Сделай Сам Свою Работу на 5

Учебно-методический комплекс





дисциплины

 

«ЮРИДИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»

Цикл Б1В4

 

 

Направление подготовки

 

030900 Юриспруденция

 

Профиль подготовки

Гражданско-правовой

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

 

Разработчик (составитель) УМК   канд.филол.наук Галимьянова В.Р. уч. степень, уч. звание ФИО     _________ подпись     «___»_________2012 г.    

 

Нефтекамск 2012

Содержание

1.Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

2.Цели освоения учебной дисциплины

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, согласно ФГОС ВПО

4.Программа учебной дисциплины.

4.1. Содержание учебной дисциплины.

4.2.Структура дисциплины.

4.2.1.Учебно-тематический план.

4.2.2. План лекционных занятий.

4.2.3. План практических занятий.

4.3.Вопросы для подготовки к практическим занятиям.

4.4. Программа самостоятельной работы студентов (CРC).

4.4.1.Структура СРС.

4.4.2. График СРС.

Задания – схемы для СРС.

5.Образовательные технологии: интерактивные и активные методы обучения.

6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.



7.Материально-техническое обеспечение дисциплины.

8. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя.

9.Методические указания для студентов

10.Контрольно-оценочные материалы

11. Технологическая карта

 

 

1. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Б.1 Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 030900 - Юриспруденция. Профиль «Гражданско-правовой».

«Юридическая риторика» представляет собой важную дисциплину, связанную с культурой речи, логикой, философией, теорией государства и права, гражданским правом, административным правом.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, и формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения языковедческих дисциплин: «Родной язык», «Русский язык и культура речи».

В результате обучения студенты должны иметь представление обобъекте и предмете дисциплины, иметь представление о способах построения речи для выступления в суде 1 и 2 инстанции. Этот курс связан с такими дисциплинами, как «Гражданский процесс», «Уголовный процесс», с общепрофессиональными дисциплинами и дисциплинами специализации.



 

2. Цели освоения учебной дисциплины

Целями освоения учебной дисциплины «Юридическая риторика»является следующее:

- дать представление о типах речи, о способах построения речи с учетом конкретных обстоятельств дела, о речевом воздействии, условиях его осуществления и механизмах его реализации;

- повысить уровень владения языком, уровень культуры публичной речи, произносимой в ситуации судебных прений, что повышает эффективность коммуникации;

Изучение данной дисциплины способствует формированию риторической компетенции.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать: характеристику судебной речи; историю и традиции русского судебного красноречия, правила построения и произнесения обвинительной и защитительной речи; логические, психологические и этические основы ораторского мастерства; требования, предъявляемые к речи судебного оратора; способы убеждения и воздействия на судебную аудиторию; теорию доказательств, изобразительно-выразительных элементов речи;

уметь: находить, отбирать, композиционно выстраивать материал при подготовке к публичному выступлению; словесно оформлять свою речь с позиций ясности, понятности, чистоты, правильности, логичности, последовательности, богатства языковых средств, образности, выразительности; взаимодействовать с аудиторией различного типа; анализировать тексты судебных речей;



владеть:навыками составления и редактирования текста речи; публичного выступления перед аудиторией; отбора аргументов при отстаивании собственной позиции; анализа и самоанализа речевого поведения; навыками профессионального общения.

Курс ориентирован на изучение жанров судебного красноречия, а также овладение прикладными навыками составления и произнесения текстов этих жанров.

Студенты должны знать композицию судебных речей всех жанров; особенности составления и произнесения судебных речей; теорию доказательств; теорию изобразительно-выразительных элементов речи; теорию функциональных стилей.

Студенты должны уметь составлять судебные речи следующих жанров: обвинительного, защитительного, реплики со стороны защиты, реплики со стороны обвинения, напутственного слова председательствующего в судебном заседании; уметь произносить судебные речи.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО:

а) общекультурных (ОК):

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

логически верно аргументировать и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

б) профессиональных (ПК):

способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

 

в) вариативных компетенций (ВК):

владение навыками организации и проведения собраний и конференций: выбирать тему, формировать регламент, анализировать проблемное поле, информировать других, принимать совместные решения (ВК-9).

4. Программа учебной дисциплины «Юридическая риторика»

4.1.Содержание учебной дисциплины

Основные законы ораторского искусства и его функции. Историческая периодизация ораторского искусства. Античная риторика. Причины ее зарождения. Софисты как родоначальники ораторского искусства. Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан как крупнейшие теоретики античной риторики. Классический риторический канон (пять этапов работы над речью). Средневековая риторика. Светский характер риторики эпохи Возрождения. Развитие риторики в период Нового времени и Просвещения. Расцвет французского судебного ораторского искусства. Работа М.В. Ломоносова о риторике. Возрождение риторики в России. Развитие русского судебного красноречия после судебной реформы 1886 года. Становление и расцвет судебного красноречия в России в XIX веке. Ораторское мастерство выдающихся судебных деятелей: А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Н.П. Карабчевского, П.С. Пороховщикова, С.А. Андреевского и др. Современное состояние судебной риторики и практики судебного красноречия. Факторы, способствующие возрождению ораторского искусства в России. Цели и предмет судебной речи. Специфические особенности судебной речи. Основные этапы подготовки публичного выступления. Инвенция: сущность, основные понятия. Составление смысловой схемы речи. Составные элементы композиции. Методы изложения материала. Недостатки композиции. Диспозиция в различных типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Требования к вступлению, основной части и заключению. Элокуция. Риторические тропы и фигуры. Мемория. Техника речи. Взаимодействие оратора и аудитории. Контакт со слушателями. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации. Классификация вопросов. Виды ответов. Вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства. Языковая характеристика судебной речи: соотношение форм монологической и диалогической речи в судебных выступлениях; вопросно-ответные конструкции; стилистическая характеристика, использование речевых клише. Судебная речь как процесс. Характеристика судебной аудитории. Группы, входящие в состав судебной аудитории. Этика судебного оратора. Психологические и логические основы судебного красноречия. Классификация аргументов. Ошибки в аргументации. Демонстрация, её сущность. Ошибки в установлении логической связи между аргументами и тезисом. Логические приёмы опровержения. Предъявление доказательств в судебной речи. Этапы подготовки оратора к выступлениям в судебных прениях. Виды судебных речей и их характеристика: прокурорская или обвинительная речь; общественно-обвинительная речь; адвокатская или защитительная речь; общественно-защитительная речь; самозащитительная речь обвиняемого. Цели обвинительной речи. Структура обвинительной речи. Цели защитительной речи, ее отличие от обвинительной речи. Структура защитительной речи. Реплика. Речевое поведение юриста в судебных прениях. Напутственное слово председательствующего в суде присяжных.

4.2.Структура учебной дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Семестр Трудоем., час. Лекций, час. Практич. занятий, час. КСР, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экз./зачет)
зачет

 

Модуль№1.Введение.Особенности судебной речи.

Модуль№2. История развития судебного красноречия.

Модуль№3. Этапы работы над речью.

Модуль№4.Виды судебных речей и их структура.

 

4.2.1.Учебно-тематический план

1) по модулям

№ модуля Наименование раздела Лекции Практ. занятия КСР СРС Всего часов
Введение.Особенности судебной речи  
История развития судебного красноречия  
Этапы работы над речью
Виды судебных речей и их структура
  Всего:

 

2) по неделям семестра

№ п/п Раздел дисциплины (модуль) Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
№1 1-2 ЛК-2 , ПЗ-2, СРС- 4 Проверочная
№2 3-5 ЛК-2 , ПЗ-6, СРС-6 Контрольная№1
№3 6-9 ЛК-2 , ПЗ-8, СРС-10 , КСР-1 Тестирование
№4 10-17 ЛК-4 , ПЗ-8, СРС-16 , КСР-1 Контрольная№2

 

План лекционных занятий.

№ п/п Номер раздела дисциплины (модуля) Объем часов Тема лекции
Цели и предмет юридической риторики. Специфические особенности судебной речи.
Историческая периодизация ораторского искусства. Развитие русского судебного красноречия.
Психологические и логические основы судебного красноречия. Классификация аргументов.  
Инвенция (обвинительная речь и защитительная речь).
Диспозиция и элокуция (обвинительная речь и защитительная речь).
  Всего:  

 

План практических занятий.

№ п/п Номер раздела дисциплины (модуля) Объем часов Тема практического занятия
Задачи юридической риторики. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации в деятельности юриста.
Судебная речь как процесс. Характеристика судебной аудитории.
Античная и средневековая риторика.
Риторика в период Нового времени и Просвещения
Становление и расцвет судебного красноречия в России в XIX веке.
Этапы подготовки оратора к выступлениям в суде.
Предъявление доказательств в судебной речи.
Психологические, логические и этические основы судебного красноречия.
Виды судебных речей и их характеристика.
Структура обвинительной речи.
Структура защитительной речи.
Речевое поведение юриста на процессе
  Всего:  

 

 

Вопросы для подготовки к практическим занятиям

Занятие 1. Задачи юридической риторики. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации в деятельности юриста.

1. Общая и частная риторика.

2. Предмет и задачи юридической риторики. Основные понятия дисциплины.

3. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации. Классификация вопросов и ответов.

4. Проведение судебного заседания по гражданскому делу (ст.156,157,158, 170,173, 174, 176, 177,179, 186, 189,190, 193 ГПК РФ).

5. Проведение судебного заседания по уголовному делу (ст. 240, 241,243, 246, 248, 257 УПК РФ)

6. Комментарии к высказываниям специалистов из области права.

 

Литература: 1-2,4.

Занятие 2.Судебная речь как процесс. Характеристика судебной аудитории.

1. Участники судебного процесса.

2. Учет особенностей аудитории.

3. Речь как способ воздействия на правосознание аудитории.

4. Цель, предмет, содержание, материалы судебной речи.

5. Приемы работы с аудиторией.

Задание — схема№4,5

Литература: 1-2,4.

Занятие 3. Античная и средневековая риторика.

1. Риторика в системе античного образования.

2. Основоположники риторического образования.

3. Теоретики и практики ораторского мастерства.

4. Десять аттических ораторов.

5. Судебная речь в античное время и средневековье.

6. Европейская риторика.

Задание - схема№2-3

Литература: 2-3, 5,6

 

Занятие 4. Риторика в период Нового времени и Просвещения

1. Отличие риторики в период Нового времени и Просвещения от риторики предыдущих этапов.

2. Мастера слова в области права в период Нового времени и Просвещения

3. Образцы судебного красноречия.

4. Риторика в Европе.

5. Риторика в России.

Литература: 2-3, 5,6

Задание — схема№1,6

Занятие 5.Становление и расцвет судебного красноречия в России в XIX веке.

1. Причины расцвета судебного красноречия в России в XIX веке.

2. Судебные ораторы XIX века.

3. Образцы судебного красноречия в России в XIX веке.

4. Характеристика особенностей судебных речей в XIX веке.

5. Кони А.Ф. – прокурор, адвокат, публицист.

Литература: 2

Занятие 6. Этапы подготовки оратора к выступлениям в суде.

1. Этап предварительной подготовки.

2. Анализ материалов судебного дела.

3. Анализ фактов и выбор аргументов.

4. Теория аргументации в риторике.

5. Классификация аргументов. Ошибки в аргументации.

6. Анализ текста «Страшная месть» (из учебника Ивакиной Н.Н.). Дать правовую и моральную оценку действиям обвиняемой. Составить список аргументов в защиту.

Литература: 2-3

Занятие 7. Предъявление доказательств в судебной речи.

1. Понятие доказательства в риторике и в судопроизводстве.

2. Компоненты доказательства.

3. Классификация доказательств.

4. Последовательность доказательств.

5. Анализ речи Н.П. Карабчевского «Речь в защиту Мироновича»

Литература: 1-2

 

Занятие 8. Психологические, логические и этические основы судебного красноречия.

1. Психологические основы судебного красноречия.

2. Логические основы судебного красноречия.

3. Логические приёмы опровержения.

4. Этика судебного оратора.

5. Кони А.Ф. об этических основах судебной речи.

Задание - схема№4

Литература: 1-4, 5.

Занятие 9. Виды судебных речей и их характеристика.

1. Выступление в судебных прениях

2. Прокурорская или обвинительная речь.

3. Общественно-обвинительная речь

4. Адвокатская или защитительная речь

5. Общественно-защитительная речь

6. Самозащитительная речь обвиняемого.

7. Реплика. Заявление как вид речи.

8. Напутственное слово председательствующего в суде присяжных.

Литература: 1,4

Занятие 10. Структура обвинительной речи.

1. Компоненты обвинительной речи.

2. Отличие обвинительной речи от защитительной речи.

3. Известные прокуроры и их речи.

4. Речь с отказом от обвинения.

5. Анализ обвинительной речи (на выбор из Приложения к учебнику Ивакиной Н.Н).

Литература: 1,2,4.

Занятие 11. Структура защитительной речи.

1. Компоненты защитительной речи.

2. Отличие защитительной речи от самозащитительной речи.

3. Известные адвокаты и их речи.

4. Анализ защитительной речи (на выбор из Приложения к учебнику Ивакиной Н.Н).

5. Современное состояние судебной риторики и практики судебного красноречия.

Задание - схема№6

Литература: 1,4

Занятие 12.Речевое поведение юриста на процессе.

1.Этический аспект речевого поведения юриста.

2. Стратегии и тактики ведения спора.

3. Мнения известных юристов в оценке речевого поведения.

4. Анализ видеоматериалов, отражающих выступления юристов.

Литература: 1,4,5,6

4.4.Программа самостоятельной работы студентов (СРС-36часов).

Структура СРС.

Код формируемых компетенций Тема Вид Форма Объем учебной работы (часов) Учебно-методические материалы
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4. ОК-5, ОК-8, Введение.Особенности судебной речи. 1.Конспект 2.Доклад по схеме №1, 5. 3. Подготовка к проверочной работе СРС без участия преподавателя Основная литература №1,2,3 Доп. литература №1,2,4
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4. ОК-5, ОК-8, История развития судебного красноречия. 1. Конспект 2.Доклад по схеме №2, 3 3.Подготовка к контрольной работе№1   СРС без участия преподавателя   (2+2+2) Основная литература №1,2,3 Доп. литература №1,3
  ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4. ОК-5, ОК-8, ПК-7, ПК-13, ПК-17, ВК-1, ВК-9. Этапы работы над речью. 1. Конспект   2. Доклад по схеме №4.   3. Анализ речи. 4. Подготовка к тестированию   СРС без участия преподавателя СРС без участия преподавателя СРС без участия преподавателя (4+2+ 2+2) Основная литература №1, 2,3, Доп. литература №1,4
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4. ОК-5, ОК-8, ПК-7, ПК-13, ПК-17, ВК-1, ВК-9. Виды судебных речей и их структура. 1. Конспект 2. Доклад по схеме№6 3. Анализ речи. 4. Подготовка к контрольной работе№2 СРС без участия преподавателя СРС без участия преподавателя (4+4+ 6+2) Основная литература №1, 2,3 Доп. литература №1,4
      Всего:  

 

График СРС.

Неделя
Контр. работа                     +             +
Доклад     +         +         + +   +  
Консп.   +         +       +       +    
Тест                       +          
Прове-рочная       +                          

Задания – схемы для СРС.

Задание-схема№1. Рассмотрите следующую таблицу, составленную на основе положений из труда М.В. Ломоносова «Краткое руководство к риторике», дайте разъяснения:

  М.В. Ломоносов (18 век)
Что такое риторика? Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать.
Кого называют ритором ( оратором)? Кто к риторике искусен, тот называется ритор.
Что должен изучать ритор ( оратор)? Ритор должен обучаться всем знаниям и наукам, а особливо гистории и нравоучительной философии.
Какие роды речей принято выделять в риторике и каковы их задачи? Принято выделять три рода речей: указательные, советовательные, судебные. Указательные состоят в похвале или в охулении; советовательные в присоветовании или отсоветовании; судебные в оправдании или в обвинении.
Какие разделы принято выделять в риторике? Риторика разделяется на четыре части: первая есть изобретение, вторая- украшение, третья- расположение, четвертая- произношение.

Задание-схема№2. Расскажите о месте риторики в системе образования в период античности (табл.1 и 2).

Табл.1. Образование в Древней Греции.

Органон
Тривиум Квадривиум
Грамматика Диалектика Риторика Арифметика Музыка Геометрия Астрономия
наука об общих правилах построения осмысленной речи   наука о приемах обсуждения и решения проблем и о технике научного доказательства   наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера          
Основа образования - artes liberals- 7 свободных искусств

Табл.2. Образование в Риме.

Школы в Риме Низшие (или начальные) Средние (или грамматические) Высшие (или риторические)
Название школы ludi litterarii scholae scholae
Продолжительность обучения От 7 до 11 или 12-летнего возраста До 14 или 15-летнего возраста. До 17-летнего возраста
Предметы обучения Чтение, письмо и счет, нравоучительные отрывки в стихах и отчасти законы (XII таблиц). Элементарные предметы, греческий язык, грамматика и чтение произведений греческих и римских поэтов, сведения по географии, истории, мифологии, метрике Риторика, юриспруденция и философия.

 

Задание-схема№3. Расскажите по таблице, как изменился риторический идеал

Риторический идеал Софисты Сократ Аристотель Н.Ф.Кошанский А. К. Михальская
По форме и содержанию Монологический Диалогический Динамический Убеждающий Монологический с переходом на диалогический, управляющий
Характер Агональный, т.е. риторика спора, борьбы Гармонизирующий Не борьба, а достижение согласия Логический, строгий по форме Раскрывающий способности ума, выражающий изящное Целесообразный, воздействующий и гармонизирующий
Цель Победа, а не истина Поиски и обнаружение смысла, истины Делать очевидной скрытую истину, показывать неистинное Возбудить и усилить в душе любовь ко всему благоразумному, великому и прекрасному Подвигнуть людей на активные действия заставить изменить образ жизни и мировосприятие обеспечить взаимопонимание между людьми, решить возникающий конфликт

 

Задание-схема№ 4. Дайте комментарий к рисунку.

Задание-схема№5.Расскажите по схеме особенности аудитории.

Задание-схема№6.Расскажите по таблице о чертах оратора по Аристотелю и с позиций христианского вероучения. Составьте список черт судебного оратора.

 

Черты оратора (по Аристотелю) Черты оратора-проповедника
высокая образованность бескорыстность
общественная активность убеждение в своей правоте
государственные заслуги безграничная вера в Бога
мастерство речи уважаемая народом должность
честность готовность к мукам

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.