Сделай Сам Свою Работу на 5

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГРУНТА И ИХ ГРУНТОВКА





МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГРУНТА

МЕТАЛЛЫ

 

Употребление металлов в живописи (почти исключительно масляной) основано на их прочности. С этой стороны, они дей­ствительно превосходят холст, дерево и пр., но зато имеют и свои специальные недостатки, а именно: 1) под влиянием тепла и холода металлы расширяются и сжимаются более, нежели грунт и живопись, что ведет, при утрате последними эластич­ности, к образованию трещин и осыпанию красок с поверхности металлов; 2) поверхность металлов плохо связывается с масля­ным грунтом и масляными красками ввиду непроницаемости металлов для масла.

Подготовка к живописи металлов, если цвет их приемлем для живописца, может ограничиться придачей их поверхности однообразной шероховатости, что достигается механическим или химическим путем.

Работая на металлах, необходимо строго придерживаться правильного нанесения слоев масляных красок и особенно сле­дить за тем, чтобы нижние слои их не содержали в себе из­лишка масла и были хорошо просушены до нанесения верхних слоев красок, так как в противном случае появление трещин в слоях живописи неизбежно.



Каждый из металлов имеет свои особенности.

Цинк более других металлов расширяется и сжимается под влиянием колебаний температуры, почему краски держатся на нем менее прочно, нежели на других металлах. Свинцовые и медные краски (масляные) быстро чернеют на цинке и отскаки­вают от его поверхности. На цинке хорошо писать красками с растворимым стеклом (и красками Кейма), которые хорошо связываются с цинком и прочно держатся на нем.

Медь сильно окисляется, причем окрашенный в синий цвет медный окисел ее может, так или иначе, влиять на живопись. Тем не менее, живопись начала XVIII столетия, исполненная на медных пластинках, сохранилась во многих случаях хо­рошо.

Свинец быстро окисляется, притом тяжел и мягок.

Олово окисляется с трудом и потому весьма пригодно для живописи, почему и применялось для этой цели уже в XVII столетии, причем ввиду своей мягкости всегда с подкладкой де­рева, железа и пр.

Железо (в листах), которым так много пользуются из-за его дешевизны при выполнении вывесок, окисляется очень силь­но и быстро, покрываясь ржавчиной — водной окисью железа. Последняя, появившись на железе, распространяется на нем весьма быстро, даже в сухом воздухе, так как заключает в себе самой влагу и гигроскопична, почему действует беспрерывно. Появившись в трещинах краски, она продолжает развиваться и под краской. Ввиду сказанного железо является материалом, мало пригодным для живописи.



Алюминий покрывается на воздухе бесцветным окислом, который не оказывает дурного влияния на масляную краску; кроме того, живопись ложится на его поверхность хорошо и крепко держится на ней и при колебаниях температуры.

Золото употребляется в виде листовой позолоты, имею­щей ничтожную толщину, а потому имеет лишь оптическое зна­чение в живописи, где своим просвечиванием в тонких слоях краски придает последним особую теплоту тона.

ДЕРЕВО

 

Дерево употребляется в виде досок, цельных или склеенных из кусков. Каждая страна пользуется своей породой дерева. Таким образом, все почти породы дерева могут быть подготов­лены для живописи: дуб, тополь, каштан, сосна, кедр, клен, ки­парис, груша, береза, ольха и липа. У нас особенно популярны березовые, ольховые и липовые доски.

Если дерево сухо, без сучков, смолы, клея и красильных веществ, то на нем хорошо ложатся грунт и краска. Но и впол­не выдержанное дерево при неблагоприятных условиях имеет наклонность к искривлениям, раскалыванию и растрескиванию; кроме того, оно может быть источено червями. Высыхание дере­ва сопряжено с физическими и химическими процессами, которые, так или иначе, отражаются на живописи.



Подготовка дерева под живопись довольно сложна. Суще­ствует много способов ее. По способу Чорча она ведется таким образом.

Отшлифованную сухую доску держат некоторое время в го­рячей воде и затем, вынув из воды, нагревают до 50°, чтобы выпарить из нее воду. Этим способом, применявшимся в стари­ну, извлекаются из дерева растворимые части, а также сверты­ваются белковые вещества (растительная белковина), с которых обыкновенно и начинается порча дерева. По высыхании доску смачивают сулемой, растворенной в спирту, которая прекращает жизнь микроскопических организмов, вредящих дереву. Затем доска снова шлифуется и начинается ее грунтовка. Доска покры­вается свинцовыми белилами с копаловым лаком и небольшим количеством марганцового сикатива. По высыхании этого слоя наносится второй, из свинцовых белил и вареного масла, при­чем перед каждым слоем грунтовка шлифуется. Последний слой грунта делается цинковыми белилами с вареным маслом. Обе стороны доски подвергаются одинаковой обработке (за исклю­чением шлифовки), так как в противном случае непокрытая сторона дерева теряет воду и некоторые составные части веще­ства дерева под влиянием окисления, почему и уменьшается в объеме и искривляется.

Но более рационален клеевой грунт, обыкновенно применяв­шийся в старину.

При смолистом дереве, во избежание проникания смолы в слои грунта и живописи, доску до грунтовки покрывают раство­ром шеллака в спирту или целлулоида в ацетоне. Хорошо так­же предварительно наклеивать на доску редкий холст, который придает грунту прочность.

КАРТОН

 

Вторговле имеется тряпичный картон серого цвета и древес­ный светло-желтого цвета. Первый из них, благодаря своему происхождению, обладает плотностью и эластичностью, второй же — ломок и рыхл.

Хороший прессованный тряпичный картон при соответствую­щем грунте с успехом может заменить дерево. Картон служит для масляной живописи и темперы, причем в первом случае можно пользоваться им и без всякой подготовки, во втором же случае картон должен быть, по меньшей мере, проклеен, иначе получится рыхлая темпера, сильно изменяющаяся в тоне при высыхании.

Грунтовать картон необходимо с двух сторон во избежание его искривления. Кроме того, его следует прикреплять к под­рамнику. Иногда на картон наклеивается холст.

 

ЛИНОЛЕУМ

 

Линолеум состоит из ткани, покрытой толстым слоем смеси из вареного льняного масла и измельченной в муку пробки. Он приготовляется в различных размерах с поверхностью более или менее зернистой и имеет обыкновенно коричневый цвет.

Линолеум предложен для живописи Оствальдом, по мнению которого он является весьма отвечающим делу, так как по свое­му химическому составу близок масляному слою красок, а пото­му и его физические свойства близки последнему своим коэффициентом расширения и пр., что не может не отражаться выгод­но на слое масляных красок.

Полагают, что линолеум очень пригоден для декоративной масляной живописи, если прикреплять его или непосредственно к стене, или же к металлической рамке, вставленной в стену таким образом, чтобы линолеум не прикасался к стене.

Роспись херсонесского храма в Севастополе исполнена И. Кор­зухиным на линолеуме, который прикреплен к стене.

СТЕКЛО

 

Стекло служит для масляной транспарантной живописи, ко­торою иногда заменяют живопись по стеклу с обжигом. Для означенной цели пользуются толстым зеркальным стеклом, одна из сторон которого делается матовой.

Живопись производится по матовой поверхности стекла ма­сляными красками и именно теми из них, которые имеют боль­шую прозрачность. К краскам примешивают скипидарный лак, а также глютень, которые содействуют лучшему разложению красок на поверхности стекла.

ХОЛСТ

 

Популярность холста в живописи связана с его сравнитель­ной дешевизною, легкостью и портативностью. Но наряду с эти­ми крупными преимуществами перед другими материалами холст имеет и свои серьезные недостатки: он легко разрываем и об­ратная сторона его доступна действию сырости и газов. Уже давно было замечено, что живопись в старых картинах в местах, прикрытых с обратной стороны деревом подрамника, сохрани­лась несравненно лучше, чем в местах, ничем не защищен­ных.

В результате ряда исследований установлено, что грунтован­ный холст содержит значительное количество воды, около 5% своего веса, но количество это не является постоянным, а из­меняется в зависимости от состояния атмосферы. Ткань холста при изменении степени влажности ее то сжимается, то расши­ряется, находясь, таким образом, в постоянном движении, при котором натяжение и растяжение ниток холста не одинаковы в направлении кромки и основы. Эти постоянные движения ниток холста расшатывают слой грунта и живописи и являются при­чиной образования трещин и осыпания грунта и живописи.

Для грунта пользуются льняной, пеньковой, бумажной и джутовой тканями, из которых лучшими нужно считать льня­ную и пеньковую. Грунтуемая ткань должна быть плотною, с ниткой однородной толщины, лишенной узлов и других неров­ностей. Перед нанесением грунта ткань должна быть промыта и освобождена от аппретуры. Скважность ткани устраняется хорошей грунтовкой.

Старый, истлевший или так или иначе поврежденный холст может быть укреплен другим холстом, подклеенным к нему (что называется «дублировкой» холста), или же живопись может быть переведена на новый холст.

Для защиты живописи с изнанки холста предложен целый ряд средств.

1) Грунтованный холст до живописи пропитывается 5%-ным раствором сулемы или таннина в денатурированном спирте, наносимом кистью на холст (один раз). Оба средства делают клей грунта нерастворимым и предохраняют изнанку холста от плесени и микроорганизмов. По высыхании спирта изнанку холста покрывают свинцовыми белилами, размешанными с крахмальным клейстером.

2) Изнанка холста пропитывается раствором коллодиума с парафином.

3) К изнанке холста подклеивается листовое олово («ста­ниоль», или «фольга») с помощью густого раствора шеллака в спирту. Для лучшего действия станиоль накладывается двойным слоем.

4) Холст наклеивается на металлические доски — латунные и медные — или железные листы из оцинкованного железа и жести раствором шеллака в спирту или янтарным масляным лаком.

5) Изнанка холста обрабатывается 4%-ным раствором формалина, который делает животный клей в воде нераствори­мым.

6) Изнанка холста покрывается клейстером с венецианским терпентином.

7) Петтенкофер для той же цели рекомендует копайский бальзам и вареное масло[69].

Помимо названных мер, некоторые исследователи находят необходимым, чтобы масляная живопись по окончании процесса ее первого высыхания (через 3 — 5 лет) ставилась под стекло, так как только при этих условиях она может быть обеспечена от вредного действия воздуха, сырости, пыли и механических воздействий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.