Сделай Сам Свою Работу на 5

Что означает суверенность Божья в деле спасения людей





У Бога разные отношения с разными людьми.

Он милует одних, и ожесточает других. Когда здесь о Боге сказано, что Он ожесточает некоторых сынов человеческих, мы не должны это понимать, что Бог каким-либо образом, активно ожесточает людские сердца. Со стороны Бога в отношении этого нет никаких активных действий [то есть, Бог не проявляет активности в ожесточении сердца], как бы применяя в какой-либо мере силу в том, чтобы ожесточить сердце. Предположить подобное означало бы сделать Бога непосредственным автором греха.
О Боге сказано, что Он ожесточает людей двумя путями: посредством удержания мощного влияния Его Духа, без которого их сердца остаются ожесточенными, становясь всё тверже и тверже. В этом смысле, Он ожесточает их, позволяя им ожесточаться. И опять, Он ожесточает людей, определяя это в Своём провидении, что, по причине злоупотребления людьми их развращённостью, становится причиной их ожесточения. Таким образом, Бог посылает Своё Слово и постановления людям, которые, нарушая их, доказывают собственное ожесточение. Потому апостол сказал, что для некоторых он был «запах смертоносный на смерть».



 

Основание для Его разного отношения к человечеству; а именно: Его суверенная воля и желание.

«Кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает». Это не означает, просто, что Бог никогда не проявляет милости, или, против Своей воли, отказывается её проявлять; или что Он всегда вынужден так поступать, проявляя её. Добровольный подчиненный или слуга, подчиняясь повелениям господина, возможно никогда не делает ничего против своей воли, кроме того, что он может делать доброхотно и с удовольствием. И всё же, о нём (слуге) нельзя сказать, что он делает всё, что хочет, в том смысле, в каком говорит об этом текст. Но этот текст подразумевает, что именно воля Божья и Его суверенное желание во всей полноте являются причиной Его отношения к человеку. Это – Божественная воля, которую невозможно сдержать, принудить или обязать.
Доктрина. Бог проявляет Свою суверенность в вечном спасении людей.
Он не только суверенен, но у Него есть суверенное право распоряжаться и управлять этим делом. Он, если Ему угодно, не только может поступать суверенно, но именно так и поступает, и никто не может обвинить Его в превышении полномочий. Он пользуется правом, которым располагает. В дальнейшей беседе я собираюсь рассмотреть:



Что такое Божья суверенность?

Что подразумевает Божья суверенность в спасении людей?

Бог действительно проявляет Свою суверенность в этом деле.

Причины для проявления Богом Его суверенности.

Что такое Божья суверенность?

Суверенностью Божьей является Его абсолютное, независимое право распоряжаться всем творением в соответствии со Своей волей. Я буду рассматривать это определение часть за частью.
Воля Божья названа Его желанием...
1. В противоположность какому-либо принуждению. Люди могут совершать что-либо добровольно, и всё же, в этом в определенной степени может иметь место принуждение. Можно сказать, что человек совершил что-либо добровольно, то есть, что он сам совершил это; и, приняв всё во внимание, он может избрать сделать это; всё же, он может делать это из страха, а само занятие покажется утомительным для него, и совершенно противоположным его склонности. Таким образом, когда люди совершают что-либо, о них нельзя сказать, что они делают это в соответствии со своей собственной волей.
2. В противоположность подчинению воле другого. Слуга может исполнять повеления своего господина, делая это доброхотно и с радостью, находя удовлетворение в исполнении воли своего господина; и всё же, поступая так, он не делает это по своему собственному желанию. Святые исполняют волю Божью не по принуждению. Они избирают исполнять её, это их пища и питие. Всё же, они делают это не просто по своему желанию или независимой ни от кого воле, потому что их воля находится в повиновении верховной воле.
3. В противоположность какому-либо обязательству. Человек может с радостью выполнять то, что он обязан делать, однако о нём нельзя сказать, что он делает это по своей воле и желанию. Тот, кто действует исходя из своего собственного желания, находится в полной свободе; однако же, находящийся под каким-либо обязательством, не свободен, но связан обязательством. Таким образом, Божья суверенность предполагает, что Он имеет право распоряжаться всем Своим творением в соответствии со Своим желанием в том смысле, как это было объяснено. И Его право является абсолютным и независимым.
Люди могут иметь право распоряжаться некоторыми вещами по своему желанию. Однако их право не является абсолютным, но имеет свои пределы и ограничения. Они имеют право распоряжаться своим собственным имуществом так, как им угодно, при условии, если их действия не противоречат законам страны, которым они подчинены, или закону Божьему. Право людей распоряжаться своими вещами в соответствии со своей волей не является абсолютным, поскольку оно не является независимым. Они не располагают независимым правом в отношении того, что имеют, но в некоторых вопросах их право зависит от общества, которому они принадлежат; кроме этого, они во всём зависят от Бога. Всеми правами в отношении чего-либо, их наделяет Бог. Однако, суверенность Божья означает то, что Он располагает абсолютным, неограниченным, и независимым правом распоряжаться Своим творением в соответствии со Своей волей. Я предлагаю выяснить,



 

Что означает суверенность Божья в деле спасения людей

Суверенность Божья в деле спасения людей означает то, что Бог может либо наделить спасением любого из сынов человеческих, либо лишить спасения, без ущерба для славы какого-либо из Его атрибутов, исключая то, когда Ему было угодно провозгласить, что Он совершит, или не совершит это. Исходя из вышесказанного, нельзя сказать с абсолютной уверенностью, что Бог может, безо всякого ущерба для славы любого из Его атрибутов, подарить спасение любому из сынов человеческих, или отказать им в этом; потому что, в отношении одних, Богу было угодно провозгласить, что Он либо подарит им спасение, либо не сделает этого, и таким образом взять на Себя обязательство за Свои слова. И, в отношении (хотя бы) некоторых, Ему было угодно провозгласить, что Он никогда не подарит им спасения; например, тем, кто согрешил против Духа Святого. Поэтому, как мы видим в этом случае, на Нём лежит ответственность; Он не может подарить спасение в одном случае, или переменить Своё решение в другом, без ущерба для чести Его истины. Однако Бог проявил Свою суверенность в провозглашении Своей воли. Бог не был обязан обещать, что Он спасёт всех, кто уверует во Христа; точно так же, как и не был обязан провозглашать, что согрешившие против Святого Духа никогда не будут прощены. Однако Ему угодно было это провозгласить. И это совсем не означает, что Богу было угодно обязать Себя в этих вопросах, поскольку Он всё ещё может дарить спасение, или отказывать в этом, без ущерба для какого-либо из Своих атрибутов. Если бы дарование спасения, или отказ в спасении могли заключать в себе и причинить ущерб какому-либо из Его атрибутов, тогда Бог не мог бы поступать в этом деле абсолютно суверенно. Потому что в этом случае Его действия перестают быть независимым проявлением Его воли. Они перестают быть делом абсолютной свободы, и становятся делом необходимости или обязательства. Потому что Бог не может совершить что-то в ущерб какому-либо из Своих атрибутов, если это что-то само по себе не является превосходным и славным. Поэтому,
1. Бог может, без ущерба для славы любого из Его атрибутов, дарить спасение любому из сынов человеческих, исключая тех, кто согрешил против Святого Духа. Так было, когда совершилось грехопадение, и до того, как Бог установил Своё предвечное намерение и план спасения людей посредством Иисуса Христа. Для ангелов это, наверное, казалось в наивысшей мере несовместимым со славой божественных атрибутов – спасать кого-либо из падших сынов человеческих, каковыми они (сыны человеческие) были сами по себе. Это никогда не осуществилось бы, если бы Бог не замыслил способ, который бы соответствовал славе Его святости, величия, справедливости и истины.
Но поскольку Бог в Евангелии открыл, что нет ничего невозможного для Него, нет ничего, что было бы за пределами достижения Его силы, мудрости и достаточности. И поскольку Христос совершил дело спасения, послушанием исполнив закон – из всего человечества не найдется ни одного, кого Он не мог бы спасти, при этом причинив ущерб какому-либо из Своих атрибутов, кроме тех, кто совершил грех против Святого Духа. В отношении же тех, кого Он мог бы спасти, не вступая в противоречие со своими атрибутами, разве не было Ему угодно объявить, что Он так не сделает? Он не сделал этого не потому, что не мог спасти их в соответствии со Своим правосудием и законом, и не потому что Его атрибут милости оказался недостаточно великим, или Кровь Христа не могла очистить их от этого греха. Однако Ему в мудром ведении было угодно провозгласить, что этот грех (против Святого Духа – прим. пер.) не будет прощён «ни в сём веке, ни в будущем».
И по этой причине спасение подобных грешников (согрешивших против Святого Духа) противоречит истине Божьей. Но, с другой стороны, нет такого грешника, пусть он будет самым грешным, которого Бог не может спасти, причинив ущерб какому-либо из Его атрибутов; пусть он будет убийцей, прелюбодеем, или лжесвидетелем, или идолослужителем, или хулителем – Бог, если Ему угодно, может спасти его, при этом ни в коей мере не причинив вреда Своей славе. Хотя люди могут грешить уже долгое время, быть упорными, тысячи раз совершать гнусные грехи, даже до такой степени, пока не погрязнут в грехе, совершив тяжкие грехи, - пусть эти грехи будут самыми тяжкими; если они так грешили средь бела дня; если они были отступниками, согрешив против столь многих и строгих предупреждений и усилий Духа, и милостей Его провидения, - хотя таковые находятся в большей опасности, чем другие грешники, Бог, если Ему угодно, всё же может спасти их ради Христа, при этом не причинив ущерба ни одному из Своих атрибутов. Он может проявить милость к тем, кому Он её проявит. Если Ему угодно, Он проявит милость к наибольшему из грешников, и слава ни одного из Его атрибутов ничуть не затмится. Точно так же дело обстоит с достаточностью умилостивления (Божьего правосудия – прим. пер.) и праведностью Христовой, так что ни один из Божественных атрибутов не стоит на пути спасения любого грешника. Таким образом, слава ни одного из атрибутов совершенно не страдает в результате спасения Христом некоторых из числа распинавших Его.
2. Бог может спасти любого из них без малейшего ущерба для чести Своей святости. Бог – безгранично святая Личность. Перед Его взором нечисты даже небеса. Его чистым очам несвойственно смотреть на зло и нечестие. И если бы Бог мог каким-либо образом мириться с грехом, и не проявлять никаких признаков Своей ненависти к нему и недовольства грехом – это причинило бы ущерб Его святости. Всё же, Бог может спасти величайшего грешника без малейшего попустительства греху. Если Он спасает того, кто долгое время не отзывался на призыв Евангелия и тяжко грешил; если Он спасает того, кто средь бела дня разбойничал и хулил – Он может сделать это безо всякого попустительства их греховному состоянию, потому что Его ненависть и неприятие к греху уже были проявлены в достаточной мере в страданиях Христа. Достаточным свидетельством Божьего отвращения и ненависти к греху была смерть Христа, вечного Сына Божьего, Который умер ради этого. Ничто другое не может проявить безграничную ненависть Бога к греху более, нежели это. Если бы нечестивый человек был брошен в ад, и ему пришлось претерпеть самые страшные муки, которые когда-либо можно было там претерпеть – это не стало бы большим проявлением Божьего отвращения ко греху, нежели страдания Сына Божьего, которые Он претерпел за грех.
3. Бог может спасти любого из сынов человеческих безо всякого ущерба для чести Его Величества. Если бы люди оскорбили Бога небывалым образом, если бы они проявили невиданное презрение к Его власти – Бог, если Ему угодно, всё же может спасти их, и честь Его Величества от этого нисколько не пострадает. Если бы Бог спасал оскорбивших Его без утоления (Его справедливости – прим. пер.), тогда страдала бы честь Его Величества. Потому что, когда проявляется презрение к бесконечному величеству – страдает Его честь, а презрение ложится тенью на честь Его божественного величия, если ущерб не будет возмещён. Однако страдания Христовы возмещают ущерб во всей полноте. И каким бы великим ни было оскорбление – если такая достопочтенная Личность, как Христос, берёт на Себя миссию Посредника, и страдает вместо обидчика – это во всей полноте возмещает ущерб, причиненный величию Небес величайшим грешником.
4. Бог может спасти любого грешника в полном соответствии со Своей справедливостью. Справедливость Божья требует наказания за грех. Бог является Верховным Судьёй мира, и Он будет судить мир в соответствии с законом справедливости. Судья не имеет права проявлять благосклонность к подсудимому, однако он должен судить справедливо, не отклоняясь ни направо, ни налево. Бог проявляет милость не как Судья, но как Суверенный Господин. И поэтому, когда возникла необходимость в милости для спасения грешников, Богу было необходимо найти решение, как согласовать проявление суверенной милости со строгой справедливостью судьи. И это решение было найдено в страданиях Христа, в которых грех был наказан во всей полноте, удовлетворив всю справедливость суда. Христос достаточно пострадал в наказание за грехи величайшего грешника, который когда-либо жил. Так что Бог, осуществляя Свой суд, может действовать в соответствии со строгим законом справедливости, и всё же оправдать грешника, если он – во Христе. Справедливость не может потребовать за грехи людей страданий более, нежели те, которые претерпела одна из Личностей Троицы – Христос. «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во [время] долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да [явится] Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Римлянам 3:25-26).
5. Бог может спасти любого грешника, без малейшего ущерба для чести Своей истины. Бог сказал, что грех наказывается смертью, что подразумевает не только первую смерть, но и вторую. Бог может спасти величайшего грешника в соответствии со Своей истиной, не подвергая её никакой опасности. Ибо грех наказан в страданиях Христа, в такой же мере, в какой Он является нашим гарантом. Таким образом, законно представляя нас, Он взял на Себя наш грех, и в Своих страданиях понёс наше наказание. Можно возразить словами Бога, Который сказал: «вкусив, смертью умрёшь», - потому что согрешивший должен понести наказание; а поэтому, почему истина Божья не обязывает Его к этому? Я скажу, что слово, сказанное тогда, не ограничивалось им самим, согрешившим лично. Адам, скорее всего, понимал, что его потомство входило в число наказываемых, независимо от того, согрешили они лично, или нет.
6. Однако, Бог может и отказать в спасении любому грешнику, безо всякого ущерба любому из Своих атрибутов. Нет ни одного человека в его естественном, падшем состоянии, которому Бог не мог бы отказать в спасении, при этом никак не повредив Своей славе. Пусть этот плотской человек будет мудрым или глупым, с добрым или ужасным характером, низкого или высокого происхождения, пусть его родители будут злыми или богобоязненными; пусть он будет моральной или аморальной личностью – сколько бы добра он ни сделал, каким бы религиозным он ни был, сколько бы молитв он ни произнёс, и какие бы страдания он ни принял с тем, чтобы спастись; как бы ни был он встревожен или озабочен страхом проклятия, или в каких бы обстоятельствах он ни находился – Бог может отказать ему в спасении без малейшего унижения достоинства любого из Его совершенств. Его слава ни в коем случае ничуть не будет затменена этим.
(а) Бог может отказать в спасении любому плотскому человеку (т.е. невозрождённому – прим. ред.) без какого-либо ущерба для чести Его праведности. Когда Он поступает так – в этом нет никакой несправедливости или нечестности. Нет такого плотского человека среди живущих, каким бы он ни был, которому Бог не может отказать в спасении и бросить его в ад, и при этом Его нельзя будет обвинить в малейшей неправедности и несправедливости. И это ясно, потому что все люди заслужили ад: а поэтому нет никакой несправедливости в том, когда справедливый судья наказывает каждого так, как он заслужил. А поскольку осуждение заслуженно, человек никогда не мог ничего сделать, чтобы снять с себя ответственность, или искупить грех. Он никогда не совершал никаких деяний, на основании которых можно было бы обязать Бога не наказывать его по заслугам.
(б) Бог может отказать в спасении любому необращенному человеку без какого-либо ущерба для чести Своей благости. Грешники иногда готовы успокаивать себя тем, что, хотя их наказание и не будет противоречить Божьей справедливости, оно всё же не будет соответствовать славе Его милости. Они полагают, что это будет бесчестно для милости Божьей – бросить их в ад без жалости и сострадания. Они думают, что это будет очень тяжко и жестоко, и не будет соответствовать безграничной Божьей милости и Его состраданию. Однако, Бог может отказать в спасении любому плотскому человеку без какого-либо принижения Его милости и благости. То, что не противоречит Божьей справедливости, не является противоречивым и Его милости. И, если осуждение на вечные муки является справедливостью, тогда милость должна сама находить себе объект. Они ошибаются относительно природы милости Божьей, полагая, что этот атрибут в некоторой мере противоречит справедливости. Но это не так. Справедливость Божья поясняет милость, как мы видим это в 23 стихе контекста: «дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе».
(в) Это ни в коей мере не может нанести ущерб чести Божьей верности. Ибо Бог никоим образом, ни перед каким плотским человеком не связал Себя обязательством Своего слова наделить его спасением. Люди, в их плотском, невозрождённом состоянии, не являются детьми обетования, но находятся под проклятием закона, чего не было бы, если бы им было дано какое-либо обещание.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.