Сделай Сам Свою Работу на 5

Цель и задачи, объект и предмет интервью





Цель опроса — это один из основных параметров программы, представляющий собой осознанное предвосхищение результата опроса.

Формулировка цели опроса должна представлять собой предельно сжатое, краткое, четкое описание конечного полезного результата, который предполагается получить в данном опросе. Формулировка цели опроса может также включать указание средств(инструментария), при помощи которых возможно достижение данного конечного результата.

Опросы, проводимые для получения результата, имеющего прикладную направленность, часто бывают многоцелевыми. В учебном опросе, как правило, определяется одна основная цель, реализация которой предполагает решение нескольких задач.

Помимо многоцелевых и узконаправленных (одноцелевых) опросов, возможны и такие ситуации, при которых формулируется несколько целей, выделяются промежуточные или предварительные цели. Как правило, это бывает необходимо при проведении многоэтапных опросов по очень сложным, неисследованным проблемам, когда невозможно однозначно определить одну конечную цель исследования или ее определение зависит от успешной реализации промежуточных целей.



Задача представляет собой конкретизацию цели опроса применительно к определенным условиям. Существует множество типов задач. В социологических исследованиях обычно различают 1) основные и неосновные, 2) теоретические и эмпирические, 3) фундаментальные и прикладные, 4) функциональные (учебные, игровые, научные и т.д.) задачи.

Строго говоря, программа опроса представляет собой иерархическую цепочку (систему) задач, каждая из которых есть ступенька к реализации его конечной цели.

При проведении опросов, ориентированных на выполнение конкретного заказа, разделы программы, связанные с отработкой целей и задач исследования должны быть выполнены с особой тщательностью и должны прямо соответствовать техническому заданию.

Объект опроса — это фрагмент социальной реальности, на изучение которого направлена активность исследователей. В качестве объекта интервью могут выступать отдельные личности, социальные группы и общности, социальные явления, процессы, институты, отношения.



Предмет опроса — это те стороны, свойства, характеристики объекта, которые предполагается исследовать. Невозможно в рамках одного исследования охватить все многообразие объекта исследования, поэтому выбор собственного предмета исследования необходим и во многом определяет успех опроса.

Помимо выявления (обозначения) объекта и предмета исследования часто применяется процедура их описания. Полнота описания зависит от многих факторов, в частности, от степени изученности темы, от полноты знания объекта, от целей и задач исследования, предполагаемой глубины исследования, от предполагаемых контекстуальных особенностей исследования, от добросовестности исследователей и т.д. Выявление и описание объекта и предмета исследования позволяют в очередной раз скорректировать концепцию, сузить основную проблему, отшлифовать формулировки целей и задач. Определение четких границ объекта и предмета исследования исключительно важно при проведении любых видов опросов — будь то эмпирические учебные, научные исследования или исследования прикладные. Этот этап составления программы опроса является также необходимым условием для и разработки адекватного инструментария и проведения качественного опроса. Четкое определение объекта и предмета опроса позволяет предупреждать известную тенденцию «объять необъятное», обеспечивает сохранение «поля внимания» исследователя и выбранного ракурса исследования на протяжении всего опроса. Помимо этого, четкое представление об объекте и предмете исследования является одним из способов защиты от необоснованных экстраполяций при интерпретации результатов исследования.



Наряду с необоснованной экстраполяцией выводов, одной из недопустимых ошибок при разработке программы и проведении опроса является подмена объекта и предмета исследования. Например, если в программе поставлена цель — выявление доминирующих форм религиозности среди верующих, то объектом опроса и должны быть верующие. Если сбор информации провести среди людей, не считающих себя таковыми, то полученные таким образом результаты неизбежно приведут к ошибочным выводам.

Разумеется, возможны и такие ситуации, когда объект исследования по тем или иным причинам недоступен непосредственному обследованию и исследователь вынужден собирать и обрабатывать косвенную информацию, полученную «из вторых рук», т.е. вторичные данные. В этом случае исследователь должен четко мотивировать необходимость выбора объекта и зафиксировать в программе неизбежность такой целевой замены, а, быть может, если это грозит значительным снижением качества результатов, и изменить тему исследования.

 

Гипотезы и их роль в интервью

 

Любое исследование, более того, любой вид социальной деятельности в том или ином отношении есть движение от незнания к знанию и от знания менее полного к знанию более полному. Одним из инструментов, позволяющих осуществлять это движение к более полному знанию, является гипотеза.

В социологическом опросе гипотеза играет исключительно важную роль, так как является главным методологическим инструментом, организующим и направляющим весь процесс социологического исследования. Роль гипотезы в социологическом исследовании часто сравнивают с ролью лейтмотива в музыкальном произведении. Выдвигаются гипотезы и в кадровом интервью.

Гипотеза — это предположение относительно какого-либо свойства предмета, процесса, явления, истинность которого не является достаточно обоснованной, подтвержденной или опровергнутой.

Даже в том случае, когда мы имеем дело с гипотезой, имеющей статус научной, несмотря на то, что она уже нашла некоторое теоретическое или практическое обоснование, ее истинность еще требует подтверждения, большего обоснования или обоснования в другой форме. Вместе с тем, в отличие от фантазии или мечты, гипотеза имеет определенную реальную почву, основание; во всяком случае, научная гипотеза всегда претендует на это. Второе отличие гипотезы от беспочвенных фантазий и мечтаний заключается в том, что научная гипотеза направлена на выявление каких-либо закономерностей, зависимостей, связей, то есть, ориентирована на выявление существенных, фундаментальных свойств объектов гипотезы.

В социологии гипотеза исследуется в трех основных направлениях: 1) гипотеза как форма и метод развития социального знания (исторический и логический подход); 2) гипотеза как структурный элемент социальной теории (структурный подход); 3) гипотеза как необходимый элемент программы социологического исследования (инструментальный подход).

Итак, в социологии гипотеза — это недостаточно обоснованное предположение о зависимостях, имеющих место в социальной действительности, которое требует дополнительного объяснения или обоснования.

 

Основные функции гипотез

 

Гипотезы в процессе подготовки инструментария опроса выполняют ряд функций.

1. Познавательная (гносеологическая) функция гипотез связана с тем, что гипотезы являются необходимым этапом получения нового знания.

2. Логическая функция объясняется тем, что гипотезы являются логически связующим звеном в социологическом исследовании.

3. Экспертная функция обусловлена тем, что гипотезы в социологическом исследовании обычно выполняют функции фильтра социальных фактов, функции оценки и корректировки целей и задач исследования, функции критерия отбора социальных показателей, индикаторов и, наконец, вопросов (точнее — инструментария) при составлении программы. Помимо этого, на основании анализа степени верификации и фальсификации гипотез можно провести экспертизу качества проведенного исследования.

4. Организационная функция предполагает, что выдвижение и разработка гипотезы является одним из способов упорядочения отдельных шагов и этапов социологического исследования. В конечном счете, любая процедура в социологическом исследовании направлена на реализацию его цели посредством проверки и обоснования гипотез.

4. Прогностическая функция гипотез связана с тем, что они являются инструментами предвидения результатов исследования.

Наряду с перечисленными функциями гипотезы в социологическом исследовании могут выполнять эвристическую, креативную, прагматическую и некоторые другие функции.

 

Виды гипотез

Существует достаточно много оснований для различения видов гипотез. Остановимся на основных, наиболее часто применяемых для анализа гипотез в программах социологических исследований и отчетах о проведенных опросах.

1. Если за основу типологии взять метод обоснования гипотезы, то можно различать научные и ненаучные гипотезы. Научные гипотезы обычно выдвигаются в контексте какой-либо научной проблемы и направлены на устранение трудностей внутри теории или между двумя теориями, а также могут быть предназначены для устранения противоречий между теорией и практикой. Применяются научные гипотезы и для объяснения новых фактов. Демаркация научных и ненаучных теорий достаточно сложна, неопределенна и относительна.

В практике разработки программы опроса исследователи обычно оценивая гипотезу как научную опираются на то, в какой мере она основана на результатах признанных в научном сообществе теорий.

2. Теоретические и эмпирические гипотезы могут различаться на основе доминирующего способа обоснования. Теоретическая гипотеза имеет те или иные обоснования в какой-либо системе знаний. Эмпирическая гипотеза выдвигается на основе опыта исследования и содержит ссылки на социальные факты, результаты эмпирических социологических исследований или другие, полученные опытным путем, подтверждения ее правильности (истинности). Одна и та же гипотеза может иметь различные степени теоретического (например, высокую) и эмпирического (например, низкую) обоснования в силу разного рода объективных и субъективных причин.

3. Социальные и несоциальные (естественнонаучные) гипотезы могут быть выделены в отдельные группы на основании различения предмета (сферы действия) гипотезы. Отличие социальных гипотез от несоциальных связано с особенностями самого предмета исследования. Социальные гипотезы направлены на исследование общества и закономерностей его функционирования и развития. При проведении опросов, как правило, предметом интереса исследователя являются социальные феномены и процессы, поэтому он имеет дело с социальными гипотезами: социально-экономическими, социально-политическими, социально-управленческими, социально-культурными и т.д. гипотезами.

Без выдвижения и проверки социальных гипотез невозможно социальное прогнозирование и, в конечном счете, управление обществом. Поэтому довольно значительная часть социологических опросов проводится именно с целью сбора информации для последующего построения социальных прогнозов.

4. Анализируя степень общности предмета гипотезы, условно различимы общие, частные и единичные гипотезы. Общая гипотеза представляет собой предположение о закономерностях относительно всего класса исследуемых объектов. Такие гипотезы обычно носят универсальный характер, т.е. они объясняют взаимосвязи объектов данного класса безотносительно условий: во всякое время, во всяком месте, при любых обстоятельствах. Общие гипотезы, если они находят подтверждение, приобретают статус научной теории.

В отличие от общих гипотез, частные гипотезы выдвигаются относительно некоторого подмножества элементов, а единичные — относительно единичных фактов. Эти виды гипотез обычно и проверяются в социологических опросах.

5. Имеет смысл различать также описательные и объяснительные гипотезы. Основанием для их различения являются цель выдвижения и функции в исследовании. Описательные гипотезы предназначены для фиксации результатов исследования и чаще используются в учебных, пробных (зондажных) опросах. Объяснительные гипотезы выдвигаются в фундаментальных научных исследованиях, претендующих на выявление существенных аспектов социальных взаимодействий. Построение объяснительных гипотез требует глубоких теоретических знаний в области предмета исследования и накопления большого эмпирического материала; оно, как правило, опирается на ранее проделанные процедуры научного описания. Объяснительные гипотезы часто содержат предположения о причинно-следственных, генетических, родо-видовых, функциональных и иных социальных взаимодействиях, поэтому в случае подтверждения имеют высокие предсказательные характеристики.

6. Гипотеза-высказывание и гипотетическая теория различаемы на основе различения формы представления гипотезы, при этом также учитывается объем представляемой информации. Гипотеза-высказывание представляет собой какое-либо отдельное утвердительное (гипотеза-утверждение) или отрицательное (гипотеза-отрицание, гипотеза-опровержение) предложение. В отличие от нее гипотетическая теория — это гипотеза, представленная в форме развернутой системы аргументов. В зависимости от специфики предмета гипотезы и традиций используемого при этом языка гипотетическая теория может включать различный объем информации — от сравнительно небольшой цепочки нескольких высказываний до целых многотомных трудов. Разумеется, гипотетические теории требуют огромных усилий для их проверки и это под силу лишь большим исследовательским коллективам.

7. Обязательно в социологическом опросе следует различать основные и неосновные гипотезы. В зависимости от выполняемой роли в исследовании из нескольких гипотез, выдвигаемых в его рамках, выбираются одна или две гипотезы, которые рассматривают как наиболее важные. Это, как правило, более обоснованные, удачно сформулированные и наиболее значимые для данного исследования гипотезы. Классификация гипотез на основные и неосновные обычно осуществляется тогда, когда разработка программы опроса уже подходит к завершению и ее авторам хорошо понятны его цели, задачи, основная проблема. Выполнение этой процедуры позволяет исследователям еще раз пересмотреть все основные позиции программы и вплотную подойти к работе над опросником, содержание которого и будет в основном «работать» на подтверждение или опровержение основных гипотез.

8. Гипотеза-основание и гипотеза-следствие — это два вида гипотез, базой различения которых является функция в специфической форме логической связи выдвинутых в программе гипотез, т.е. логические отношения между ними. В ряде случаев исследователь выдвигает гипотезы-основания (т.е. базовые гипотезы), а затем из них при помощи логических правил вывода формулирует гипотезы-следствия. Именно эти гипотезы-следствия и используются впоследствии при разработке инструментария опроса. Такая необходимость возникает, например, в случаях, когда выдвинутая основная гипотеза (гипотеза-основание) не может быть непосредственно ни верифицирована (подтверждена), ни фальсифицирована (опровергнута). Сформулированные на базе данной гипотезы гипотезы-следствия, являясь логически непротиворечивыми выводами из гипотезы-основания, будучи подтвержденными, позволят рассматривать как подтвержденную и гипотезу-основание, и наоборот, будучи опровергнутыми, не подтверждают истинность гипотезы-основания. В некоторых случаях гипотезы-следствия могут использоваться и для некоторых иных аналитических процедур, например, для проверки и соотнесения объемов предметных полей выдвинутых гипотез.

9. Прямая и противоположная гипотезы используются для анализа и уточнения формулировки той или иной гипотезы, а также в случае необходимости ее проверки через все выводимые следствия.

10. По завершении исследования его авторы определяют характер соответствия содержания каждой гипотезы реальной действительности, что и позволяет оценивать ее как истинную или ложную. Истинная гипотеза — это гипотеза, верифицированная на 100% и вследствие этого признанная подтвержденной. Однако 100% (полное, абсолютное) подтверждение гипотезы достаточно затруднительно, требует больших временных и ресурсных затрат и прямо пропорционально объему предметного поля гипотезы. Поэтому чаще всего мы имеем дел с гипотезами, верифицированными или фальсифицированными в определенной степени и в определенном отношении (теоретически, практически, логически и т.д.). Подтверждение основных гипотез является, безусловно, замечательным результатом исследования, но следует обратить внимание на то, что и оцененная как истинная, и оцененная как ложная гипотезы имеют большое значение для дальнейшего познания.

Мы проанализировали основные виды гипотез, используемых в опросах. Дополнительно можно различать гипотезы, направленные на выявление структуры социальных объектов; гипотезы, касающиеся характера и сущности социальных взаимосвязей и отношений; гипотезы о фактах социальной действительности и т.д. Основанием здесь может служить тип предмета приложения гипотезы.

Помимо указанных иногда выделяют обыденные гипотезы (указывая на способ обоснования) и гипотезы-прогнозы (подчеркивая доминирующую функцию гипотезы).

Особое место в социологических исследованиях занимают рабочие гипотезы, то есть такие гипотезы, которые выдвигаются в самом начале исследования, являются лишь предварительными и не нацелены на выявление причинно-следственных или каких-либо иных закономерностей (зависимостей). Выдвижение рабочих гипотез позволяет произвести первоначальный отбор подлежащих исследованию социальных фактов, предварительно упорядочить исследуемые социальные факты посредством их констатации и группировки, дает возможность уточнить цели и задачи, провести предварительную рекогносцировку методов исследования и т.д.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.