Сделай Сам Свою Работу на 5

И основная проблема интервью





 

Программа любого опроса представляет собой документ, в котором в систематизированном виде изложены основные теоретические, методологические, методические, процедурные, организационно-технологические материалы, предназначенные для обеспечения его проведения в соответствии с принятыми в современной социологии требованиями.

Программа интервью ничем принципиально не отличается от программы опроса, проводимого в какой-либо другой форме, поэтому в данном разделе по сути мы будем говорить именно об опросах в целом.

Программа опроса — это целостный документ, имеющий достаточно сложную структуру. Условно в программе опроса можно выделить: 1) теоретический, 2) методологический, 3) методико-процедурный, 4) организационно-технологический разделы. Каждый из разделов программы несет определенную смысловую и функциональную нагрузку и в конечном счете предназначен для всестороннего обоснования необходимости и возможности предпринимаемого опроса.

Теоретический раздел программы содержит изложение концепции опроса, обобщение результатов проведенных ранее теоретических, эмпирических и прикладных исследований по данной или близкой теме, теоретическое изложение сути исследуемой проблемы.



Методологический раздел программы включает постановку, формулировку, описание и обоснование проблемы; многоаспектный анализ объекта и предмета опроса, теоретико-методологический анализ основных понятий, а также полные формулировки основной цели, задач и гипотез данного опроса.

Методико-процедурный раздел программы отвечает за выбор, обоснование и обеспечение адекватного использования исследовательского инструментария (методика, процедуры, техника), а также включает разработку стратегического (принципиального) и рабочего планов исследования и их элементов (план опросов, сетевой график, коммуникативный сценарий и др.).

Иногда в программу опроса включают организационно-технологический раздел, который обеспечивает определенную последовательность применения исследовательского инструментария. Это, как правило, необходимо при проведении массовых опросов населения с применением различных форм и уровней обработки первичной информации, а также при проведении многоцелевых исследований.



Из изложенного видно, что программа опроса с применением научного социологического инструментария представляет собой достаточно громоздкий многокомпонентный документ, составление которого требует от авторов большой, кропотливой, скрупулезной и тщательной работы. Такая сложная подготовительная работа по обеспечению проведения опроса оправдана, так как в социологическом исследовании программа выполняет очень важные функции. Именно программа является теоретической и методологической базой, на основе которой закладываются необходимые и достаточные условия для получения качественной социальной информации, разработки рекомендаций и программ деятельности.

Программа опроса, разработанная в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству социологического исследования, в определенной мере может служить гарантом от ошибок и получения некачественных результатов. Вместе с тем, программа опроса является своего рода пробным камнем темы и позволяет точнее понять основную проблему и сформулировать тему опроса, выбрать инструментарий, предварительно «обкатать» в сознании основные способы сбора первичной информации, выявить потенциальную информацию, при получении которой опрос будет считаться успешным.

Наконец, программа является косвенным критерием, позволяющим сделать предварительную экспертную оценку предстоящего опроса. На основании анализа основных разделов программы можно сделать предварительную экспертную оценку предстоящего опроса. На основании анализа основных разделов программы можно сделать предварительное заключение о его материально-технической и теоретико-методологической обеспеченности и профессиональном уровне исследования и исследователей. Поэтому даже очень опытные социологи не пренебрегают разработкой программы и обычно осуществляют ее в несколько этапов, уделяя при этом большое внимание взаимной корректировке разделов, уточнению и оттачиванию основных позиций программы.



Опрос, проведенный с применением программы, выполненной по всем правилам организации и проведения социологических исследований, помимо гносеологического результата уже сам по себе закладывает основание своевременных, адекватных, рационально мотивированных и научно аргументированных практических действий. Уже за счет теоретико-методологической проработки темы исследователь получает прагматические эффекты выявления и прояснения реальных социальных проблем, понимания необходимого и насущного, выявление существенного и несущественного, главного и первоочередного. Помимо этого достигается, с одной стороны, эффект дистанцирования в восприятии реальных и часто эмоционально значимых социальных ситуаций, а с другой — структурирование социальных ситуаций, межличностных взаимодействий, отдельных поступков, без чего успешная практическая деятельность возможна, говоря словами Титченера, только «путем проб, ошибок и случайного успеха».

Таким образом, программа в опросе выполняет следующие функции: 1) теоретическую, 2) методологическую, 3) гносеологическую, 4) прогностическую, 5) экспертную, 6) организационно-технологическую, 7) прагматическую.

Не останавливаясь подробно на анализе каждого элемента программы, важно отметить, что одним из требований, предъявляемых к программе исследования, является ее гибкость. Это требование связано с необходимостью систематического пересмотра всех разделов и элементов программы по мере ее разработки и, тем более, в связи с обнаружением ошибок в каком-то отдельном ее звене. Иными словами, при составлении программы важно применять принцип итерации — периодического возврата к предыдущему этапу с целью его уточнения и модификации.

Следует активно внедрять в практику менеджмента представление о том, что кадровый опрос — это не что иное, как планомерное применение в управленческих целях научных методов и методик, позволяющих получать достоверную информацию об управляемом персонале и наиболее эффективных средствах поиска способов решения управленческих проблем. Именно детальная, в строгом соответствии с существующими научными требованиями, проработка программы и позволяет говорить о достоверности, объективности и высоком качестве проводимых опросов, а о практике управления персоналом, использующей данные методы, — как об имеющей научную базу.

 

Концепция интервью (от лат. conceptio — понимание, система) — это кратко выраженная основная мысль, проводимая авторами на протяжении всей программы интервью (включая вопросник). С одной стороны, основные идеи опроса в концепции излагаются в сжатой, краткой форме. С другой стороны, концепция есть своего рода тезисное раскрытие видения темы под определенным углом зрения. Объем концептуального раскрытия темы главным образом зависит от глубины знания темы исследования, от четкости предварительных представлений авторов о мнениях респондентов и возможных формах организации опроса.

Разработка концепции интервью включает 1) определение способа понимания предмета опроса; 2) определение центральной идеи, основного замысла интервью; 3) определение основного конструктивного принципа деятельности участников проекта (авторов и разработчиков программы, интервьюеров, интерпретаторов, аналитиков, в случае проведения прикладного исследования — заказчиков интервью). Концепция интервью может реализовывать как все три указанные задачи, так и лишь некоторые из них.

Разработка концепции интервью выполняет функции доминанты опроса и критерия, отбора его инструментария. Концепция, если ее последовательно воплощать в программе, позволяет сохранять ее целостность. Помимо этого, разработка единой концепции позволяет объединить и организовать работу различных специалистов, подчас имеющих отличающиеся личные точки зрения на теоретические, социальные, социологические и конкретные организационно-практические проблемы. Разработка и принятие определенной концепции интервью предваряет детальную проработку других частей программы.

Столь же важным элементом программы, как и концепция, является проблема интервью. Проблема (от греч. — преграда, трудность, задача, задание) — вопрос, трудность, противоречие (или их комплекс), решение которых, с одной стороны, представляют определенный теоретический или практический интерес и, с другой стороны, затруднительно имеющимися в наличии средствами, например, вследствие недостаточности знаний, опыта, не разработанного или при наличии существенных ограничений в применении инструментария.

При проведении интервью возникают проблемы самого различного характера, среди которых условно можно выделить следующие группы: 1) социальные, социально-психологические, психологические проблемы; 2) методологические и методические проблемы; 3) организационно-технические проблемы.

Проблема интервью — это социальная проблема, подлежащая исследованию при помощи специально разработанного инструментария.

Социальная проблема — понятие, применяемое для характеристики социальной ситуации, в которой имеют место противоположные или противоречивые позиции, мнения, поступки участников данной ситуации, то есть присутствуют социальные противоположности[17]. Форма и характер взаимодействия этих социальных противоположностей, а также тенденции их эволюции и основные способы разрешения противоречий и составляют основу, отправной пункт любого опроса, претендующего на статус исследования с использованием научного инструментария. Строго говоря, те социальные явления и процессы, которые не содержат социальных противоположностей или противоречий, не подлежат социологическому исследованию (там, где все ясно, благополучно, эффективно, организовано, нет проблем, сбоев и девиаций — нет предмета исследования). Успешная исследовательская практика возможна лишь в том случае, когда она направлена на решение актуальных жизненных проблем, имеющих конструктивный характер. Поэтому в истории социологии с заметным постоянством возобновляются попытки демаркации от «псевдопроблем» — проблем, лишенных актуальности, прагматической конструктивной значимости, проблем, решение которых на данный момент (или в принципе) невозможно или не нужно. Более того, сама социология возникла как попытка отказа от решения метафизических псевдопроблем. Поэтому при составлении программы любого (и практически-, и теоретически ориентированного опроса необходима идентификация выдвигаемых к исследованию проблем на «псевдопринадлежность». Следует иметь в виду, что к разряду псевдопроблем могут быть также отнесены проблемы, которые уже в принципе решены и поэтому не представляют ни теоретического, ни методологического, ни практического интереса.

Разработка проблемы интервью включает следующие направления: 1) выявление социальной проблемы; 2) постановка проблемы исследования; 3) выявление социальных противоречий, лежащих в основе исследуемой проблемы; 4) описание проблемной ситуации; 5) четкая формулировка проблемы исследования (с указанием исследовательского аспекта); 6) классификация проблемы исследования (отнесение проблемы к определенному классу, типу, виду).

Если постановка проблемы — это констатация знания о незнании, то соответствующая часть программы исследования может выглядеть, по крайней мере, двояко: либо это будет перечисление того, что неизвестно, неясно в данной теме, либо постановка проблемы будет представлять собой перечень вопросов о неизвестном (неясном, неизученном, «странном», противоречивом). Иногда постановка проблемы может включать элементы аргументации, подтверждающей, что исследователь имеет дело именно с проблемой, иногда в этом разделе программы могут также содержаться аргументы, направленные на обоснование необходимости ее исследования.

Основные требования, предъявляемые к содержанию основной проблемы исследования: 1) актуальность, 2) принципиальная разрешаемость, 3) соответствие теме, цели задачам, основным гипотезам исследования.

Основные требования, предъявляемые к формулировке основной проблемы исследования: 1) точность, 2) краткость, 3) максимальная ясность.

Помимо основных требований к основной проблеме исследования могут в ряде случаев предъявляться дополнительные требования. Например, при проведении учебного опроса с использованием социологического инструментария студентов информируют о следующих дополнительных требованиях, предъявляемых к формулировке и содержанию основной проблемы исследования: 1) логическая однозначность, 2) простота формулировки, 3) по возможности, одноуровневая структура, 4) наличие интереса к данной проблеме у исследователей и потенциальных респондентов.

Всякая выдвинутая в процессе составления программы интервью проблема предполагает ее аналитическое исследование, прежде всего — типологию или классификацию.

Типы социальных проблем различают по многим основаниям:

1) на основе различения сфер функционирования (политические, экономические, религиозные, этические, культурные, национальные и другие);

2) на основе различения способов их формулировки и исследования;

3) на основе различения типа противоположности или противоречия, на котором они основаны (практические, теоретические, противоречия между теорией и практикой);

4) на основе различения цели их исследования (фундаментальные, прикладные);

5) на основе различения их важности, значимости (основные, неосновные);

6) на основе различения типа отношения к действительности (актуальные, потенциальные);

7) на основе различения места проблемы в исследовании (сквозные, частные);

8) на основе различения носителей (институциональные: межинституциональные и внутриинституциональные; групповые: межгрупповые и внутригрупповые; личностные: межличностные и внутриличностные; и т.д.);

9) на основе различения масштабов распространения (глобальные, локальные, частные);

10) на основе различения места проявления (мировые, континентальные, государственные, региональные проблемы; проблемы города, села, микрорайона, предприятия и др.);

11) учитывая продолжительность их существования (проблемы долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).

Анализируя основную проблему интервью, указывают также на такие ее характеристики как степень сложности, принципиальная возможность разрешения имеющимися средствами, структура (уровни, «этажность») проблемы, ее функции в обществе, степень очевидности для носителей и исследователей, мера интереса к ней потенциальных респондентов, а также ее основные особенности.

Отработка проблемы исследования включает следующие направления:

1) выявление социальной проблемы;

2) постановка проблемы исследования;

3) выявление социальных противоречий, лежащих в основе исследуемой проблемы;

4) описание проблемной ситуации;

5) четкая формулировка проблемы исследования с указанием уточнения относительно исследуемого аспекта;

6) классификация проблемы исследования, т.е. отнесение проблемы к определенному классу, типу, виду.

Многие исследователи подчеркивают, что постановка проблемы по сути представляет собой констатацию знания о незнании. Поэтому соответствующая часть программы исследования может выглядеть, по крайней мере, двояко. Либо оно будет содержать перечисление того, что неизвестно, неясно в данной теме, либо — будет включать перечень вопросов о неизвестном, неясном, неизученном, необъясненном, представляющимся «странным» и т.д. Иногда постановка проблемы может включать элементы аргументации, подтверждающей, что исследователь имеет дело именно с проблемой, иногда — аргументы, направленные на обоснование необходимости ее исследования.

Базовые требования, предъявляемые к содержанию основной проблемы исследования:

1) актуальность;

2) принципиальная разрешаемость;

3) соответствие теме, цели, задачам, основным гипотезам исследования.

Основные требования, предъявляемые к формулировке основной проблемы исследования:

1) точность;

2) краткость;

3) максимальная ясность;

4) соответствие используемых терминов современной научной терминологии и некоторые другие.

Дополнительные требования, предъявляемые к содержанию и формулировке основной проблемы учебного или пилотажного исследования:

5) логическая однозначность;

6) простота формулировки;

7) по возможности, одноуровневая структура;

8) наличие интереса к данной проблеме у исследователей и респондентов.

Большое значение для успешной разработки инструментария опроса имеет описание проблемной ситуации. С одной стороны, описание проблемной ситуации выполняет узкую функциональную задачу, направленную на выявление, формулировку и уточнение проблемы исследования. С другой стороны, без описания проблемной ситуации невозможна разработка целей, задач и основных гипотез социологического исследования.

Проблемная ситуация — система взаимодействующих условий и обстоятельств жизнедеятельности человека или социальной группы, содержащих социальные или психологические противоположности или противоречия, которые на данный момент или в принципе не имеют однозначного решения. При использовании метода интервью описание проблемной ситуации имеет особое значение. Именно описание проблемной ситуации позволяет как бы озвучить проблему, осуществить ее «воязыковление» (проговаривание). В конечном счете эта операция способствует поиску наиболее адекватных и максимально выразительных вербальных средств, используемых в вопроснике интервью.

Описание конкретной проблемной ситуации предполагает:

1) выявление ее актуальных и потенциальных участников (т.е. выявление как субъектов, носителей, так и тех, кто потенциально может быть втянут или по каким-либо причинам впоследствии оказаться участником проблемной ситуации);

2) определение их социальных ролевых функций и

3) ожидаемых социально-психологических и психологических ролей;

4) обнаружение условий и обстоятельств, необходимых или способствующих возникновению и существованию проблемной ситуации;

5) выявление способов взаимодействия участников в данной проблемной ситуации;

6) выявление отношения участников к обстоятельствам и внешним условиям. Таким образом, процедура описания конкретной проблемной ситуации способствует более детальному идеальному (то есть в сознании исследователя) воспроизведению структуры и механизма эволюции проблемной ситуации и построению ее образа, модели.

Эта процедура напоминает процедуру, подготавливающую формулировку задач при проведении естественнонаучных исследований. Отталкиваясь от какой-то исходной информации (что дано?), исследователь формулирует требования и задачи опроса (что требуется определить, найти, доказать?) При этом, если на этапе отработки проблемы речь идет о потенциальных возможностях исследования, то на следующем этапе — этапе формулировки целей и задач исследования поливариантность значительно сокращается, а по мере дальнейшей работы — снимается вовсе.

Таким образом, анализ проблемной ситуации генетически первичен по отношению к формулировке задач и проблем исследования. Проблемная ситуация преобразуется в задачу исследования только в том случае, если относительно четко определено искомое (неизвестное).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.