Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды нормативных правовых актов, нарушающих право





 

Следующий вопрос, который необходимо прояснить перед подачей конституционной жалобы, - каким по юридической силе нормативным актом нарушены права и свободы физического или юридического лица. Часть 4 ст. 125 Конституции РФ и ст. 96 Закона о КС РФ устанавливают, что конституционные права и свободы должны быть нарушены законом.

Анализ сформулированных правовых позиций Конституционного Суда РФ позволяют отнести к понятию "закон", использованному в указанной статье Конституции РФ, следующие нормативные правовые акты:

1. Федеральные конституционные законы <*>.

--------------------------------

<*> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона о внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме РФ" // ВКС РФ. 2003. N 4.

 

2. Федеральные законы.

3. Законы бывшего СССР и РСФСР <*>.

--------------------------------

<*> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1995 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки" // ВКС РФ. 1995. N 6.



 

4. Законы субъектов РФ:

- Конституции (уставы) как основные законы субъектов РФ <*>;

--------------------------------

<*> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК РФ, статей 1, 21 и 22 ФЗ "О прокуратуре РФ" в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного суда Республики Татарстан" // ВКС РФ. 2003. N 5.

 

- законы субъектов РФ, принятые по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ (ст. 71 и 72 Конституции РФ);

- законы субъектов РФ, принятые в порядке ст. 73 Конституции РФ, т.е. по вопросам исключительной компетенции субъектов РФ.

5. Подзаконные нормативные правовые акты:

- Постановления Государственной Думы об амнистии <*>;



--------------------------------

<*> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 г. N 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Советского районного суда г. Челябинска и жалобами ряда граждан" // ВКС РФ. 2001. N 6.

 

- Постановления Правительства РФ <*>;

--------------------------------

<*> См.: Постановление Конституционного Суда РФ N 1-П от 27 января 2004 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 ГПК РФ в связи с запросом Правительства РФ" // ВКС РФ. 2004. N 2; Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 г., на 2004 г. и на 2005 г. и Постановления Правительства РФ "О порядке исполнения Министерством финансов РФ судебных актов по искам к казне РФ на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти" в связи с жалобами граждан Э.Д. Жуховицкого, И.Г. Пойма, А.В. Понятовского, А.С. Чеславского и ОАО "Хабаровскэнерго" // ВКС РФ. 2005. N 157.

 

- Акты министерств и ведомств <*>.

--------------------------------

<*> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. N 138-О "По жалобе гражданина Каленова А.Ф. на нарушение его конституционных прав положением подпункта "и" пункта 7 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию и абзаца второго пункта 16 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. N 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве" // ВКС РФ. 2004. N 5.



 

Конституционность перечисленных нормативных правовых актов проверяется по следующим критериям:

1) по содержанию норм;

2) по форме нормативного акта;

3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;

4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;

6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Перечисленные выше критерии применяются для проверки всех нормативных актов, нарушающих конституционные права и свободы человека и гражданина, за исключением тех актов, которые были приняты до вступления в силу Конституции РФ. Проверка конституционности этих нормативных актов производится Конституционным Судом РФ только по содержанию норм.

Особое внимание следует уделять анализу содержания нормативного правового акта. При этом проверка конституционности норм по их содержанию возможна в двух аспектах.

Во-первых, по своему содержанию нормативный правовой акт не должен содержать запреты, умаляющие или отменяющие конституционные права и свободы, либо устанавливать непропорциональные ограничения прав человека, не преследующие законные цели.

Во-вторых, при таком анализе необходимо обращать внимание на определенность содержащихся в нем норм права. Этот аспект менее очевиден. Определенность правовой нормы в качестве критерия оценки ее конституционности впервые была применена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. <*>, принятом по жалобе Л.Н. Ситаловой:

--------------------------------

<*> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности ч. 1 и 2 статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой Л.Н. Ситаловой" // ВКС РФ. 1995. N 2 - 3.

 

"...Отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен "устанавливать порядок" вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать его по собственному усмотрению, что может привести к нарушению конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилища. Возможность произвольного применения закона является нарушением провозглашенного Конституцией РФ равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1)".

 

В вышеназванном деле Т.В. Близинской о проверке конституционности положений Закона г. Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" Конституционный Суд РФ осуществил проверку конституционности этого Закона как по содержанию норм, так и с точки зрения разграничения компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Примером проверки конституционности закона по его форме является рассмотрение Конституционным Судом РФ дела о проверке конституционности отдельных положений ГПК РФ в связи с запросом Правительства РФ <*>.

--------------------------------

<*> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 252 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с запросом Правительства РФ" // ВКС РФ. 2004. N 2.

 

По запросу Президента РФ в деле о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ" Конституционным Судом РФ был затронут вопрос о соответствии вышеуказанного Закона в целом Конституции РФ с точки зрения порядка его принятия <*>.

--------------------------------

<*> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 1999 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности ФЗ от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ" // ВКС РФ. 1999. N 5.

 

По общему правилу (ч. 2 ст. 43 Закона о КС РФ) Конституционный Суд РФ не проверяет конституционность акта, если он был отменен или утратил силу до начала или в период рассмотрения дела Конституционным Судом РФ; производство по конституционной жалобе прекращается. Исключением из данного правила является ситуация, когда Конституционный Суд РФ признает необходимость рассмотрения дела, поскольку действием правового акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Если же акт утрачивает юридическую силу после принятия конституционной жалобы к рассмотрению, то Конституционный Суд РФ вправе принять решение о продолжении конституционного судопроизводства по данной жалобе.

Это значит, что при подготовке конституционной жалобы необходимо проанализировать закон, конституционность которого предлагается проверить Конституционному Суду РФ, и с позиций его законной силы.

 

6. Формальные требования, предъявляемые к жалобе на нарушение конституционных прав и свобод

 

Из содержания ст. 36 Закона о КС РФ следует, что существует две составляющие для рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ - повод и основание.

Повод - это непосредственно конституционная жалоба, составленная в письменной форме, подписанная управомоченным лицом (лицами), полностью отвечающая требованиям Закона о КС РФ и направленная в Конституционный Суд.

Основание - это наличие неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ соответствующий нормативный правовой акт.

Общие требования к конституционной жалобе указаны в ст. 37 - 38 Закона о КС РФ.

В обращении должны быть указаны:

- Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;

- наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество, в жалобе организации - наименование юридического лица и должность лица, подписывающего жалобу);

- адрес и иные данные о заявителе (например, телефон, электронная почта) <*>;

--------------------------------

<*> С точки зрения сотрудников аппарата Конституционного Суда РФ, в первую очередь необходимо указывать ту контактную информацию, по которой с заявителем можно оперативно связаться для уточнения некоторых вопросов.

 

- необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

- наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции (например, государственный орган России, принимающий постановление об амнистии, - это Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, расположенная по адресу: 103265 г. Москва, Охотный ряд, 1);

- нормы Конституции РФ и Закона о КС РФ, дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ (это нормы ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и ст. 3, 96, 97 Закона о КС РФ);

- точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте (эту информацию можно получить в официальных печатных изданиях, в которых публикуются законы: это "Собрание законодательства Российской Федерации", "Российская газета". Если речь идет о законе субъекта РФ, то информация содержится в официальном источнике опубликования правовых актов в субъекте РФ. Например, на территории Свердловской области в качестве такого источника выступает "Областная газета"; такая информация также содержится в информационных правовых базах "КонсультантПлюс", "Гарант", "Кодекс");

- конкретные, указанные в Законе о КС РФ основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ (основанием для рассмотрения конституционной жалобы является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, его отдельные положения или другой правовой акт);

- позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ (требуется четкое изложение позиции заявителя, из которой следует, в чем заключается нарушение или ограничение конституционных прав и свобод, а также конкретные статьи Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, на нарушение которых ссылается заявитель. При этом рекомендуется указать одну или две статьи Конституции РФ, которым противоречит, по мнению заявителя, оспариваемый акт или его отдельные положения);

- требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду РФ (необходимо указать, какую конкретную статью закона, часть статьи, пункт статьи закона или отдельное положение в пункте статьи заявитель просит признать не соответствующими Конституции РФ и нарушающими его права и свободы);

- перечень прилагаемых к обращению документов.

Согласно ст. 38 Закона о КС РФ к направляемому в Конституционный Суд РФ обращению прилагаются (для граждан в количестве трех экземпляров):

- текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию (на практике ни Секретариат, ни Конституционный Суд РФ не требуют, чтобы к жалобе прилагался полный текст закона, достаточным будет приложить текст статьи, в которой содержится норма, конституционность которой оспаривается);

- доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя (из ч. 2 ст. 53 Закона о КС РФ следует, что представителями сторон могут быть адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами);

- документ об уплате государственной пошлины - гл. 25.3 НК РФ (ст. 333.23) установлены размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ: для организаций - 4500 руб.; для граждан - 300 руб. Однако до внесения соответствующих изменений в ст. 39 Закона о КС РФ сохраняется прежний размер государственной пошлины: для граждан - 100 руб., для организаций - 1500 руб. <*> От уплаты государственной пошлины освобождаются Герои Советского Союза, Герои РФ, участники и инвалиды Великой Отечественной войны. Конституционный Суд РФ по ходатайству заинтересованной стороны может своим решением освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины. В этом случае к жалобе следует прилагать документы, подтверждающие уровень материального обеспечения заявителя, не позволяющий ему заплатить государственную пошлину. Госпошлина возвращается заявителю, во всяком случае, если жалоба не была принята к рассмотрению; основанием для возвращения будет являться либо ответ Секретариата о недопустимости жалобы, либо определение Конституционного Суда РФ об отказе в принятии жалобы к рассмотрению;

--------------------------------

<*> См.: Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" // СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377.

 

- перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К жалобе могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание, а также другие документы и материалы.

В Определении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2004 г. N 179-О <*> сформулирована правовая позиция о том, что заявитель вправе указать в конституционной жалобе ходатайство об истребовании тех документов, которые обязательно должны быть приложены к жалобе, но не могут быть приложены самим заявителем по уважительным причинам.

--------------------------------

<*> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2004 г. N 179-О "Об отказе в принятии жалобы гражданина Сметанина И.В. на нарушение его конституционных прав статьями 37, 38 и 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.