Упражнение «НАЗОВИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: предметные картинки: самовар, шоколад, самолет, сарафан, пулемет, колобок, бегемот, молоток.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку картинку, а затем медленно и четко произносит звукосочетания. Ребенок должен поднять руку, когда услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, и повторить слово.
Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Масовар
| самовар
| расафан
| сарафан
| Самовар
| фасаран
| Вамосар
| сарафан
| Кошолад
| шоколад
| колобок
| колобок
| Шоколад
| коболок
| Лашокад
| локобок
| Мосалет
| самолет
| гебемот
| бегемот
| Салемет
| мегебот
| Самолет
| бегемот
| Пумелет
| пелемет
| мотолок
| молоток
| Пулемет
| ломоток
| Мулупет
| молоток
|
Упражнение «НАЗОВИ И СДЕЛАЙ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании приставочных глаголов.
2. Учить понимать и различать лексическое значение приставочных глаголов.
3. Расширять и активизировать глагольный словарный запас.
4. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок произносит приставку, а логопед договаривает слово.
Затем ребенок называет слово полностью, выполняет действие или имитирует движение.
Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| ЗА
| бегать
| забегать
| ВЫ
| бегать
| выбегать
| носить
| заносить
| носить
| выносить
| ходить
| заходить
| ходить
| выходить
| водить
| заводить
| водить
| выводить
| катить
| закатить
| катить
| выкатить
| У
| бегать
| убегать
| НА
| ходить
| находить
| носить
| уносить
| ехать
| наехать
| ходить
| уходить
| ливать
| наливать
| водить
| уводить
| мылить
| намылить
| катить
| укатить
| сыпать
| насыпать
| ( На одном занятии целесообразно отработать глаголы с одной приставкой и обобщить ее лексическое значение).
Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при употреблении приставочных глаголов.
2. Учить понимать и различать семантическое значение глаголов с разными приставками
3. Расширять и активизировать глагольный словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и предлагает заканчивать предложения словами, подходящими по смыслу.
Логопед:
| Ребенок:
| Утята по поляне (что делают?) …
| ходят.
| Утята в речку (что делают?) …
| заходят.
| Утята из речки (что делают?) …
| выходят.
| Утята корм себе (что делают?) …
| находят.
| Утята вечером с поляны (что делают?) …
| уходят.
| Саня в солонку соль (что сделал?) …
| насыпал.
| Дворник дорожки песком (что сделал?) …
| посыпал.
| Малыш из ведра песок (что сделал?) …
| высыпал.
| Снег весь город зимой (что сделал?) …
| засыпал.
| Червей для рыбалки надо (что сделать?) …
| накопать.
| Буратино на Поле Чудес свои деньги (что сделал?) …
| закопал.
| Для посадки дерева надо яму (что сделать?) …
| выкопать.
| (Аналогичная работа проводится с глаголами «летать», «катать»).
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных с помощью различных суффиксов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
- с суффиксом -ОВ- и окончанием -ЫЙ.
Логопед:
| Ребенок:
| Мед из липы –
| липовый мед.
| Пол из дуба –
| дубовый пол.
| Лес из елей –
| еловый лес.
| Жакет из пуха –
| пуховый жакет.
| Напиток из меда –
| медовый напиток.
| Пирог из мака –
| маковый пирог.
| - с разными суффиксами и разными окончаниями.
Василек с поля –
| полевой василек.
| Тулуп из меха –
| меховой тулуп.
| Ботинок из кожи –
| кожаный ботинок.
| Домик изо льда –
| ледяной домик.
| Поток воды –
| водяной поток.
| Суп из курицы –
| куриный суп.
|
Упражнение « ЧТО КАК ЕДИМ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании отглагольных прилагательных.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования отглагольного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
Логопед:
| Ребенок
| Кабачок жарили -
| жареный кабачок.
| Патиссон тушили –
| тушеный патиссон.
| Огурец солили –
| соленый огурец.
| Кабачок пели -
| печеный кабачок.
| Патиссон парили -
| пареный патиссон.
| Кабачок вялили -
| вяленый кабачок.
| Помидор варили -
| вареный помидор.
|
Упражнение «ЧЕЙ ХВОСТ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании притяжательных прилагательных.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку картинки, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные
Логопед:
| Ребенок:
| Это хвост зайца. Он чей?
| Заячий.
| Это хвост собаки. Он чей?
| Собачий.
| Это хвост овцы. Он чей?
| Овечий.
| Это хвост белки. Он чей?
| Беличий.
| Это хвост кошки. Он чей?
| Кошачий.
| Рог лося
| Лосиный.
| Клюв вороны
| Вороний.
| Хвост мыши
| Мышиный.
| Клюв гуся
| Гусиный.
| Рог барана
| Бараний.
| Клюв утки
| Утиный
| (Материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.)
Упражнение « СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при подборе антонимов к разным частям речи.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением.
- подбор антонимов к именам прилагательным
Логопед:
| Ребенок:
| Легкий чемодан -
| тяжелый чемодан.
| Дешевый подарок -
| дорогой подарок.
| Грустный человек -
| веселый человек.
| Сырой помидор -
| вареный помидор.
| Близкий путь -
| далекий путь.
| Низкий дом -
| высокий дом.
| Трудолюбивый человек -
| ленивый человек.
| - подбор антонимов к глаголам
Помогают
| мешают.
| Выздоровел
| заболел.
| Насыпать
| высыпать.
| Выкопать
| закопать.
| Найти
| потерять.
| Терять
| находить.
| Молчать
| говорить.
| Входит
| выходит.
| Вспоминать
| забывать.
| Взять
| положить.
| (Упражнение можно проводить в виде игры с мячом. Материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.)
Упражнение « СЛОЖНЫЕ СЛОВА».
Цель:
3. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа.
4. Упражнять в образовании сложных слов путем сложения основ по данному образцу.
5. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед дает образец правильного ответа, затем предлагает ребенку закончить предложения
Логопед:
| Ребенок:
| Воду носит …
| водонос.
| Воду возит …
| водовоз.
| С высоты вода падает …
| водопад.
| Работает под водой …
| водолаз.
| Место, куда животные приходят пить …
| водопой.
| Сказочное существо, которое живет в воде…
| водяной.
| Воду льет …
| водолей.
| Сам катит…
| самокат.
| Сам летит …
| самолет.
| Сам варит …
| самовар.
| Сам ходит…
| самоход.
| Лес разводит…
| лесовод.
| Лес возит…
| лесовоз.
| Лес рубит
| лесоруб.
| (Материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.)
Упражнение «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа.
2. Упражнять в словообразовании имен существительных путем сложения основ по аналогии.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: пешеход, пылесос, новосел, луноход, пароход, паровоз, пулемет, полотер.
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку картинку, обращает внимание на действия, которое выполняет предмет, изображенный на ней. Затем обращается к ребенку с вопросом: « Как называется этот предмет?».
Логопед:
| Ребенок:
| Пешком ходит.
| Пешеход.
| Пыль сосет.
| Пылесос.
| Вновь поселился.
| Новосел.
| По Луне ходит.
| Луноход.
| Ходит при помощи пара
| Пароход.
| Возит при помощи пара
| Паровоз.
| Пули мечет
| Пулемет.
| Пол трет
| Полотер.
|
Упражнение «ПРОФЕССИИ».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при словообразовании имен существительных, обозначающих профессии людей по их занятиям.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки по теме « Профессии».
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|