Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8 - го типа.
2. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы.
Февраль спешит за январем.
Метель да вьюги день за днем.
В каком месяце часто бывают вьюги и метели? В феврале.
Апрель – растаяли снега,
Плывучим льдом полна река.
В каком месяце растаяли снега? В апреле.
Ноябрь – слякоть и дожди,
Тепла теперь уже не жди.
В каком месяце не ждут тепла? В ноябре.
Декабрь завершает год.
Зима одела реки в лед.
В каком месяце замерзают реки? В декабре.
Январь – морозно на дворе,
Деревья в снежном серебре.
В каком месяце морозно на дворе? В январе.
В чем деревья? В серебре.
Что в серебре? Деревья.
Варежки у Вари пропали на бульваре.
Воротилась Варя вечером с бульвара
И нашла в кармане варежки Варвара.
Что пропало у Вари? Варежки.
Откуда вернулась Варя? С бульвара.
Где нашла варвара варежки? В кармане.
Кто нашел варежки? Варвара.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 8-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Коровье молоко полезно.
Поспели первые ягодки.
У Аленки теплые валенки.
У медведя большая берлога.
Антоша лечился в больнице.
Летняя погода очень жаркая.
Катенька шила мягкую подушку.
Первого февраля мы гостили у бабушки.
У Павлика в коробке тетради и линейка.
В январе, в январе все деревья в серебре.
Бабушка устала и села на низкую лавочку.
Лесные фиалки в кувшине на тумбочке.
В феврале нанесло большие сугробы.
Модная зимняя одежда висит на витрине.
Мы искали чернику у дальнего ельника.
Девочка подняла медную монетку и кинула ее в копилку.
Наташка копала лопаткой канавку.
Дедушка медленно шел за лошадью.
Тимошка и Павлуша играли в шахматы.
Большое яблоко лежит на тарелке.
Улитка медленно ползала по листику ландыша.
Наша деревня около большого оврага.
Девочка купила колбасу, сосиски и конфеты.
На подносе булочки и пирожки.
Петеньке в постели удобно и уютно.
Яркая бабочка села Катюшке на ладошку.
Катюшка поймала бабочку.
На Мишкиной рубашке вышиты ромашки.
Бабушка вяжет Петеньке теплые варежки.
Мокрая рубашка висела на веревке.
Детишки пили теплое молочко и ели печенье.
Валенька пускала мыльные пузырьки.
***
Подайте носочки!
Подайте чулочки!
Наденьте сапожки
На Таткины ножки.
Теперь все в порядке
У модницы Татки.
(И. Лопухина)
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ.
(9-й тип слоговой структуры).
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч логопеду, заканчивает его.
Логопед:
| Ребенок:
| Памят
|
| памятник.
| Будиль
|
| удильник.
| Маят
|
| маятник.
| Полов
|
| половник.
| Купаль
|
| купальник.
| Шипов
|
| шиповник.
| Ворот
| НИК
| воротник.
| Кофей
|
| кофейник
| Соус
|
| соусник.
| Напиль
|
| напильник
| Коров
|
| коровник
| Телят
|
| телятник
| Курят
|
| курятник.
| Озор
|
| озорник.
| Парус
|
| парусник
| Багаж
|
| багажник
| Бумаж
|
| бумажник
| Ошей
|
| ошейник
| Науш
|
| наушник
| Паяль
|
| паяльник
| Рассоль
|
| рассольник.
| (Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.)
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
с суффиксом -ЧИК-
| с суффиксом –ЕНЬК-
| с разными суффиксами.
| Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Вагон
| вагончик
| белый
| беленький
| Корабль
| кораблик.
| Диван
| диванчик
| синий
| синенький
| Журавль
| журавлик.
| Лимон
| лимончик
| милый
| миленький
| Каблук
| каблучок.
| Пион
| пиончик
| малый
| маленький
| Пиджак
| пиджачок
| Батон
| батончик
| голый
| голенький
| Пастух
| пастушок.
| Банан
| бананчик
| целый
| целенький
| Башмак
| башмачок
| Огурец
| огурчик
| рыжий
| рыженький
|
|
| Пенал
| пенальчик
| серый
| серенький
|
|
| (Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).
Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа.
2. Учить подбирать рифмующиеся слова.
3. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки.
***
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног-
Вот и весь я … Осьминог.
***
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Это доктор … Айболит.
***
Что за сетка во дворе?
Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в … Волейбол.
***
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, …. Карандаш.
***
Любим пить по воскресеньям
Чай с малиновым …. Вареньем.
***
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский … Вертолет.
***
Если бы он причесался хоть раз,
Не называли б его … Дикобраз.
Упражнение «ПОСЧИТАЙ И НАЗОВИ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных родительного падежа множественного числа.
Оборудование: картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку картинки с изображением пяти одинаковых предметов. Затем логопед называет один предмет. Ребенок находит на карточке изображение предмета и называет словосочетание имени существительного с именем числительным.
Логопед:
| Ребенок:
| Огурец
| пять огурцов.
| Персик
| пять персиков.
| Медвежонок
| пять медвежат.
| Кирпич
| пять кирпичей.
| Кисточка
| пять кисточек.
| Воробей
| пять воробьев.
| Таблетка
| пять таблеток.
| Корабль
| пять кораблей.
| Дерево
| пять деревьев.
|
Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
1. Учит четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа.
2. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы.
Логопед:
| Ребенок:
| Оттепель сменилась морозами. Что было раньше?
| Оттепель.
| Артемон бежал за Мальвиной. Кто был сзади?
| Артемон
| Лук посадили раньше, чем баклажан. Что посадили позже?
| Баклажан.
| Что бывает раньше листопад или снегопад?
| Листопад.
| Автобус ехал перед самосвалом. Какая машина впереди? Какая сзади?
| Автобус Самосвал
| Мандарин меньше апельсина. Что больше?
| Апельсин.
|
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при образовании имен прилагательных от существительных при помощи различных суффиксов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|