Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии: интерактивные и активные методы обучения.





В числе инновационных технологий - деловые игры, тестирование и тренинги.

Деловая игра – это метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в искусственно созданных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов).

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Возможно использование деловых игр на практических занятиях «Предъявление доказательств в судебной речи», «Виды судебных речей», тестов в целях контроля знаний и диагностики, тренингов.

 

 

6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Введенская Л.А. Риторика для юристов: учеб. пособие для вузов/ Л.А. Введенская ; Л.Г.Павлова. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 576 с.

2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): пособие для юриста/ Н.Н. Ивакина. - М.: Юристъ, 2006. - 455 с.



3. Петров О.В. Основы судебного красноречия: учеб. пособие/ О.В. Петров. - М.: Велби, Проспект, 2006. - 208 с.

4. Салихова Э.А. Юридическая риторика: учебно-методическое пособие. – Уфа: Восточный университет, 2005.

5. Галимьянова В.Р., Салихова Э.А. Юридическая риторика: учебное пособие .—Уфа: РИЦ БашГУ, 2012 .—84с.

6. Баишева, З.В. Риторика для юристов [Электронный ресурс] : учеб. пособие / З.В. Баишева ; Башкирский государственный университет, .— Уфа : РИЦ БашГУ, 2010 .— Доступ возможен через Электронный читальный зал (ЭЧЗ) .— <URL:https://bashedu.bibliotech.ru/Account/LogOn>.

Дополнительная:

1. Александров Д.Н. Риторика: учеб. пособие/ Д.Н. Александров. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 534 с.

2. Анисимова Т.В. Современная деловая риторика: учеб. пособие/ Т.В. Анисимова, Е.Г. Гимпельсон; Рос. акад. образ. Моск. психолого-социальный ин-т. - 2-е изд., стереотип. - М; Воронеж: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Изд-во НПО "МОДЭК", 2004. - 432 с.

3. Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия: Учеб. пособие/ В.И. Аннушкин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта; Наука, 2002. - 414 с.



4. Аннушкин В. И. Русская риторика: Исторический аспект: Учеб. пособие для вузов/ В.И. Аннушкин. - М.: Высш. шк., 2003. - 400 с.

5. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие/ О.А. Баева. - Мн.: Новое знание, 2000. - 328 с.

6. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах/ Д.Х. Вагапова. - М.: Цитадель, 1999. - 460 с.

7. Волков А.А. Курс русской риторики.- М., 2001.

8. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры: терминологический словарь/ В.П. Москвин. - 3-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 941 с.

9. Ораторы Греции/ пер. с древнегреч. - М.: Худож. лит., 1985. - 496 с.

10. Риторика или Ораторское искусство: Учеб.пособие для вузов/ Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 431 с.

11. Русский язык и юриспруденция: материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. Году русского языка (17 сент. 2007 г.)/ отв. ред. З.Д. Еникеев. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. - 246 с.

12. Хазагеров Г.Г. Риторика для делового человека: Учеб.пособие/ Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова. - 2-е изд. - М.: Флинта: Моск. психолого-социальный ин-т, 2003. - 136 с.

Интернет-ресурс

1.Риторика - http://www.gramota.ru/book/ritorika/index1.htm

2.Трактаты об ораторском искусстве - http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/index-tract.htm

3.Аргументация-http://www.philosophy.ru/iphras/library/ruzavin/ruzavin.htm

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (в стандартной комплектации для практических занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях).

Перечень технических средств обучения, используемых в учебном процессе:



- Компьютер с процессором не ниже Pentium IV

- Текстовый редактор Microsoft Word

- Операционная система Windows XP

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя.

- методические рекомендации по формам и методам проведения занятий по дисциплине.

Занятия проводятся в традиционной форме – в форме лекционных и практических занятий с включением активных и интерактивных методов обучения, выполняющих вспомогательную роль в процессе обучения. Преподаватель учитывает и диагностирует уровень готовности студентов к восприятию материала. Нетрадиционные формы проведения занятия возможны в целях активизации работы студентов при подготовке и в процессе проведения занятий. Научный стиль изложения, используемый в процессе освещения преподавателем теоретических положений, часто приводит к тому, что ослабляется внимание студентов, поэтому рекомендуется вводить ролевые игры, работу в малых группах и другие активные способы усвоения материала.

- образцы текста лекций.

Материалы лекций

Дефиниции риторики

1) Риторика – фундаментальная теория и искусство речи: в теории исследуются законы и правила построения всех видов речи современного информационного общества, а искусство понимается как определенное умение, техническая «выучка», практическая «ловкость» владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения. Эта дефиниция восходит к классическому определению риторики К.П.Зеленецким: «предмет риторики есть речь» [Зеленецкий 1851: 1];

2) Риторика – искусство мыслить.Обучение речи в риторике всегда предполагало одновременное обучение мыслить (и мыслить нравственно), формировать мировоззрение, получать знания и выражать свою жизненную позицию в слове. Отсюда особая серьезность риторики как реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни. Основой риторики всегда были философия и этика, вне этой духовно-нравственной основы невозможно представить и современные методики преподавания риторики или иных многочисленных речевых технологий. Без философско-этической базы обучение риторике превращается в «праздноговорение». Этим тезисам соответствуют как мысли Цицерона о связи красноречия с философией, так и положения классика русской риторики Н.Ф.Кошанского о том, что «грамматика занимается только словами, риторика мыслями» [Кошанский 1829: 3];

3) Риторика – теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, целесообразной и т.д. Каждая эпоха рождает свой риторический (коммуникативный) идеал. Поэтому возможно говорить о том, что риторика формирует через стиль речи стиль жизни. В соответствии со стремлением человека к совершенному слову целесообразно назвать риторику учением о совершенной речи;

4) Риторика – учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом;

5) Риторика – учение о всех родах, видах и жанрах речи (словесности) в развитом информационном обществе. Неверно ограничивать риторику только ораторским искусством (ораторикой), современная риторика изучает все разнообразие текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации. Развитая языковая личность должна ориентироваться и владеть разными видами словесности, понимать их природу и иметь навыки общения в построении текстов, ориентируясь на те тексты, которые являются образцовыми и могут быть включены в обучение, обеспечивая связь поколений и эффективную творческую деятельность общества. Объективное место риторики и ее соотношение с другими дисциплинами невозможно понять, не зная истории развития риторической науки.

Специфика судебной речи

Судебная речь существенно отличается от других видов публичных выступлений. Это официальная профессиональная речь, она является обязательным компонентом важнейшей судебной процедуры – судебных прений. Судебные прения – часть судебного разбирательства, в которой стороны подводят итоги проведенного исследования фактических обстоятельств дела, анализируют собранные доказательства, высказывают и обосновывают каждый свое мнение по поводу вопросов, подлежащих разрешению судом. В судебных прениях по уголовному делу участвуют: государственный обвинитель, защитник, подсудимый, если дело рассматривается без участия защитника, а также гражданский истец, гражданский ответчик или их представители. По делам частного обвинения (оскорбление, клевета, побои, причинение легкого телесного повреждения и т. п.) в судебных прениях в качестве обвинителя участвует потерпевший или его представитель. По гражданскому делу в судебных прениях принимают участие: истец, ответчик, их представители; третьи лица; прокурор, а также уполномоченные органов государственного управления и других организаций, обратившихся в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов других лиц; уполномоченные органов государственного управления, привлеченных судом к участию в процессе или вступивших в процесс по своей инициативе; представители общественных организаций и трудовых коллективов, если они допущены к участию в судебном разбирательстве. Судебные прения состоят из речей лиц, представляющих сторону обвинения или защиты, а судебная речь – это публичная речь, обращенная к суду, а также ко всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела, произнесенная в судебном заседании и представляющая собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам. Судебная речь должна быть направлена на обеспечение полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, содействовать вынесению законного, обоснованного и справедливого приговора. Цель судебной речи – способствовать формированию внутреннего убеждения судей, убедительно и аргументировано воздействовать на народных и присяжных заседателей, присутствующих в зале суда граждан. Предметом судебной речи является деяние, за которое подсудимый привлекается к уголовной или иной ответственности. Содержание судебной речи представляет собой совокупность вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора. Материалом для судебной речи служат обстоятельства, связанные с конкретным уголовным или гражданским делом, факты, доказательства. Специфическая особенность судебной речи – строгая процессуальная регламентированность. Например, обвинители и защитники, потерпевший и подсудимый, участвующие в судебных прениях по уголовному делу, высказывают соображения по поводу установленных в ходе судебного следствия фактических обстоятельств дела, доказанности или недоказанности обвинения, наступивших в результате преступления последствий, юридической оценки преступлений и т.д. Для профессиональных участников процесса (прокурора, обвинителя, адвоката-защитника) изложение и обоснование своей позиции по данным вопросам – процессуальная обязанность. В их речах должен быть сделан вывод о виновности или невиновности подсудимого, о юридической квалификации преступления, о наказании подсудимого или освобождении от наказания, о разрешении гражданского иска, а также других возникающих по делу вопросов. Для подсудимого или для потерпевшего по делам частного обвинения выступление в суде – это право, которым они могут воспользоваться или нет. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители могут касаться в своих речах только вопросов, связанных с разрешением гражданского иска. Судебные прения в суде присяжных тоже подчиняются определенному порядку. Участники, включая потерпевшего, высказываются лишь по вопросу о виновности или невиновности подсудимого. В случае признания подсудимого виновным обсуждаются вопросы, связанные с определением меры наказания. При рассмотрении гражданского дела прокурор, адвокаты, юрисконсульты обязаны опираться на правовые нормы, которыми регулируются возникшие правоотношения. Как по уголовному, так и по гражданскому делу участники судебных прений не вправе ссылаться на доказательства, которые не рассматривались в судебном заседании или признаны судом недопустимыми. Если возникает необходимость предъявить новые доказательства, они могут ходатайствовать о возобновлении судебного следствия. Последовательность выступлений определяется ГПК и УПК. Продолжительность судебных прений не ограничивается определенным временем, но председательствующий может останавливать выступающих, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. Особенностью судебной речи является ее состязательный характер. Обвинение и защита на равных основаниях отстаивают свою точку зрения перед судом. Принцип состязательности – важнейший принцип судопроизводства, закрепленный в Конституции РФ (глава 7, ст.123). Он предполагает: 1) отделение функций обвинения и защиты от функции правосудия и их размежевание между собой; 2) наделение сторон равными процессуальными правами для осуществления их функций; 3) руководящее положение суда в процессе и предоставление только суду права принимать по делу решение. Состязательный характер судебных прений помогает суду всесторонне и объективно проанализировать все обстоятельства дела, принять обоснованное, взвешенное решение и вынести справедливый приговор. Чтобы оказать желаемое воздействие на судей и других участников процесса, судебная речь должна быть обязательно доказательной и убедительной, содержать обоснованные выводы по вопросам, надлежащим разрешению судом. Речи обвинителей и защитников носят преимущественно оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Ораторы рассматривают мотивы, причины совершения преступления, действия подсудимого, все доказательства по делу, руководствуясь нормами права, дают юридическую квалификацию преступления. Судебные речи призваны играть важную воспитательную роль, особенно когда судебное заседание идет при открытых дверях, а рассматриваемое дело является социально значимым. Очень важно показывать присутствующим в зале судебного заседания общественную опасность совершенного преступления, прививать чувство уважения к закону и правопорядку. Необходимо также иметь в виду, что судебная речь, как справедливо отмечают исследователи, это не просто уголовно- или гражданско-процессуальное действие, а творческий процесс, требующий от выступающего не только юридических знаний, но и владения риторическими навыками и умениями, ораторским искусством, большой, напряженной работы над собой. В юридической практике обычно выделяются различные виды судебных речей, а именно:

1. – прокурорская, или обвинительная, речь;

2. – общественно-обвинительная речь;

3. – адвокатская, или защитительная, речь;

4. – общественно-защитительная речь;

5. – самозащитительная речь обвиняемого.

Каждый вид судебной речи имеет свое процессуальное и функциональное назначение, отличается особенностями построения и содержания. После произнесения речей участники судебных прений могут выступить еще по одному разу с репликой по поводу сказанного. Реплика – это самостоятельная речь, ответ; возражение одного участника судебных прений на заявление другого. Своеобразным видом судебной речи является напутственное слово председательствующего в суде присяжных.

- глоссарий (словарь) терминов.

Аллегория – иносказание, один из видов тропов: отвлеченная мысль передается через конкретный, отчетливо представляемый образ.

Аналогия – сходство между предметами, явлениями в каких-то отношениях: прием рассуждения, доказательства; форма умозаключения: на основании сходства предметов в каком-либо отношении делается вывод о сходстве и в других отношениях.

Анафора – единоначатие, повторение начальных слов ряда предложений или оборотов речи.

Аргумент – форма рассуждения, выводящая из известных положений новое, довод в споре, в рассуждении, в доказательстве.

Гомилетика – учение о мастерстве церковной проповеди, беседы священника с верующими.

Градация – стилистическая (риторическая) фигура: лесенка близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, усиливающая впечатление.

Диспозиция – раздел риторики, этап расположения частей создаваемой речи, аранжировка элементов, полученных в результате инвенции.

Доказательство – логическая операция, в ходе которой проверяется истинность какого-то утверждения (тезиса, гипотезы).

Заключение – завершающая композиционная часть речевого произведения, содержит выводы.

Инвенция – раздел риторики, этап изобретения мысли, создание и построение речи при помощи определенных правил и принципов.

Классическая риторика – учение, которое сформировалось в Древней Греции, развивалось в Древнем Риме, получило развитие во Франции и других странах Европы, в России.

Композиция – структура произведения.

Литота – один из тропов, образное выражение

Меморио – раздел риторики, в котором рассматриваются приемы запоминания, сохранения в памяти всего того, что подготовлено оратором.

Метафора – слово или выражение, употребленные в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух явлений

Общие места (топы) – способы развития мысли.

Оксюморон – стилистическая фигура, в которой сочетаются слова с противоположным значением.

Оратор или ритор – тот, кто выступает с речью; профессионал, владеющий мастерством использования языковых средств выразительности.

Параллелизм – одинаковое построение соседних предложений или их частей.

Пафос– одно из трех оснований риторики в античном мире: этос - этическое начало, логос - словесное, мыслительное начало, пафос - эмоциональное начало.

Период – сложная синтаксическая конструкция, с нарастанием напряженности по ступеням.

Тропы - обороты, основанные на употреблении слов в переносном значении для его усиления.

Тропы слов: метафора, метонимия, синекдоха, антономасия, ономатопейя, катахреза, металепсис и др.

Тропы предложений: аллегория, эпитетон, эмфазис, перифразис, ирония, гипербола, эвфемизм, литота и т.д.

Фигуры - необычные сочетания слов, конструкции.

Фигуры слов: 1) фигуры прибавления; 2) фигуры убавления; 3) фигуры расположения или перемещения.

Фигуры прибавления: анафора, эпифора, симплока, анадиплосис, градация, полисиндетон.

Фигуры убавления: эллипсис, силлепсис, асиндетон.

Фигуры расположения: инверсия (анастрофа, гипербатон), параллелизм (изоколон, антитеза, гомеотелевтон), хиазм.

Фигуры мысли: определение, изречение, риторический вопрос, паралепсис, просопопейя, обращение, вольность, сомнение, мольба, восклицание и т.д.

Элокуция (элоквенция)– словесное оформление мысли, характеристика тропов и фигур теории красноречия.

Эпифора – стилистическая фигура, одинаковая концовка предложений.

Этос – одно из трех оснований риторики в античном мире.

 

 

9.Методические указания для студентов

1)методические указания по изучению дисциплины.

 

Практические занятия имеют цель - помочь студентам в усвоении наиболее важных и сложных вопросов тем курса, а также способствовать выработке у студентов практических навыков составления речей, создания и оформления используемых в деятельности источников информации. При подготовке к занятиям рекомендуется использовать конспекты лекций, учебные пособия, а также обращаться к рекомендованной литературе.

На занятиях предусматривается проведение опросов, выполнение заданий, заслушивание и обсуждение докладов студентов по пройденным темам c использованием заданий-схем. Схема помогает подготовить ответ по теме, изложить теорию в определенной последовательности и раскрыть суть необходимых понятий, является наглядным материалом, помогающим в освоении теории. В программе самостоятельной работы студентов указаны номера заданий-схем в соответствии с изучаемой темой.

Рекомендуется начать изучение дисциплины с учебных пособий, указанных в разделе «Основная литература», затем обратиться к глоссарию (словарю), где даны определения, необходимые для понимания учебного материала. Далее студенту необходимо следовать программе учебной дисциплины, в частности, ориентироваться на учебно-тематический план, где подробно обозначены темы лекционных и практических занятий, и на программу и график самостоятельной работы студентов (СРС).

Студент может активно использовать материалы учебно-методического комплекса; создавать свой комплект учебных материалов, который понадобится на практических занятиях и при подготовке к зачету. Рекомендуется делать распечатки схем и графиков, обращаться к источникам из сети Интернет, например, к сайтам по дисциплине, для пополнения студенческого комплекта учебных материалов дополнительными сведениями, не вошедшими в разделы отдельных учебных пособий, но необходимых для понимания соответствующей темы.

2) методические указания по выполнению самостоятельной работы.

При выполнении различных видов заданий самостоятельной работы студенту следует учитывать характер и объем изучаемого материала. Рекомендуется собирать материал, ориентируясь на вопросы практических занятий (вопросы представлены в УМК в разделе «Учебно-тематический план»), делать записи из различных источников, данных в разделе «Основная литература» и «Дополнительная литература», «Интернет-ресурсы», в связи с тем, что не всякая информация, имеющаяся в сети Интернет, подходит для полноценной подготовки.

Самостоятельная работа студента предоставляется преподавателю для ее оценки. Результаты СРС студента могут быть заслушаны на занятиях в виде выступлений или проверены в письменном виде в форме конспекта, проверочной, контрольной работы или тестов. За каждую выполненную работу студент получает баллы (см. Технологическая карта дисциплины), что в дальнейшем послужит основанием для его аттестации по данной дисциплине. Студенты, не выполнившие самостоятельную работу, к зачету не допускаются.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.