Гражданин. Участие граждан в политической жизни.
Гражданин— это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Между гражданином и государством устанавливаются гражданско-правовые отношения на основе правоспособности и дееспособности гражданина
— Правоспособность — возможность иметь гражданские права и нести определенные обязанности.
— Дееспособность — способность приобретать и осуществлять гражданские права. До 18 лет человек обладает неполной (частичной) дееспособностью. С 18 лет наступает полная реализация дееспособности.
Каждый гражданин имеет права:
- политические,
- гражданские,
- социальные,
- экономические
- культурные.
Государство гарантирует соблюдение прав и свобод личности, создает условия для их реального воплощения в жизнь.
Наряду с правами, каждый гражданин имеет свои обязанности
Он должен:
- исполнять законы и нормы, установленные государством,
- не нарушать интересы субъектов права и законов,
- не причинять вред здоровью других людей, окружающей природной среде,
- стоять на защите общества и государства
В свою очередь, государство обязуется быть ответственным перед гражданином в лице своих органов и должностных лиц, защищать права и свободы граждан на территории государства и вне его пределов.
Типы участия личности в политике:
- полностью бессознательное - напр. поведение человека в толпе;
- полусознательное - политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном
подчинении требованиям своей социальной среды, даже в случаях расхождения во мнениях с ней;
- сознательное участие - способность изменить свою роль и свое положение в соответствии со своим
сознанием и волей.
Мотивы и факторы участия в политике:
- стремление защитить интересы др. граждан;
- обеспечение справедливости для всех;
- содействовать решению проблем государства и общества;
- эгоистические цели (личные: престиж, карьера и т.п.);
- неосознанные мотивы.
Причины пассивности или неучастия в политике:
- отсутствие вознаграждения (нет выгоды, не окупаемость затрат и т.п.);
- слабая теоретическая подготовка (не знание законодательства, теории государства и права);
- распространенное мнение: «Один в поле не воин», «А что я могу сделать?» и т.п.;
Факторы, влияющие на уровень политической деятельности:
- состояние экономики страны (подъем экономики ведет к спаду политической активности);
- тип политического режима в стране;
- существующая идеология в стране;
- уровень культуры общества и самой личности;
- личные взгляды, убеждения и ценности человека;
. Смья. Правовые основы брака.
Семья признается учеными основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности.
Семья — группа, состоящая из двух или более человек, связанных друг с другом браком, кровной связью или усыновлением (удочерением), ведущих совместное хозяйство, вступающих во взаимодействие в семейных ролях и хранящих унаследованную культуру, добавляя к ней выработанные совместно новые общие черты.
Семья и общество — маленькая и большая части одной и той же системы. Семья регулирует отношения полов, препятствует беспорядочным сексуальным связям. Ее основными задачами являются: рождение детей; формирование и воспитание подрастающего поколения; эмоциональная разрядка; физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи; установление тесных экономических отношений.
Различают две основные формы организации семьи — супружескую и родственную.
В супружеской семье участниками отношений являются муж, жена и их дети. Они живут отдельно, имеют собственное хозяйство, достаточно самостоятельны материально. Отношения с другими родственниками могут быть более или менее тесными, но в любом случае не существует сильной зависимости от них.
При родственной организации семьи супруги и их дети живут вместе с другими родственниками и ведут общее хозяйство. Такая традиция характерна для многих восточных народов.
Брак — это социально признанный союз двух взрослых людей разного пола, они становятся родственниками. Существует «открытый брак» (гражданский) — форма совместного проживания, союз двух людей без официальной регистрации. Основными формами брака являются:
моногамия (единобрачие) — одновременно у человека может быть одна жена или один муж;
полигамия (многобрачие, групповой брак, полигиния или полиандрия) — муж или жена имеют больше, чем одного супруга.
Российское законодательство о браке и семье
В России для заключение брака необходимо: взаимное добровольное согласие вступающих в брак, достижение брачного возраста — с 18 лет (но могут быть исключения по решению местных властей — с 16 лет), отсутствие другого зарегистрированного брака, отсутствие близких родственных отношений (по прямой линии) между вступающими в брак, дееспособность вступающих в брак, заключение в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Может быть заключен брачный договор (в письменной форме и с нотариальным заверением) о правах и обязанностях супругов по содержанию семьи, имущественных условиях расторжения брака.
При взаимном согласии супругов и отсутствии несовершеннолетних детей брак может быть расторгнут в загсе. Также это может быть сделано по заявлению лишь одного из супругов, если второй супруг признан недееспособным, признан судом безвестно отсутствующим, осужден за совершение преступления приговором суда к лишению свободы на срок более 3 лет. В случае возникновения споров (о детях, разделе имущества и др.) дело решается в суде.
Брак признается недействительным в случае несоблюдения условий его заключения, фиктивности брака, наличия у одного из супругов ВИЧ-инфекции, венерических заболеваний.
Нормы семейного права регламентируют:
- условия заключения брака
- порядок заключения и содержание брачного договора
- права и обязанности родителей и детей
- порядок регистрации Ф.И.О. ребенка
- расторжение брака в органах ЗАГС или в суде
- ограничение или лишение родительских прав
- формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителе
- порядок регистрации брака
- права и обязанности супругов
- имущество супругов и имущество детей
- условия признания брака недействительным
Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства и в некоторых, предусмотренных Семейным кодексом, случаях гос. органами, или органами опеки и попечительства.
Права и обязанности супругов:
- каждый из супругов свободен в выборе занятий, профессии, мест пребывания и жительства
- фамилию при заключении брака супруги выбирают по своему желанию
- вопросы материнства, отцовства, воспитания и образования детей, др. вопросы семейной жизни
супруги решают самостоятельно по обоюдной договоренности
- имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (доходы от
их трудовой деятельности, пенсии, пособия, др. денежные выплаты, приобретенные на общие
доходы движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, вклады, доли в капитале и др. имущество,
независимо от того, на имя кого из них оно оформлено или кто из них внес денежные средства)
- до или в период брака между супругами может быть заключен брачный договор, определяющий
их имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения
- ответственность супругов за вред, причиненный их несовершеннолетним детям, обращается на
общее имущество супругов.
В соответствии со ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В рамках провозглашенной всемирной поддержки материнства, детства и семьи со стороны государства в России действует единая система государственных пособий, компенсаций и льгот гражданам, имеющим детей, выдаваемых в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Государство обеспечивает выплату пособия при рождении детей; осуществляет различные виды помощи и предоставляет льготы беременным женщинам, женщинам, имеющим детей, многодетным семьям, семьям, имеющим больных детей; устанавливает порядок предоставления отпусков по беременности и родам, определяет ответственность должностных лиц в случае нарушения прав женщин и детей, устанавливает гарантии защиты их прав.
Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть.
Политика - буквально термин в античности означал «участие в управлении полисом». (Полис - город-государство).
Политика существовала не всегда. Основными причинами её появления можно считать следующие:
- поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждавшихся в разрешении;
- возросший уровень сложности и значимости управления обществом, который потребовал формирования особых, отделённых от общества, органов власти.
Появление политической и государственной власти и есть важнейшая предпосылка политики. Итак, политика - это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.
Политика довольно сложное общественное явление, в употреблении это понятие имеет много оттенков и значений: 1. политика - деятельность органов власти, общественных организаций, лидеров, направленная на урегулирование отношений между большими социальными группами по поводу власти в соответствии с их интересами; 2. политика - конкретные действия и методы людей, наделенных властью; 3. политика - совокупность текущих вопросов, событий, фактов государственной и общественной жизни (политика приватизации собственности и т.д.); 4. политика - различные формы участия граждан в делах общества и государства и т.д.
Субъекты политики - это участники политического процесса (группы, партии, нации, общественные объединения, классы или отдельные личности), способные осознанно бороться за власть и реформы.
Объект политики - это сфера политической деятельности государства и др. субъектов.
Российские политологи выделяют три категории граждан по степени их включения в политическую жизнь:
1-я группа - российские граждане, не осознающие свое место в обществе и политике, в основном покорно подчиняющиеся воле воздействия на них институтов государства и средств массовой информации (СМИ).
2-я группа - участники политического процесса с осознанными политическими интересами и потребностями. Их гражданская активность непосредственно связана с деятельностью государственных, партийных и общественных институтов.
3-я группа - профессионалы или близкие к ним общественно-политические деятели. Для них политика является не только основным источником существования, а и потребностью. (Депутаты, лидеры партий и общественных объединений, руководители исполнительных гос. органов и т.п.). Эта группа претендует на право выражать волю граждан в сфере принятия политических решений.
Субъекты 2-й и 3-й групп участников политического процесса, безусловно, являются самостоятельными субъектами политики.
Итог:
Политика призвана осуществлять двуединую задачу:
- управлять политическим поведением населения (классов, этнических групп, наций) во имя сохранения целостности общества;
- выражать значимые интересы всех групп и слоев в государстве.
Политика делится на:
- внутреннюю (экономика, социальные отношения, оборона, здравоохранение, образование, культура)
- внешнюю (международную) - взаимодействие с др. странами на международной арене.
Функции политики
- определение целей и задач общества;
- выработка программ жизнедеятельности общества в соответствии с интересами граждан;
- мобилизация ресурсов общества в соответствии с целями, задачами и программами;
- контроль за распределением ценностей;
- интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.
Политические средства: Методы политики:
- избирательные компании; - принуждение
- забастовки; - убеждение
- митинги; - поощрение
- вооруженные действия и т.д. - насилие
Политическая власть - всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.
Политическая власть характеризуется рядом признаков:
- легитимностью в использовании силы в пределах государства;
- верховенством - обязательностью решений для всякой иной власти;
- публичностью - всеобщностью и безличностью, что значит - обращение ко всем гражданам от имени общества с помощью права (закона);
- моноцентричностью - наличием единого центра принятия решений (в отличие, напр. от власти
экономической);
- многообразием ресурсов:
а) утилитарными - материальные и др. социальные блага;
б) принудительными - меры уголовного и административного воздействия;
в) нормативными - средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.
Основными элементами власти являются: - субъект, - объект - ресурсы (средства) Субъект власти - личность, орган, организация и т.п. реализующая свою волю и интересы путем подчинения других. Субъект определяет содержание властного отношения через: - приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться его воле; - наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; - нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом. Объект власти - личность, орган, организация и т.п. подчиняющаяся воле субъекта. Объект руководствуется мотивами: - страх перед наказанием; - преклонение перед авторитетом; - заинтересованность во власти (совпадение интересов);
Основные ресурсы власти: - Экономические - это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.); - Социальные - способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование, звание и др.); - Культурно-информационные - знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, СМИ и др.; - Силовые - оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди (внутренние войска, милиция, армия и др). Осуществлению политической власти способствуют определенные нормы и правила: - нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, гос. учреждений; - нормы, определяющие порядок формирования политической элиты; - нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность.
Политическая власть существует в каждой организованной общности людей, возникает вместе с образованием самого человеческого общества, существует на протяжении всей его истории. Каждое общество - это управляющаяся и воспроизводящаяся система, требующая координации его частей и элементов. Власть - это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов, посредством экономических, идеологических, правовых механизмов, также с помощью авторитета, традиции, насилия. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.
Власть возникает из естественноисторической потребности в организации, которая способна реализовать интересы всего общества или отдельных социальных общностей. Именно потребность в определенной организации служит причиной властной деятельности.
Таким образом, власть - это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью и возможностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, культурных и организационно-правовых механизмов.
Политическая власть реализуется для достижения определенных целей: - согласование социальных процессов, удовлетворение интересов людей, социальных групп в процессе социального производства; - поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы; - придание социальным отношениям определенной направленности в соответствии с целями общества или господствующих слоев; - осуществление принуждения в предусмотренных нормами случаях.
Политическое руководство обществом осуществляется через государство в двух основных формах:
1) через руководство административно-управленческим аппаратом государства; 2) через парламент, борьбу входящих в него партий и движений.
Таким образом, политическая власть свойственна всякому организованному обществу. Это сложное, динамичное и многоаспектное явление. В реальной жизни она представляет собой, определенным образом, организованную деятельность людей, направленную на согласование различных и противоречивых интересов, путем подчинения их формируемой единой общественной воле.
Политические партии и движения. Многопартийность.
Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.
Признаками партии являются:
1) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;
2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;
3) фиксированное членство;
4) разветвленная сеть первичных местных организаций.
Партия — один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.
Функции партии:
- выявление и выражение интересов различных групп общества
- посредничество между государством и обществом
- борьба, осуществление или соучастие во власти
- интеграция и консолидация интересов различных групп общества
- стабилизация политической системы (или ее перестройка)
- выражение определенной идеологии
- теоретическая разработка программы развития общества
- формирование политической элиты, выявление политических лидеров
- социализация личности
Существует несколько классификаций политических партий в соответствии с различными критериями:
1) в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые же партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;
2) в зависимости от степени участия в осуществлении политической власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть легальными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие подпольно);
3) по характеру членства политические партии могут быть открытыми (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытыми (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);
4) по характеру целей и отношению к существующему общественно-политическому строю партии делятся на радикальные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);
6) по месту в политическом спектре общества партии можно условно подразделить на левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).
Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий.
В Конституции Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока на приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны, интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.
2. Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование.
Труд - это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и в конечном счете имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращения их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей.
Трудовое право - это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру охраны труда и порядок рассмотрения трудовых споров. Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи субъектов трудовых правоотношений, то есть общественные формы труда. С этой точки зрения труд ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые возникают по поводу применения и реализации способности к труду. Предметом трудового права являются трудовые отношения, возникающие при применении работником своей способности к труду в процессе трудовой деятельности, а также другие общественные отношения, связанные с трудовыми.
К ним относятся:
o отношения между работником и работодателем;
o организационно-управленческие отношения профсоюзного органа, представляющего интересы трудового коллектива, с администрацией предприятия по поводу улучшения условий труда, быта и отдыха работников;
o отношения по перераспределению рабочей силы;
o отношения по поводу занятости и трудоустройства;
o отношения, связанные с возмещением материального ущерба;
o процессуальные отношения, возникающие при разрешении трудовых споров.
- Федерация, ее субъекты.
-
- Федерация - это форма государственного или национально-государственного устройства, основанная на политических образованьях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности - субъектах федерации.
- Специфическими признаками федеративного государства являются:
- - территория состоит из территорий субъектов федерации, которые не являясь государствами в
- полном смысле, обладают определенной самостоятельностью в решении государственных вопросов
- - существование двух систем государственных органов: федеральной и субъекта федерации
- - существование двух систем права, но законы субъекта не должны противоречить федеральным
- - возможно существование двух гражданств (федерации и субъекта)
- - не допускается выход субъекта федерации из состава федерации
- - организация государственной власти и система органов в ней определяются федеральными законами
- - на федеральном уровне функционируют общие властные структуры, предписания которых обязательны для всех субъектов; субъекты обязаны согласовывать собственное законодательство с федеральным
- - система органов субъекта учреждается им самостоятельно в соответствии конституцией федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти;
- - функционирование органов государственной власти федерации и ее субъекта осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между властями
- - субъекты федерации обязательно представлены в федеральных органах государственной власти
- Федеративное устройство России - 89 равноправных субъектов (самостоятельно действующих частей):
- - республик
- - краев
- - областей
- - автономных областей
- - автономных округов
- - городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург)
- - каждая республика имеет свою конституцию, законодательство, а остальные субъекты - устав и
законодательство - - Россия имеет государственную целостность, т.е. она как государство едина и неделима
- - Конституция РФ и федеральные (общегосударственные) законы имеют верховенство на всей
территории России - - государственную власть в субъектах федерации осуществляют образуемые ими органы гос. власти
- - Конституция РФ имеет прямое действие, иными словами, в случае нарушения какого-либо ее
положения любой гражданин России может пойти в суд и возбудить соответствующее дело. - Однако РФ не обладает всеми признаками федерации. Так:
- - субъекты Федерации не имеют собственной судебной системы (названия «областной суд» и т.д.
указывают не на их принадлежность, а на их уровень - - субъекты Федерации, кроме республик, не имеют собственного гражданства
- - налоги в РФ, хотя и могут взиматься в пользу субъекта, все равно устанавливаются Федерацией.
-
- 2. Право на образование: содержание, гарантии.
·
· Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если такие знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его самообразовании.
· Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколениям опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.
· Функции образования:
· 1) создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы,
· 2) сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение,
· Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.
· Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политики в РФ строится на следующих принципах:
· l) гуманистический характер образования;
· 2) приоритет общечеловеческих ценностей;
· 3) право личности на свободное развитием;
· 4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
· 5) общедоступность образования;
· 6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
· 7) светский характер образования в государственных учреждениях;
· 8) свобода и плюрализм в образовании;
· 9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений;)
·
· Конституция РФ ст. 43:
· 1. Каждый имеет право на образование.
· 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
· 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.
· 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
·
- В соответствии со ст. 1, 2, 4, 5, 6 Закона «Об образовании» Российской Федерации государственная политика в области образования основывается на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Они предусматривают воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Эти принципы обеспечивают свободу и плюрализм в образовании, демократический, общественно-государственный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.
- Государство гарантирует гражданам возможность получения общедоступного и бесплатного образования в начальной, основной и средней школе, системе среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, возраста, состояния здоровья и социально-имущественного положения.
· Таким образом, государственная политика, закрепленная в Законе «Об образовании» Российской Федерации, соответствует основным нормам Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|