Сделай Сам Свою Работу на 5

Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки





В эффективности учебно-воспитательного процесса в правоохранительном органе особая роль принадлежит руководителям занятий, являющимся центральными фигурами в профессиональной подготовке. Большая ответственность и высокие требования к качеству их ра­боты требуют:

1) тщательного подбора специалистов, офицеров, отвечающих по своим личным качествам, уровню профессионализма, опыту, пе­дагогической и методической подготовленности предъявляемым тре­бованиям;

2) создания необходимых благоприятных условий для самостоя­тельной подготовки к занятиям, помощи, обеспечения необходи­мыми учебными средствами, симулирования, поощрения, контроля, разбора работы;

3) непрерывной профессионально-педагогической подготовки руководителей занятий.

Комплексный анализ нормативно-правовых документов Миноб­разования, правоохранительных министерств и ведомств России, накопленный опыт профессиональной подготовки позволяет понять сущность и основные элементы системы профессионально-педаго­гической подготовки руководителей занятий. В широком значении она является составной частью непрерывного повышения их про­фессионализма и профессионального образования. В конкретном (узком) значении она решает задачу непрерывного повышения их квалификации, обеспечивающей высокое качество занятий, проводимых в правоохранительном органе.



Организуемая в правоохранительных органах лицами, ответствен­ными за профессиональную подготовку, подготовка ведется в соот­ветствии спланом в форме:

• показательных занятий;

• инструктивных занятий;

• занятий дидактического и методического содержания (лекций, семинаров, тренингов);

• проблемных семинаров с обсуждением актуальных вопросов занятий по профессиональной подготовке;

• педагогических (методических) сборов;

• взаимных посещений занятий с последующим обсуждением их подготовки, хода и результатов;

• контрольных посещений занятий руководством с индивиду­альным поучительным разбором их;

• подведения рубежных (ежемесячных, ежеквартальных) итогов проведения занятий;

• заданий руководителям на самостоятельное изучение педагоги­ческой и методической литературы, сдачу зачетов, подготовку темати­ческих рефератов с обзором литературы и анализом лично посещенных занятий, разработку методических материалов общего пользования;



• индивидуальной работы с руководителями занятий и исполь­зования института наставничества и др.

Использование этих доступных в любом правоохранительном органе форм не представляет особой сложности и требует в основ­ном серьезного отношения и активности от лиц, ответственных за подготовку. Целесообразно иметь свою библиотечку по юридиче­ской педагогике и юридической психологии, что отвечает требова­нию профессионализации педагогических знаний руководителей занятий. Для проведения занятий могут быть приглашены препода­ватели педагогики образовательных учреждений правоохранитель­ных органов и юридических факультетов.

Есть и другие формы, приближающиеся или относящиеся к системе повышения квалификации и уровня образования. Это уче­ба на краткосрочных курсах, факультетах образовательных учрежде­ний, факультетах заочного и экстерного образования вузов в других городах, прохождение стажировок и практик, учеба в аспирантуре и адъюнктуре, подготовка диссертаций, самостоятельная подготовка с последующей сдачей зачетов и экзаменов с получением диплома «преподаватель высшей школы» и т.п. Пока эти формы использу­ются не часто, но опыт есть, и он заслуживает расширения.

Содержание и вопросы методики профессионально- педагогической подготовки

Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий правоохранительного органа имеет свои особенности, обусловленные педагогическими требованиями и условиями успешного их проведения, что подтверждается не только теоретическими обоснова­ниями, но и анализом деятельности и подготовленности успешных руководителей. Ее содержание ориентируется на:



1) общую педагогическую подготовку (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузь­мина, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Л.В. Спирин и др.), высту­пающую фундаментом глубокого понимания и правильной реали­зации специальных юридико-педагогических знаний и безошибоч­ного решения многоплановых педагогических задач по обучению, воспитанию, развитию обучающихся сотрудников и развитию соб­ственных педагогически значимых качеств. Большинство исследо­вателей в эту систему включают:

общепедагогические знания с блоками: а) фундаментальные ме­тодологические знания (основы знания методологии педагогической науки, теории обучения, теории воспитания, развития и самосовер­шенствования); б) теоретико-практические знания об отдельных сто­ронах обучения и воспитания, о передовом педагогическом опыте, личности преподавателя, его деятельности); в) методические знания о формах организации, методах и приемах обучения и воспитания;

общепедагогические умения и навыки: а) организационно-педа­гогические умения; б) организация разных форм занятий и форми­рования у обучающихся знаний, навыков, умений; в) осуществле­ние воспитывающего и развивающего обучения; г) педагогическая техника; д) правовоспитательная работа среди населения[177];

2) специальную юридико-педагогическую подготовку, знания, навыки и умения по вопросам: а) педагогических принципов и основ профес­сиональной подготовки в правоохранительных органах; б) специфики формирования и совершенствования профессионального мастерства и его компонентов; специфики групповой, экстремальной, профес­сионально-психологической, морально-психологической и других организационно и методически сложных видов подготовки сотруд­ников; в) частной методики проведения занятий по своему разделу профессиональной подготовки.

Следует иметь в виду, что профессионализм преподавателя как специалиста не равнозначен подготовленности к обучению других даже по специальным вопросам.

Исследования показывают, что для успеха преподаватель, как минимум, должен еще: а) отчетливо знать содержание всего разде­ла; б) уметь распределять его содержание по темам, что обеспечива­ет последовательность изучения и исключение повторений и про­пусков; в) твердо знать и помнить содержание, структуру и логику-каждой темы, свободно владеть ими, быть способным уверенно рас­крывать его в разговорной речи; г) знать о передовом опыте в других правоохранительных органах страны, а также о зарубежном опыте; д) знать имеющие отношение к содержанию занятий научные дос­тижения, рекомендации, публикации в юридических журналах, сбор­никах; е) вносить конкретные предложения по совершенствованию работы обучающихся специалистов[178];

3) педагогическое развитие руководителя занятий предполагает: а) выработку устойчивой педагогической установки грамотного субъ­екта педагогической работы, стремления к построению педагогиче­ски корректной работы с обучающимися сотрудниками; б) постоян­ную нацеленность на обеспечение единства обучения, воспитания и развития объекта своих педагогических воздействий — сотрудника правоохранительного органа; в) умение индивидуализировать свою работу — со вчерашним школьником, прошедшим воинскую службу, а также сотрудником, имеющим определенный профессиональный опыт, побывавшим не в одной «горячей точке». Подготовка руководи­теля призвана переориентировать его с субъектно-объектного отноше­ния с обучающимися на субъектно-субъектное, когда они становятся равноправными участниками учебно-воспитательного процесса;

4) создание в правоохранительном органе профессионально-педа­гогического коллектива из руководителей занятий и других лиц, ра­ботающих с персоналом. От того, каким образом складывается мо­рально-психологический климат в таком коллективе, какое коллек­тивное мнение доминирует, как представлены в нем интересы «чисто профессиональные» и педагогические, во многом зависит и отно­шение каждого руководителя занятий к педагогически грамотному и эффективному проведению занятий и своему профессионально-педагогическому росту.

Педагогическая деятельность руководителя занятий правоохра­нительного органа имеет ярко выраженную профессионально ори­ентированную направленность. Это позволяет говорить не просто об их педагогической подготовке, а о подготовке профессионально-педагогической, учитывающей особенности деятельности руководи­телей занятий конкретных дисциплин, разделов профессиональной подготовки.

Изложенное свидетельствует о том, что профессионально-педа­гогическая подготовка руководителей занятий должна функциони­ровать в каждом правоохранительном органе как постоянно дейст­вующая педагогическая система, в которой непрерывно функциони­руют взаимосвязанные педагогические подсистемы повышения их об­щей, специальной и психолого-педагогической подготовленности.

Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений

1. Каковы особенности профессиональной подготовки, проводимой непос­редственно в правоохранительных органах, ее сущность, цели и задачи?

2. Раскройте типовую программу профессиональной подготовки. Как орга­низуется ее исполнение?

3. Назовите педагогические принципы профессиональной подготовки.

4. Раскройте общую методику занятий по профессиональной подготовке.

5. Охарактеризуйте основы методики формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников.

6. Раскройте структуру группового мастерства специальных групп правоох­ранительных органов.

7. Каковы особенности подготовки специальных групп правоохранитель­ных органов?

8. Обоснуйте необходимость и особенности организационной подготовки личного состава.

9. Расскажите об особенностях тактической подготовки.

10. Какова специфика огневой подготовки?

11. Что включает в себя физическая подготовка сотрудников правоохранительного органа?

12. Каков педагогический аспект профессионально-психологической под-

готовки?

13. Раскройте структуру профессионально-психологической подготовленности сотрудника, а также организацию и методику ее форми-рования.

14. Расскажите о двух направлениях профессионально-психологической подготовки.

15. Попытайтесь определить особенности способов приближения обстановки к реальной при подготовке специалистов службы, в которой вы собираетесь работать.

16. Каково назначение, содержание и особенности проведения профессионально-педагогической подготовки руководителей занятий?

Библиографический список

Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности со­трудников органов внутренних дел. — М., 1997.

Змеев СИ. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие. —М., 2002.

Минжанов Н.А. Повышение профессионально-психологической под­готовленности слушателей учебных заведений органов внутрен­них дел в процессе физической подготовки. — Караганда, 1994.

Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел / Под ред. И.В. Горлинского. — М., 2002.

Профессиональное образование: Словарь / Сост. СМ. Вишнякова. — М., 1999.

Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. — М., 2003.

Столяренко A.M. Психологическая подготовка личного состава орга­нов внутренних дел. — М., 1987.

Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М., 2000.

Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста. — М., 2000.

Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Рук. авт. колл. и лит. ред. С.Я. Батышев.

 

Глава 11

ЭКСТРЕМАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов

Экстремальные ситуации в право­охранительной деятельности

Экстремальными[179] называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, крайнему, предель­ному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу. Трудности могут носить объективный и субъективный (психологи­ческий) характер. Объективные трудности обусловлены сложностью самих правоохранительных ситуаций, борьбы с преступностью, проблемами укрепления законности, обеспечения правопорядка при чрезвычайных ситуациях (наводнениях, землетрясениях, лес­ных пожарах, эпидемиях и эпизоотиях, крупных техногенных ката­строфах и пр.) и др., а субъективные — индивидуальными особенно­стями сотрудников и недостатками их подготовленности. В послед­ние 10—15 лет наблюдается тенденция повышения экстремальности правоохранительной деятельности в связи со значительным ростом активности и криминальной изощренности преступников, группового бандитизма, организованной преступности, развитием терроризма, ростом числа ситуаций, в которых активно используется оружие, и др. Последнее привело к повышению роли и развитию такого вида правоохранительной деятельности, как служебно-боевая деятельность. В общем случае ситуация представляет собой совокупность объ­ективно-субъективных обстоятельств жизнедеятельности человека (группы) в какой-то отрезок времени. Она — единство, активная взаимосвязь преследующего свои цели человека и обстановки, того положения, в котором он находится, временно сложившаяся систе­ма «человек в ситуации» (рис. 11.1)[180].

 

 

Рис. 11.1. Система «человекв ситуации*

Структура ситуации и то, что в ней взаимодействует, включает:

обстановочные составляющие {компоненты, факторы[181]) — то, что человека окружает, что можно назвать обстоятельствами, сре­дой, внешними условиями;

личностные составляющие {компоненты) — то, что представляет из себя человек, попавший в данную обстановку, поставившую его в определенное положение и перед необходимостью выбора действий;

деятельностные {поведенческие) составляющие {компоненты) — то, что человек делал, попав в данную обстановку, что намеревается делать, что делает и чего достигает.

Человек в ситуации — это не человек и ситуация, а интеграль­ный продукт взаимодействия всех компонентов ситуации, системный, объективно-субъективный феномен. Психическое состояние человека, его решение, поведение, поступок, действие в той или иной ситуа­ции — всегда интегральный, системный продукт такого взаимодей­ствия. Внешние причины действуют через внутренние условия — такова важнейшая закономерность психической деятельности, со­стояний, действий и поступков человека. Любые объективные ха­рактеристики в системе «человек в ситуации» личностно окрашены и трансформированы, «видятся» личностью по-своему и только в этом виде приобретают регулирующую ее поведение функцию. Си­туация с одними и теми же обстановочными особенностями психо­логически изменяется для человека вместе с изменением его личностных и деятельностных составляющих, т.е. его подготовленности, активных и умелых действий в ней. Одна и та же обстановка может восприниматься одним человеком как нормальная, другим — как сложная, но приемлемая для действий, третьим — как интересная, увлекательная и вызывающая азарт, четвертым — как безвыходная. Ситуация всегда личностно опосредована, а состояние и поведение личности имеет ситуативные признаки. Последние не задаются од­нозначно объективно-обстановочными характеристиками ситуации, не являются фатально обусловленными ими, не навязывают человеку послушно-пассивную роль. Решающее слово принадлежит комплексу присущих конкретной личности и устойчиво сформированных у нее свойств, качеств, привычек, знаний, умений, навыков, различных видов подготовленности к жизни, деятельности, встрече с экстре­мальными ситуациями и факторами, ее неподатливости, упругости, устойчивости к их возможным негативным воздействиям. Поэтому экстремальность ситуаций в действительности представляет собой объективно-субъективный феномен.

Это подтверждается и существованием четырех психолого-педа­гогических типов экстремальных ситуаций,отличающихся особенно­стями и результатами личностно-обстановочного взаимодействия:

1) объективно экстремальные ситуации — трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объек­тивно в результате действия непреодолимых сил, без его участия. Они насыщены угрозами, опасностями, трудностями;

2) потенциально-экстремальные ситуации — объективные сложно­сти, трудности, опасности выражены в них неявно, существуют в потенции, как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в ре­альность зависит как от объективного развития событий, так и от действий самого человека. Такие ситуации можно сравнить с при­таившимся и готовым к прыжку мощным хищником. Возникновение экстремальности происходит обычно скачком и в основном по вине или воле человека и зависит от его подготовленности;

3) лично спровоцированные экстремальные ситуации {экстремально-виктимные) — риск, трудности и опасности порождаются самим чело­веком, его намеренным или ошибочным выбором, поступками, дейст­виями. Они могут возникать даже при практически полном отсутствии объективных потенций к ним, по пустякам, из-за ошибок, по неосто­рожности, непредусмотрительности человека. Не случайно говорят, что мы любим создавать себе трудности, чтобы потом их преодолевать;

4) воображаемые экстремальные ситуации {фантазийные, мнимые, иллюзорные) — тоже создаются человеком, но его разгулявшимся вооб­ражением, а не поступками. Они либо вообще объективно не содержат проблем, угроз и опасностей, но их наличие мерещится человеку, либо содержат какую-то толику потенциальной угрозы, но видятся и переживаются им как сверхсложные и опасные. Такие ситуации присущи людям тревожным, эмоциональным, мнительным, слабо подготовлен­ным, неуверенным в себе. В обстановке слухов, социальных и природ­ных катаклизмов, частых неудач, при отсутствии достаточной инфор­мации об обстановке и ее изменениях, слабом понимании происходя­щего вокруг они могут возникать и у других людей.

Объективные особенности обстановки, таким образом, не механи­чески и однозначно придают ситуациям экстремальность. Понимание этого открывает практически неограниченные психолого-педагоги­ческие возможности для подготовки сотрудников к успешным дейст­виям в экстремальных ситуациях правоохранительной деятельности.

Факторыи их требования к экстремальной подготовленности сотрудников

Проблема экстремальных ситуаций в правоох­ранительной деятельности и их влияния на со­трудников стала изучаться психологически с середины 70-х годов (чуть больше 30 лет на­зад)[182], а педагогически — с 90-х годов[183]. При их характеристике выделяются прежде всего при­сущие им экстремальные факторы (обычно они называются психо­генными[184] факторами, «стрессогенными», «стресс-факторами», «стрес­сорами»)[185] — это факторы, оказывающие сильное воздействие на человека, сопряженное с необходимостью преодоления внутренних и внешних трудностей. Делаются попытки классифицировать их по разным основаниям, но если в основу положить приведенную выше структуру ситуации, то к основным из них будут относиться:

1) экстремально-обстановочные факторы:

а) экстремально-материальные — объективно-материальный тип обстановки (пожар, землетрясение, пропажа иму­щества, террористический акт и пр.), необычность, нестандартность, незнакомость, непонятность обстановки; невозможность контроля за происходящими в обстановке переменами, их неуправляемость, стихийность; внезапность, неожиданность, быстрота и радикальность происходящих перемен; обилие малознакомых, устрашающих явлений в окружающей обстановке (взрывы, свист пуль, истошные крики, вид бушующего огня, трупа, крови и пр.); наблюдаемые разрушения, последствия пожаров, обстановка общей разрухи и дезорганизации жизни; плохая видимость, темнота; дискомфортные условия (жара, хо­лод, одиночество, изнурение, грязь, сырость, отсутствие нормальной пищи, невозможность помыться, необходимость спать под открытым небом, урывками и др.); опасности для материальных ценностей и др.;

б) экстремально-социальные — социальный тип обстановки (конфликт, противоборство, угрозы, шантаж, паника, безработица и т.п.); психология и социально-психологический климат в малых группах (семья, друзья, трудовой или воинский коллектив, спортивная команда, туристическая группа и т.п.); психическое со­стояние и поведение окружающих людей; опасность для других лю­дей, их страдания или смерть; социальная изоляция, одиночество; обстановка в обществе, регионе; жизненные перспективы, предвиде­ние надвигающихся событий, потеря перспектив жизни;

2) жстремально-деятельностные факторы — тип деятельности, ее активность, напряженность, освоенность человеком; цели, задачи и значимость деятельности; интеллектуальная, двигательная и волевая сложность деятельности; степень ответственности и риска; трудности достижения нужного результата, вероятность неудач, большая цена ошибки; обратимость/необратимость возможных последствий, вера в успех; ответственность, самостоятельность; монотонность деятельности:

а)организационно-деятельностные — сте­пень организованности деятельности, авторитетности и эффективно­сти руководства; пример поведения старших и руководителей; сла­женность, взаимопонимание, взаимное доверие, готовность прийти на помощь друг другу совместно работающими, их взаимоотноше­ния, психологическая совместимость; обеспеченность действий; обес­печенность средствами личной защиты и вера в их надежность; обеспечение жизнедеятельности в экстремальных условиях; оказание своевременной медицинской помощи, эвакуация раненых и постра давших и др.; меры по поддержанию работоспособности и боеспо­собности; организованность, управление;

б)операционально-деятельностные — труд­ность понимания обстановки и ее изменений; ненадежность связи, плохое взаимопонимание между взаимодействующими людьми, си­лами и средствами и несогласованность действий; информационная перегрузка; выполнение плохо освоенных действий, операций; сдерживание активных действий при выжидании момента или по­лучении разрешения для их начала; использование оружия и наси­лия; высокая активность действий, их стремительность, темп, де­фицит времени; неудачи в начале, ходе и итогах действий;

3) экстремально-личностные (виктимные) факторы (личностные предпосылки повышенно-обостренного восприятия экстремальности ситуаций) — недостаточные экстремальные способности (см. ниже), слабая экстремальная подготовленность (см. ниже), большая личная значимость ситуации; повышенная боязнь ответственности; острое желание добиться наилучшего результата в условиях риска и неуве­ренности; неуверенность в себе; легкая переутомляемость, внушае­мость, авантюрность; неудачный опыт прошлого и пр.

Все рассмотренные факторы обладают большой вероятностью ока­зания сильного — позитивного или негативного — влияния на лю­дей. Но вероятность — не обязательность. Сила и характер влияния не предопределяются только физическими параметрами того или ино­го фактора (величиной, яркостью, громкостью и пр.). Можно кри­чать на человека — и он останется совершенно спокойным, а мож­но сказать что-то значимое шепотом на ухо — и он придет в ярость или упадет в обморок. Решающее значение имеют особенности данного человека, личностный смысл, который имеет для него тот или иной фактор, ситуация.

Практически все сотрудники правоохранительных органов сис­тематически попадают в экстремальные ситуации. Даже беседа, оп­рос, допрос, проверка документов, предупреждение, требование, обвинение, резкое слово могут быстро превратиться в накаленный эмоциями конфликт, экстремальную ситуацию, которая потребует от следователя, патрульного милиционера, судьи, адвоката и других предельной собранности, самообладания, воли, умения выходить дос­тойно из сложного положения. Обилие поручений, «горящие сроки», ненормированный рабочий день, «разнос» начальника, полученное неприятное сообщение и пр. превращают работу в экстремальную. Наглость, вызывающее поведение, оскорбляющее профессиональ­ное и личное достоинство сотрудника, могут превратить ситуацию даже в гиперэкстремальную, в которой некоторые даже срываются, совершают поступки, за которые потом раскаиваются и даже несут административную, а порой и уголовную ответственность. Чаще, чем другим, приходится решать задачи в экстремальных условиях боль­шой сложности сотрудникам МВД, Министерства юстиции, ФСБ, особенно специальных подразделений (ОМОН, СОБР, ОСН, ГЗ — групп захвата и др.). Такие особенности современной правоохрани­тельной деятельности требуют повышенного внимания к вопросам подготовки их сотрудников.

Факты и исследования показывают, что на плохо, недостаточно подготовленного к решению задач в экстремальных ситуациях сотруд­ника они и присущие им факторы сказываются отрицатель-н о: вызывают растерянность, нерешительность, страх, ухудшение оценки обстановки, сообразительности, находчивости, наблюда­тельности, работы памяти, скорости реакций, ослабление самокон­троля и самоуправления, учащение и углубление ошибок, снижение точности действий и др. В слабо подготовленных группах, отрядах, экипажах часто возникают нездоровые и пессимистические настрое­ния, слухи, настроения недовольства, отрицательные мнения, ослаб­ление дисциплины, нарушения уставных и служебных норм пове­дения, склонность к неумеренному употреблению спиртного, кон­фликты во взаимоотношениях, паника и пр.

Напротив, на хорошо подготовленного к решению задач в экс­тремальных ситуациях и условиях сотрудника последние сказыва­ются положительно, способствуя мобилизации сил и возмож­ностей, обострению у него чувства долга, ответственности и реши­мости, вызывают внутренний подъем, даже азарт, энергичность и активность, настойчивость и упорство, деятельностный максима­лизм (страстное стремление добиться самого высокого результата), повышенную бдительность, внимательность, наблюдательность, бы­струю и четкую работу мысли, готовность к любым неожиданностям и быстрым реакциям, смелость, устойчивость к временным неудачам и др. Качество действий по сравнению с нормой даже повышается, что относится и к хорошо подготовленным группам, отрядам, экипажам.

Высокий уровень и разносторонность требований экстремаль­ных ситуаций к действующему в их условиях человеку свидетельст­вуют о первостепенной важности его всесторонней подготовленно­сти к успешному поведению и действиям в них. Они предъявляют категоричные, особые, повышенные педагогические требования к ней:

I) обязательности подготовленности. Спорить о том, нужно ли обладать надлежащей подготовленностью или нет, бесполезно — без­условно, нужно. Экстремальные условия экзаменуют каждого, кто в них попадает, и избежать этого невозможно. Они строго, бесстраст­но выявляют все достоинства и слабости, беспристрастно, как лакму­совая бумажка, обнаруживают, кто чего стоит. За пренебрежение требованиями экстремальности при подготовке расплата следует обя­зательно. Нередко цена расплаты — жизнь самого сотрудника; 2) широты и педагогической целостности подготовленности. Необ­ходимо формирование не одного-двух навыков, не только обучение, но и всесторонняя подготовка сотрудника, включающая его обученность, воспитанность, развитость, образованность;

3) специфичности подготовленности — нужна особая целенаправ­ленная подготовка, ориентированная на своеобразие экстремальных условий правоохранительной деятельности вообще и деятельности отдельных служб, специалистов, должностных лиц, задач в частности;

4) адекватности — воспитанность, обученность, развитость и об­разованность сотрудников и их групп по структурным и содержатель­ным характеристикам должны строго соответствовать специфике требований преодоления трудностей, создаваемых каждым из экстре­мальных факторов и всеми вместе, что должно и может обеспечи­ваться строго адресным построением содержания и других элементов педагогической системы подготовки;

5) непрерывности и быстроты подготовки. Экстремальные усло­вия — особая школа, в которой надо учиться добросовестно, не­прерывно, быстро и успешно. Они не только требуют, но и создают условия, представляя для совершенствования подготовки богатые возможности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.