Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2 Учение о Конституции Российской Федерации.





Контрольные вопросы и задания

 

1. Охарактеризуйте основные этапы конституционного развития России.

2. Какие акты конституционного значения дореволюционного периода вам известны?

3. Каковы предпосылки, основные направления и значение конституционных реформ в Российской Федерации 1989-1992 гг.

4. Охарактеризуйте особенности разработки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.

5. Определите понятие, охарактеризуйте сущность, основные черты и юридические свойства Конституции Российской Федерации.

6. Охарактеризуйте функции Конституции Российской Федерации.

7. В чем заключаются особенности структуры и содержания Конституции Российской Федерации? Каково значение преамбулы, заключительных и переходных положений?

8. Как обеспечиваются верховенство и высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации?

9. В чем заключается прямое действие Конституции Российской Федерации?

10. Определите понятие правовой охраны Конституции Российской Федерации. Каковы органы, осуществляющие охрану Конституции Российской Федерации?

11. Определите понятие, охарактеризуйте формы и содержание конституционного контроля.



12. Каков порядок пересмотра Конституции Российской Федерации? В чем заключаются особенности конституционно-правового статуса Конституционного Собрания.

13. Каков порядок внесения поправок к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации. В чем заключаются особенности внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации.

14. Охарактеризуйте механизм и гарантии реализации Конституции Российской Федерации.

15. Определите понятие и охарактеризуйте особенности толкования Конституции Российской Федерации.

16. Определите понятие и охарактеризуйте особенности конституционализма России XXI века.

 

 

Задача 1.

Президент Российской Федерации направил на ратификацию в Государственную Думу международный договор, согласно которому Россия передавала в пользу международной региональной организации часть своих исключительных прав (оборона, охрана границ, эмиссия денег и т.д.). Депутаты Государственной Думы, посчитав, что этот международный договор ограничивает суверенитет Российской Федерации, а значит, противоречит Конституции России 1993 г., отказались его ратифицировать. Президент страны, настаивая на своей позиции, заметил, что по смыслу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г. международные договоры имеют приоритет по сравнению с федеральными законами, включая и Конституцию РФ. Какая из сторон права в данном споре? Ответ обоснуйте ссылками на действующее законодательство.



Задача 2.

В связи с двадцатилетним юбилеем Конституции РФ в общественно-политических и научных кругах с новой остротой возобновилась дискуссия о реформировании Конституции РФ. При этом можно выделить три основных подхода:

а) оставить Конституцию РФ неизменной неопределённо долгое время или, по крайней мере, в течение ближайших двадцати - тридцати лет;

б) ограничиться точечными поправками к главам 3-8 Конституции РФ, касающимися, в первую очередь, распределения властных полномочий между федеральными органами государственной власти, а также между ними и органами государственной власти субъектов РФ;

3) уже сейчас начать обсуждение основ проекта будущей Конституции страны, приступить к ее разработке и принять новую Конституцию РФ как можно быстрее.

Выразите своё мнение по данному вопросу с учетом литературы и иных материалов по этой теме. Какие поправки к действующей Конституции РФ вы могли бы предложить? Составьте проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ.

 

Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите понятие и дайте общую характеристику конституционного строя. Как соотносятся понятия «конституционный строй», «общественное устройство», общественный строй», «государственный строй».



2. Определите понятие и охарактеризуйте структуру основ конституционного строя. Каковы юридическая сила, а также место основ конституционного строя в конституционном праве.

3. Охарактеризуйте основные черты конституционного строя.

4. Почему человек, его права и свободы являются высшей конституционной ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства?

5. Охарактеризуйте многонациональный народ России как носителя суверенитета и единственный источник власти.

6. Как соотносятся народный, национальный и государственный суверенитет?

7. Какие формы осуществления власти народа вам известны? Определите понятие непосредственной и представительной демократии, охарактеризуйте их признаки и взаимосвязь.

8. В чем значение референдума и свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа? Назовите иные институты непосредственной демократии в современной России.

9. Какова роль местного самоуправления в системе народовластия?

10. Охарактеризуйте признаки Российской Федерации как демократического государства. Каково выражение признаков России как демократического государства в Конституции Российской Федерации?

11. Охарактеризуйте Россию как федеративное государство. В чем отличие Российской Федерации от других федераций?

12. Охарактеризуйте Российскую Федерацию как суверенное государство. Каковы конституционные основы суверенитета Российской Федерации?

13. Определите понятие и охарактеризуйте сущность правового государства. Каковы перспективы реализации в Российской Федерации конституционной идеи правового государства?

14. В чем сущность республиканской форма правления в Российской Федерации? Назовите критерии разграничения парламентарной, президентской и смешанной республик.

15. Охарактеризуйте разделение властей как конституционный принцип организации и осуществления государственной власти в Российской Федерации.

16. Охарактеризуйте Российскую Федерацию как социальное государство. Каковы перспективы реализации в Российской Федерации конституционной идеи социального государства.

17. Охарактеризуйте Российскую Федерацию как светское государство. Каково выражение в Конституции Российской Федерации признаков России как светского государства? Каковы особенности правового статуса, порядок создания и деятельности религиозных объединений?

18. Определите понятие и охарактеризуйте значение политического плюрализма в конституционном строе России. В чем заключается взаимосвязь идеологического многообразия и политического плюрализма?

19. Каковы конституционно-правовые основы статуса общественных объединений? Охарактеризуйте понятие, виды, порядок создания и деятельности общественных объединений.

20. Охарактеризуйте особенности конституционно-правового регулирования статуса политических партий.

21. Охарактеризуйте порядок формирования и статус Общественной палаты Российской Федерации, ее роль в обеспечении взаимодействия граждан Российской Федерации, институтов гражданского общества с органами государственной власти и местного самоуправления.

22. Каковы конституционные основы экономической деятельности в Российской Федерации?

23. Каковы конституционные основы духовно-культурной деятельности?

24. Каково содержание конституционного принципа идеологического многообразия? В чем заключается значение идеологического многообразия для конституционного развития России?

 

Задача 1.

Группа граждан обратилась в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с инициативой о проведении референдума по вопросу присоединения России ко Всемирной торговой организации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отказала в проведении референдума, сославшись на то, что в соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» на референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Правомерен ли отказ Центральной избирательной комиссии?

Задача 2.

Депутат Государственной Думы предложил дополнить Главу 3 Конституции Российской Федерации статьёй 70[1], закрепляющей полномочия многонационального народа России по решению вопросов, относящихся к федеральному ведению, а также статьёй 70[2], закрепляющей сферу совместного ведения многонационального народа России и государства в целом – Российской Федерации. Оцените обоснованность позиции депутата.

Задача 3.

Комментируя ситуацию на Украине, депутат Государственной Думы РФ предложил провести специальное закрытое заседание Государственной Думы РФ по этому вопросу. Представитель министерства иностранных дел одного из зарубежных государств заявил, что такое заседание не соответствует конституционной характеристике России как демократического государства, так как гласность является неотъемлемым признаком демократии. Кроме того, как указал представитель министерства иностранных дел, в Конституции России и текущем законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие проводить закрытые заседания Государственной Думы. Составьте письменный аргументированный ответ, обоснованный ссылками на нормативные правовые акты.

 

Задача 4.

Ученик 9 класса гимназии присутствовал на уроке в головном уборе. В ответ на требование учителя снять головной убор, он заявил, что ношение им головного убора обусловлено выполнением требований религии, которую исповедует он и его семья. Кроме того, заявил ученик, в России существует свобода вероисповедания, и, поэтому, требование учителя противоречит Конституции Российской Федерации. Кто прав в этом споре?

Задача 5.

Участвуя в процессе, адвокат заявил, что не верит в беспристрастность суда. В ответ на предложение судьи пояснить причину недоверия, адвокат заявил, что судебная власть не является самостоятельной, так как судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, а судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации. По мнению адвоката, существующий порядок ставит в зависимость судебную власть от законодательной и президентской власти. Верна ли позиция адвоката?

Задача 6.

Законодательный (представительный) орган государственной власти одного из субъектов Российской Федерации принял Закон «О гарантиях обеспечения жителей области мясом птицы и молочными продуктами». В ст.2 указанного закона содержался запрет на вывоз молочных продуктов и мяса птицы за пределы территории области индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями. Высшее должностное лицо указанного субъекта Российской Федерации отклонило закон, сославшись на то, что он нарушает положения Конституции Российской Федерации. Определите и аргументируйте свою позицию по отношению к возникшим разногласиям.

Задача 7.

Министерством юстиции РФ были получены документы, необходимые для государственной регистрации политической партии под названием «Федеральное Собрание». Министерство юстиции РФ отказало в регистрации политической партии, сославшись на то, что некоторые положения её устава противоречат Конституции Российской Федерации и иным нормативным правовым актам. В частности, уставом было предусмотрено, что политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от иностранных граждан и лиц без гражданства, поддерживающих программу партии. Правомерен ли отказ в регистрации?

Задание 1.

Проанализируйте Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Охарактеризуйте правовые позиции Конституционного Суда РФ по отношению к суверенитету Российской Федерации. Оцените обоснованность этих позиций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.