Сделай Сам Свою Работу на 5

Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок





Очень часто, желая что-то внушить ребенку, упорно и навязчиво повторяютему одно и то же. Нет лучшего способа добиться прямо противоположногорезультата. И наоборот: запрет, недоступность всегда вызывают интерес ижелание узнать, что это такое. Эту закономерность обязательно надоиспользовать в общении с ребятами. И в играх -- тоже. Вечер. Вы выбрали полчаса, чтобы поиграть с дочкой. А она занята куклой-- у нее "гости". -- Наташа, давай поиграем! -- Папочка, я делаю пирог. -- Да что ты все с куклами и с куклами? У меня времени немного есть --давай из кубиков узоры сложим, -- Ну, папа, я немного еще поиграю. Потом! -- А позже я не смогу. Ну-ка быстренько ко мне, а куклы твои подождут! Как неохотно дочка идет к вам, мысли ее заняты совсем не кубиками, онаоглядывается на кукол... -- Ну-ну, не отвлекайся, смотри вот сюда на узор... И Наташа смотрит на кубики уже с неприязнью -- ведь они оторвали ее отигры. Вряд ли ей захочется заниматься ими в другой раз. А вот другая картина. Воскресенье. Вся семья дома, хорошо выспались,позавтракали не торопясь. Дочка помогает маме убрать посуду. Скоро онаосвободится, и... чем бы заняться? -- Светик, а я тебе сделал новые кубики, -- говорит папа, -- особенные,цветные, ты таких еще не видела. Показать? -- У папы такой тон, что и непоймешь, то ли он собирается их показать, то ли нет. Жаль, если не покажет,ведь новые и наверно интересные. -- Показать, показать! Я уже убрала посуду. -- Только это не простые кубики. Они задачки задают, и довольнотрудные. Не знаю, сумеешь ли ты решить! -- Сумею, сумею! -- уверяет дочка. Она нисколько не сомневается в том,что это так. -- А может быть, пока отложим? Ты подрастешь, поумнеешь и тогда легко сними справишься. Задач там, наверное, целая сотня, надолго хватит. -- Нет, сейчас! Нет, сейчас! -- Света заинтригована, подпрыгивает отнетерпения, кубики в ее воображении стали совсем соблазнительными. И для поддержания такого интереса в дальнейшем нельзя развивающие игрыпревращать в обычные, всегда доступные игрушки. Сделали вы кубики для игры"Уникуб", поиграли с малышом и... оставили на полу вместе с другимиигрушками. Хочешь -- бери, не хочешь -- не надо, можно их смешать с другимикубиками и пустить в "строительство", а можно "подфутболить" под шкаф илипод диван, так что и не достать сразу. Не доводите до этого! Такое обращениес игрой быстро сделает ее непригодной, потому что кубики иликарточки-задания неизбежно будут теряться, а тогда уже не все задания можнобудет выполнять полностью. Но это еще полбеды -- недостающие кубики илирисунки можно восстановить. Беда в другом: игра становится доступной,привычной и теряет свою привлекательность. Вот почему после игры надо всеаккуратно уложить и поставить на место, недоступное для ребенка, но все-такитакое, чтобы игра была видна самому малышу. У детей ведь очень многоезависит от чистой случайности: попалась на глаза вещь -- захотелось взять еепоиграть, а не попадется -- может надолго забыть о ней. Когда ребенок начнет играть самостоятельно, без взрослых, т. е. когдаинтерес к развивающим играм разовьется и укрепится, тогда можно найти вместес малышом другое место, доступное для него, и поручить ему следить запорядком в играх, брать их, когда захочется, приглашать поиграть другихребят. Но при этом, конечно, следует время от времени проверять порядок. Дляэтого надо просто поиграть с детьми. И игра сама покажет, как он справляетсясо своими обязанностями.

С какой игры начинать?





Это тоже важный вопрос, но здесь никак не может быть однозначногоответа. Пожалуй, папе или маме сначала лучше всего посмотреть все игрыподряд, попробовать поиграть самому, чтобы иметь представление о каждой изних и сопоставить с возможностями и уровнем развития своего ребенка. Нельзябрать для начала слишком трудные задания, они могут отпугнуть малыша, итогда сразу может все усложниться. Лучше начать с заведомо более легких,которые ему явно под силу. И в первый раз даже закончить, не доходя дотрудных и непосильных заданий. Тут, конечно, надо учитывать характер итемперамент ребенка. И все-таки, если речь идет о малыше 1 -- 3 лет, пожалуй, лучше начать сигры "Сложи узор". Тут можно дать и такие простые (для нас, взрослых)задания, например: "Найди, где у кубика белая грань? Где синяя? Где желтая?" Если вы рассчитываете, что малыш сможет открыть крышку коробки скубиками, задайте вопрос: "А сумеет ли Ваня открыть крышку у новой коробки?"И если это ему удалось, то следом другой вопрос: "Как же достать кубик изкоробки?", ведь все 16 кубиков лежат плотно и пальчик между ними непросунешь, это тоже задача для малыша. Если он видел, как это делали раньшестаршие, он немедленно скопирует их способ, а если не видел? Тогда для негоэто настоящая проблема. А какая трудная задача, например, отыскать красную грань у кубика, есливсе пять остальных граней окрашены иначе! Сколько раз придется перевернутьэтот кубик в руках? А уложить кубики опять в коробку, особенно последние 2-- 3? Как это трудно -- если бы вы, взрослые, знали! Вы берете, самискладываете кубики и совершенно не думаете о том, что для вас это "истинавсем известная", а для малышей на определенном уровне развития этоопять-таки целая творческая задача, на решение которой уходит иногда не одини не два дня! После того как освоены первые задания игры "Сложи узор", черезнеделю-другую можно ввести в строй следующую игру -- "Рамки и вкладышиМонтессори", а затем постепенно вводить "Уникуб", "Кубики для всех", "Сложиквадрат", "Обезьянка", "Точечки", "Внимание", "Кирпичики", "КБСАМ" -- именнов этой последовательности и даны игры в книге. Этот порядок лишьориентировочный, и его можно изменять применительно к возрасту, уровнюразвития ребенка.

По воле "волн"



Сколько же новых игр давать сразу? И как их вводить? Ведь игр много,надо их как-то сочетать одну с другой. Здесь опять нельзя дать жесткихрекомендаций. К этим вопросам надо подходить творчески, имея в виду главнуюцель -- успешное развитие малыша, рост его способностей -- и помня, что иградолжна приносить радость. Конечно, неразумно давать ребенку сразу много новых игр. Избытокнемедленно ведет к их обесцениванию. Лучше вводить их постепенно и в "нужныймомент". Дети переживают свои увлечения периодами, обычно исчисляемыми днями,неделями и реже месяцами. Особенно хорошо это видно в школе. Если упятиклассников появились бумажные голуби, то эта "болезнь" захватитпостепенно все пятые классы. Голубей делают на уроках, на переменах.Голубиная "болезнь" достигает наибольшей высоты, а потом начинает спадать,то ли потому, что "выдохлась", то ли потому, что ее стала вытеснять новаяигра -- "морской бой". Интерес к развивающим играм подчинен закону "волны". И игру "Сложиузор" малыши вспоминают сначала каждый день, а потом все реже и реже, поканаконец совсем не оставят, натолкнувшись на "непреодолимые" пока узоры. Ненадо настаивать на продолжении игры. Ведь невозможно справиться со всемизаданиями игры за неделю или за месяц, рассчитанными на несколько лет.Поэтому "забывайте" иногда игру вместе с малышом. Пусть пройдет недели двеили даже месяц. В это время может подняться "на волне" другая игра. Но когдамалыш, забыв об игре, снова возвращается к ней, она приобретает прелестьпочти новой. И теперь "непреодолимые" прежде узоры могут быть играючипреодолены, пока на пути не встретятся новые трудности, новые барьеры. Такоепериодическое "остывание" детей к своему увлечению -- явление естественное,с ним надо считаться и использовать для введения одной из следующих игр. А можно ли в один день играть подряд в две или даже в три развивающихигры? Конечно, можно, но только, чтобы минимум две из них были уже малышухорошо известны и чтобы у него было настроение за них браться. Это условиенадо соблюдать всегда. Не следует только ставить такую цель: "играть 10минут" или "играть 5 минут". Такая установка может убить все живое. Играпревратится в 5 -- 10-минутную "отсидку". Пусть ребенок играет, сколькохочет, и пусть ему никто не делает замечаний, если он принес "Уникуб" через5 минут, сложив только одно задание У-35, или просидит над сложнойдвусторонней шахматной доской У-46 целый час. Зато он закончит дело --сложит то задание, которое давно собирался сделать. Когда в ходу несколько игр (2 -- 3), то лучше, если они различны посвоему характеру. В одной, например, малыш складывает кубики, а в другойрисует цветными карандашами. В результате смены деятельности дети не знаютни усталости, ни скуки.

Метод "ледокола", или шаг назад -- два шага вперед

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.