Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОЦЕССЕ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ





Выделение обучения ориентированию в пространстве как специального предмета в школе для детей с нарушением зрения обосновано той ролью, которую оно играет как в успешности усвоения детьми общеобразовательных дисциплин, так и во всей их жизнедеятельности.

Обучение ориентировке в пространстве осуществляется в общем педагогическом процессе в школе: на специальных кор-рекционных занятиях по обучению ориентировке в пространстве — тифлопедагогом; на общеобразовательных уроках — учителя­ми-предметниками; во внеурочное время — воспитателями.

На коррекционных занятиях по обучению ориентировке в про­странстве тифлопедагог имеет возможность создавать специаль­ные условия, позволяющие решать задачи формирования у детей определенных пространственных представлений и навыков прак­тического ориентирования. Например, тифлопедагог предъявля­ет детям группы предметов (или игрушек), изображающих раз­личные пространственные отношения; учит детей обследовать и узнавать их с привлечением нарушенного зрения и осязания, словесно обозначать их пространственное расположение; учит детей самостоятельно выполнять построение пространственных отно­шений.



На общеобразовательных уроках осуществляется попутное ре­шение задач обучения детей элементам пространственного ори­ентирования, тесно связанного с изучением определенных разде­лов программы по данному предмету. Так, например, на мате­матике при ознакомлении детей с объемными геометрическими фигурами учат узнавать их с помощью зрения и осязания (или только с помощью осязания — слепых детей), находить сходство и различие между ними, определять их расположение в микро­пространстве и т.д.


Во внеурочное время воспитатели решают чисто практические задачи обучения детей ориентировке в спальне, игровой комна­те, на пришкольном участке, столовой и других помещениях школы.

В программах по общеобразовательным предметам в шко­лах для детей с нарушением зрения пространственная ориен­тировка занимает значительно большее место, чем в массовой школе. У детей формируются навыки пространственной ори­ентировки при работе с книгой, тетрадью, на брайлевском приборе, листе бумаги, парте, в классе, физкультурном зале и т.д.



Так, на уроках физкультуры, что очень важно, у детей фор­мируют и отрабатывают технику выполнения различных движе­ний и прежде всего ходьбы; широко используют при этом зри­тельные, осязательные и звуковые ориентиры; развивают сохран­ные анализаторы. В школах слепых особое внимание уделяется развитию осязания и деятельности вестибулярного аппарата, хорошее состояние которого необходимо для свободного ориен­тирования детей. Слепых детей учат также ориентироваться с помощью различных технических средств ориентировки (напри­мер, трости).

В школах для слабовидящих и УВК для детей с нарушением зрения много внимания уделяют обучению детей находить раз­личные ориентиры, определять их местоположение в простран­стве, двигаться к ним. Причем развивают и зрительно-простран­ственное восприятие, и восприятие пространства с привлечени­ем всех анализаторов.

На математике дети овладевают навыками зрительного и ося­зательного вычленения формы, величины и объема предметов, сравнения их по этим признакам, нахождения заданных и т.д.

После уроков дети практически осваивают помещения шко­лы или на прогулке окружающее школу ближайшее пространство и находящиеся там предметы и объекты в условиях непосред­ственного контакта с ними.

Тем не менее отрицательным моментом является то, что нет системы, целенаправленности в обучении детей пространствен­ному ориентированию, обоснованной и прочной связи между различными предметами в постановке задач обучения.


Между тем обучение ориентированию в пространстве млад­ших школьников с нарушением зрения должно стать важнейшей частью осуществляемого в школе коррекционно-педагогического процесса.

Основной объем пространственных представлений и спосо­бов ориентирования дети могут получить лишь на специальных занятиях по обучению ориентировке в пространстве. Тифлопеда­гог дает детям алгоритм каждого действия, связанного с ориен­тировкой в пространстве, т.е. четкую последовательность и ха­рактер их выполнения.

Овладев этим, ребенок может ориентироваться самостоятель­но.

Задача тифлопедагога — обеспечить взаимосвязь и преемствен­ность в обучении младших школьников с нарушением зрения

Таблица 6

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.