Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ результатов опроса на тему «Молодежные центры и организации как инструмент социализации подростков»





В рамках преддипломной практики в муниципальном бюджетном учреждении «Молодежный центр «Спутник» мною было проведено социологическое исследование на тему «Молодежные центры и организации как инструмент социализации подростков».

В качестве базы исследования выступили молодежные центры и организации Дмитровского района Московской области, а в частности:

1. МБУ «Молодежный центр «Спутник».

2. Управление по делам молодежи в Дмитровском муниципальном районе.

3. Молодежное движение «Тимуровцы XXI века», организованное на базе средней общеобразовательной школы №1 города Яхромы под руководством Шатаевой Анны Родионовны.

Исследовательская выборка данного исследования характеризуется 50 воспитанниками молодежных учреждений в возрасте от 11 до 18 лет, которые подобранны спонтанно.

Участникам исследования было предложено ответить на 34 вопроса анкеты (см. Приложение 1), выбирая из заданных вариантов ответов тот, который в наибольшей степени совпадает с их мнением.

Из 50 респондентов, которые приняли участие в опросе, 29 человек было мужского пола, 21 – женского. 13 респондентов были в возрасте от 11 до 13 лет, 19 – в возрасте от 14 до 15 лет, 18 – в возрасте от 16 до 18 лет. 47 участников опроса проживают в городах, 3 – в сельской местности.



70% респондентов имеют неполное среднее образование, 12% - неполное среднее специальное, 10% - среднее, 6% - неполное высшее, а 2% - среднее специальное.

На вопрос «Как долго Вы участвуете в деятельности молодежного центра?» респонденты ответили следующим образом: 50% принимают участие в деятельности молодежного центра меньше 1 года, 46% - от 1 года до 3 лет, 4% - от 3 до 5 лет. Вариант ответа «> 5 лет» никто из респондентов не указал.

Участникам опроса был задан вопрос о том, как часто они посещают молодежный центр. Ответы получились следующие: 46% воспитанников молодежного центра посещают его несколько раз в неделю, 24% - каждый день, 16% респондентов выбрали вариант ответа «прихожу очень редко и не регулярно», а 14% - приходят несколько раз в месяц.

Респондентов также спросили, влияет ли их участие в деятельности молодежного центра на формирование у них стремления к образованию и самообразованию. 54% - выбрали вариант ответа «уверен, что влияет», 28% - «скорее всего, влияет», 8% - указали, что не влияет, а 10% участников опроса затруднились с ответом (см. Диаграмма 1).



Следующие вопросы касались политической и правовой образованности респондентов. До начала посещения молодежного центра участники опроса оценивали уровень своей политической и правовой образованности таким образом: 56% оценили его как средний, 18% - как низкий, 16% - затруднились с ответом и только 10% респондентов считают, что уровень их политической образованности до начала посещения молодежного центра был высокий. При этом 74% респондентов указали, что после начала посещения молодежного центра этот уровень стал выше, 16% - указали, что он никак не изменился, а 10% - выбрали вариант «затрудняюсь ответить» (см. Диаграмма 2 и Диаграмма 3).

Также участникам опроса было предложено ответить на вопросы, относящиеся к уровню их культурного развития. До начала посещения молодежного центра респонденты оценивали свой этот уровень следующим образом: 60% - указали его как средний, 22% - как высокий, 10% затруднились с ответом, а 8% - выбрали вариант ответа «низкий». 84% респондентов указали, что после того, как они начали принимать участие в деятельности молодежного центра уровень их культурного развития повысился, 10% - считают, что он никак не изменился, 6% - затруднились с оценкой (см. Диаграмма 4 и Диаграмма 5).

Далее респондентам были заданы вопросы, касающиеся их представлений о будущей профессии. До начала посещения молодежного центра эти представления у участников опроса были таковы: 50% - примерно представляли, какую профессию хотят получить в будущем, 26% - не имели представления о будущей профессии, а 24% - имели четкое представление. По мнению 46% респондентов, участие в деятельности молодежного центра помогло им определиться с выбором будущей профессии, 34% - указали, что оно никак не повлияло на этот выбор, 20% - затруднились ответить на этот вопрос.



На вопрос «Помогает ли Вам участие в деятельности молодежного центра легче адаптироваться к изменяющимся условиям экономической, политической и других сфер жизни общества?» ответы респондентов выглядели следующим образом: 56% - указали, что в какой-то степени помогает, 34% - уверены, что очень помогает, только 6% - выбрали вариант ответа «не помогает». У 4% респондентов этот вопрос вызвал затруднения.

Одной из важнейших задач молодежных центров является стремление научить своих воспитанников слаженной и эффективной работе в группе. В связи с этим я постаралась выяснить, как изменялись отношения в коллективе у респондентов после того, как они начали посещать молодежный центр. До начала деятельности в молодежном центре 58% участников опроса оценивали свои отношения в группе как хорошие и доверительные, 34% - характеризовали их как нейтральные, по 4% набрали варианты ответов «плохие, напряженные» и «затрудняюсь ответить». Однако 76% респондентов указали, что эти отношения улучшились после того, как они начали принимать участие в деятельности молодежной организации, 16% - уверены, что они никак не изменились, всего 4% - сказали, что отношения в коллективе стали хуже. Затруднившихся с ответом было также 4% (см. Диаграмма 6 и Диаграмма 7).

Кроме особенностей взаимоотношений в группе сверстников, меня также интересовали взаимоотношения в семье респондентов до и после начала их деятельности на базе молодежной организации. 42% респондентов характеризовали эти отношения до начала посещения молодежного центра как хорошие, основанные на взаимопонимании и поддержке, 52% - считают что, отношения были в основном хорошие, но иногда случались моменты недопонимания, 2% - сказали, что отношения были сложные, в семье их никто не понимал и не поддерживал, а 4% - с ответом на этот вопрос затруднились. После того, как респонденты начали принимать участие в деятельности молодежного центра, у 42% респондентов отношения в семье улучшились, у 50% - никак не изменились, у 6% - стали хуже и только у 2% участников опроса этот вопрос вызвал затруднения.

В ходе опроса участникам было предложено выбрать из имеющегося списка важнейшие для них жизненные ценности и ориентиры. В процентном соотношении ответы респондентов выглядели так: здоровье – 74%; любовь и семья – 86%; образование – 60%; работа и карьерный рост – 44%; наличие друзей – 58%; общественно-полезная деятельность – 44%; любовь к Родине, патриотизм – 42%.

Респондентов также спросили, как, по их мнению, повлияло участие в деятельности молодежного центра на формирование у них жизненных ценностей и установок. 74% - ответили, что оно помогло определить важнейшие жизненные ценности, 22% - сказали, что никак не повлияло, всего у 4% респондентов возникли затруднения с ответом (см. Диаграмма 8).

Далее в анкете следовал блок вопросов, направленных на выяснение отношения респондентов к нецензурной лексике, алкоголю, курению и употреблению наркотиков до и после начала посещения молодежного центра.

До начала посещения центра 44% воспитанников отрицательно относились к употреблению нецензурной лексики в речи, 38% - относились нейтрально, 10% - положительно, 8% - с ответом затруднились. После того, как респонденты начали участвовать в деятельности молодежной организации, 42% из них начали относиться к нецензурной лексике отрицательно, у 34% - отношение никак не изменилось, 22% - указали, что отношение стало нейтральным, а 2% выбрали вариант «затрудняюсь ответить».

К курению, до того как стали воспитанниками молодежного центра, 72% респондентов относились отрицательно, 14% - нейтрально, 6% - положительно. Для 8% участников опроса ответ был затруднителен. Став воспитанниками молодежной организации, 36% - стали относиться к курению отрицательно, 12% - нейтрально, всего 2% - положительно, а у 50% - отношение к курению никак не изменилось.

По аналогии, респондентам были заданы вопросы, касающиеся их отношения к алкоголю. До начала посещения молодежного центра 66% - относились отрицательно, 32% - нейтрально, 2% - положительно. После того, как респонденты приобщились к деятельности молодежной организации, 34% - стали относиться к алкоголю отрицательно, 16% - нейтрально, 4% - положительно, а у 46% - отношение никак не изменилось.

Последние вопросы в этом блоке были направлены на выявление отношения респондентов к употреблению наркотиков. До посещения молодежной организации 88% участников опроса относились к наркотикам отрицательно, 8% - нейтрально, 4% положительно. После начала посещения молодежного центра 36% - стало относиться к употреблению наркотических веществ отрицательно, 4% - нейтрально, 4% - положительно, а у 56% респондентов отношение не изменилось.

Затем, участникам опроса было предложено оценить деятельность молодежного центра с точки зрения ее полезности и эффективности для общества по пятибалльной шкале, где 1 – совсем не эффективная и бесполезная, а 5 – очень эффективная и полезная. Оценки выглядели следующим образом: «1» - 2%; «2» - 0%; «3» - 2%; «4» - 32%; «5» - 64% (см. Диаграмма 9). Таким образом, абсолютное большинство респондентов уверены, что деятельность молодежных организаций полезна, необходима и крайне эффективна для общества.

На вопрос «Насколько Вы удовлетворены результатами Вашей деятельности в молодежном центре?» ответы респондентов были таковы: «очень удовлетворен» - 76%, «не очень удовлетворен» - 14%, «затрудняюсь ответить» - 10%. Альтернативы «скорее, не удовлетворен» и «крайне не удовлетворен» никем не были указаны (см. Диаграмма 10).

Далее участникам опроса было предложено выбрать из имеющегося списка мест, учреждений и организаций те, в которых, по их мнению, легче всего обзавестись новыми знакомствами и контактами. Ответы распределились так: «школа/учебное заведение» - 68%, «улица» - 20%, «кружки по интересам» - 58%, «кафе и клубы» - 4%, «интернет» - 18%, «молодежный центр» - 82%. Следовательно, для абсолютного большинства респондентов молодежный центр является наиболее удобной средой для знакомства с новыми людьми и обретения друзей.

Затем, участникам был предложен еще один список, из которого они выбирали те каналы получения новых знаний и умений, которые считали основными до начала посещения молодежного центра. В процентном соотношении результаты были таковы: «интернет» - 60%, «кино и телевидение» - 34%, «музеи и выставки» - 20%, «школа» - 58%, «семья» - 52%, «общение с друзьями» - 64%, «чтение книг» - 40%. Респондентов также попросили указать, насколько в качестве такого канала эффективен молодежный центр. 88% участников опроса считают, что очень эффективен, 8% - выбрали вариант ответа «не очень эффективен», а 4% - «затрудняюсь ответить». Альтернативы «скорее не эффективен» и «совсем не эффективен» никем выбраны не были (см. Диаграмма 11).

В последнем вопросе респондентов попросили оценить по пятибалльной шкале, насколько они удовлетворены той формой подачи информации, которую им предоставляет молодежный центр, где 1 – совсем не удовлетворен, а 5 – очень удовлетворен. В результате, оценки получились следующие: «1» - 0%, «2» - 0%, «3» - 8%, «4» - 22%, «5» - 70% (см. Диаграмма 12). Из этого можно сделать вывод, что форма подачи информации в молодежных центрах удовлетворяет большинство их воспитанников, для них она понятна и интересна.

По окончании опроса все респонденты признались, что с удовольствием приняли в нем участие, все вопросы были им понятны и не вызвали особенных затруднений.

 

Заключение

За время прохождения преддипломной практики в муниципальном бюджетном учреждении «Молодежный центр «Спутник» в период с 9 по 21 февраля 2015 года я поучаствовала в нескольких мероприятиях, проведенных для воспитанников центра. Кроме того, я самостоятельно провела с воспитанниками групповой тренинг по профориентации, а также социологический опрос на тему «Молодежные центры и организации как инструмент социализации подростков».

Все мероприятия были направлены на всестороннее развитие личности воспитанников центра, на повышение их культурного и образовательного уровня.

В результате опроса было выявлено, что участие в деятельности молодежного центра напрямую влияет на формирование у подростков определенных жизненных ценностей и ориентиров. Оно также формирует у них отрицательное отношение к вредным привычкам, таким как курение, употребление алкоголя и наркотиков, употребление в повседневной речи нецензурных выражений.

Участие в деятельности молодежной организации помогает подросткам наладить взаимоотношения в коллективе, работать в группе с максимальной эффективностью.

Абсолютное большинство воспитанников молодежного центра очень удовлетворены результатами своей деятельности в молодежном центре, той формой подачи информации, которую им предоставляют, и возможностью легко заводить новых друзей и знакомых.

Большинство подростков считают, что молодежный центр – это максимально эффективный канал для получения новых знаний, умений и опыта.

Таким образом, можно сделать вывод, что молодежные центры и организации оказывают сильное положительное влияние на процесс социализации личности подростков, помогают им адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, формируют у них стремление к образованию и самообразованию, а также дают возможность приобрести новые знания и опыт.

 

Приложение 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.