Сделай Сам Свою Работу на 5

ЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА С ИСКУССТВЕННОЙ ЭМУЛЬСИЕЙ





Яичная краска этого состава принадлежит к более плотным темперам, и потому тон ее, особенно при значительном содер­жании в ее составе масел и смол, отличается от тона фре­ски.

Все виды этой темперы, применяющиеся в станковой жи­вописи, вполне пригодны и для стен, но все они закрывают поры стен в значительно большей мере, чем темпера, связующим веществом которой служит один желток. Закрепление ее идет быстрым темпом, если в состав ее вводятся быстро высыхаю­щие масла, что очень выгодно в стенной живописи.

При пользовании белой штукатуркой необходимо осторожно начинать живопись в темных местах, чтобы не быть в затруд­нении в том случае, если придется осветлять тон.

Очень практична темпера такого состава:

 

Яйца (желток и белок)................................................................................................ 1 объем

Вареного масла.......................................................................................................... 1/2 объема

Уксуса........................................................................................................................... 1/2 объема

 

Если краски расходуются в тот же день после их приготов­ления, то вместо уксуса можно ввести в эмульсию чистую отварную воду. Уксус можно заменить также спиртом, денатура­том, взятым в количестве 1/4объема яйца в соединении с рав­ным количеством воды, но тогда в яйцо, чтобы оно не свернулось, предварительно вводится 1 грамм двууглекислой (питьевой) соды.



Темпера с большим количеством масла или лака имеет более тяжелый тон и потому прямое назначение ее — станковая живо­пись, в которой она раскрывается лаком.

 

КАЗЕИНОВАЯ ТЕМПЕРА

 

Темпера с эмульсией на казеине представляет собой прекрас­ный материал для стенной живописи.

Для росписи стен пользуются казеиновой темперой различ­ного состава, причем темпера, содержащая меньшее количество масел и смол, является наиболее отвечающей делу, как имею­щая более легкий, воздушный тон и менее препятствующая ды­ханию стен.

При составлении казеиновой темперы пользуются тем же казеиновым раствором, который идет и на приготовление эмуль­сии для станковой темперы, для чего на 50 граммов казеина берут 20 граммов буры или 5 граммов соды, или такое же ко­личество углекислого аммония и 280 кубических сантиметров воды. Приготовленный таким образом сиропообразный раствор казеина может эмульгировать равное себе по объему количество масла, но в таком виде темпера получает значительную плот­ность, хотя и меньшую, чем яичная темпера, приготовленная в тех же пропорциях, так как в казеиновой темпере отсутствует яичное масло, заключающееся в яичном желтке. При желании придать краскам казеиновой темперы большую легкость в эмуль­сию вводят в меньшем количестве масло или же поступают таким образом: на 1 объем казеинового раствора берут 1—2/3 объема масла и составленную при этом эмульсию до смешения с нею красок разводят водой, подобно приведенной выше яичной эмульсии.



Казеин, подобно яичному белку, образует с едкой известью нерастворимое водою соединение. Кроме того, так как казеино­вая эмульсия не содержит в своем составе яичного масла, мед­ленно затвердевающего, то темпера эта закрепляется быстрее яичной темперы и так же скоро становится нерастворимой водою на поверхности всякого материала.

Казеиновая темпера имеет большую клеящую силу и спо­собность крепко связываться с поверхностью материала, на ко­торый наносится, поэтому она требует плотного грунта и креп­кой штукатурки, так как в противном случае может сорвать ее поверхность.

Ко всему сказанному о темперных красках необходимо пов­торить следующее.

Каким бы составом темперы ни пользовался художник для живописи на стенах, он всегда должен применять в дело толь­ко свежеприготовленные темперные краски, сделанные им са­мим из материалов, известных ему.



 

ПОДГОТОВКА СТЕН

 

Базой для темперы на стенах может служить обыкновенная известковая штукатурка, если она прочна и находится в хоро­шем состоянии, причем не имеет на себе какой-либо окраски. В том случае, если штукатурка покрыта краской или побелена известью, их необходимо удалить дочиста. Краску, снимающу­юся с трудом, срезывают с верхним слоем штукатурки, перети­рают ее и только после этого приступают к подготовке стены под живопись. Еще лучше пользоваться для живописи темпе­рой, специально нанесенной штукатуркой.

При нанесении этой новой известковой штукатурки следует пользоваться теми же известковыми растворами, которые упот­ребляются во фресковой живописи, если преследуется цель получить прочную базу для живописи.

Так как белый грунт очень выгоден для живописи темперой на стенах, то при желании лучшим образом использовать эту технику наносят штукатурки специального состава. Штукатур­ки этого рода составляются из двух слоев. Первый из них со­стоит из крупного песка и извести, второй же, по толщине своей подобный фресковой накладке, составляется различным образом. Иногда для этого песок заменяется в известковом растворе тол­ченым мрамором, пропущенным через тонкое сито (не больше 48 отверстий на 1 линейный дюйм), или же на 1 часть извести берется 2 части алебастра; наконец один алебастр смешивается с толченым мрамором. Стены часто таким образом подготавли­ваются в Италии, причем обладают безукоризненной белизной и гладкой поверхностью. Гладкая поверхность штукатурки вы­годна в том отношении, что пыль и копоть не так легко внед­ряются в поры живописи и легко снимаются с нее без всякого ущерба для ее росписи.

Цементные штукатурки обрабатываются под темперу теми же способами, которые указаны для обработки их под масляную живопись.

Так или иначе оштукатуренные стены для придачи штука­турке однородной плотности подвергаются проклейке. Для этого пользуются или снятым молоком в чистом виде, наносимым кистью один или два раза на поверхность штукатурки, смотря по ее плотности, или же снятым молоком в соединении с извест­ковым молоком; в последнем случае на 10 частей первого берет­ся 5 частей второго. Иногда для той же цели штукатурку про­ходят жидким раствором скипидарного лака. Обработав одним из приведенных способов штукатурку, приступают к живописи.

Ввиду того, что художнику у нас часто приходится писать на стенах, оштукатуренных не специально для живописи, а са­мым обыкновенным простым способом, как то практикуется все­гда и всюду, то, чтобы не рисковать сохранностью своего про­изведения, ему следует выполнять его не непосредственно на штукатурке, которая обычно с течением времени покрывается трещинами, а на холсте, который или наклеивается на стену до начала живописи, или же после выполнения ее и окончания в мастерской.

И первый и второй способы исполнения стенной живописи темперой вполне рациональны, различие же между этими двумя подходами к делу заключается лишь в том, что художник, вы­полняющий свое произведение на холсте, наклеенном на стену, работает как бы на самой стене, что несомненно выгодно отра­жается на художественном выполнении живописи; тот же, кото­рый начинает и заканчивает ее на холсте в мастерской, может легко ошибиться и не рассчитать эффекта своего произведения по отношению к расстоянию его от зрителя или по отношению к освещению места, где находится его живопись.

Живопись темперой, исполненная на холсте, прикрепленном к штукатурке, обладает большой прочностью и при надобности может быть снята со стены или потолка и перенесена в любое место, вот почему необходимо пользоваться для этой цели хо­рошей, прочной льняной или пеньковой мелкозернистой тканью, покрываемой тонким слоем яичного или казеинового эмульсион­ного грунта с небольшим содержанием масла.

В качестве клея для наклейки холста на стены и потолок следует пользоваться клейстером из ржаной муки, в который для усиления прилипания холста к штукатурке вводятся кани­фоль и щелочь, растворяющая канифоль, увеличивающая клея­щую силу ржаной муки и вместе с тем консервирующая засох­ший клейстер.

Один из рецептов клейстера будет таков:

 

Ржаной просеянной муки................................................................................ 250 граммов

Воды к ней........................................................................................................ 1,500 литра

Канифоли............................................................................................................... 50 граммов

Едкого натра......................................................................................................... 32 грамма

Воды к нему........................................................................................................ 350 куб. см.

 

Все, данное в рецепте, варится на огне до обращения в клей­стер.

Можно пользоваться также достаточно густым клейстером из ржаной муки, которого берется 100 весовых частей, и добав­лять к нему от 20 до 40 частей обыкновенного бальзама-тер­пентина, называемого у нас «живицей».

Образцами темперной живописи, выполненной таким обра­зом на стенах московского Казанского вокзала и на потолках гостиницы «Москва», являются произведения крупнейшего со­ветского художника-монументалиста Е. Е. Лансере.


ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.