Виды административных правонарушений в области пожарной безопасности и соответствующие им административные наказания
Глава 4.
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
2. Дознание по делам о пожарах и нарушениях требований пожарной безопасности.
3. Порядок производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности.
4. Административное приостановление деятельности за нарушение требований пожарной безопасности.
1. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
В целях осуществления функции по обеспечению пожарной безопасности государство устанавливает обязательные для исполнения всеми субъектами отношений в этой области требования пожарной безопасности, под которыми понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, закрепленных законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение установленных требований пожарной безопасности признается нарушением, за которое законодательством РФ в области пожарной безопасности может наступать ответственность.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Перечисленные выше лица и иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Основания и порядок привлечения организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством РФ.
Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц государственного пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей.
На основании действующего законодательства РФ в области пожарной безопасности Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и должностные лица органов ГПН при осуществлении надзорной деятельности имеют право:
- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
- давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
- назначать в соответствии с действующим законодательством административные наказания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора;
- прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно;
- производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.
Правильное и качественное выполнение функции органа дознания и осуществление административно-правовой деятельности должностными лицами способствует формированию у граждан понимания неотвратимости наказания за совершаемые противоправные деяния и построению в РФ гражданского общества. Сознание неотвратимости наказания во многих случаях выступает сдерживающим фактором при принятии решений о совершении противоправных деяний.
2. Дознание по делам о пожарах и нарушениях требований пожарной безопасности
Деятельность органов ГПН, как органов дознания, регламентирует УПК России и изданные в соответствии с ними ведомственные нормативные правовые акты.
УПК России устанавливает права органов дознания и дознавателей, а также регламентирует действия совершаемые органами дознания и дознавателями в ходе проведения предварительной проверки сообщений о преступлениях и проведения дознания по уголовным делам.
Совместным приказом Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 “О едином учете преступлений” установлен единый порядок учета преступлений на территории РФ.
Приказ МЧС России от 2 мая 2006 г. № 270 “Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах ГПС МЧС РФ” определяет порядок приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях не только по делам о пожарах, но и по всем правонарушениям, содержащим признаки как административных правонарушений, так и преступлений.
При этом необходимо помнить, что в соответствии со статьями 150 и 151 УПК России органы ГПС осуществляют проверки только по событиям, связанным с пожарами и нарушениями требований пожарной безопасности, иные сообщения только регистрируются и направляются по подведомственности для рассмотрения.
При сравнительно малых процессуальных сроках (3, в исключительных случаях до 10 суток, и только с разрешения органов прокуратуры до 30 суток), отведенных законодательством на проверки по делам о пожарах, специалистам ГПС приходится работать с большим объемом сложной нормативной информации.
Большую сложность представляет правильное применение законодательной базы в сочетании с техническими вопросами, для освоения и правильного применения которых требуется несколько лет.
Основной смысл проверок по делам о пожарах сводится к установлению наличия или отсутствия признаков состава преступления в действии (бездействии) тех или иных лиц. Решение по данному вопросу может быть принято только на основе собранных доказательств, которые должны включать в себя:
время, место возникновения пожара, данные о его развитии и тушении;
непосредственную (техническую) причину пожара, свидетелей и очевидцев, лиц, виновных в его возникновении и развитии, обстоятельства влияющие на степень и характер их ответственности, а также характеризующие личность виновных;
материальный ущерб от пожара, наличие пострадавших на пожаре, а также другие последствия пожара;
причины и условия, способствовавшие возникновению и развитию пожара;
противопожарное состояние объекта до пожара и его причинно-следственную связь с возникновением, развитием и наступлением последствий.
Как и при проведении расследования в рамках уголовного процесса, доказательства собираются, проверяются и оцениваются с учетом принципов всесторонности и объективности.
Средством получения доказательств являются действия, характер которых определен УПК России. В данном законодательном акте не приведен исчерпывающий перечень необходимых материалов, получаемых при выполнении проверочных действий, которые позволят в полном объеме ответить на вопросы, поставленные перед органами ГПН.
Исходя из этого возникает вопрос о необходимости и достаточности проверочных действий, выполняемых в рамках закона, а также собранного материала, на основании которых делаются доказательные и объективные выводы. Необходимость и достаточность проверочных действий, а также собираемых материалов, определяется исходя из предварительных версий о причине пожара.
Предварительные версии о причине пожара выносятся на основании осмотра места пожара, в ходе которого не только составляется протокол осмотра, но и план места пожара, используется видео- или фотосъемка, с последующим составлением фототаблиц (фотоальбомов), а также, при необходимости, изымаются объекты для их дальнейшего исследования с целью установления очаговых признаков или причастности их к возникновению пожара.
В сборе, проверке и оценке доказательств участвуют на стадии проверки: дознаватель (следователь), подозреваемый, потерпевший, свидетели и очевидцы, а при необходимости и специалист.
Основанием для проверки является акт о пожаре или заявление, полученное в установленном законом порядке.
Порядок проверки материалов по пожару в виде модели деятельности на стадии проверки представлен на рис. 1.
РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЕМЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ:
1. Возбуждение уголовного дела.
2. Отказ в возбуждении уголовного дела.
3. Передача материалов по подследственности.
НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКОВ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Несколько источников
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Всесторонность, (сбор, проверка и оценка) объективность
К доказательствам относятся:
время, место возникновения пожара, данные о его развитии и тушении;
непосредственную (техническую) причину пожара, свидетелей и очевидцев, лиц, виновных в его возникновении и развитии, обстоятельства влияющие на степень и характер их ответственности, а также характеризующие личность виновных;
материальный ущерб от пожара, наличие пострадавших на пожаре, а также другие последствия пожара:
причины и условия, способствовавшие возникновению и развитию пожара:
- противопожарное состояние объекта до пожара и его причинно-следственную связь с возникновением, развитием и наступлением последствий.
ДЕЙСТВИЯ. ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ
- опрос очевидцев и свидетелей;
- истребование необходимых материалов
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЕРСИИ О ПРИЧИНЕ ПОЖАРА
выдвижение и проверка версий о причине пожара проводится на основе методик, доложенных в литературе 13-26
ОСМОТР МЕСТА ПОЖАРА:
составление протокола осмотра:
составление плана места пожара;
- видео или фотосъемка, составление фототаблиц:
- изъятие с места пожара объектов.
УЧАСТНИКИ ПРОВЕРКИ:
дознаватель (следователь), подозреваемый, потерпевший, свидетели и очевидцы, специалист.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ:
- сообщение о преступлении
Рис. 2. Модель деятельности на стадии проверки материалов по пожару.
Дознание является формой предварительного расследования. Органы ГПН выполняют в системе ГПС МЧС России функцию органа дознания.
В соответствии с пунктом 6 части третей статьей 151 УПК России органы дознания ГПС осуществляют дознание по трем составам УК России:
статья 168 - «Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности»;
часть 1 статьи 219 - «Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека»;
часть 1 статьи 261 - «Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности».
Дознаватели ГПС МЧС России в случае получения сообщения о преступлении по одному из указанных составов обязаны возбудить уголовное дело, провести дознание в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 - 29 УПК России, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК России, и после установления лица, виновного в совершении преступления и прочих обстоятельств дела составить обвинительный акт и направить его вместе с материалами дела в прокуратуру.
Уголовные дела по части 1 статьи 261 УК России имеют некоторую особенность связанную с тем, что федеральная противопожарная служба не осуществляет ГПН в лесах. С учетом указанных особенностей и для организации взаимодействия с заинтересованными службами и ведомствами подготовлены рекомендации по проверкам о пожарах и расследованию дел о пожарах в лесах.
3. Порядок производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности
Одной из важнейших направлений деятельности по профилактике пожаров является деятельность должностных лиц органов ГПН по пресечению административных правонарушений требований пожарной безопасности и привлечение к ответственности лиц, виновных в их совершении.
Выполнение этой функции позволяет добиваться реализации основной задачи государственного пожарного надзора — защиты жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий. Данная деятельность является рычагом, оказывающим давление на нарушителей требований пожарной безопасности, и дает возможность добиваться их устранения. На основании статьи 2.1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
КоАП устанавливает административную ответственность юридических и физических лиц за:
- нарушение требований пожарной безопасности (статья 20.4);
- нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32);
- нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (статья 11.16).
За административные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть назначены административные наказания в виде предупреждения, административного штрафа или административного приостановления деятельности.
Таблица 1
Виды административных правонарушений в области пожарной безопасности и соответствующие им административные наказания
Виды административных правонарушений (статья 20.4 КоАП)
| Административный штраф в МРОТ назначаемый на:
|
| граждан
| должностных лиц
| юридических лиц
| Часть 1 - нарушение требований пожарной безопасности (ПБ), установленных стандартами, нормами и правилами
| 5-10
| 10-20
| 100-200
| Часть 2 - те же деяния, совершенные в условиях особого противопожарного режима
| 10-15
| 20-30
| 200-300
| Часть 3 - нарушение требований стандартов, норм и правил ПБ, повлекшие возникновение пожара
| 15-20
| 30-40
| 300-400
| Часть 4 - выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификатов ПБ в случае, если сертификат ПБ обязателен
| —
| ЗСМО
| 300-400
| Часть 5 - продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области ПБ, без сертификатов соответствия
| —
| 10-20
| 100-200
| Часть 6 - Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники
| 3-5
| 5-10
| 50-100
|
За правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП может быть назначено:
- административное наказание в виде предупреждения;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - административный штраф от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Должностные лица органов ГПН уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 КоАП, в порядке статьи 23.34 КоАП.
Кроме того, должностным лицам органов ГПН предоставлено право составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьями:
ч. 2 ст. 14.1 — осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна;
ч. 3 ст. 14.1 — осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией;
ч. 4 ст. 14.1 — осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией;
ст. 17.7 — невыполнение законных требований дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
ч. 1 ст. 19.4 - неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;
ч. 1 ст. 19.5 - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления);
ст. 19.6 - непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
ст. 19.7 - непредставление сведений (информации);
ч. 1 ст. 19.19 - нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.4, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора;
ч. 2 ст. 19.19 - нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.4, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо не доведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытания продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации соответствия) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации;
ч. 1 ст. 19.20 - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна;
ч. 2 ст. 19.20 - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий лицензии, если такая лицензия обязательна;
ч. 2 ст. 19.20 - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий лицензии, если такая лицензия обязательна;
ст. 19.26 - заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного контроля (надзора);
ч. 1 ст. 20.25 - неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП.
Эти статьи позволяют привлекать к административной ответственности как лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности, так и лиц, препятствующих осуществлению мероприятий по контролю или отказывающиеся выполнять законные требования государственных инспекторов по пожарному надзору.
Перечень должностных лиц органов ГПН ФПС МЧС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом МЧС России от 6 февраля 2006 г. № 68.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП, административные дела указанной категории рассматриваются судьями.
При этом дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 и частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями рассматриваются судьями арбитражных судов. В остальных случаях дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями.
Возбуждение дела об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, а также определения его подведомственности.
Производство по делу об административном правонарушении возможно лишь при наличии повода к возбуждению, которые перечислены в части 1 статьи 28.1 КоАП.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении за нарушение требований пожарной безопасности являются:
1. Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в результате:
- деятельности, связанной с проведением мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности;
- проведения проверочных действий по факту пожара;
- иной служебной деятельности, связанной с осуществлением должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы, своих функций.
2. Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
3. Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
По результатам рассмотрения повода к возбуждению дела об административном правонарушении могут быть приняты следующие решения:
- о возбуждении дела об административном правонарушении;
- об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Основанием к возбуждению дела является наличие хотя бы одного из поводов, перечисленных в части 1 статьи 28.1 КоАП, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Возбуждение дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности представляет собой выполнение одного из перечисленных действий:
- вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
- составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, предусмотренных статьей 27.1 КоАП (доставление, административное задержание, осмотр, изъятие, арест вещей).
При наличии материалов, сообщений, заявлений и обстоятельств, определенных статьей 24.5 КоАП, или с учетом статьи 2.9 КоАП, в порядке части 5 статьи 28.1 КоАП, с соблюдением требований статьи 29.12 КоАП, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|