Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика формирования и совершенствования профессиональных умений





Это самый ответственный момент в практиче­ской подготовке, ибо большинство профессио­нальных действий должно выполняться сотруд­никами правоохранительных органов с полным пониманием особенностей обстановки, индивидуальных особенностей людей, с которыми они имеют дело, с гибким приспособлением имеющихся профессиональных навыков к конкретной ситуации. Глупо спрашивать у чемпиона мира по шах­матам, какой ход самый лучший, — все зависит от ситуации. Эту функцию и выполняют профессиональные умения — руководить использованием всех знаний и навыков для действий в конкретной ситуации — важнейший компонент практического мастерства.

Формирование умений имеет не только много общего с форми­рованием навыков, но и много существенных особенностей. Основ­ные отличия таковы:

• большинство умений по своей структуре много сложнее на­выков. Зачастую навыки входят в нее. Например, умение общаться предполагает наличие навыков слушания, наблюдения за собесед­ником, оценки особенностей и психических состояний собеседника, владения голосом и др. Поэтому отработка навыков, входящих в струк­туру умения, предваряет отработку умения в целом. Можно довести формирование таких навыков до середины этапа автоматизации, а завершать их в комплексе с овладением умением в целом;



• этапа автоматизации в формировании умения нет. Аналити­ческий этап дополняется отработкой некоторых операций и приемов, входящих в структуру умения, выполнение части которых доводится до автоматизма (навыка). Так, умение осуществлять осмотр места происшествия предполагает наличие у сотрудника навыков пользо­вания следственным чемоданом, и их надо отрабатывать отдельно;

• этап структурирования нуждается в повышенном внимании. Комплекс операций и приемов, входящих в действие, которое дол­жен уметь выполнять сотрудник, имеет гибкий алгоритм, отражаю­щий приспособление действия к особенностям ситуации. Поэтому повышенное внимание должно уделяться осмысленности, обосно­ванности всех действий обучаемых сотрудников и уяснению ими алгоритма умения, который более сложен и гибок, чем у навыков. В 9 из 10 случаев, если обучающийся до начала действий о чем-то не может рассказать или забывает это сделать, во время действий он совершает те же ошибки или пропуски;



• отрабатываются основные компоненты любого умения: наблю­дение за обстановкой, выявление ее особенностей, имеющих значе­ние для действий в данной ситуации; анализ и оценка обстановки, ее требований к изменению действий, отработанных ранее, до на­выка; принятие решения на изменение ранее отработанного действия и его элементов в связи с требованиями места и момента; гиб­кость и коррекция действий по ходу их при любых возможных из­менениях обстановки;

• важнейшее значение придается этапу гибкости и надежности умения. Это наиболее специфичный и важный для формирования умения этап, когда надо постоянно менять и разнообразить условия на занятиях, постепенно усложняя их и максимально приближая к реальным — самым сложным. Прилагаются всемерные усилия для разнообразия условий и обстановки, в том числе до самых сложных и необычных. Обучающихся учат решать одну и ту же задачу в из­менчивых условиях, видоизменять порядок действий, исключать одни способы и операции и заменять их другими;

• усложнения учебной обстановки ведутся по нарастающей, ха­рактеризуются новизной изменений, их неожиданностью, скоростью перемен, комплексностью, значительностью, повышенной ответст­венностью, риском, опасностями, повышением вероятности неудач, противодействием и др.;

• повышенно важны разборы учебных действий. При формиро­вании навыков они сводятся к указаниям по поводу отклонений от отрабатываемого стандарта (жесткого алгоритма). Здесь речь идет об обучении наблюдать, мыслить, оценивать, проявлять находчивость, разумность. Стиль разборов — групповые обсуждения, дискуссии, совместный поиск оптимального варианта для каждой ситуации с обоснованием его правильности.



Рассмотренная общая методика формирования знаний, навыков и умений лежит в основе отработки всех других видов подготовки, видоизменяясь в зависимости от их специфики.

 

10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки

Подготовка групп

Было бы ошибкой полагать, что, подготовив нужного специалиста, сотрудника, военнослужащего внутренних и пограничных войск в отдельности, а затем собрав индивидуально подготовленных в группу для совместных действий, мы получим эффективно действующую группу. Группа — эта особый социальный организм. Мастерство группы зависит от мастерства каждого ее члена, но суть ее в:

• налаженности- отношений между ними при совместных дей­ствиях;

• отработанности взаимодействия в процессе решения реальных задач;

• способности сохранять высокий уровень надежности и эффек­тивности действий в любых условиях.

Поэтому, с одной стороны, профессиональное мастерство группы складывается из мастерства ее членов, а с другой — мастерство от­дельных сотрудников не может считаться завершенным, пока они не будут безукоризненно действовать в составе группы. Поэтому мас­терство группы приходит только в обучении совместным действиям, при этом одновременно проходит окончательную шлифовку профес­сиональное мастерство каждого ее члена. Групповое мастерство — особый вид мастерства, а формирование его — особый раздел профес­сиональной подготовки в правоохранительных органах. Начинается эта учеба не после завершения одиночной подготовки сотрудников, а примерно после выполнения 50% ее программы.

Чтобы педагогически эффективно формировать профессиональ­ное мастерство группы, нужно знать, что формировать, из каких элементов это мастерство складывается.

Профессиональное мастерство специальных групп правоохрани­тельных органов принципиально отлично от индивидуального мас­терства сотрудника, военнослужащего и структурно включает три основных компонента:

1) отработанность организации — четкое и прочное овладение каждым членом группы (в том числе начальником, командиром группы) своего места в ней, функций, обязанностей, ответственно­сти, действий и способов согласования их с действиями других чле­нов группы по содержанию, месту и времени. Отработанность орга­низации базируется на:

• организационных знаниях членов группы;

• навыках организационного взаимодействия членов группы;

2) тактическую подготовленность — организованное и качествен­ное выполнение совместных действий по решению типичных профес­сиональных задач в соответствующих им условиях, что предполагает наличие у членов группы:

• тактического взаимопонимания;

• навыков тактического взаимодействия;

3) профессиональную надежность — отсутствие каких-то явных сла­бостей у отдельных членов группы, отработанность организации и тактической подготовленности группы к гибким действиям в не­предсказуемых ситуациях и при столкновении с трудностями реше­ния профессиональных задач. Она обеспечивается навыками:

• группового тактического мышления;

• групповой тактической гибкости;

• взаимной тактической поддержки;

• взаимозаменяемости.

Формирование в процессе профессиональной подготовки группы всех этих элементов с их конкретизацией по специфическим тактическим задачам и предполагаемым условиям определяет задачи, со­держание и методику подготовки. Проверка и оценка их наличия — основа оценки подготовленности группы.

Как нельзя возвести вершину пирамиды, не построив фунда­мента, так и работу по формированию профессионального мастер­ства нужно начинать с отработки организации действий группы. Ор­ганизация действий — упорядоченная совокупность правильных дей­ствий каждого и всех членов группы. Когда речь идет о действиях группы достаточно большой численности, то редко бывает так, что руководитель занятий помнит точно действия всех и каждого и от занятия к занятию повторяется при инструктажах и разборах. Чтобы не вносить возможную путаницу, руководителю подготовки группы полезно иметь документ (схему, сетевой график, план, таблицу, рас­писание), отражающий порядок действия каждого и всех. Неплохо, когда каждый член группы получает карманную книжку-памятку, где четко по пунктам указаны его функции в группе, обязанности, действия, которые он должен выполнять при решении группой раз­ных задач, их последовательность и способы согласования с дейст­виями других. Практически дословное запоминание их — обяза­тельный элемент в формировании прочных и точных организаци­онных знаний и навыков каждого.

Занятия начинаются с разъяснения, а затем и проверки знаний всех и каждого по вопросам организации. Затем на практических занятиях поэтапно отрабатываются навыки и умения согласованных действий. Каждый этап обозначается соответствующей командой руководителя (например: «вызов», «посадка», «переезд», «прибытие на место» и т.д.). После каждого этапа — пауза, во время которой руководитель разбирает выполненные действия, а при необходимости повторяет весь этап до его безукоризненного выполнения всеми.

Отработав это, переходят к занятиям по слитному выполнению всех этапов группового действия, но тоже сначала не спеша, со стро­жайшим соблюдением организационных требований. Затрачиваемое время будет само уменьшаться по мере освоения навыков организа­ционного взаимодействия.

К организованности действий должна предъявляться неослабе­вающая требовательность и в ходе дальнейшей подготовки группы.

Тактическая подготовка — вторая задача в отработке группо­вых действий. По существу она начинается уже при отработке ор­ганизации основного' типа тактических действий, характерного для группы. Фактически же ей приходится решать ряд тактических за­дач, иногда довольно сильно отличающихся друг от друга по объек­ту, месту и условиям. Поэтому первой задачей тактической подго­товки является отработка вариантов групповых действий по решению 3—5 основных типов тактических задач.

Всякое творчество в любом деле базируется на четкой отработке основных действий. Варианты возникают тогда, когда есть чем варь­ировать. Поэтому отработка типовых тактических вариантов — важ­ный шаг на пути возникновения группового мастерства действий в сложных, непредсказуемых случаях.

Варианты целесообразно отрабатывать последовательно, начи­ная с наиболее часто встречающихся или менее сложных. К сле­дующему варианту переходить после основательной отработки пре­дыдущего, доведенной до хорошей быстроты, качества и проводя­щейся в достаточно сложных условиях. Однако их количество лучше не увеличивать, пока не будут отлично отработаны 3—5 типовых тактических вариантов.

Занятия проводятся руководителем — командиром группы или старшим начальником. При этом обучаются не только подчинен­ные, но и сам руководитель (начальник, командир), приобретающий умения и навыки управления, взаимопонимание с подчиненными, что является непременной предпосылкой успеха действий группы.

Первые занятия по осваиваемому варианту тактических дейст­вий повторяют методику отработки организации, но темп посте­пенно повышается. Новое тут — внимание к тактическому взаимо­пониманию. Совместно действующие сотрудники, военнослужащие не просто должны соблюдать дисциплину и выполнять указания, но и думать, понимать тактические основы решения задачи, уметь оценивать обстановку, действия других и свои с позиций вклада в дос­тижение цели, к которой стремится группа, и на этом строить согла­сование своих действий с действиями других. Методы этих занятий — объяснения, совместные упражнения, разборы, советы. Рекоменду­ется переглядывание, обмен жестами, мимическими движениями лица, короткими репликами. Так возникают навыки тактического взаимопонимания и тактического взаимодействия.

Значительное время отводится третьей задаче — формирова­нию профессиональной надежности действий группы. Основные типы тактических действий отрабатываются при этом отдельно и в ком­бинации с другими, в постоянно меняющихся и непрерывно услож­няющихся условиях, с имитацией повышающегося сопротивления противодействующего криминального элемента. Активно использу­ются групповой тренинг (многократные упражнения) и разборы. Повышенное внимание в организационном плане уделяется фор­мированию навыков:

взаимной тактической поддержки — быстрой оценки сложно­стей, возникших и на своем, и на соседних участках, где действуют другие члены группы, а также своих возможностей по оказанию помощи другим и концентрации сил вместе с ними на решающем в данный момент месте;

взаимозаменяемости — взятие на себя функций соседа при пре­кращении им действий (ранение, израсходование боезапаса, отзыв командиром и т.п.), а также функций непосредственного командира при его выбытии. К первому виду заместительства должен гото­виться каждый, ко второму — обычно 2—3 лучших сотрудника, бой­ца. Последнее следует специально отрабатывать по ходу проведения учений и практических занятий, ибо потеря управления в реальной сложной обстановке оказывает пагубнейшее влияние на надежность действий группы;

групповой тактической гибкости и группового тактического мыш­ления. Значимость последнего легко понять по отдаленной, но понят­ной аналогии с действиями, например, футбольной команды высо­кого класса. Тактические комбинации рождаются и быстро реали­зуются ее футболистами, мгновенно и одинаково оценивающими возникающие ситуации и возможности, понимающими, быстро под­хватывающими и развивающими действия инициатора. Подобные навыки и мышление развиваются на тактических занятиях в ста­бильных по составу группах и в разнообразных условиях при поощ­рении руководителем тактических импровизаций обучающихся. По­мимо пояснений и разборов, до и после практических упражнений уместны дискуссии, обсуждения, коллективный поиск правильных решений с всесторонним обоснованием высказываемых обучающи­мися мнений и вносимых предложений.

Формирование профессионального мастерства специальных групп правоохранительных органов — прерогатива именно профессио­нальной подготовки, проводимой в них, она никогда не проводится в юридических образовательных учреждениях.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.