями, узоры из которых складывать проще. На рисунках (с. 36 -- 40) вы можете выбрать эту последовательность,зная возможности своего ребенка по предыдущим играм. На этих рисункахузоры-задания приведены в уменьшенном масштабе. По этим рисункам можноустановить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можноотмечать те задания, с которы ми малыш уже справляется, и видеть те, что еще"не покорились" ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров:"цветок", "пила", "лодка", но не обязательно сразу сообщать их ребенку. Сцелью развития воображения ребенка можно показать узор-задание, сложить узориз кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Детинередко предпочитают свои "имена".

Мы начинаем играть

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.