Сделай Сам Свою Работу на 5

II. Учить словесно обозначать направление своего движения.





III. Учить дифференцировать звуки окружающего простран­
ства
(шум ветра, звуки шагов, шум проехавшей машины, голо­
са людей, крики птиц, шелест листьев на дереве и т.д.).

IV. Учить локализовать источник звука в замкнутом простран­
стве пришкольного участка:

а) определять местоположение неподвижного источника зву­
ка;

б) определять местоположение движущегося источника звука.

V. Учить словесно обозначать местоположение источника зву­
ка относительно себя.

VI. Учить находить в окружающем пространстве пришкольного
участка заданный объект:

а) по словесной инструкции тифлопедагога;

б) по указанным ориентирам;

в) самостоятельно.

VII. Учить словесно обозначать расположение объектов на
пришкольном участке.

VIII. Учить детей (преимущественно слепых) определять во
время передвижения (с помощью ног) изменения покрытия школь­
ного двора (земля, асфальт, гравий, песок).

IX. Учить получать информацию об окружающем простран­
стве всей сенсорной сферы, анализировать ее, обобщать и ис­
пользовать в практической ориентировке на пришкольном уча­
стке.

Умение младших школьников с нарушением зрения воспри­нимать сигналы, поступающие из окружающего пространства, и анализировать их необходимо при освоении ими технических средств ориентировки.



Существует большое количество разнообразных технических средств, помогающих слепым лучше ориентироваться в простран­стве и самостоятельно передвигаться в нем. Использование тех­нических средств дает слепому возможность при передвижении обходиться без посторонней помощи.

Ориентируясь в пространстве с помощью технических сРедств, слепые дети получают информацию о пространстве,


обеспечивающую обратную связь, что компенсирует наруше­ние пространственной ориентировки (Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, 1989).

Особенно эффективно, как отмечают авторы, использование звуковых сигнализаторов в качестве неподвижно установленных ориентиров и в качестве перемещающегося лидирующего ориен­тира. Тифлопедагогу следует использовать это в обучении про­странственному ориентированию слепых детей.

Технические средства помогают слепым младшим школьни­кам ориентироваться и передвигаться в свободном от препят­ствий пространстве. Их использование возможно только на спе­циальных занятиях по ориентировке, физкультуре. В условиях улицы эти приборы не дают слепому необходимую информацию об окружающем пространстве.



В этом смысле незаменима трость. Прежде всего следует научить детей правильно захватывать и удерживать трость, тех­нике безопасности при обращении с тростью. Отработав эти навыки, а также приемы ходьбы с тростью, тифлопедагог может приступить к обучению детей ориентировке в пространстве с ее помощью. Для этого тифлопедагог создает специальные усло­вия, в которых ребенок, упражняется в обнаружении различных предметов в окружающем пространстве с помощью трости, в их обследовании и узнавании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия простран­ства у детей. — М.: Просвещение, 1964. — 304 с.

2. Бодалев А.А. Психология личности. — М: Изд-во Моск. ун­та, 1986, 188 с.

2Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидя­щих детей. Методические рекомендации. — Уфа, 1996.

10. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе позна­вательной и трудовой деятельности. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 419 с.

 

17. Кульбуш Е.А. Обучение пространственной ориентировке сле­пых младших школьников. — Л.: ЛГПИ, 1988. — 60 с.

 

29. Островская Е.Б. Формирование представлений о замкнутом пространстве у слепых и частичновидящих школьников // «Дефектоло­гия», 1976, № 2, с. 54-57.

30. Павлова Н.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке // «Дефектология», 1987, № 2.



31. Петунина Г.В. Обучение домоводству и самообслуживанию в условиях реабилитационного центра // Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых / Сб, ст. под ред. З.Г.Ермолович. - М.: ВОС, 1988.

32.


 


 


33. Подколзина Е.Н. Игры и упражнения для обучения ориенти­ровке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы. — В кн.: Проблемы воспитания и социальной адаптации де­тей с нарушением зрения. — М.: Логос, 1995, с.42-60.

41. Сверлов В.С. Пространственная ориентировка слепых. — М.: Учпедгиз, 19.51. - 152 с.

42. Семенов Л.А., Солнцева Л.И. Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов: учеб­но-методическое пособие. — М.: ВОС, 1991. — 45 с.

43. Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические ос­новы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобиль­ности. — М.: ВОС, 1989. - 45 с.

44. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 1980. — 192 с.


 

49. Селезнева Е.В. Коррекционная направленность занятий по фор­мированию представлений о себе у дошкольников с нарушением зре­ния. Автор, канд. дисс. — М. 1995. — 17 с.

50. Феактистова В.А. Совершенствование обучения слепых млад­ших школьников ориентировке в пространстве // «Дефектология», 1976, № 2, с.54-57.

51. Феактистова В.А. Формирование адекватных установок у сле­пых и зрячих школьников. // Современные исследования по пробле­мам учебной и трудовой деятельности аномальных детей: Тез. докл. Десятой научной сессии по дефектологии. — М, 1990, с.65-66.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.